Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:
На Коломенской всегда жило много старообрядцев. Во дворе дома 12 есть старый старообрядческий храм. На здании нет купола и креста. И это не случайно. Известно, что реформа и, вслед за ней, раскол случились во времена Алексея Михайловича. Гумилев, который пару лет жил и умер здесь же на Коломенской, писал, что реформа носила не только религиозный, но и политический характер. В то время Россия объединялась с Малороссией, которая тяготела к Польше. Гумилев считал, чтобы укрепить наши позиции и привлечь на свою сторону малороссийское духовенство, проводились эти реформы. Во всяком случае это одно из объяснений. Были ещё и другие причины. Почти треть священников и верующих отказались принять нововведения. В основном эти люди жили на севере. Тогда и появилось понятие старовер. Некоторые староверы, спасаясь от преследований, ушли на север.
Вот эти поморы и стали потом появляться в Петербурге. Но они не имели гражданских прав. И только Александр III старообрядцев и православных уравнял в гражданских правах. Но им всё равно запрещалось ставить кресты на своих храмах.


Здание было пострено архитектором Павловым в начале 1900-х.


Вообще старообрядцы не едины в своей основе. Были такие, которые не принимали никакие изменения, и были такие, которые пошли на какие-то контакты с православной церковью. Те, кто больше всего приблизился к православию, назывались единоверцами. В единоверческих храмах кресты стояли. В районе Коломенской было много единоверцев, их храм был там, где сейчас музей Арктики и Антарктики.



Но на Коломенской преобладали старообрядцы, которые ни на какие контакты с православной церковью не шли. Раньше на этом здании была доска, на которой было написано «Невская Поморская старообрядческая община».



Неизвестно работал ли этот храм в блокаду. После войны храм работал. В начале 1960-х храм закрыли. Здесь разместили детский сад. Здание переделали. Возможно тогда сделали слева пристройку, которая кажется вот-вот отвалится. А старообрядцем тогда же предоставили место в Рыбацком. Там они и сейчас находятся. У них там есть церковь и старообрядческое кладбище. Но в 1990-е и это здание вернули той же общине, которой это здание принадлежало раньше.



В самом доме 12 жил иконописец Н.С. Рачейсков. Здесь в мастерской с ним познакомился Лесков. Лесков интересовался раскольниками, в них он видел истинных хранителей древнего русского народного искусства, гибнущего от невнимания и отсутствия какой-либо правительственной или общественной поддержки. В статье, написанной после смерти Рачейскова («О художном муже Никите и совоспитанных ему» — «Новое время», 1886, № 3889, 25 декабря), Лесков писал:

«Никита Рачейсков был «изограф», то есть иконописец в древнем русском стиле. После знаменитого московского мастера Силачева, который тоже умер, Никита Рачейсков по справедливости мог считаться одним из самых лучших мастеров по изографскому искусству. Особенно он был искусен в миниатюре, которую исполнял своими огромными и грубыми на вид ручищами удивительно нежно и тонко, как китаец. В этом роде я не видал и не знал равного ему мастера в России... По выходе в свет моего рождественского рассказа «Запечатленный ангел» (который был весь сочинен в жаркой и душной мастерской у Никиты) он имел много заказов ангела».

Кстати, если почитать старые книги, то станет ясно, что в названии рассказа обыгрывается два значения слова запечатленный. Раньше у этого слова было второе значение – запечатанный.



При Николае II старообрядцам разрешили ставить кресты. И не только. В №9 Нивы за 1907 год была опубликована репродукция картины Н.И. Струнникова «Открытие алтарей старообрядцев»:

Интересная картина молодого художника, Н.И. Струникова, иллюстрирует одно из самых ярких событий в жизни нашего старообрядчества: распечатание старообрядческих алтарей на основании Именного Высочайшего указа 17 апреля 1905 года.
17 апреля 1905 года недаром называют «праздником веротерпимости». С этого дня старообрядцы получили свободу совести и давно желанную возможность открыто совершать богослужение в своих старых, остававшихся с давнего времени запечатанными, церквах.
17 апреля состоялось распечатание алтарей в храме на московском старообрядческом Рогожском кладбище.
Были отбиты замки летнего храма, грузные двери отворились, и взорам присутствующих предстала внутренность «запечатленной» церкви. Там была пустота и тлен, но многое из старой обстановки сохранилось: старые иконы, облачения и два великолепных евангелия. Зато стенная живопись совершенно погибла под плесенью, покровы истлели, иконы кое-где упали. А на полу виднелись скелеты голубей и галок, случайно залетевших сюда и погибших от голода.
Картина Н.И. Струнникова иллюстрирует именно этот момент и эту обстановку старого, пришедшего в запустение, храма. Картина впервые появилась на конкурсной выставке 1906 года в Академии Художеств и сразу обратила на себя всеобщее, вполне заслуженное внимание.




Первый старообрядческий храм с крестами в нашем городе был построен в 1907 Крыжановским Б. А. на Тверской 8.
В №40 Нивы за 1907 год была заметка «Торжества старообрядцев » .

Московские старообрядцы справили недавно большое торжество. В воскресенье 12 августа, в Москве, в 3-м Ушаковском переулке на Остоженке, совершена закладка грандиозного старообрядческого храма.
Закладка эта – целое событие в старообрядческом мире. В течение долгого времени (начиная со второй половины XVII века) старообрядцы были лишены даже малейшей возможности совершать такие торжества, как закладка или постройка собственного храма. Не могли они также мечтать и о крестном ходе. Всякое не только торжество, но и простое какое-либо проявление их религиозной жизни состояло под строгим запретом.
Но времена изменились. В глухом, на крепко заколоченном склепе повеяло весною. Одно разрешение следовало за другим, и вот на Остоженке была совершена торжественная закладка храма, вместе с тем состоялся торжественный крестный ход через всю Мсокву.
<…>
Подобное же торжество было и у петербургских старообрядцев. 14 сентября, в день Воздвижения Креста Господня, состоялось торжественное водружение крестов и подъем колоколов на строящийся в Петербурге старообрядческий храм во имя Пресвятыя Богородицы.



Храм этот заложен осенью 1906 года по проекту архитектора Б.А. Крыжановского на Тверской улице, близ Таврического дворца. Участок земли, на котором производится постройка, пожертвован В.И. Кокоревой. Сооружение храма производит совет петербургской общины старообрядцев Поморского согласия.



Освящение храма предполагается в декабре 1907 года


Здание построено в стиле неорусского модерна.




По рисункам Крыжановского были выполнены три пятиярусных дубовых иконостаса в древнерусском стиле, изготовленные в мастерской Д.В. Дудакова. В них были помещены старинные новгородские, псковские и московские иконы (в первом ярусе). В других ярусах и на клиросах имелись образцы письма московского и корсунского.
На хорах располагались изолированные помещения для представителей других старообрядческих согласий, сообщавшиеся с интерьером храма через небольшие оконца.
В постройках при храме размещались школа, приют для убогих, кухня, трапезная, свечная мастерская и квартиры служителей церкви.



Фасады здания были оштукатурены и затерты белой известью, так что храм издали казался белокаменным. В плане он крестообразный, его венчают пять куполов. Восемь окон в барабане главного купола дают естественное освещение.
Расположенные на угловых частях крыши маленькие главки выполнены по заказу общины черноморское строительное общество «Железобетон».
Все купола были покрыты красной медью, которая сразу окислилась и приобрела темно-бронзовый цвет.



Звонница соединяется с храмом галереей.



Церковь Знамения была закрыта согласно постановлению ленгорисполкома 16 августа 1933 года и передана под "культурный очаг" завода "Металл". В наше время там располагался один из цехов завода автоарматуры.



В 2006 г. храм был возвращён старообрядческой общине и вскоре отреставрирован. Сейчас в нём проводятся богослужения.



На этой старой фотографии за церковью виден угловой дом, который построил Бубырь, на Тверской 2:

Tags: Любимый город, Московская часть, Нива
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments