Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Вредно ли курить табак?

В прошлом году в Эрмитаже была симпатичная выставка Но если уж табак так нравится тебе... . Впервые были представлены около ста двадцати предметов, связанных с табачной культурой XVII – начала ХХ века. Были показаны табакерки, которые принадлежали Августу Сильному, Фридриху Великому, Людовику XV, Петру I и Петру II, Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине II. Обычно эти табакерки хранятся в Золотой кладовой. Выставка была в Синей спальне, посетители равнодушно проходили мимо, так как нигде не было написано, какие сокровища можно посмотреть совершенно свободно. Была представлена очень интересная коллекция табачных терок.

Табакерка из черепахового панциря с портретом Анны Иоанновны. Портрет практически не имеет сходства с оригиналом:


Эта табакерка из черепахового панциря в виде бочонка считается самой ранней в коллекции французского ювелирного искусства. Табакерка (1684) украшена верхи и внизу золотыми обручами, снабжена навинчивающейся крышкой; внутри к ней на цепочке крепится золотая ложечка:


Табакерка в форме корабля, принадлежала Петру I. Выполнена из дерева, инкрустированного перламутром, оправа и крышка золотые. Эту табакерку, сделанную в России в конце XVII века, Петр возил с собой в первое заграничное путешествие по Франции и Британии:


Французская табакерка (1724) мастера Даниэля Говерса. Изготовлена по случаю свадьбы Людовика XV.


Внутри два портрета работы миниатюриста Ж.Б. Массе, представляющие Людовика и Марию Лещинскую ( а ведь на этом месте могла бы быть наша Елизавета Петровна, между прочим):


Табакерка в виде гренадерской шапки Лейб-кампании. Принадлежала Елизавете Петровне, посвящена событиям 25 ноября 1741 года. Поскольку главными участниками была рота преображенцев, то на другой день по их просьбе Елизавета Петровна приняла на себя звание капитана гренадерской роты, 31 декабря издала указ, по которому рота стала именоваться Лейб-кампанией и все солдаты были возведены в дворянство.


Табакерка изготовлена Иеремией Позье в 1740-е. Ещё мальчиком он приехал в С.-Петербург с отцом, здесь же учился и стал прославленным мастером. Среди его заказчиков были знатные петербургские вельможи. Позье оставил дивные воспоминания о нравах того времени. Подробно написал о том, как делал вещи на заказ, но вельможи денег не платили, как приходил к ним, унижался, умолял заплатить, но его били палкой и выгоняли. Жаловался императрице. В результате, можно сказать, бежал из России.


Во второй половине XVIII века на Невской порцелиновой мануфактуре в С.-Петербурге создавались разнообразные табакерки в форме раковин, яблок, барабанов, комодиков и проч. Всё это было связано с изобретением русского фарфора Виноградовым Дмитрием Ивановичем. Особенно модными были так называемые пакетовые табакерки – плоские коробочки в виде запчатанного конверта. На их крышках воспроизводились факсимильные надписи заказчиков, а на дне помещались изображения, имитирующие сургучные печати в виде гербов и вензелей заказчиков. Всем желающим приобрести табакерки с «адресом» предлагалось присылать « в Санкт-петербург формуляры, какую кто надпись и на каком языке изволит, которыми он господин Виноградов желает всех того требующих удовольствовать, а цена за табакерку с надписью, кроме обделки по 20 рублев ».
Этот «пакет» адресован Елизавете Петровне:




Табакерка с изображением лагерных сцен гвардейского голштинского полка Петра III. Матер Жан Жорж, 1761. Считается, что принадлежала Петру III:






Табакерка с портретом Алексея Орлова. Мастер Иоганн Готлиб Шарф, 1778. И.Г. Шарф приехал в Петербург в 1767 году, стал подмастерьем, а с 1772 года – мастером иностранного цеха ювелиров.
В центре табакерки портрет Орлова в образе античного героя:


Табакерка – коллекция камней. Мастер Иоганн Христиан Нейбер, конец XVIII века.
В конце XVIII века было модно коллекционировать минералы. Появились табакерки, которые назывались «кабинет камней». На золотой монтировке около каждого камня выгравирован номер, а внутри имеется книжка с перечнем минералов. Эта табакерка упомянута в описи И.Г. Георги.


Вот эта табакерка всегда была окружена тайной. Считается, что она была свидетельницей смерти Павла. Это, так называемая, зубовская табакерка.


Табакерка платиновая. Мастер Иоганн Вильгельм Кейбель, середина XIX века.
После находки на Урале в 1825 году платины в России начали изготавливать ювелирные изделия из нового материала. И.Г. Кейтель переселился в Петербург из Пруссии вместе с отцом, по его смерти унаследовал мастерскую и клеймо, став одним из ведущих ювелиров.


Табакерка для трех сортов табака. Германия, 1740-е.
Табакерка представляет собой три коробочки с тремя крышечками.


Табакерка выполнена под влиянием шинуазри. Франция, 1750-е.


Терки для табака, кисеты



Терка с изображением любовной сцены. Франция, начало XVIII.
На терке, возможно, изображен легендарный остров любви Цитера, где существовал культ Афродиты. На оборотной стороне терки, которая представляет собой перламутровую пластинку, вырезан корабль, подгоняемый Зефиром.


Кисет с видами городов. Россия, 1830-е
На одной стороне - Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев, Великий Новгород, Варшава, Москва, Архангельск, Одесса. На другой стороне – Константинополь, Эривань, Неаполь, Пекин, Вена, Лондон, Берлин, Париж, Дрезден. Рядом с каждым городом приведены краткие географические сведения. Кисет выставлялся впервые.


Кисет с портретом графа И.Ф. Паскевича-Эриванского. Россия, 1830-е.
С обратной стороны – шесть клейм с портретами семьи Николая I и различными сценами в память победы в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Кисет выставлялся впервые.


Кисет с военными сценами. Россия, 1831.
На одной стороне надпись: Его Императорское Величество Николай 1-й при Шумле на биваках 1828 года июля 8 дня. Общее движение, о котором писано вчера, сего дня совершилось в 5ч. Утра. 7-й корпус, поступивший под команду начальника Главного Штаба графа Дибича, двинулся вдоль гор, идучи по левой стороне высоты балканской, на коей лежит Шумля. В 6ч. главные наши силы под предводительством самого Государя Императора пошли вперед следующим порядком: 3 бигады, 2 дивизии эшелонами с своею артиллерию.
Этот кисет является образцом сувенирной продукции, посвященной победе России в Русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Кисет выставлялся впервые.


Трубки
Трубка начала XIX веа, принадлежала Александру I.


Трубка в виде рога изобилия. Россия (?). Вторая половина XIX века.


Трубка в виде головы негра. Австро-Венгрия. Вторая половина XIX – начало XX.


Трубка с изображением черепа. Франция. Фирма «Соммер». Между 1878 и 1889


Трубка с изображением бородатого монаха. Франция. Фирма «Соммер». Между 1878 и 1889


Трубка с изображением кошки и двух мышек. Франция. Фирма «Соммер». Между 1878 и 1889
Очень симпатичная трубка на самом деле.


Портсигар. Москва. 1840-е.
Портсигар с двумя крышками, под одной из которых – рифленая поверхность для зажигания спичек. На обеих сторонах виды Москвы.


Огниво водородное с фигурой Мефистофеля (настольная зажигалка)
Франция, Грмания. Завод Жакоба Пети. Середина XIX века.
«Водородное огниво» изобрел 1823 году немецкий химик И.В. Деберейнер. Этот первый химический способ получения огня основан на способности пористой платины вызывать воспламенение водорода без электрической искры. На основе этого изобретения стали создавать простейшие декоративные зажигалки.
Кубический сосуд из фарфора служил емкостью для химической реакции цинковой пластины с серной кислотой. В результате взаимодействия выделялся водород, который скапливался в стеклянной колбе, скрытой внутри коробки и укрепленной на внутренней стороне крышки. При повороте вентиля, расположенного сзади под плащом Мефистофеля, водород устремлялся наружу по трубке-горелке внутри фигуры. Воспламенение происходило в момент контакта на воздухе водорода с платиной. Стеклянный колпачок в движущейся вверх и вниз правой руке Мефистофеля действовал как гаситель огня.




Огниво водородное с фигурами арлекинов (настольная зажигалка)
Россия. Середина XIX века.




Пепельница. Россия. Середина XIX века.


Сигарница в виде книжки. Франция. Середина XIX века.
Имеет два отделения: одно для четырех сигар, второе – для спичек с пластиной для зажигания.


Спичечница в виде книги.
Россия. Вторая половина XIX века.
Спичечница деревянная, обтянута кожей, боковые стороны оклеены наждачной бумагой.
Спички в современном виде были изобретены немецким химиком Рудольфом Бетгером в 1848 году. Он предложил наносить горючую смесь на головку спички и на боковую поверхность коробки. Эти спички стали вырабатываться в Швеции в 1855 году и потому в России долго носили название «шведские».


Спичечница
Австрия. Вторая половина XIX века.
В XIX веке спички обычно продавали в больших картонных коробках, неудобных в употреблении (спичечный коробок был изобретен только в 1889 году), и частной жизни их подвергали последующей расфасовке. Для этого покупали специальные спичечницы.


Подставка для сигар «Слон»
Россия. После 1862.


Портсигар с фотографиями.
Россия. 1867
Портсигар из кожи в медной оправе, украшен вышивкой. Данный портсигар представляет собой вещь, сделанную на заказ и подаренную, вероятнее всего, в юбилей свадьбы. Вполне вероятно, что портсигар мог принадлежать и жене, поскольку с 1830-х курящая женщина, хотя и вызывала в обществе осуждение, но уже не была редкостью. Так, в своих воспоминаниях М.А. Паткуль писала: « Однажды, когда я обедала у них [ князей Одоевских] сестры княгини, Пущины, предложили мне выкурить пахитосу. Сначала я отказалась, но когда они сами закурили и подали мне зажженную пахитосу, я решила испытать, вкусно или нет. В то время [1840] была мода курить. Хотя у меня слегка закружилась голова, но я нашла, что это очень приятно. Тетушка до того баловала меня, что, когда я вернулась с обеда и рассказала ей о пахитосе, то, не находя в этом ничего предосудительного, она тотчас же подарила мне несколько пачек, а дядюшка, баловник порядочный, прибавил к ним мунштучек. Вот с этого-то времени, то есть с восемнадцатилетнего возраста, не отстала от этой дурной привычки». Вот что писали в журнале «Мода» за 1857 год: « В последнее время курение табаку вошло во всеобщее употребление; теперь курят не только мужчины, но даже дамы, девицы и дети – запах табаку сделался приятен для тех даже, которые восемь лет назад н могли сносить его дыма, падая в обморок. Не правда ли, мои снисходительные читательницы?.. Вспомните, как может, и из вас некоторые падали в обморок, когда нечаянно зайдет в гостиную молодой человек, вооруженный длинным чубуком с трубкой, и начнет пускать кольцы дыма, которые, подымаясь к потолку, рассеиваются в какие-то облачки, сливаются в густой туман?... А теперь?... Теперь совсем не то, многие девицы пристрастились к табаку до такой степени, что не могут пробыть без папиросы ни одного часа»


Портсигар.
Англия. 1885
Серебро, эмаль, позолота.
Портсигар в виде закрытого конверта с откидной крышкой. Надпись на штемпеле: С.НЕТЕРБУРГ КАНNЕЯРIЯ , что должно означать С.-Петербург Канцелярия.
В 1880-е было модным воспроизводить в серебре фактуру иных материалов: дерева, бумаги, ткани. В данном случае виртуозно передана фактура бумажного конверта с почтовой маркой и именем адресата.


Пепельница (спичечница?) с фигурками петушков.
Россия. Последняя четверть XIX века.
Во второй половине XIX века получил распространение «русский стиль». В оформлении использовались мотивы деревянной архитектуры, полотенец, рукавиц, петушков.




Пепельница.
Фирма К.Фаберже. Последняя четверть XIX века. Выставлялась впервые.


Папиросница.
Фирма К.Фаберже. После 1896. Выставлялась впервые.


Сигаретница.
Австрия (?). Конец XIX – начало XX.


И наконец дивная пепельница.
Франция. Конец XIX – начало XX
Пепельница кожаная в медной оправе, с надписью: не имеет того, что желает. Фраза представляет собой окончание французской поговорки Сердце, которое вздыхает, не имеет того, что желает


В каталоге выставки была изложена история появления и распространения табака в Европе.
Здесь привожу несколько страниц из книги, изданной более ста лет назад. О распространении табака в России.











Tags: Выставка, Моя семья
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments