Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Неизвестный художник. Виды Петербурга

В корпусе Бенуа сейчас выставка «Неизвестный художник. Живопись и скульптура XVII – XIX веков из собрания Русского музея». На выставке более двухсот работ, а всего в коллекции музея работ неизвестных художников около восьмисот. То, что сейчас представлено на выставке практически никогда не экспонировалось. И вряд ли потом будет.
«Экспозиция построена по тематическому принципу: «Парсуна и портрет петровского времени», «Императорские портреты», «Мундирные портреты», «Детский портрет», «Купеческий портрет», «Портреты духовных лиц», «Портреты и автопортреты художников», «Жанровые полотна, интерьеры, натюрморты», «Историческая живопись», «Аллегорические полотна» «Городской пейзаж»…

«Городской пейзаж» это конечно виды любимого города.
Имена художников, выполнявшие живописные виды Петербурга по гравюрам с рисунков М.И. Махаева, пока не определены. Известно, что какие-то виды выполнялись по заказу президента Академии наук гетмана К.Г. Разумовского в Венеции. Я.Я. Штелин в своих записках сообщает: «Доменико Дадьодо <…> почти ежегодно заказывает привозить из своего отечества <…> значительное число <…> венецианских проспектов <…> Именно через него гетман граф Разумовский заказал написать маслом лучшему ученику Каналетто <…> в Венеции все снятые здесь и гравированные на меди проспекты Петербурга в большом размере». По сведениям Штелина, привезенные картины были размещены в загородном доме Разумовского на Петергофской дороге. Имя автора и количество картин не указаны. Известно, что в мастерской Каналетто работало много живописцев с помощниками и учениками.

Рисунки М.И. Махаева были выполнены с натуры с помощью камеры-обскуры в 1748-1750 годах. Гравировали А.А. Греков, Я.В. Васильев, И.П. Еляков, Г.А. Качалов, Е.Т. Внуков, Е.Г. Виноградов.
Гравюры эти были представлены в прошлом году в Эрмитаже на выставке «Ломоносов и елизаветинское время». Писала об этих гравюрах здесь .

Летний дворец .
Летний дворец Елизаветы Петровны (1741-1744, Ф.Б. Растрелли), великолепное деревянное здание на каменном основании, богато декорированное резьбой и скульптурой. Здесь в сентябре 1754 года родился будущий император Павел I. В конце XVIII века обветшавший дворец разобрали и на его месте построен Михайловский замок.






Вид Невского проспекта от Аничкова моста с домом И.И. Шувалова .
В 1753-1755 годах на участке между Итальянской улицей, Невским проспектом и Фонтанкой архитектором С.И. Чевакинским был построен для И.И. Шувалова дворец со служебными флигелями и садом, изображение которого справа. Слева Аничков дворец (1741-1754, архитекторы М.Г. Земцов, Г.Д. Дмитриев, Ф.Б. Растрелли; впоследствии неоднократно перестраивался).






Биржа и Гостиный двор .
На северной стороне стрелки Васильевского острова, который на протяжении всего XVIII века был центром торговли, находилось несколько Гостиных дворов (не сохранившихся или дошедших до нашей дней перестроенными). «Портовый Гостиный двор» (1723-1735; архитектор Д. Трезини) был первым из них. Рядом Биржа и Таможня, у причала множество кораблей.






Адмиралтейство в Петербурге .
Главное Адмиралтейство (заложено в 1704, перестроено в 1732-1738 И.Г. Коробовым и в 1806-1823 А.Д. Захаровым) – кораблестроительная верфь. Пространство перед Адмиралтейством напоминает о его втором назначении в петровские времена – крепости для защиты от нападения шведов (земляные валы, рвы, существовавшие вплоть до начала XIX века). Образовавшийся перед валами луг слева и справа от Невского проспекта был огорожен и использовался как для военных целей, так и для выпаса скота.





Вид Невского проспекта от Полицейского моста с домом графа А.С. Строганова .
Это со второго варианта гравюры с рисунка М.И. Махаева, который был сделан уже после строительства Строгановского дворца (1752-1754; архитектор Ф.Б. Растрелли).









Проспект вверх по Неве реке между Галерною верфью и 13 линией Васильевского острова .
Изображена Большая Нева в нижнем течении. Слева жилые дома, справа Английская набережная, Ново-Адмиралтейский канал, Галерная верфь (позднее – Адмиралтейский завод). О существовании Галерной верфи на этом месте напоминает название Галерная улица.







Проспект вниз по Неве реке от Невского моста между Исаакиевской церковью и корпусом кадетским .
Большая Нева и деревянный наплавной Исаакиевский мост, соединяющий Васильевский остров с Адмиралтейской стороной (наводился с 1727 года). Слева видна часть первой Исаакиевской церкви (1717-1727, архитектор Г.-И. Маттарнови, разобрана в середине XVIII века), за ней – Английская набережная. Справа Васильевский остров, на переднем плане – дворец А.Д. Меншикова (1710-1720, архитектор Д.-М. Фонтана, И.-Г. Шедель, в 1730-е годы перестроен для Сухопутного Шляхетского корпуса, позднее Первого Кадетского корпуса).











Проспект вниз по Неве реке между Зимним домом и Академию наук .
Изображена Большая Нева, больший из рукавов реки Невы, огибающий с юга Васильевский остров. Справа на набережной Васильевского острова дворец царицы Прасковьи Федоровны. Рядом здание Кунсткамеры (1718-1734; архитектор Г.-И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов). В то время, когда Махаев снимал вид, Кунсткамера была сильно повреждена пожаром 1747 года, нанесшим большой урон зданию и коллекциям музея (в частности пострадала башня). Махаев воссоздал облик здания по чертежам. Слева – третий Зимний дворец (1732-1736; архитектор Ф.Б. Растрелли), за ним Адмиралтейство (1727-1738; архитектор И.К. Коробов), верфь с корпусами строящихся судов. На Неве парусные корабли.










Проспект вверх по Неве реке от Адмиралтейства и Академии наук к востоку .
Представлена самая широкая центральная часть Невы между оконечностью Васильевского острова, Петропавловской крепостью (слева) и Дворцовой набережной. Слева – дворец царицы Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Иоанна V (1720-1727; архитектор Г.-И. Маттарнови, Г. Киавери, М.Г. Земцов, разобран в 1826 году). Дальше на небольшом острове каменная Петропавловская крепость и Петропавловский собор (1712-1733; архитектор Д. Трезини). На стрелке Васильевского острова – деревянный помост для фейерверков, левее – деревянная пристань.









Вид Фонтанки в Петербурге . Середина XIX века
Изображен вид Фонтанки, приблизительно от Графского переулка вниз по течению реки. Вдали видны башни и цепи Чернышева моста, за ним ряд таких же мостов (позднее они были перестроены). На Фонтанке – привычные для жителей Петербурга баржи с дровами, плоты; набережные почти безлюдны. Возможно автор запечатлел картину, открывавшуюся из окна его квартиры, расположенной в верхнем этаже здания (рядом виден карниз соседнего дома). Вдли виднеется Троицкий Измайловский собор (1828 – 1835; архитектор В.П. Стасов).

Пейзаж отличается точностью перспективного построения и цветовой достоверностью. Его автор, возможно, не профессионал, но учившийся живописи любитель. В середине XIX века в столице художник-дилетант, посещавший, к примеру, рисовальные классы Академии художеств (билет можно было приобрести на треть года за 9 рублей серебром), - достаточно распространенное явление. Это обстоятельство во многих случаях затрудняет атрибуцию произведений.








Tags: Выставка, Любимый город
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Recent Posts from This Journal