Крепость Святого Петра, сооруженная в восточной части усадьбы в 1757 году, спустя два года преобразовали в крепость Петерштадт. В плане крепость представляла собой четырнадцатиконечную звезду с четырьмя бастионами, окруженную земляными валами и рвами, наполненными водой. Крепость площадью два гектара дополнялась сложной системой дополнительных укреплений. Находящийся рядом с северным фронтом пруд получил название «Увеселительное море». Здесь разыгрывались морские баталии с участием боевых судов: двенадцатипушечного корабля «Ораниенбаум», фрегата «Святой Андрей», галер «Святая Екатерина» и «Елизавета».
На территории крепости располагались арсенал, казармы для артиллерийских, драгунских полков и кирасирских трубачей, дома для офицеров и командиров полков, гауптвахта, сараи для лошадей и экипажей, цейхгауз.
В России традиция потешных баталий и строительства крепостей для военных забав наследников престола появилась при Петре I. Созданные им Семеновский и Преображенский полки исполняли роль потешных войск, а впоследствии стали основными частями гвардии.
Петр Федорович для участия в военных играх пригласил полки Шлезвиг-Голштинского герцогства, откуда он был родом.
Из записок Екатерины II становится понятно, что она к приглашению голштинцев относилась отрицательно:
…число голштинскаго войска и авантюристов, которые занимали там офицерския места, увеличивалось из года в год.
Солдаты Ингерманландскаго полка говорили: "Вот мы стали лакеями этих проклятых немцев". Дворцовые лакеи говорили: "Нас заставляют служить этому мужичью". Когда я увидела и узнала, что происходит, я твердо решила держаться как можно дальше от этой опасной ребяческой игры.

Численность голштинского гарнизона доходила до 1500 человек. Строительством крепости Петерштадт руководили голштинский мастер Ферстер и инженер-поручик Савелий Соколов. Крепость занимала два гектара.
На территории крепости находился дворец Петра III, предназначенный для его отдыха после военных занятий.

Впервые в русской архитектуре на территории фортификационного сооружения появилась дворцовая постройка, служившая не военным, а увеселительным целям.


Первый этаж дворца был служебным. На втором этаже сохранилось несколько парадных помещений. Дворец построил архитектор Антонио Ринальди.















На доспехах изображена обезьянка. Известно, что у Петра Фёдоровича была

Как и положено, в крепости должна быть потайная лестница:

В этом скромном доме Петр III жил до самого ареста. Здесь 28 июня 1762 года он подписал отречение от престола, был арестован и увезен в Ропшу, где вскоре скончался от геморроидальных колик.
С течением времени деревянные постройки крепости пришли в ветхость и в конце XVIII века были разобраны. На сегодняшний день сохранились только остатки земляных валов, небольшой дворец и парадные въездные ворота:

Макет крепости:

Вот как в своих записках Екатерина II вспоминала о жизни в Ораниенбауме:
Вообще мне и всем нам опротивела скучная жизнь, которую мы вели в Ораниенбауме, где нас было пять или шесть женщин, которыя оставались одне с глазу на глаз с утра до вечера, между тем как мужчины, со своей стороны, скрепя сердце упражнялись в военном искусстве.
Вот образ жизни, какой я тогда вела в Ораниенбауме. Я вставала в три часа утра, сама одевалась с головы до ног в мужское платье; старый егерь, который у меня был, ждал уже меня с ружьями; на берегу моря у него был совсем наготове рыбачий челнок. Мы пересекали сад пешком, с ружьем на плече и мы садились -- он, я, лягавая собака и рыбак, который нас - вез -- в этот челнок, и я отправлялась стрелять уток в тростниках, окаймляющих море с обеих сторон Ораниенбаумскаго канала, который на две версты уходит в море. Мы огибали часто этот канал и следовательно находились иногда в довольно бурную погоду в открытом море на этом челноке. Великий князь приезжал через час или два после нас, потому что ему надо было всегда тащить с собою завтрак и еще не весть что такое. Если он нас встречал, мы отправлялись вместе; если же нет, то каждый из нас ездил и охотился порознь. В десять часов, а иногда и позже, я возвращалась и одевалась к обеду; после обеда отдыхала, а вечером или у великаго князя была музыка, или мы катались верхом.
Для своих комнат в этом дворце я все покупала на свои деньги, во избежание всяких споров и затруднений, ибо Его Императорское Высочество, хотя и очень был мотоват на все свои прихоти, но жалел денег на все, что меня касалось, и вообще вовсе не был щедрым; но так как то, что я делала для своих комнат на собственный кошт, служило к украшению дома, то он был очень этим доволен.
Мне вздумалось тогда развести себе сад в Ораниенбауме и, так как я знала, что великий князь не даст мне для этого ни клочка земли, то я попросила князей Голицыных продать или уступить мне пространство во сто саженей невозделанной и давно брошенной земли, которая находилась у них совсем рядом с Ораниенбаумом; так как этот кусок земли принадлежал восьми или десяти членам их семьи, то они охотно мне его уступили, не получая от нея, впрочем, никакого дохода. Я начала делать планы, как строить и сажать, и, так как это была моя первая затея в смысле посадок и построек, то она приняла довольно обширные размеры.
Самое лучшее, что есть в Ораниенбауме – это Собственная дача, которую построил Ринальди в 1762-1774 годах для Екатерины II. Собственная дача стала третьим дворцово-парковым ансамблем (после Меншиковского дворца и Нижнего парка; крепости Петерштадт и Петровского парка вокруг неё).
Вступив на престол, Екатерина II распорядилась отпустить на строительство Собственной дачи 10 тыс. рублей и разрешила А.Ринальди приглашать первоклассных русских и западноевропейских мастеров. С их участием по чертежам и рисункам А.Ринальди был построен непревзойденный по красоте интерьеров Китайский дворец (1762-1768).




Название "Китайский дворец" впервые упоминается в 1774 году в камер-фурьерском журнале. До этого дворец называли "голландский домик" (так же, как дворец Монплезир в Петергофе), "домик, что в Верхнем саду", "домик маленький". Название "Китайский" возникло потому, что ряд интерьеров дворца (Большой и Малый китайские кабинеты) декорирован в духе китайского искусства или с использование подлинных произведений искусства Китая и Японии.

В прошлом году в Эрмитаже выставляли отреставрированный Стеклярусный кабинет из Китайского дворца http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/04/2010/hm4_1_263.html.
С сайта Эрмитажа:
Самым знаменитым покоем Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, сохранивший подлинную отделку 1760-х годов. Стены комнаты декорированы стеклярусными панно. Это холсты, на которых сделана вышивка стеклярусом. Стеклярус был изготовлен на мозаичной фабрике, основанной в окрестностях Ораниенбаума (в Усть-Рудице) русским ученым М. В. Ломоносовым. На фоне стекляруса синелью (ворсистым шелком) вышиты сложные композиции с изображениями фантастических птиц среди не менее фантастического пейзажа.
Первоначально пол в Стеклярусном кабинете был набран из разноцветных смальт, также изготовленных на Усть-Рудицкой фабрике, однако к середине XIX века он пришёл в негодность и смальты заменили наборным паркетом с сохранением прежнего рисунка [722 кв.м].
Китайский дворец является единственным в России памятником стиля рококо. Большинство интерьеров дворца сохранили подлинную отделку середины XVIII века. Особую ценность ему придают уникальные предметы декоративно-прикладного искусства Китая и Японии конца XVII – середины XVIII века, сохранившиеся и дошедшие до нас наборные паркеты второй трети XVIII века (выполненные по эскизам Антонио Ринальди).

Над прудом, у южного фасада дворца установлены мраморные и бронзовые статуи персонажей античной мифологии – копии с античных оригиналов.


На заднем плане пергола:

В Китайский дворец мы не попали, так как там нет отопления, поэтому на зиму его закрывают. В утешение нам сообщили, что сейчас во дворце кроме Стеклярусного кабинета открыты всего два зала. Остальные на реставрации. В советское время дворец был открыт полностью. Хоть там было довольно обшарпано, но зато можно было всё посмотреть.
