Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Неизвестный художник. Портреты членов императорской семьи

О выставке «Неизвестный художник» в корпусе Бенуа уже писала ..
На выставке была представлено несколько портретов членов императорской семьи. Почему эти портреты утратили имя автора. Вообще в XVIII копировать чужие работы было совершенно нормально. Но вот императорские портреты копировать кто попало не мог.
Крайне интересно, что охранительное законодательство существовало лишь по отношению к императорским портретам: за период с начала XVIII века до конца XIX века четырежды дублировался императорский указ, «… чтобы худым мастерством тех высоких [то есть императорских] портретов <…> отнюдь нигде не делали и не писали» под страхом «наижесточайшего истязания». Вот и объяснение того, что для портретов императоров значительно больше возможностей определения автора, и того, что их относительно немного среди полотен неизвестных живописцев.


Портрет великого князя Петра Федоровича. Тип Г.Х. Гроота. Не ранее 1740-х
Петр III Федорович (Карл Петер Ульрих Голштейн-Готторпский; 1728-1762) – внук Карла XII и Петра I, сын цесаревны Анны Петровны и герцога Голштейн-Готторпского Карла Фридриха. В 1742 привезен в Петербург как наследник престола. Приняв православие, получил имя Петра Федоровича. В 1745 вступил в брак с Софией Фредерикой Августой Ангальт-Цербстской, будущей Екатериной II. 25 декабря 1761 вступил на престол. 28 июня 1762 Екатерина при поддержке гвардии провозгласила себя императрицей. 6 июля 1762 умер в Ропшинском дворце при невыясненных обстоятельствах.
Практически все оригинальные портреты Петра III – прижизненные. Чаще других этого недолго правившего императора писал немецкий живописец Георг Христоф Гроот (1716-1749), работал в России с 1743 по 1749. Иконографически портрет близок бесспорным произведениям Г.Х. Гроота.





Портрет императора Петра III Круг Ф.С. Рокотова. Начало 1762 (не позднее 28 июня).
Ранее портрет приписывался Ф.С. Рокотову, однако современные исследования не дают оснований с уверенностью подтвердить авторство. Портрет отличается превосходным качеством живописи и неслучайно связывался с именем знаменитого портретиста. Император Петр III представлен на нем в полной форме полковника Преображенского полка.





Портрет Екатерины II. Тип Ф. де Мейса. Конец 1780-х – первая половина 1790-х.
В основе живописного изображения Екатерины II в виде барельефа – миниатюрный портрет Ф. де Мейса, написанный в 1785 году. Этот портрет гризайлью, пользовавшийся популярностью, был гравирован в 1785 году Г.И. Скородумовым.
Фердинанд де Мейс (даты жизни не установлены) – художник-любитель, фламандский уроженец, отставной «полка принца де Линя», приехал в Россию около 1783 и приобрел популярность в аристократических кругах своими миниатюрными портретами. Исполнил аллегорические композиции на путешествие Екатерины II по южным губерниям России и вступлении на престол Александра I. Работал в России предположительно до 1815 года.



Портрет императрицы Екатерины II. Последняя четверть XVIII века.
По определению П.Н. Петрова, изображена «стоящая в парчовом платье и голубой симарре», с лентами и звездами орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Георгия. В кресле рядом с Екатериной – одно из её любимых английских левреток – Сэр (Сир) Том Андерсон или Дюшеса.
Портрет представляет собой варьированную копию с оригинала П.-Э. Фальконе, исполненную профессиональным мастером в последней четверти XVIII века.







Портрет великого князя Павла Петровича с арапчонком. Не ранее второй половины 1765.
Павел Петрович, великий князь (1754 – 1801) – с 1796 по 1801 российский император. Сын императрицы Екатерины II и императора Петра III. С 1798 – великий гроссмейстер ордена Св. Иоанна Иерусалимского. Убит заговорщиками в результате дворцового переворота 11 марта 1801 года.
Уменьшенное видоизмененное повторение одного из самых ранних портретов великого князя Павла Петровича в мундире генерал-адмирала флота, написанного итальянским художником Стефано Торелли (1712 – 1780), приглашенным в Россию в 1762 году И.И. Шуваловым в качестве профессора Академии художеств и ставшим придворным живописцем Екатерины II. Портрет был чрезвычайно популярен, насчитывалось не менее пяти его реплик: в Романовской галерее в Зимнем дворце, в Мраморном дворце, в Павловске, в Морском музее и в Петергофе.
Указ императрицы Екатерины II «О произведении Наследника, Цесаревича и Великого Князя Павла Петровича в Генерал-Адмиралы» датируется 20 декабря 1762. Однако нельзя не заметить, что поверх камзола на Павла Петровича надета кираса. По-видимому, это та самая «кирасирская амуниция», которая была заказана для великого князя и которую С.А. Порошин велел примерить 6 мая 1765 года. Девятнадцатого июня Павел надел ее для участия в знаменитых Красносельских маневрах. Сочетание адмиральского мундира и кирасы объясняется тем, что Павел был и полковником Кирасирского полка. Скорее всего, портрет С.Торелли и все последующие повторения были написаны не ранее второй половины 1765.





Портрет великого князя Александра Павловича ребенком. Первая четверть XIX века.
Справа внизу на красной ткани надпись и дата: Alexandre Pavlovitsch grand Duc peint a l’age d’un an 1778 [Великий князь Александр Павлович изображен в возрасте одного года в 1778]

Александр Павлович (1777-1825) – старший сын великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Русский император с 1801 по 1825. Взял Париж, основал Лицей, провел умеренно либеральные реформы. В русской официальной традиции официально именовался Благословенным.
Изображен с «парадной» погремушкой-свистком, выполненной для младенца-императора Иоанна Антоновича и подаренной через 30 лет Екатериной II внуку Александру. Поверхность золотого шара погремушки покрыта растительным прорезным узором и усыпана бриллиантами, рубинами и изумрудами. С одной стороны игрушки – навершие из слоновой кости, с другой – свисток и колечко для шнурка. Погремушка передавалась каждому новорожденному наследнику престола (ныне в «Алмазном фонде» Московского Кремля).







Восшествие на престол Александра I. После 1801.
Аллегория на вступление на престол Александра I выполнена, очевидно, с рисунка Фердинанда де Мейса или с гравюры по его оригиналу.
Восседающие на облаках император Петр I и императрица Екатерина II держат медальон с портретом Александра I (восходит к оригиналу Ф. Кюгельхена). Петр (лицо восходит к оригиналу К.Моора) изображен в виде Зевса-Юпитера, обнаженным до пояса, босым, у ног его орел с небесным огнем в лапах. Екатерина (портретное изображение восходит к типу Лампи-Левицкого) изображена в виде супруги Зевса Геры-Юноны (рядом с ней на облаках два павлина, символы этой богини)
В нижней части слева и справа группы богов и аллегорических фигур: Меркурий, Флора, Геракл, Слава, три грации, парки, поверженная Медуза-Горгона. Повсюду пути с атрибутами искусств, военными доспехами, корзинами цветов. В центре летящий путто держит ленту с французской надписью: От Александра всегда вам будет счастье; сделать свой народ счастливым – желание его сердца.
Женщина в короне с царскими регалиями в руках символизирует Россию. Сюжет был широко распрстранен в начале XIX века.













Сцена в военном лагере. Не ранее 1814
На первом плане в треуголке и общегенеральском пехотном мундире с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного изображен Александр I; справа от него в мундире генерала свиты, с лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного и крестом ордена Св. Георгия на шее, князь П.М. Волконский, во время кампаний 1813 и 1814 годом находившийся при государе в звании начальника Главного штаба. Перед ними в форме австрийского генерала, с лентой ордена Св. Стефана через плечо, с лентой ордена Св. Георгия и со знаком ордена Св. Стефана у пояса, - австрийский фельдмаршал князь К.Ф. Шварценберг. На втором плане справа офицеры, отдающие распоряжения, слева спускающиеся в долину войска, на заднем плане виден большой город. На картине изображено взятие Парижа союзными войсками в марте 1814.







Портрет императрицы Елизаветы Алексеевны. Начало 1800-х.
Елизавета Алексеевна (урожденная Луиза Мария Августа, принцесса Баденская; 1779-1826). Племянница первой жены Павла I великой княгини Натальи Алексеевны. В октябре 1792 приехала в Петербург, в сентябре 1793 приняла православие и вышла замуж за великого князя Александра Павловича. С марта 1801 – российская императрица.
Портрет датирован по форме прически.
Изображена с лентой ордена Св. Андрея Первозванного, знаки которого были возложены на нее при коронации в 1801 году.
Размеры портрета не изменялись – кромки холста не обрезаны. Его композиция (оплечное изображение с небольшим фрагментом орденской ленты) необычна для изображения императрицы, что дает основание предполагать, что он является тщательно выписанным эскизом не сохранившегося или неосуществленного большого портрета.





Портрет великого князя Николая Павловича в отрочестве. Не ранее 1807.
Николай Павлович (1796-1855) – великий князь, третий сын великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, с 1825 – император Николай I.
Датировка уточнена по пастельному оригиналу И.Ф.А. Тишбейна. Изображен со звездой ордена Св. Андрея Первозванного на груди (1796, пожалован при крещении). Портрет принадлежал Александру III.
И.Ф.А. Тишбейн (1750-1812). Работал в России с 1806 по 1808. Его пастель датируется 1806-1807 годами.





Великая княгиня Александра Николаевна в образе Богоматери (?) Бруни (?) Федор Антонович. После 1844.
Образ Богоматери определенно иконографически близок типу, сочиненному в 1830-х Ф.А. Бруни.
При поступлении в Русский музей из Царского Села картина сопровождалась легендой о том, что на ней в образе Богоматери изображена дочь императора Николая I, великая княгиня Александра. Вероятно, икона выполнена в память трагической утраты императорской семьи, произошедшей 29 июля 1844 года в Царском Селе. Отсюда предполагаемая датировка картины. Всеми любимая великая княгиня, родив младенца, погибшего через несколько дней, покинула мир в неполные двадцать лет, и чувство сострадания и сочувствия этому горю подвигло ряд художников и литераторов на создание произведений, которые посвящались памяти Александры Николаевны и преподносились императору как знак соболезнования. Весьма возможно, что дальнейшее исследование позволит приписать картину кисти самого Ф.А. Бруни.




Tags: Выставка
Subscribe

  • Село Красное

    2 августа 2018, 16:20-16:40 В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в…

  • Млёво

    8 июля 2017, суббота Млёво – древнее новгородское поселение - стоит на Мсте. Торговый путь по Мсте имел для Новгорода огромное значение. Нестор…

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Село Красное

    2 августа 2018, 16:20-16:40 В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в…

  • Млёво

    8 июля 2017, суббота Млёво – древнее новгородское поселение - стоит на Мсте. Торговый путь по Мсте имел для Новгорода огромное значение. Нестор…

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…