Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Часы «Павлин»

Часы эти находятся в одном из самых красивых залов Эрмитажа. Они привлекают к себе внимание абсолютно всех посетителей, ими любуются и взрослые и дети. В XVIII веке часы н были предметом первой необходимости, а скорее предметом роскоши (также как и сейчас иногда), а часто просто курьезом. Те, кто видит этот автомат в первый раз, не сразу обнаруживают циферблат, который спрятан в шляпке гриба, «выросшего» под дубом; в прорези шляпки видны два вращающихся кольца с римскими и арабскими цифрами, обозначающими часы и минуты. Часовой механизм спрятан внутри холма, обрамленного крупными стразами. Стразы помещены на фольге рубинового цвета и оправлены в золоченую бронзу.



Здесь главное место занимают птицы, олицетворяющие ход Времени. Каждое светило и время суток связаны с определенными птицами. Павлин олицетворяет и космос, и солнце, и лунный диск. Сова – знак ночи, тишины, мудрости, а также знак тьмы, печали, конца жизни. Петух – символ рождающегося света, жизни, воскресения.
Движение птиц начинается с мелодии колокольчиков на клетке совы-ночи, далее павлин раскрывает свой солнечный хвост и поворачивается на несколько мгновений, показывая серебряную изнанку хвоста. Затем павлин снова разворачивается, серебро ночи исчезает и золотой солнечный диск возвращается. О восходе солнце возвещает петух. Таким образом, часы «Павлин» - символ продления жизни.



Традиционно считается, что часы изготовил английский мастер Джеймс Кокс. На деталях автомата нет ни клейм, ни подписей мастеров, ни имена автора идеи композиции. Научные сотрудники Эрмитажа провели колоссальную исследовательскую работу, чтобы доказать, что эти часы сделаны действительно Коксом. Д. Кокс родился в Лондоне в 1723 году в семье портного. Самостоятельно начал работать в 1745 году. В 1765 году Кокс обратился в городское управление с просьбой разрешить ему занять в своем производстве тридцать два мастера-иностранца. Среди них были и механики, самый видный из которых Джон Джозеф Мерлин (1735-1803). Фантазия Кокса и инженерная мысль Мерлина позволили создать редчайшие автоматы.



Каким образом часы «Павлин» появились в Петербурге? Об уже этом кратко упоминала, когда писала об в экскурсии Таврический дворец .
Достоверно известно, что эти часы находились в Таврическом дворце князя Потемкина, купленном Екатериной II вместе со всем, что в нём было, после кончины князя в конце 1791 года. В «Регистре мебелям», составленном в 1792 году, есть следующее упоминание: «Дуб бронзовой работы, покрытый птицами, механическое движение имеющими, цена 11 тыс. рублей». Часы были куплены «по письму князя Потемкина», им заказанные и ему известные, на покупку которых Екатерина II сразу согласилась. Они предназначались для подарка-сюрприза императрице.



Часы привезли в разобранном виде, детали были упакованы в специальные ящики. Их нужно было собрать. Но выяснилось, что некоторых деталей нехватает, другие сломаны. Починить часы поручили выдающемуся русскому механику И.П. Кулибину. В его «Записке», составленной в декабре 1792 года, говорится: «По приказанию Его Светлости, покойного Князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, в последнее его пребывание в Санкт-Петербурге, взята мною машина, часы, которые представляют между разных растениев на зделанном из бронзы подобно дубу дерева павлина, петела и сову, зделанных из разных металлов. А как Его Светлости было уже известно, что оная машина находилась в разных местах несколько лет разобранная без меня на многие мелкие части, то и приказано от него мне было взять её, чтоб рассмотреть подробно, а потом починить, чего не достанет, приделать вновь, и во всех движениях означенных птиц исправя, собрать по прежнему»



«Записке» Кулибина предшествовало письмо к нему от секретаря Екатерины II, Г.Р. Державина, который писал: «Часы, представляющие на дереве павлина, починить вам на казенный счет и поставить в доме его светлости покойного г. генерала фельдмаршала князя Григория Александровича Потемкина-Таврического; о чем, а равно и о том, во что починка оных обойдется, донесите вы его превосходительству Василию Степановичу Попову». К письму была приложена копия указа Екатерины: «Механику Кулибину, к получаемым им от Академии Наук трем стам рублям и казенной квартире, повелеваем из Кабинета Нашего производить по 900 рублей в год жалованья».



Кулибин фактически стал вторым творцом часов «Павлин». В уже упоминавшейся «Записке» он наметил план реставрации часов: «По рассмотрении моём, сыскалось, что оную машину в разных местах действительно починивать должно, наместо утратившихся нескольких приборов делать новые, в нескольких местах подновить золотом и серебром, все внутренние и наружные части машины вычистить, перегнутые листья на ветвях дерева и на растениях переправить, собрать и в движение пустить попрежнему обязуюсь. К каковому исправлению всей машины на материал, на зарплату помощникам, часовым подмастерьям и на прочее потребно денежной суммы до тысячи двух сот рублев. Но как, по известному моему бедному состоянию, на означенное кошту не имею, и притом, и потребно ли исправлять означенную машину, или, не исправя, возвратить, как и взята, разобранною, куда повелено будет, доложить о сем Ея Императорскому Величеству».
Работа Кулибина над восстановлением часов заняла два года. Подробное её описание было сделано сыном Ивана Петровича и опубликовано в погодинском «Москвитянине» в 1854 году. Сын Кулибина писал: «Светлейший князь Потемкин-Таврический желал подарить Государыне Императрице знаменитые часы; одни с павлином, петухом и совою, а другие со слоном; но они были испорчены до того, что никто из известных иностранных механиков и часовых мастеров не брался починить их. Один только Г.Г. вызвался починить их, но требовал непомерной цены: 3000 червоных, полагая, что на такую сумму не согласятся. Князь призывает Кулибина и просит: «Пожалуйста, господин Кулибин, возьми моих бедных птичек и слона, оживи и поставь на ноги, - тебе честь и слава!» Механик идет в кладовую, находит больших десять ящиков, в половину развалившихся, и две корзины с принадлежностями к этим машинам; привозит их домой, разбирает, и с первого взгляда видит, что ещё недостает к механизму некоторых частей. Три недели смотрит он только на павлина, не находя возможности разобрать его, наконец заметил на спине одно перышко, которое несколько отличалось от других, - обратил на него свое внимание, и по счастию нашел, что точно оно было ключом к разобранию всей птицы; отвинтил его и собрал все перья, раскрыл внутренность и увидел всю связь удивительного механизма. Но, к несчастью, нашел тут многие лопнувшие пружины, порванные цепочки, изломанные колеса; многие части вышли из своих мест, причинили повреждение внутреннему устройству машины, и даже нельзя было догадаться, куда они принадлежали, а из наружных частей многих недоставало. Должно было доходить до всего умом и опытностью. Наконец он всё превозмог и, намереваясь приступить к делу, разложил принадлежности каждой птицы на особых столах; составил рисунки недостающим вещам. В то же время получает Высочайшее повеление отправиться в Яссы к генерал фельдмаршалу князю Потемкину-Таврическому, который имеет в нём надобность. Принимает из Кабинета прогоны на три лошади и, прощаясь с своим семейством, приказывает старшему сыну беречь разложенные вещи пуще глаз своих, а в случае пожара, оставя всё, сколько можно поскорее сложить в корзины и вынести в безопасное место, для чего спать ему в той комнате; сел в кибитку и уехал. По прошествии двух недель, в самую полночь, сын его пробуждается от великого крика, видит комнату свою ярко освещенную, а под окошком у берега Невы горящие барки с сеном. Он в испуге торопится складывать вещи в корзины без всякого разбора, что к чему принадлежало. Опасность миновалась, но вещи остались перемешаны и не малые хлопоты наделали механику в разобрании их. Кулибин, по кончине князя, возвратился и спрашивал разрешения, что делать с этими часами? Государыня Императрица Высочайше повелеть ему соизволила починить их за счет казны и поставить в Таврическом дворце. Он в 1792 году составил смету в 1200 рублей; получив деньги из Кабинета, починил обои часы, вызолотил птиц, пень дуба с ветвями и слона, поставил их в Таврическом дворце заново».



После Кулибин возвратил в казну не истраченные им 7 руб. 50 коп. Прав был Потёмкин, когда сказал: «Тебе честь и слава», так как без Кулибина эта великолепная машины была бы никому неизвестна. В 1797 году Павел I, устроивший в Таврическом дворце конюшню, велел перенести «Павлина» в Эрмитаж, о чём есть запись в бумагах Кулибина: «… с павлином и со слоном двои часы в бывшем Таврическом дворце разобраны и поставлены в Эрмитаже, кои находятся в моем же смотрении и содержании».

Фигурки совы и белки:


В 1821 году Павел Свиньин описал эти часы, стоявшие в Эрмитаже в «другой половине» Лоджий Рафаэля: «Посредине комнаты под огромным стеклянным футляром находятся чудесные механические часы, известные под именем Павлина. Когда куранты заиграют, то величественный павлин обертывается к зрителям и распускает золотой хвост свой, петух поет, сова хлопает глазами, клетка вокруг её вертится, а стрекоза прыгает каждую секунду над грибом, в котором помещены часы.
Слон, принадлежащий сюда же и тем же механизмом ворочавший хоботом своим, шевеливший ушами и хвостом и поводивший глазами, послан недавно вместе с палаткою из каменьев в подарок Персидскому Шаху».




Свиньин часто бывал неточен, ясно, что часы «Павлин» и часы «Слон» не могли работать от одного механизма.



В настоящее время о крупных автоматах Джеймса Кокса позволяют судить только часы «Павлин», который находится в действующем состоянии с 1794 года. В наше время работу автомата и часов обеспечивают механики и часовых дел мастера Эрмитажа под руководством М.П. Гурьева.



Музыка часов «Павлин» складывается в своеобразную пьесу. Эта пьеса имеет вступление, развитие, кульминацию и коду. Каждое действующее лицо спектакля, разыгрываемого автоматом, имеет свое звуковое сопровождение. Как кажется, павлин первоначально был наделен голосом. Несохранившийся механизм приводил в действие трещотку, имитировавшую крик птицы. Павлин начинал «звучать» в тот момент, когда распускался его хвост. Петуха, криком которого завершается представление, озвучивает крошечный органчик с мехом и одной язычковой трубочкой. Особое устройство быстро изменяет высоту тона и прерывает поступление воздуха в органчик. Аналоги подобного приспособления неизвестны.
Оригинальное устройство клетки совы, возможно, было подсказано конструкцией стеклянной гармоники, изобретенной Бенджамином Франклиным. Когда механизм часов приходит в действие, цветы легонько касаются колокольчиков, укрепленных на прутьях вращающейся клетки, и начинает звучать необычная музыка.

И наконец самое интересное - механика часов «Павлин» .Размеры часов (без клетки): высота 1,35 м, диаметр основания 1,9 м, размах развернутого хвоста 1,7 м, расстояние от клюва до кончика сложенного хвоста 1,5 м.
В часах объединено четыре самостоятельных механизма: три из них приводят в действие фигуры птиц, а четвертый – собственно часы. Все механизмы соединены с системой рычагов, запускающей их в определенной последовательности:
- часовой механизм в конце каждого часа включает сову: клетка вокруг неё начинает вращаться, колокольчики звенят, сова крутит головой, моргает, отбивая лапкой такт. Клетка совершает двенадцать оборотов, и всё замирает;
- примерно через полторы минуты после начала движения совы её механизм запускает павлина. Он распускает хвост, вытягивает шею, поворачивает и запрокидывает голову, приоткрывая клюв. Когда хвост разворачивается полностью, птица на мгновение замирает, затем плавно поворачивается к зрителям спиной, ещё раз замирает и возвращается в исходное положение;
- после этого механизм павлина включает петуха. Тот, встряхнув несколько раз головой, кукарекает.
Каждый механизм приводится в движение отдельной пружиной, помещенной в латунный барабан. С барабана через фузею усилие передается на счетно-останавливающее устройство. Оно определяет продолжительность и скорость работы механизма. Барабан с пружиной, фузея и счетно-останавливающее устройство находятся под «землей».



«Подземная» часть каждого механизма соединена с вертикальным валом с его «надземной» частью, которая отвечает за движение и звучание фигур.
Так, в механизме совы вертикальный вал, проходящий снизу сквозь фигурку белки, вращает клетку с колокольчиками. На клетке шарнирно закреплены длинные стебли с цветками на концах. Когда клетка вращается, листики на стеблях задевают за штифты неподвижного музыкального барабана (под совой) и ударяют цветками-молоточками по колокольчикам. На музыкальном барабане записано четыре мелодии, и в процессе работы каждая из них повторяется три раза. К сожалению, до сих пор не удалось расшифровать эти мелодии и, следовательно, настроить их полноценное звучание. Внутри музыкального барабана находится система кулачков и рычагов, заставляющих сову поворачивать голову, моргать и постукивать лапкой.
В механизме павлина вертикальный вал, идущий снизу через ствол дерева, сначала проходит через промежуточный механизм (в центре стола), а потом через левую ногу павлина внутрь его тела. Там он вращает горизонтальный вал с роликами, на которые наматываются цепочки, поднимающие перья хвоста и управляющие движением головы. После того, как павлин распустит хвост, промежуточный механизм в стволе дерева поворачивает птицу вокруг вертикальной оси.
В механизме петуха вертикальный вал, пройдя через левую ногу внутрь тела, вращает центральный программный диск. Зубчатый обод на этом диске поворачивает горизонтальную ось с роликами, на который наматывается цепочка, поднимающая свинцовый груз. Часть зубьев на ободе отсутствует, поэтому в определенный момент груз срывается и сжимает небольшие мехи. Воздух из них идет вверх по кожаному воздуховоду в органную трубочку. Ролик, скользящий по вибрирующему металлическому язычку в трубочке, изменяет высоту звука. Центральный программный диск управляет движением этого ролика, качанием головы и движением рычажка, переживающего кожаный воздуховод (так имитируется прерывистый петушиный крик).
Собственно часовой механизм имеет восьмидневный ход, бой четвертей (на восемь колокольчиков) и бой часов. Особенностью часов является циферблат в виде гриба с прорезью для часового и минутного дисков, вращающихся относительно неподвижного указателя, и секундная стрелка в форме стрекозы.
Все механизмы «Павлина» собраны на кольцевой железной раме. На ней закреплены «подземные» части, а сверху наложена «земля» со всеми внешними элементами и фигурами птиц.
Самое интересное с точки зрения механики – как поднимается хвост павлина. На рисунке видно, что каждое перо поднимается (наподобие колодезного «журавля») цепочкой за короткий рычажок. Одно большое перо весит около двух килограммов, поэтому, чтобы поднять весь хвост, нужно огромное усилие. Рассчитывать только на пружины, находящиеся под «землей», нельзя: как ни велики они, движущий момент рассеивается, пройдя по длинной многоступенчатой передаче. Для решения этой задачи в теле павлина установлены специальные компенсационные пружины. Подобно камню на конце колодезного «журавля», они уравновешивают груз (там ведро с водой, а здесь – перья хвоста). Одна компенсационная пружина соединена с горизонтальным валом, поднимающим хвост. Натяжение пружины можно регулировать, балансируя хвост. Вторая компенсационная пружина помогает павлину вытягивать шею.



Конструкция часов имеет модульную структуру, то есть каждый из механизмов полностью автономен и мог быть использован как самостоятельный экспонат.



На сегодняшний день в «Павлине» имеется большое количество элементов невыясненного назначения. С одной стороны, это говорит о непростой судьбе автомата; с другой – подтверждает версию о том, что «Павлин» собран из частей, ранее представлявших собой отдельные автоматы.







Конструкция устройства предполагает автоматический запуск механизмов птиц. При этом часового завода хватает на восемь дней, но завода птиц – лишь на восемь-десять часов. Этого достаточно для вечернего приема – птицы будут «оживать» каждый час. Но заставлять их двигаться сутки напролет бессмысленно. Во-первых, для этого нужны намного более мощные пружины (что практически нереально); во-вторых, это приведет к быстрому износу и поломке механизмов. Подобные механизмы требуют бережного отношения, в частности отключения автоматического запуска птиц. Тем не менее, для поддержания «Павлина» в рабочем состоянии его еженедельно заводят.

Эрмитаж издает замечательные брошюры, посвященные шедеврам и залам музея. Брошюры небольшие, всего страниц тридцать-сорок, великолепно изданы и с превосходными иллюстрациями. Стоят такие издания совсем недорого – всего по пятьдесят рублей, продаются на нескольких специальных прилавках.
В данном случае я приобрела и с удовольствием прочитала брошюру «Часы «Павлин». Авторы Ю.Я. Зек, Ю.Н. Семенов, М.П. Гурьев. Все фотографии и часть текста позаимствованы из этого издания.

Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…