Михаил Петрович Боткин (7 августа 1839, Москва — 22 января 1914, Санкт-Петербург) —художник, академик исторической живописи, искусствовед, коллекционер, считался одним из лучших российских рисовальщиков.
В.Е. Маковский. М.П. Боткин. 1900-е.

Отец, Петр Кононович (1781-1853) переселился из Торопца в Москву, стал одним из основателей чайной торговли с Китаем. Михаил родился от второго брака П.К. Боткина с Анной Ивановной Посниковой (1806-1841). С двух лет он остался без матери, с четырнадцати – без отца. О его воспитании и образовании заботился старший брат – Василий Петрович. В 1856 году М.П. Боткин поступил в Академию художеств, где учился под руководством профессора, мастера академической живописи Ф.А. Бруни. Жил в то время в доме Кранихфельда на 3-й линии В.О. в доме 13 (сейчас 8). С этого времени Михаил Петрович навсегда поселился в Петербурге. Ещё в студенческие годы его отметил П.М. Третьяков. С 1856 года и до конца своей жизни Михаил Петрович занимался живописью, писал картины исторического, бытового жанра, пейзажи, портреты, работал в технике офорта; как художник принимал участие в выставках в Вене, Париже, Берлине, Антверпене, Москве.
В 1858 году Боткин познакомился с Александром Ивановым (1806 – 1858) и вскоре после смерти художника стал обладателем его этюдов. Он много путешествовал, общался с крупными коллекционерами – П.М. Третьяковым, Н.М. Постниковым. Во время заграничных путешествий по Италии, Франции, Германии он пополнял свою коллекцию. Многие произведения искусства он покупал в России.
В 1863 году Боткин завершил обучение в Академии художеств. За две картины – «Вакханка с тамбурином» и «Плач на реках Вавилонских» он получил звание академика исторической живописи. По окончании академии Михаил Петрович продолжал заниматься живописью, его картины есть во многих музеях, в том числе и в Русском музее.
В конце 1870-х женился на Екатерине Никитичне Солодовниковой (1852-1917), имел семерых детей.


C 1881 член Императорского русского археологического общества. В 1882 году руководил работами по реставрации Благовещенского собора Московского кремля. В 1896-1897 был экспертом по реставрации фресок Софийского собора в Новгороде и Мирожского монастыря во Пскове. В 1898 году вместе с Н.П. Лихачевым написал первый обзор коллекции древнерусского искусства Музея императора Александра III. Затем был экспертом по закупкам предметов русской старины для Русского музея императора Александра III.
Вместе с тем Боткин занимался коммерческой деятельностью; был директором родового «Товарищества Ново-Таволжанского свеклосахарного завода Боткиных», был председателем Правления первого Российского страхового общества и член Совета Санкт-Петербургского международного банко. Как общественный деятель и один из крупнейших купцов – был гласным Санкт-Петербургской городской думы.
Основным делом жизни М.П. Боткин стало собирание в течение пятидесяти лет художественной коллекции.
Вторая половина XIX века – время всеобщей увлеченности русской стариной. В это время создавались научные общества и комиссии, открывались выставки древностей, созывались Археологические съезды, публиковались каталоги собраний, монографии и статьи. М.П. Боткин активно участвовал в ученых обществах, представительствовал на многих выставках.
Коллекция М.П. Боткина хранилась в особняке XVIII века на набережной Невы (18-я линия В.О.), купленном Михаилом Петровичем в 1880-е годы.


На стене мансарды, надстроенной архитектором А.К. Бруни по заказу М.П. Боткина, до сих пор сохранился вензель из букв «М» и «Б»:

Коллекция занимала пять небольших комнат.

Современный вид:



Потолок

Этюды А.Иванова:

Плитка в вестибюле:




На лестнице дивная скамья. Резьба по мотивам итальянского Возрождения по проекту Ф. Бруни

Если поднять сидение, то с нижней стороны тоже резьба:




Камин в мансарде:

На камине такие львы:

Особняк М.П. Боткина был открыт для посетителей: по воскресеньям все желающие могли бесплатно ознакомиться с собранием.
Коллекция демонстрировалась впервые прошлой зимой в корпусе Бенуа. И мне кажется, что это и в последний раз, там слишком много всего. Думаю, что было бы справедливо достать экспонаты из запасников Русского музея и разместить в родном особняке Боткина. А общественной организации рерихнутых, называющих себя «музеем-институтом семьи Рерихов», предоставить другое помещение. В конце концов у нас и так есть уже государственный музей Рериха в Изваре, а всё остальное - это
К зданию на 18-й линии В.О. Рерих не имеет никакого отношения, но к этому я ещё вернусь позже.
Первый совет Русского музея. Сидят: М.П. Боткин, великий князь Георгий Михайлович, В.Ф. Свиньин; стоят: А.А. Тевяшвов, Альб.Н. Бенуа, П.А. Брюллов. Конец 1890-х.

В 1917 году вся коллекция была привезена в подвалы Русского музея. В условиях военного времени вдова коллекционера – Екатерина Никитична Боткина, обратилась к руководству музея с просьбой принять на хранение собрание мужа. В музей привезли тридцать два опечатанных ящика и девяносто две картины Александра Иванова. Условия договора предполагали, что «если собрание не будет взято обратно владелицею или её наследниками из Музея в течение года после заключения мира с Германиею, собрание или не востребованная его часть переходит в собственность Музея». 19 апреля 1917 года Екатерина Никитична подписала акт о сдаче на хранение, а 29 мая того же года она умерла. В музей была передана копия духовного завещания Е.Н. Боткиной на имя дочери – Екатерины Михайловны фон-Энден. Собрание так и осталось в собственности Русского музея. В 1925-1926 годах, дочь М.П. Боткина, Елена Михайловна, передала 278 картин отца в дар в 27 музеев СССР, в том числе и в Русский музей.
В 1919-1929 годах тридцать один ящик с коллекцией М.П. Боткина был передан в Эрмитаж. Позже в 1938 году в Русский музей из Эрмитажа поступили произведения русского шитья, ранее проданные Михаилом Петровичем в училище технического рисования (Штиглица).
Коллекция Михаила Петровича Боткина.
Зарубежные древности. В этом разделе было представлено около 70-и экспонатов. Начиная от каменного топора и скифского креста до украшений казанских татар XIX века. Много вещей ранневизантийской эпохи, несколько вещей из «эпохи великого переселения народов». Эта часть коллекции Боткина бесценна – здесь первоклассные, редкие в собраниях всех музеев мира памятники.
Поясная привеска. VII-VI века до н.э. Прикамье. Ананьинская культура. Три хищника терзают своих жертв. Скифский звериный стиль.

Средневизантийское время представлено произведениями древнегрузинской чеканки. Расхищение значительного числа древнегрузинских памятников из монастырей Грузии было связано с преступной деятельностью бывшего жителя Тифлиса, а в период краж – жителя Петербурга Сабина Гуса. Вероятно, при его посредничестве в коллекции М.П. Боткина оказалась целая группа чеканных фрагментов. В их числе детали с полей образа из монастыря Шемокмеди (~1008 года), фрагмент «Крещения» от оклада 1023 года из монастыря Зарзмы и др. Все эти произведения представляют высшие достижения грузинского чеканного искусства XI века, вошедшего в историю мировой культуры как «золотой век древнегрузинской чеканки».
Архангел. Фрагмент оклада. Около 1040. Грузия. Иванэ Монисдзе (?)
Архангел улыбается:

Давид Аргветский. Фрагмент оклада. Около 1040. Грузия. Иванэ Монисдзе (?)
Давид Аргветский – князь-воин, мученик, вместе со своим братом Константином погибший за веру в бортьбе с арабами (в 739, по другим сведениям в 740, 741 году). Их культ воинов, мучеников, целителей развивается с 1040 года при особом почитании царя Баграта IV Багратиони (1027-1072). Возможно в 1040 году и был заказан памятник царем Багратом IV для церкви в монастыре, получившем название в честь мучеников-братьев Моцаметский, где Баграт установил раку для мощей мучеников.

Фрагменты оклада иконы архангела Гавриила. XI век. Грузия

Стремя. Вторая половина XVI века (?). Турция. Рельефный эмалевый декор – Москва, конец XVII века.

Пуговица XVI век, бусина XVII - XVIII века, пуговица XVI век. Казань., татары.

Коранница. Вторая половина XIX века. Казань. Татары.
Коранница. Прикреплялась к основанию кос, к которой крепились спускавшиеся вдоль кос цепочки. В амулетницах- коранницах находились изречения из корана.

Древнерусские клады
М.П. Боткин владел блестящей коллекцией домонгольского ювелирного искусства. В составе частных собраний такая группа украшений X-XIII веков была исключительной редкостью. Подобные изделия находили в большом количестве в Киеве, на территории городов Среднего Поднепровья, Рязанского княжества. После находки по закону они становились частной собственностью владельцев земли, на которой были найдены, потом их представляли в Археологическую Комиссию, в соответствии с введенным в России в 1859 году правилом об учете археологических находок.
Крест-корсунчик. XII век. Старая Рязань. Золото, гранат, гелиотроп, металл.
Корсунчиками подобные кресты из камня стали называть в эпоху признания определяющего значения византийской культуры для домонгольского искусства. Резные кресты из камня назывались на Руси «аспидными».

Колты с изображением святой. Лицевая и оборотная стороны. XII век. Киев. Выемчатая и перегородчатая эмаль.


Колты с изображением птиц. Рубеж XII-XIII веков. Киев. Золото; тиснение, гравировка, скань, пайка.

Перстень-печать с изображением льва. Первая треть XIII века. Киев. Восточный мастер.
Этот перстень является лучшим образцом из всех ихвестных на Руси подобных перстней. Такой перстень мог принадлежать князю.

Шумящая привеска-оберег. IX-XI века. Прикамские финны. Коми-пермяцкие племена IX-XI веков.
Привеска является племенным украшением прикамских финнов. В этом украшении «бараньи» рога, вероятно, имеют защитную функцию по отношению к владельцу.

Церковная утварь
Оклад с иконы Богоматери Владимирской. 1765

Венчики и цата с иконы Богоматерь с младенцем. XVII век

София Премудрость Божия. Никола, Никита и Феодосий Печерские. Стороны хоругви. Первая половина XVI века. Новгород.

Богоматерь Одигитрия (Казанская) с Гурием и Варсонофием Казанским на полях. Пелена. Начало XVII века

Спас Нерукотворный. Фрагмент шитья. Конец XVI – начало XVII века.

Богоматерь Знамение. Фрагмент шитья. Конец XVI – начало XVII века.

Евангелие-тетр. 1701. Москва

Евангелист Лука. Наугольник Евангелия.
Местонахождение трех других наугольников неизвестно.


На плитках пола внизу выполнена надпись «ПИСАЛЪ УСОЛЕЦЪ ИКОНОПИСЕЦЪ»

Паникадило. Новгород. Конец XV – начало XVI веков
Паникадило входит в группу новгородских светильников, обычно именуемых «хоросами». Свет паникадила, имевшего двенадцать свечников – по числу апостолов, символизировал «свет духовный», просвещающий мир. В орнамент новгородских светильников вплетены изображения шестикрылых херувимов, которые в постоянном славословии ближе всех находятся у престола Божия, и царственных крылатых кентавров, получивших на Руси название «Китоврасов». Появление на новгородских паникадилах изображения Китовраса, вероятно, связано с популярным на Руси апокрифическим «Сказанием о царе Соломоне и Китоврасе», где он описан как сверхестественный герой, невольно помогающий царю Соломону в строительстве Иерусалимского храма.

Памятники личного благочестия
В этом разделе представлено почти восемьдесят памятников.
Святой Дмитрий Солунский. Святитель Николай. Складень двустворчатый. Конец XIII – начало XIV века. Греческий мастер на Руси. Оклад: первая половина XVII века. Москва. Камень; резьба. Оклад: серебро; скань, чернь, эмаль по скани.

Обратная сторона:

Троица ветхозаветная; Святые Ипатий Гангрский и Никита великомученик. Образок. Последняя треть XIII века. Новгород. Оправа: Новгород. Конец XIV века. Камень; резьба. Оклад: серебро, уральские камни; скань, золочение, пайка.

Крест-тельник. Конец XVII – начало XVIII века. Великий Устюг.

Кресты-тельники. XVII век. Новгород (?)


Меднолитая пластика
Эти изделия в коллекции Боткина занимают скромное место. Он отдавал предпочтение редкостям, а не предметам массового производства. Тем не менее им было собрано около восьмидесяти произведений медного литья разного времени.
Богоматерь Страстная. Иконка. XVIII век
Небольшие меднолитые иконки с изображением «Богоматери Страстной» были широко распространены среди старообрядцев. Тип «Богоматери Страстной» получил своё наименование по изображению на иконе двух слетающих ангелов, держащих в покровенных руках орудия страстей Христовых: Голгофский крест, копие и трость. Особую популярность эти иконы получают на Руси в XVII столетии, когда при царе Михаиле Федоровиче из Нижнего Новгорода в Москву был перенесен чудотворный образ Богоматери Страстной, а на месте её встречи основан Страстной монастырь.

Святой Николай Мирликийский. Иконка. XVIII- первая половина XIX века
Образ святого Николы Чудотворца был одним из самых почитаемых и распространенным в искусстве старообрядцев. Правая рука святителя сложена в жесте двуперстного благослования. В левой руке – раскрытое евангелие с тектом из 6 главы Евангелия от Луки, излагающим Нагорную проповедь Христа.

Священномученик Антипий. Иконка. Вторая половина XIX века. Москва
В народной среде особой популярностью пользовались иконки и образки с изображением священномученика Антипы, епископа Пергамского. Святого почитала как врачевателя, избавляющего от зубной и ушной боли.

Утварь
Кокосовый кубок. Конец XVII века. Москва.
Скорлупа кокосового ореха; резьба. Оправа: серебро, золочение, чеканка, скань, эмаль по скани, роспись эмали.

Перечница. 1605-1609. Москва.
На передней и задней гранях перечницы размещена двустрочная надпись уставом: ПРЕОСВЯЩЕН/НЕЙШАГО ФИЛ/АРЕТА МИТРОПОЛИТА.
Филарет – патриарх всея Руси, в миру Федор Никитич Романов, - отец первого русского царя Михаила Федоровича Романова. В 1601 году, в период разгрома Романовых Борисом Годуновым, Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета и сослан в Антониево-Сийский монастырь. В 1605 году Филарет возведен в сан растовского митрополита Лжедмитрием, а в 1609 году – им же назначен патриархом всея Руси. Однако русское духовенство предложило Филарету сан патриарха только в 1619 году, после возвращения его из польского плена, в котором он оказался с 1611 года.

Чарка. 1692-1693. Москва.

Чаша. Конец XVII века. Сольвычегодск.

Оборотная сторона:

Книжка записная. Конец XVII – начало XVIII века
Миниатюрная записная книжка (9,4х6х2,4) в медном посеребренном окладе с финифью на крышках и корешке. Обрез бумаги позолочен, застежка утрачена.

Чернильницы настольные. Конец XVII – начало XVIII века

Чернильницы подвесные. Конец XVII – начало XVIII века
Наряду с настольными письменными приборами широкое распространение в обиходе получили «подвесные» чернильницы, которые было удобно переносить, брать с собой в дорогу. «Подвесные» чернильницы – небольшие плоские сосудики с крышкой, имели специальные «ушки» для цепей, с помощью которых и подвешивались к поясу. На чернильнице в центре имеется владельческая надпись, исполненная в верхней части тулова: «Турчасовца Ивана Артемьева чернильница».

Ювелирные украшения
В древнерусской традиции серьги служили украшением как женщин, так и мужчин, с той разницей, что мужчины всегда носили по одной серьге, а женщины – по две. Возможно, некоторые серьги прикрепляли к головному убору, располагая их по бокам. Об этом свидетельствуют толстые проволочные мочки в форме несомкнутого кольца, укрепленные на многих серьгах. Они служили не только украшениями, но и входили в драгоценный убор почитаемых икон, наряду с окладом, венцом и цатой, многочисленными прикладами и привесами.
Серьги-двойчатки.XVII век.


Серьги. XVII век.

Пуговицы. XVII век.
Существовали специальные названия пуговиц для того или иного вида одежды, например, «кафтанные», «опашневые», «однорядочные». Как драгоценные украшения, пуговицы могли выступать в роли щедрого подарка, их передавали по наследству, бережно спарывали с обветшавшей одежды и переносили на новую.




