Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Извара

28 октября ездила на экскурсию в усадьбу родителей Н.К. Рериха Извару.
Первое упоминание деревни Взвар относится к XV в. Деревня описывается в Переписной оброчной книге Водской пятины 1500 года в составе Покровского Озеретцкого погоста Копорского уезда. Раннюю историю Извары можно узнать по археологическим данным. В 1993 г. в результате археологической экспедиции в усадебном парке было найдено бронзовое височное ромбощитковое кольцо новгородского типа (XII–начало XIII в.) и несколько фрагментов керамических сосудов, что позволяет предполагать существование поселения на месте усадьбы еще в XII веке. В XVII веке, когда по Столбовскому договору 1617 года часть Водской пятины была передана Швеции, на месте деревни Взвар возникает шведское поселение Исвархоф. В 1712 г. усадьба числится за М.Б. Шереметевым – сыном полководца, генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева. После Шереметева усадьба переходила из рук в руки.
В 1872 году усадьбу приобрел К.Ф. Рерих, нотариус Санкт-Петербургского окружного суда. В 1874 году родился старший сын Николай. Крестили его в Андреевском соборе на Васильевском острове. Мама, Мария Васильевна, была из семьи богатейших купцов Калашниковых, ставших архимиллионерами на оптовых поставках зерна и на его перевалке, поэтому Калашниковы были категорически против строительства порта в Петербурге.

Извара это дача, но дача с арендаторами, коровниками, заводом по обжигу извести. То есть это такое место для отдыха, но с мощным хозяйством, приносящим доход. Потом отец Рериха заболел, лечился и умер в больнице для душевнобольных. Тогда материальное положение семьи пошатнулось, и в 1900-м году дачу продали. Рерихи владели Изварой 28 лет.

В Изваре была большая историческая библиотека. «В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы», - писал Рерих. «Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба… Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о Полку Игореве», была и Куликовская битва, и Напутствие Сергия – Пересвет и Ослябя. Были и Минин с Пожарским, был и Петр, и Суворов, и Кутузов… На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай!»

Семья Рерихов:


У Рериха с детства были проблемы с легкими, врачи рекомендовали прогулки на свежем воздухе. Поэтому уже с двенадцати лет в Изваре он с увлечением ходил на зимнюю охоту, а летом участвовал в раскопках курганов. В Изваре тогда работал известный археолог Л.К. Ивановский. Поэтому Рериху повезло, что он с детства участвовал в раскопках под руководством ученого. Рерих всё зарисовывал. Есть такое предубеждение, что будто бы фотография объективно отображает действительность. Да ничего подобного. Фотография может лишь служить нам напоминанием о том, что в действительности мы видели своими глазами. По-настоящему объективно отобразить то, что мы видим, может только художник.

Иллюстрации Н.К. Рериха к статьям по археологии:






Николай учился в гимназии Мая, в которой, как известно, детей очень любили, но толком ничему не учили. В результате Рерих абсолютно не знал математики, а может быть просто не имел к этой простой и ясной науке никаких способностей. Николай Рерих поступил на юридический факультет. По окончании обучения написал дипломную работу на тему «Правовое положение художников древней Руси». В принципе диплом можно написать на основании чего угодно.

Николай Рерих в Изваре:


Одновременно с обучением на юридическом факультете, Рерих был вольнослушателем в Академии художеств. В то время в Академии художеств учились по мастерам. Рерих очень хотел учиться у Репина, принес ему свои рисунки. Репин на рисунки поглядел, видимо ничего особенного там не разглядел и вежливо отказал на том основании, что в его классе свободных мест пока нет, надо подождать. Тогда Рерих обратился к Куинджи, и тот взял его в свой класс.

Рерих на веранде в Изваре фотографируется в костюме Ивана-царевича, чтобы потом по фотографии писать картину:


В 1895 году Рерих познакомился с известным критиком В.В. Стасовым (1824-1906) и сумел его к себе расположить, чем-то ему приглянулся. Это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Рериха. Стасов стал оказывать протекцию студенту, помог ему устроиться на работу в Общество поощрения художников. Стасов в то время заведовал художественным отделом в Публичной библиотеке.


В качестве дипломной работы Рерих написал картину «Гонец». Вот что пишут на рериховских сайтах об этой картине:

«Гонец. Восстал род на род» (холст, масло. 124.7 x 184.3 см). Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. По тихой, словно застывшей реке в легкой лодке-однодеревке пробирается седой старик гонец. Он погружен в тяжелые думы - спешит оповестить своих соплеменников о том, что восстал соседний род. Гребец бесшумно ведет лодку, отталкиваясь багром. На берегу реки на высоком холме - укрепленный славянский городок. Таинствен своей тишиной залитый спокойным лунным светом пейзаж. Тревогу, настороженность, предчувствие смертельной опасности вызывает картина у зрителей.
В «Гонце» поражает проникновение в старину, понимание духа исторической Эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними Николай Рерих особенно много работал. Николай Рерих неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки, и только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в композицию.


Рерих в Изваре работает над картиной «Гонец»:


Особое значение Стасов и Рерих придавали раме для этой картины. Вот что писал 31 июля 1897 года Стасов Рериху по этому поводу:
«Известные русские орнаменты (по рукописям) не идут раньше XI-го века; а Вам надо бы раньше. Значит: либо Вам надо брать (для дерева): либо конские двойные, либо одиночные головы... - на коньках изб деревенских (это есть изображения солнца, света - пожалуй, вообще “божества”, доброжелательства, отвращение зла), либо есть резьба на дереве, которую мы встречаем на скалках (которыми бьют бельё при мытье), розетки на мачтах судов... (- тоже - “солнце” и “отвращение зла”), хоть, наконец, “плетешки ременные”, которыми наполнены рисунки всех древнейших наших рукописей (здесь тайный смысл - колдовство, заговоры). Наконец, - вышивки красной ниткой на полотенцах. Лучше и достовернее Вы ничего не найдёте. Укажите, что Вы из всего этого пожелаете выбрать, я срисую или дам кому-нибудь срисовать, и тотчас пошлю Вам. Но, несколько лет тому назад, Ропет нарисовал Репину для “древнеславянской рамы” длинные полосы пожирающих друг друга драконов, чудовищ, зверей, и это было придумано очень хорошо и верно! Не сделаете ли и Вы то же самое? Будет верно! Или послать Вам образец такого рисунка, ещё чисто азиатского, из седой древности? Из рисунков полотенец прекрасно было бы сделать жертвоприносящих баб, в самой древней форме, с веточками в руках, например, платье - клетчатое, как у малоазиатов ещё архаического времени, - или у наших малороссийских плахт»



Узнав так много об этой картине, очень обрадовалась, что её привезли в ноябре этого года в Петербург. Картина экспонировалась в оригинальной раме в особняке М.П. Боткина . Скажу сразу, я была разочарована. Постаралась найти в интернете что-то более-менее похожее по цвету на оригинал. Но всё равно, это не то:



Пейзаж – это Куинджи, это ночь на Днепре. Я не говорю, что это плохо, может и хорошо, но это ученический пейзаж, подражание учителю. Далее гребцы в лодке – ну гребут и гребут, никакого напряжения не чувствуется. Тихий спокойный пейзаж, лунная ночь, два человека катаются на лодке. И всё. Да, там рядом с картиной повесили огромную аннотацию на тему «что хотел сказать автор». А вот не люблю я этих аннотаций. Надо, чтобы было так – подошёл, посмотрел и сразу понял, что хотел сказать автор. И если я не поняла, то не от того, что бестолковая, а потому что автор как смог так и объяснил, чего это он там себе думал и хотел выразить.
Стасов рекомендовал, попросил Третьякова купить дипломную работу Рериха «Гонец». Сомневаюсь, чтобы Третьякову картина молодого художника понравилась, скорее всего он её приобрел из уважения к Стасову. Но о Рерихе сразу заговорили, редко когда на выставке выпускных работ приобретается картина. А тут сразу Третьяков купил.


Но и это ещё не всё. Стасов понимал, что у нас чтобы состоятся и стать известным, надо быть принятым у Льва Толстого. По воспоминаниям Рериха, Стасов ему сказал : «Вот пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники. Вот это будет признание. (…) Нечего откладывать, через два дня мы с Римским-Корсаковым едем в Москву. Айда с нами! Ещё и Илья (скульптор Гинцбург) едет. Непременно, непременно едем». Приехали в Москву, в Хамовнический переулок, в дом Толстого. Каждый с каким-то подарком. Стасов привез какие-то книги. Римский-Корсаков - ноты новых произведений. Гинцбург - бронзовую статуэтку хозяина дома. Рерих — с большой фотографией картины «Гонец».



Вероятно Толстой действительно сказал что-то вежливо-расплывчатое. Рерих всю жизнь цитировал его слова: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь всё равно снесёт. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт» . Почему-то эту двусмысленную фразу, Рерих принял как похвалу «Гонцу».
Как хорошо, что в то время не было интернета, и Рерих никогда не прочитал, а что же сам Толстой записал в своем дневнике об этой встрече (январь 1898): «Нынче уже 4-е. Мне немного лучше. Хочется работать. Вчера Стасов и Римский-Корсаков, кофе, глупый разговор об искусстве» .



Стасов помог Рериху устроиться в общество поощрения художников. Через некоторое время Рерих уже стал директором школы общества поощрения художников и имел там служебную квартиру, что очень важно, так как снимать квартиру в то время было очень дорого. В этой служебной квартире на Мойке 83 Рерих проживал до своего окончательного отъезда из России. Был почетным председателем совета высших женских архитектурных курсов.



В это же время Стасов и историк Платонов рекомендовали его в Русское археологическое общество. Археология помогла Рериху найти жену. Рерих занимался раскопками в Тверской губернии и остановился в имении князя Путятина. В это же самое время там гостила Елена Шапошникова. Её отец был главным архитектором нашей хоральной синагоги. Родители её были категорически против - Рерих из простой семьи, не дворянин, у него нет надежного источника доходов. Только после того как он стал директором школы общества поощрения художников они скрепя сердце дали свое согласие.

Единственная комната в Изваре, которая восстановлена такой как была при Рерихе, так как сохранилась фотография:






Фотография, где Рерих позирует на фоне медвежьей шкуры, была сделана рядом с этим сараем:


Зерновой амбар:


Дверь в амбар, сделано отверстие для кошки:


Хозяйственные постройки:






Три шахтных печки для обжига извести:






Исток Изварки:


Рерих участвовал в объединении «Мир искусства». Он сумел расположить к себе Тенишеву и с 1910 года возглавил это объединение, так как именно Тенишева финансировала это объединение. Известно, что каждая выставка – это продажа, каждый художник хочет, чтобы его картины покупали. Поэтому очень важно, где и как на выставке висят картины, есть места хорошие и плохие. Перед выставкой «Мира искусства» Рерих взял несколько своих картин и повез показать Николаю II, тот купил две картины. Когда выставка открылась, то все увидели, что уже две картины Рериха куплены, и кем – самим императором! Понятно, что любой купец-коллекционер захочет купить картины такого художника, ведь это хорошее размещение капитала. Но товарищи очень обиделись на Рериха.
И.Е. Репин, М.П. Боткин терпеть не могли «Мир искусства». Я читала открытое письмо Репина на эту тему. А вот что вспоминал Рерих о том как он однажды встретил М.П. Боткина после посещения выставки «Мира искусства»: «Коенчно, наша группа, а особенно «Мир искусства», был ненавистен Боткину. Но такая борьба неизбежна. Бывали и такие диалоги. Встречаю Боткина, выходящего с выставки «Мира искусства». Он бросает мне: «Всё сжечь». – «Неужели всё?» - «Всё». – «И Серова?» - «И Серова». «И Врубеля?» «И Врубеля». – «И Александра Бенуа?» - «И Бенуа». – «И мои?» - «И ваши. И ваши нужно сжечь».
Мог ли предполагать Михаил Петрович Боткин, что потом картины Рериха будут висеть для всеобщего обозрения в его особняке, а его собственная коллекция будет пылиться в подвалах Русского музея.

Ниже несколько картин Рериха, выполненные до 1914 года:



































Во время октябрьской революции Рерих был в Сортавале (тогда на территории Финляндии). В Финляндии началась своя революция, там красные проиграли, и в Финляндии победили русофобские настроения. Финны отняли у русских всё имущество, а самих русских депортировали. Был принят закон о высылке всех, кто был причастен к русификации. Под этот закон можно было подвести кого угодно. Первая партия ограбленных и высланных в Россию была более 12 тысяч человек.
О финском художник Аксели Вальдемар Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela) Репин отзывался «белобрысое свиное чухонское рыло, которое лезет в искусство». Так вот Галлен-Каллела очень поддержал в это трудное время Репина и Рериха. Деньги в петербургских банках пропали, Репин к этому времени был почти слепой, работать не мог. Галлен-Каллела организовал персональную выставку Рериха в Гельсингфорсе, потом была выставка в Стокгольме. Выставки были рентабельными, появились кое-какие деньги. Поэтому Рерих недолго просидел на задворках Европы и вскоре уехал в Лондон.

Tags: Выставка, Экскурсия
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…