Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Семь гномов или одинокая лошадь в снегу

В пятницу, 14 декабря, ходила на тематическую встречу в Эрмитаж. Это было пятое занятие из цикла «Вечера в залах Эрмитажа. Шедевры музыки и искусства». Встреча в пятницу называлась «Арабские мотивы», «Арабская кофейня» Анри Матисса. Музыка – современные вариации на восточные темы. На предыдущих встречах я не была, но на эту встречу мне порекомендовала пойти моя подруга Н., которая была в полном восторге от этого занятия, которое она посетила в прошлом году. Я не являюсь поклонницей Матисса, у него мне нравится всего пара работ. «Арабская кофейня» меня абсолютно не интересовала, но, послушав хвалебные отзывы, решила пойти. На сайте Эрмитажа написано, что начало в 17:45, число разовых билетов ограничено. Чтобы не остаться без билетов поехала заранее.





Во дворе уже поставили елку. Школьники после занятий носятся вокруг:


Ещё во дворе небольшая выставка ледяных скульптур, выполненных учениками эрмитажной изостудии. Герда и олень:


Купила билеты, до начала оставался ещё час, и я решила немного прогуляться. Снова вышла на Дворцовую:


Пошла к Неве. Сильный холодный ветер рвал облака, освещение менялось каждую минуту:


Дворцовый мост ремонтируют, движение по мосту ограничено:


Рядом с мостом поставили информационный щит с краткой исторической справкой и техническими характеристиками моста. Строительство нынешнего моста на месте старого плашкоутного началось в 1912 году. 23 декабря 1916 года мост был открыт, но из-за войны, его архитектурная отделка не была выполнена. На мосту было установлено лишь деревянное перильное ограждение, верхние части опор были обшиты деревом, вместо гранитных парапетов не опорах и устоях установлены фанерные. В первую годовщину Октябрьской революции Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Устройство перил, фонарей и павильонов управления разводного пролета было закончено при советской власти. Литая чугунная решетка перил с советской символикой, выполненная скульптором И.В. Крестовским по рисунку архитектора Л.А. Носкова, появилась только в 1939 году. В 1943 году вблизи левобережной опоры разводного пролета взорвалась аваибомба, которая повредила облицовку и кладку опоры. В 1946 году были выполнены работы по устройству бетонных перемычек. В 1956-1957 годах древянные парапеты на устоях и промежуточных опорах заменили на гранитные. В 1963 году были выполнены работы по цементированию и восстановлению гранитной облицовки. В 1976-1977 годах для облегчения веса пролетного строения тяжелые чугунные решетки были заменены на алюминиевые. На постоянных пролетах железобетонный поребрик заменили на гранитный, а на разводном – на металлический. В 1991-1994 годах был произведен капитальный ремонт подводной части опор разводного пролета моста. В 1998 году с Дворцового моста были сняты трамвайные пути.




Ух, какой закат!


Свет от облаков отражался и окрашивал лед в розово-сиренево-фиолетовый цвет:


Жаль, было очень ветрено и холодно, я замерзла и в благостном настроении побежала в Эрмитаж отогреваться:


Тут вскоре petite_nyctale подтянулась, нас повели на третий этаж в зал Матисса . Искусствовед Алла Глагола начала нам рассказывать, что мы видим на картине. Почему-то всегда с этого начинают – вы видите шесть фигур, которые и т.д и т.п. В данном случае рассказ для меня был чрезвычайно полезным, так как ничего хорошего я на этой картине не вижу. Оказывается, красные рыбки в аквариуме художник специально нарисовал светло-коричневыми, так как по его словам, тогда красный цветок рядом не выглядел бы красным. Поэтому пришлось испортить рыбок. В группе фигур на заднем плане - одна фигура, оказывается, держит скрипку. Матисс видел в Марокко скрипки в кофейнях? Далее нам рассказали, что мы не видим не картине. Интересно, что первоначально картина выглядела иначе. Человек слева был красным, другой – синим, а следующий – жёлтым. Справа – человек с трубкой. У них у всех были прорисованы лица. Потом Матисс всё закрасил одним цветом. И когда критик, который видел картину в процессе работы, спросил его, отчего он от этого всего отказался, Матисс ответил: «Совершенствовать – значит упрощать».
С.И. Щукин, для которого работал Матисс, отказался приобрести эту картину. Тогда Матисс предложил её другу-сопернику Щукина, И.А. Морозову. В результате в апреле 1913 года картину Щукин всё-таки приобрел. Нам описали зал в доме Щукина, где висела картина. Потолок там был ярко розовым, стены зелеными. Цвет пола не был упомянут. Кроме того процитировали письмо Щукина Матиссу, в котором он пишет, что он теперь смотрит на эту картину ровно час каждый день. И это понятно, на хищно-агрессивном розово-зеленом фоне только и остается, что смотреть на спокойное серое пятно на стене.
Кроме того нам интересно рассказали и о других картинах, которые есть в этом зале и относятся к марокканскому периоду творчества Матисса. Всего рассказ длился полчаса.


Но в основном я уповала на музыку. На сайте Эрмитажа сказано: «Программа специально для любителей живописи и музыки - Встречи с шедеврами музея в залах Эрмитажа. Сидя в удобных креслах перед знаменитой картиной, Вы выслушаете рассказ о ней специалиста - историка искусства и музыкальные произведения той эпохи, когда картина была написана, проникнутые теми же настроениями, мыслями и чувствами, которые свойственны и живописному шедевру. Во встречах принимают участие искусствоведы и солисты Оркестра Государственного Эрмитажа»
Тут нам объявили, что будут исполнены произведения Вячеслава Гайворонского, из которых мы узнаем о его ориенталистских размышлениях.
В желтой майке Вячеслав Гайворонский собственной персоной:


В качестве сюрприза был молодой воин с индийскими барабанами:


Зазвучала музыка, возможно неплохая сама по себе, но не имеющая никакого отношения к тому, что мы видим на картине. В музыке не было ни спокойствия, ни уединения, никакого намека на медитацию. Ведь на картине изображен рай на земле. Эта музыка должна звучать в другом месте и по другому поводу, например на празднике. Да и целевая аудитория у такой музыки другая, не эрмитажная.
Публика скептически усмехалась, кто-то хмурился. Сам Матисс прекратил «разговор» с Амели и замер от неожиданности:


Интеллигентная Л. Н. Дилекторская как-то даже скривилась и ещё сильнее позеленела:


Через сорок минут музыка наконец смолкла, мы побрели в гардероб:


Н. сказала мне, что я сама виновата, раз не смогла почувствовать, что музыка «проникнута теми же настроениями, мыслями и чувствами, которые свойственны живописному шедевру». И нечего тут возмущаться.

Тут я вспомнила такой случай. У моего сына в музыкальной школе в младших классах был предмет «музыкальная литература». Учительница приносила на урок патефон, дети слушали музыкальное произведение, потом его подробно разбирали. На дом задавали нарисовать картину, отображающие мысли и чувства ученика во время прослушивания. На одном уроке они слушали и разбирали пьесу «Семь гномов». Семь разных тем, разных характеров. Все дети как дети – нарисовали гномов, которых они мысленно видели во время прослушивания. Один мой сын нарисовал одинокую лошадь в снегу. «Причем тут лошадь? Тебе же ясно сказали – семь гномов!» Мальчик виновато посмотрел на меня своими правдивыми глазами и ответил: «Мама, ну что я могу сделать. Пока была музыка, я всё время думал о лошади, как ей холодно и одиноко стоять в снегу».
К сожалению, эта правдивость никуда не делась. Поэтому лучше не спрашивать: «Ну как тебе моя новая стрижка?» или «Мне идет этот новый джемпер?».

И ещё вот я о чем подумала, пока была на этом странном концерте в Эрмитаже.
Угол Коломенской и Свечного есть небольшой сквер:




Какой-то пока ещё неизвестный художник нарисовал на стене, обращенной в сквер, симпатичное граффити:






Вот здесь музыка В. Гайворонского была бы в самый раз. Но в любом случае пока я остереглась бы называть эту музыку шедевром, хотя в Эрмитаже считают иначе.
В апреле будет занятие, посвященное «Танцу» Матисса. Вот эта картина мне очень нравится, это одна из моих любимых картин в Эрмитаже. Вот теперь думаю, стоит ли мне идти на эту встречу? Вдруг там опять будет Гайваронский?


Tags: Вспоминаю, Дневник, Любимый город, Моя семья, ворчание
Subscribe

  • Изборск

    7 октября 2017, 16:00-18:00 Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов;…

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • Кемь. Храмы

    25 июня 2016, 15:35-16:00 Западная сторона Белого моря называется Русское Поморье. Побережье от Кандалакши до Кеми называется Карельский берег, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

  • Изборск

    7 октября 2017, 16:00-18:00 Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов;…

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • Кемь. Храмы

    25 июня 2016, 15:35-16:00 Западная сторона Белого моря называется Русское Поморье. Побережье от Кандалакши до Кеми называется Карельский берег, а…