Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Павильонный зал

Сказочно прекрасный Павильонный зал Малого Эрмитажа - один из моих самых любимых залов.
Павильон при Зимнем дворце первым среди построек музея получил название «Эрмитаж». Потом, когда рядом появился «Большой Эрмитаж», это здание стали называть «Малый Эрмитаж»
Эрмитажами, буквально «пустынь», «уединенный уголок», в XVIII веке называли небольшие сооружения в загородных резиденциях, где отдыхали в кругу приближенных от пышного дворцового этикета. Екатерина II в своих «Записках» сообщает, что у Елизаветы Петровны в Зимнем дворце была комната, которая именовалась «Эрмитажем» (с картинами и, как было принято, с подъемным столом для подачи кушаний, чтобы обходится без слуг).
Екатерина II собрала большую коллекцию картин, для которой было построено специальное здание. В 1764-1769 годах на набережной Невы по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота был построен Северный павильон, или Малый Эрмитаж, который первое время ещё назывался Оранжерейным домом.

Он состоял из нескольких небольших помещений, парадного двусветного зала и примыкающей к нему оранжереи (оранжерея занимала часть современного Павильонного зала между центральной колоннадой и окнами в Висячий сад):

Английский историк и путешественник Уильям Кокс, в 1776 году посетивший Эрмитаж, так описывал зимний сад: «Зимний сад весь застеклен; это большая и высокая оранжерея с аллеями, посыпанными песком, с цветником, апельсиновыми деревьями и кустарником; сад наполнен птицами разных пород и стран, они летают с дерева на дерево; всё это производит приятное впечатление, тем более, что составляет резкий контраст с самым непривлекательным временем года».

Зимний сад. Э.П. Гау. 1865 год.


В Северном павильоне было несколько помещений: большой зал, оранжерея, кабинеты и столовая. До постройки в 1770-х Большого (или Старого) Эрмитажа в зале, столовой и кабинетах, а также в трех галереях вокруг сада размещалось большое количество картин. В конце Западной галереи (где сейчас средневековая мебель, реликварии и ваза Фортуни), перед входом в павильон Эрмитажа, висели «правила, по которым поступать всем входящим в сии двери», носившие шуточный характер, например: « а что войдет в одно ухо, то бы вышло в другое прежде, нежели выступят из дверей» или такое: « оставить все чины вне дверей».
Французский дипломат М.-Д. де Корберон писал в 1776 году об осмотре в сопровождении графа Г.А. Потемкина картинной галереи Екатерины II: «Нам показали затем Эрмитаж –это небольшие апартаменты её императорского величества. Когда она находится в них, вокруг царит большая свобода: можно садится где угодно… Я с удовольствием заметил на камине этой комнаты мраморный бюст Дидро работы Колло, ученицы Фальконета… по соседству с этой комнатой находится оранжерея».

При перестройке здание Малого Эрмитажа в середине XIX века оранжерея (зимний сад) была перенесена на территорию Висячего сада , а на месте нескольких помещений появился парадный Павильонный зал, созданный Андреем Ивановичем Штакеншнейдером.

В конце XVIII века в Россию из Брауншвейга приехал кожевенник Фридрих Штакеншнейдер. Его старший сын Иоганн, ставший мельником, арендовал землю по реке Пудости, построил мельницу и дом в усадьбе, названную по имени хозяина Ивановкой. 22 февраля 1802 года здесь родился Генрих Штакеншнейдер. Андрей Иванович окончил Академию художеств, сначала работал чертежником, затем архитектором-рисовальщиком в Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Потом работал в качестве «архитекторского помощника» в Зимнем дворце при перестройке комнат императрицы Марии Федоровны. Затем получил большой заказ на перестройку усадьбы Фалль в Эстляндии, принадлежавшей графу А.Х. Бенкендорфу. Посещавшему Фалль императору Николаю I усадьба очень понравилась и он определил Штакеншнейдера на службу ко двору своего брата, великого князя Михаила Павловича.

В это время формировался новый архитектурный стиль – «историзм» или «эклектика». Первое название связано с возрождением интереса к прошлому, к архитектурным стилям разных исторических эпох. Второе название происходит от греческого слова, означающего «избирать», отсюда и определение архитектуры данного периода как «свободного выбора форм». Все направления нового стиля (неоготика, неоренессанс, неорусский, необарокко, неогреческий и т.д.) нашли отражение в деятельности Штакеншнейдера.

В 1850-е года им была произведена перестройка Малого и Большого (Старого) Эрмитажей, в связи с тем, что эти здания утратили прежнее назначение хранилищ коллекций, так как для музея было построено специальное здание Нового Эрмитажа. Поэтому Малый и Старый Эрмитажи надо было приспособить для других функций. Переделка этих зданий производилась одновременно: работы начались в 1851 и завершились в 1860 году.

Павильонный зал. Акварель А.Х. Кольба:


Второй этаж отводился под жилые помещения, включавшие парадные гостиные, кабинет и большой двусветный зал. Уже а процессе перестройки здания было решено в бельэтаже устроить покои наследника престола – сына императора Александра II, великого князя, цесаревича Николая Александровича.

Павильонный зал. П.В. Тутукин, 1856 год:


Автор путеводителя по Эрмитажу Ф. Жиль писал в 1861 году: «Зала верхнего этажа Павильона, где давались эрмитажные балы, была увеличена и преобразована. Из нее сделали белую мраморную залу, обнимающую в вышину два этажа окон Павильона на Неву и висячий сад, с легкими златорешетчатыми галереями, поддерживаемыми легкими колоннами; постройка прекрасная, в малом виде заключающая в себе то, что кажется, отныне может называться стилем 19-го века и могущая служить великолепным памятником этого стиля, где Штакеншнейдер сочетал стиль возрождения с мотивами арабской архитектуры в Испании и с преданиями древней архитектуры, где часть паркета покрыта мозаикой римского стиля и где зеркальные двери открываются прямо в часть сада…».







Сложность задачи заключалась в том, что Штакеншнейдеру пришлось создавать зал на месте нескольких помещений, и потому он был связан наличием стен и конструкций первого этажа, которые не менялись. На месте стены, отделявшей зал от бывшего зимнего сада, архитектор поставил двойную колоннаду, опирающуюся на старые конструкции, а вместо стен, отделявших боковые помещения, установил двухколонные портики:




Колоннада разделяет двухсветное помещение на две половины: зал, выходящий на Неву, и большой холл-гостиную перед садом.





Павильонный зал по своему назначению был бальным, но здесь можно было и просто отдохнуть, послушать музыку или просто помечтать у «фонтанов слез»:


В Павильоном зале даже в пасмурные дни всегда светло – мраморные колонны, блеск 28-и больших и малых хрустальных люстр, золоченые решетки на галереях. Сейчас почему-то фонтаны всегда выключены, а раньше можно было бесконечно смотреть как «плачут» капельки воды. Дочь архитектора, Елена Андреевна, записала в своем дневнике 24 апреля 1856 года: «На днях водил нас папа в Эрмитаж, показывал нам залу, которую он только окончил. Совсем волшебная зала. Чудо, как хороша! Не жаль, что драгоценное богатство материала попало в руки художника; художник блистательно воспользовался им».

Штакеншнейдер, как и многие в то время, был увлечен искусством древних Помпей. В Павильонном зале большая мозаика вмонтирована в пол в той части зала, которая служила холлом перед зимним садом. Эту мозаику, являющуюся уменьшенной копией (1:2) найденной при раскопках города Отрикуланума, исполнили работавши в Риме в 1847-1857 мозаичисты В.Е. Раев, И.С. Шаповалов, С.М. Федоров и Е.Г. Солнцев.




Также в зале есть столик, на котором совсем маленькая копия этой мозаики, выполненная теми же мозаичистами:














Фонтаны в зале получили название бахчисарайских или «фонтанов слез» потому, что капельки воды падают из раковин в виде слезинок, как в известном фонтане Бахчисарайского дворца. Во время служебной поездки в Крым в 1849 году Штакеншнейдер был в Бахчисарае.

Слева бахчисарайский фонтан, справа «бахчисарайский фонтан» в Павильонном зале:


В зале выставлены несколько мозаичных столешниц:




Мозаичные пейзажи:




Портрет Елизаветы Петровны. Мозаика А.Кокки. Середина XVIII века.


Некоторые фотографии взяты из эрмитажной брошюры Т.А.Петровой "Залы и здания государственного Эрмитажа. Павильонный зал Малого Эрмитажа"

На сайте Эрмитажа есть интересная статья Эпоха историзма. Вторая половина XIX - начало XX века .


Tags: Эрмитаж
Subscribe

  • О памятниках «пламенному трибуну»

    В Пскове обратила внимание на памятник Кирову. Этот же памятник раньше видела в Петрозаводске и Медвежьегорске . Первый памятник из этой серии…

  • Осада Пскова Стефаном Баторием

    Псков после присоединения к Москве обеднел и обезлюдел, но по-прежнему оставался важным стратегическим пунктом. Псковичи, хотя неохотно покорились…

  • Псков

    5 ноября 2017 Псков (в старину Плесков) – один из древнейших городов, существовал еще во времена призвания князей. Новгородская земля, открытая с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • О памятниках «пламенному трибуну»

    В Пскове обратила внимание на памятник Кирову. Этот же памятник раньше видела в Петрозаводске и Медвежьегорске . Первый памятник из этой серии…

  • Осада Пскова Стефаном Баторием

    Псков после присоединения к Москве обеднел и обезлюдел, но по-прежнему оставался важным стратегическим пунктом. Псковичи, хотя неохотно покорились…

  • Псков

    5 ноября 2017 Псков (в старину Плесков) – один из древнейших городов, существовал еще во времена призвания князей. Новгородская земля, открытая с…