Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:
Была сегодня в Эрмитаже. Собиралась обязательно побывать на двух выставках: "Античный фасон" русского императорского фарфора второй половины XVIII века” и «Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России». Кроме того был дерзкий план посетить выставку "Гроза двенадцатого года...". Но получилось не совсем то, что планировала.

Доехала на метро до станции «Адмиралтейская». Раньше это был жилой дом, на первом этаже в 1960-е был прекрасный магазин, торговавший соками и винами. Сейчас здесь станция метро:


Пошла в сторону Дворцовой:










Сначала пошла на выставку "Античный фасон". Она размещается в Аванзале, поэтому была первой на моем пути. Выставка оказалась чрезвычайно интересной. Демонстрируются вещи созданные на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. Тема нынешней выставки - влияние античного наследия на русский императорский фарфор второй половины XVIII столетия – "золотого века" Екатерины Великой.
Дальше собиралась пойти в Синюю спальню на «Веджвуд в России». Иду через Николаевский зал, а там выставка «Развернутые с валов. Программа реставрации крупноформатной живописи» . Посещать выставку не собиралась, но не смогла пройти мимо. На сайте Эрмитажа пишут: «Десятилетиями картины хранились накатанными на валы. Большей частью такой способ хранения является вынужденной, временной мерой и обусловлен рядом причин. Одна из них – необходимость транспортировки картины, имеющей в высоту и ширину несколько метров. Другая причина – отсутствие условий, а именно пространства для хранения произведения иным способом. Так или иначе, но в результате представленные полотна оказались скрытыми не только от зрителей, но и от музейных специалистов.»
Кроме всего прочего на выставке представлены те самые валы, на которых хранят картины. Точнее два. Первый – это обычный современный вал. А вот второй вал был сделан в 1930-е. И этот вал целиком с низу до верху был оклеен газетой «Правда». Газеты с портретами Сталина и всех остальных. С интересом почитала 168-й номер «Правды» от 30 июня 1936 года. Передовица посвящена Максиму Горькому (умер 18 июня 1936 года), сообщается, что на следующий день состоятся похороны. Фотография скорбящего Сталина. Вспомнила недавний пост atsman http://atsman.livejournal.com/1379333.html , в котором он рассказывает о том, как в Северной Корее был проинструктирован о правилах пользования газетами с портретами вождя.
Увы, фотографировать на временных выставках категорически запрещено, смотрительницы строго за этим следят. Но для меня не существует такого положения, из которого я бы не вышла с позором.
В Николаевском зале есть зеркальные двери. Раскрытые створки дверей находятся под некоторым углом по отношению друг к другу. Поэтому, когда приближаешься к дверям, то отражаешься в зеркалах не в том ракурсе как обычно, а несколько под углом. Видишь себя как бы сбоку. У меня всегда возникает ощущение, что это не я, а кто-то другой. Этот эффект знаком мне ещё со времен занятий в эрмитажном кружке. Но всё равно никак не могу привыкнуть, и всякий раз вздрагиваю от неожиданности. Вот и сегодня опять. И тут подумала, а что если сфотографировать отражение валов в зеркалах.
Через открытые двери увидела стоящие в галерее часы. Примерилась, как нужно встать в зале, чтобы валы, которые у меня за спиной, отражались в зеркалах. Подошла к смотрительнице и спросила невинным голоском: «а можно мне сфотографировать воооон те часы». Она равнодушно махнула рукой, дескать: «да сколько угодно».
В левом зеркале виден современный вал, расположенный горизонтально. А в правом зеркале – стоит тот самый вал, оклеенный старыми газетами:


Ну, здесь я просто делаю вид, будто меня интересуют часы:


В результате длительного зависания на выставке в моей программе произошел сбой, поэтому решила поменять планы. Заглянула в Фельдмаршальский зал и поняла, что «Грозу двенадцатого года...» мне сегодня не одолеть, решила отложить на следующий раз. В результате отправилась в Рыцарский зал, чтобы купить каталог «Античного фасона», а заодно и каталог «Веджвуд», и только потом пойти в Синюю спальню.

Прошла через Галерею 1812 года:


Увы, мы никогда не узнаем, как выглядел генерал-майор А.А. Юрковский 1-й.


Всегда здесь останавливаюсь:


Какой-то тип, мчавшийся как на пожар, с фотоаппаратом наперевес, увидев меня, вдруг резко затормозил и принялся снимать всё подряд. Что снимает, зачем снимает, сам не знает.




Остановилась рядом со столиком. Люблю разглядывать эти пейзажи. Мозаика:




Как будто время остановилось. Постояла, послушала, вздохнула, пошла дальше.


Лоджии Рафаэля:




В Рыцарском зале купила каталоги выставок. Изданы превосходно, напечатаны на прекрасной бумаге, иллюстрированы дивными фотографиями. А продают их буквально за бесценок (300р). Наверно по себестоимости. В этом вопросе Русскому музею надо бы брать пример с Эрмитажа.




Теперь пошла в Синюю спальню на «Веджвуд». По дороге встречаются странные экспонаты:


Это произведение Луне Буржуа «Этюд с натуры», 1984-го года издания. Автор преподнес в дар музею.
Создается впечатление, что в музее хотят чем-нибудь прикрыть этот «шедевр», что бы не так страшно было:


Посмотрела Веджвуд. Интересно конечно, но… Понимаю, что нельзя сравнивать фарфор императорского завода и веджвудскую керамику. Это всё равно, что сравнивать Феррари и Форд Фокус. Но мелькнула мысль, что Эрмитаж нарочно одновременно устроил выставки фарфора и керамики, относящиеся к одному периоду времени.

Нагулялась и насмотрелась достаточно. Пора было возвращаться. На обратной дороге заглянула на выставку «Оловянные солдатики в Эрмитаже. К 200-летию Отечественной войны 1812 года» . Но это, во-первых, на любителя, во-вторых, солдатики крошечные. В своих очках для чтения мне было трудно их разглядывать. Да и устала уже.







Tags: Дневник, Любимый город, Эрмитаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

Recent Posts from This Journal