Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Мраморный дворец. Личные покои в. кн. Константина Константиновича. К.Р.

Владельцем Мраморного дворца с 1892 по 1915 был внук Николая I, племянник Александра II, великий князь Константин Константинович (1858-1915). В свои личные покои Константин Константинович допускал только близких людей, тех с кем у него были теплые дружеские отношения.

Личные покои расположены на втором этаже окнами на Миллионную:




В покои можно попасть со двора:






Но нас провели из парадных покоев узкой винтовой лестницей. Эта лестница предназначалась для прислуги.



Мы очутились в крошечном вестибюле.




Дверь, через которую мы входили, а потом выходили, замаскирована зеркалом. На фото она справа:


Дверь закрыта, кажется, что это обычное зеркало. Поэтому лестницу за этой дверью, Константин Константинович называл «Тайной лестницей»




Из вестибюля попали в прихожую, оформленную в модном тогда русском стиле. Но достаточно просто, потолок и стены обшиты деревом. Прихожая совсем маленькая (~ 6 кв.м). В прихожей есть книжный шкаф начала ХХ века. Такие шкафы ещё можно видеть в некоторых квартирах. Из прихожей мы попали в библиотеку.



Библиотека
Музей Ленина, который размещался в Мраморном дворце, был не культурным, а исключительно политическим учреждением. Поэтому тут ничего не должно было напоминать о царской фамилии. Библиотека была расформирована, картины вывезены, вещи передавались в советские учреждения. Многое за бесценок было продано за границу.



После того, как дворец в 1992 году был передан Русскому музею, было решено попытаться воссоздать интерьеры начала ХХ века. Такая возможность существовала лишь теоретически, так как вещи, которые раньше находились во дворце, оказались в ближнем и дальнем зарубежье. Поэтому было решено попытаться воссоздать атмосферу жилого уголка конца XIX – начала XX века. Большинство картин, взятые из запасников Русского музея, висят исключительно для антуража.



Книжные полки подлинные, выполнены из груши. Книги, стоящие на полках не из библиотеки великого князя. В государственном архиве в Москве сохранился каталог библиотеки. В соответствии с этим списком были подобраны книги.



Писать стихи Константин Константинович начал очень рано, ещё мальчиком. С годами эта любовь к литературе, поэзии не только не пропала, а наоборот усилилась. Он писал стихи только для себя. Но конечно ему хотелось знать мнение других людей. В 1881 году в журнале «Вестник Европы» было опубликовано стихотворение под псевдонимом К.Р., которое называлось «Псалмопевец Давид». Сюжет стихотворения был взят из Ветхого завета.

У Александра III были теплые дружеские отношения с Константином Константиновичем, при этом он терпеть не мог его отца и своего дядюшку, Константина Николаевича. И вот однажды в доверительной беседе он рассказал Константину Константиновичу о том, как он побывал в Дании и посетил замок Эльсинор, где разворачивается известная трагедия Шекспира. Константину Константиновичу захотелось освежить в памяти «Гамлета», а потом он начал работать над переводом.
Когда К.Р. работал над переводом «Гамлета» он приобрел картину Маковского «Офелия». В 1920-е она была передана в Русский музей. Сейчас картина висит над дверью (видна на фото в правом верхнем углу). К.Р. работал над переводом «Гамлета» семь с половиной лет.



Музыкальная (Готическая) комната.
В этой комнате великий князь брал уроки фортепьяно у П.И. Чайковского . Здесь проходили музыкальные вечера. Количество гостей на этих вечерах было ограничено 8-10 человеками.
Интерьер комнаты – это не какой-то абстрактный интерьер. Это точная копия одной готической капеллы в одном из старых соборов в немецком городе Аахене. Работал над интерьером архитектор Д.Д. Зайцев.
Стены были обиты тесненной кожей. Сейчас это обычный рисунок на стене, сделанный по старой фотографии.


Константин Константинович попросил, чтобы специально для этой комнаты был вырезан ветхозаветный герой Давид. В руках Давид держит свиток, на котором готическим шрифтом написаны строки из стихотворения К.Р. «Псалмопевец Давид»:

Их человек создать не мог,
Не от себя пою я:
Те песни мне внушает Бог,
Не петь их не могу я!


На фотографии статуя Давида видна в правой части фотографии (висит на стене):


В Венеции Константин Константинович встретился с отцом Константином Николаевичем, который в это время путешествовал по Италии. Сын спросил у отца читал ли он стихотворение, которое было опубликовано в августовском номере «Вестника Европы» за 1881 год под псевдонимом К.Р. Отец ответил, что читал и догадался, кто написал эти стихи. Отец был очень недоволен, он считал, что писать стихи это дело профессиональных поэтов. Тем не менее, он разрешил сыну публиковать стихи, если тот выполнит три условия. Первое – писать стихи только в свободное от службы время, второе – рассматривать это занятие как сугубо частное, и третье – обязательно скрывать свое имя под псевдонимом.





Надо сказать, что как и все представители царского дома, он должен был служить либо на военной, либо на морской службе, статская служба согласно учреждению о царской фамилии им была запрещена. В то время Константин Константинович служил на морской службе.

Это сейчас все знают кому принадлежит псевдонимом К.Р, а в ту пору никому и в голову не могло придти, что это великий князь Константин Романов. В разное время гостями этой комнаты были Достоевский, Гончаров, Чайковский, Полонский, Рубинштейн, Рахманинов.



На фотографии видно, что обычно картины были закрыты, чтобы не выгорали и не портились.


Рабочий кабинет
В кабинете сохранилась кожаная обивка стен, деревянные панели, люстра. Сохранились старые фотографии.


Над столом висит картина художника Беггорова, изображен корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года Константин Константинович находился в плавании по Средиземному морю. В 1882 году он заболел, врачи объявили, что у него слабые легкие и не рекомендовали продолжать морскую службу. Константин Константинович воспользовался своей болезнью как поводом, чтобы уйти с морской службы, которой он отдал более семи лет. Тогда отец поставил условие, что он должен служить в Измайловском полку, к которому он был приписан с детства.



В 1882 году Константин Константинович побывал в городе Ольденбурге, где познакомился со своей троюродной племянницей Елизаветой, второй дочери принца Саксен-Альтенбургского. Девушка очень понравилась великому князю, он получил разрешение на брак у императора, испросил благословения у родителей. Родителям невесты он не нравился - он не любил светские балы, рауты, посещал их только в тех случаях, когда не посещать было невозможно. Но не это главное. В Европе считали, что в России жить опасно, здесь пахнет порохом, убивают, взрывают. Совсем недавно был убит Александр II. Родители заявили, что Елизавета должна найти себе более подходящую партию. Но девушка проявила характер и 15 апреля 1884 года в Петербурге состоялась свадьба. У Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны было девять детей.

В 1889 году Константин Константинович стал президентом Академии наук, на этом посту он сделал много полезного для развития науки. Но это была для него как бы общественная работа, так как основным занятием была служба в Измайловском полку. Кроме того он стоял у истоков Пушкинского заповедника. Многие проекты он финансировал на собственный счет.

Когда началась первая мировая война, сам Константин Константинович по состоянию здоровья отправится на фронт не мог. Но его сыновья отправились на войну. На войне был тяжело ранен и умер его сын Олег (1892-1914). Олег был очень близок к отцу, от которого он унаследовал любовь к литературе и поэзии, писал стихи. Олег единственный из царской фамилии окончил Императорский Александровский лицей (в 1913 году). На фотографии он в парадном лицейском мундире, на груди значок лицеиста:



Добавлю, что в то время, многие лицеисты, достигшие призывного возраста, прервали обучение и отправились на фронт.

Когда Константин Константинович получил известие о ранении сына, он попросил чтобы ему устроили небольшую молельню. Во дворце была домовая церковь. Но эта церковь была открыта для всех служащих дворца. О здоровье сына Константину Константиновичу хотелось молиться уединённо. В этом кабинете и была устроена такая молельня. Книжный шкаф, который стоит рядом с письменным столом на самом деле является дверью, которая ведет в молельню:


Часто Константину Константиновичу приходилось проводить официальные встречи с различными делегациями и депутациями. Рабочий кабинет для этих целей не подходил, так как он слишком мал. А проводить встречи в парадных залах он не любил. Поэтому в его личных покоях был устроен ещё один кабинет, предназначенный для подобных встреч.

Приемный (Ореховый) кабинет на первом этаже
Когда Ринальди строил Мраморный дворец, Екатерина II просила его уделить особое внимание пожарной безопасности. Поэтому почти все печи дворца находились под этой комнатой, а теплый воздух шел по трубам по всем помещениям. В конце XIX века во дворец стали проводить электричество. Одновременно производился демонтаж печного отопления, оставили только несколько печей и каминов, всё остальное заменили на паровое отопление. Камин в этом кабинете подлинный, он был сделан в середине XIX века Брюлловым.
В кабинете находятся четыре картины, которые принадлежали Константину Константиновичу. Это портреты Петра I и Екатерины I работы Молчанова, а также портреты Алексея Петровича и его супруги Шарлотты.



Однажды на вечере у графини Аннет Комаровской, Константин Константинович услышал рассказ Ивана Сергеевича Тургенева о том, что он недавно побывал и Куинджи и увидел ещё неоконченную картину «Лунная ночь». Слух о том, что Куинджи пишет какой-то новый гениальный шедевр распространялся по Петербургу с быстротой молнии. Тургенев был далеко не первым, кому Архип Иванович согласился показать картину, хотя делал это далеко не всегда, а в зависимости от настроения. Не отказал он и одному молодому морскому офицеру. Константин Константинович описал эту встречу в своем дневнике. Он увидел прекрасную лунную дорожку, страшную и завораживающую луну, огромное мироздание. Он влюбился в это полотно с первого взгляда и решил, что не успокоится до тех пор, пока не приобретет эту картину. С юношеской непосредственностью он спросил: «А сколько стоит?». Куинджи, окинув взглядом незнакомого офицера, ответил: «Молодой человек, эта картина не для вас». «Тем не менее, сколько?» «Ну, допустим, -говорит Куинджи, пять тысяч». Тогда это была обычная цена для его картин. «Хорошо, оставьте её за мной». Когда картина была окончена, Константин Константинович приобрел её. Картина висела в этом кабинете до 1926 года, потом её передали Русскому музею. Там она висит и до сих пор. Вместо неё сейчас Русский музей на том же месте в кабинете повесил пейзаж Шишкина.


Гостиные на первом этаже
Фонтан раньше был на втором этаже. Во времена музея Ленина был демонтирован. Во время нынешней реставрации его хотели разместить на прежнем месте, но потом поняли, что в нынешней обстановке он там смотреться не будет. Если ставить на улицу, то там быстро испортится мрамор. Поэтому решили поставить в гостиную.






Камин подлинный, конца XIX века:


Потолок украшает плафон Э.К. Липгарта «Аллегория поэзии». 1894г.


Центральная часть «Поэзия верхом на Пегасе». Богиня мудрости Минерва пытается управлять крылатым Пегасом. Пегас бьет копытом, и из коры начинает бить источник вдохновения. Он показан как поток воды. За спиной Поэзии покровитель муз Аполлон.


«Темы для поэзии»


«Критика и поэзия». В начале ХХ века многие уже знали, кто скрывается за псевдонимом К.Р. Константина Константиновича спрашивали, как он относится к профессиональной критике своих произведений. Как писал Николай Николаевич Страхов: «Для вас является самым главным врагом критик, который должен объяснять читателю, что задумал автор, но ни в коем случае не указывать ему. Если критик забывает об этом, то получается то что мы видим на этой картине».
Критика выдергивает перья у несчастной Поэзии:



Интерьеры других помещений, которые пока не восстановлены









Интересная информация о Мраморном дворце, а также иллюстрации можно найти на сайте Русского музея http://rusmuseum.ru/museum/complex/mram_palace/history_building/

Tags: Любимый город, Экскурсия
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…