
С.Галактионов. Вид на Строгановский дворец из грота. 1811
М.И. Пыляев в книге «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» (1889) писал о даче Строганова.
Начало нынешней Строгановской дачи положил С.Г. Строганов, купив у графа Рагузинского, в 1743 году, загородный его двор; на месте этом теперь помещается клуб; для увеличения дачи в 1772 году, сын прежнего владельца, граф А.С. Строганов, прикупил дом графа Я.А. Брюса с землею около устья Черной речки (оконечность нынешней Строгановой дачи» и вслед затем приобрел ещё мызу Мандорову у г-на Лунина на противоположной оконечности сада – где тперь «Аркадия» и сад Помпей.
Устройством своим дача обязана графу А.С. Строганову. Это был вельможа открытого и веселого характера, за что и пользовался постоянным доверием трех венценосцев.
Проводя лето вместе с двором обыкновенно в Царском, Строганов по воскресеньям приезжал на свою любимую дачу.
Е.Есаков. Вид на Круглый пруд со статуей Нептуна и Каменный мост в Строгановском саду. 1812

Е.Есаков. Вид на Египетские ворота в Строгановском саду. 1812

Гнедич в идиллии «Рыбаки» воспел дачу Строганова:
Вон там, на Неве, под высоким теремом светлым
Из камня, где львы у порога стоят как живые,
Под теремом тем боярин живет именитый,
Уже престарелый, но, знать, в нем душа молодая:
Под теремом тем, ты слыхал ли, как в летние ночи
И струны рокочут и вещие носятся гласы?
Знать, старцы слепые боярина песнями тешат.
Земляк, и свирель там слышна: соловьем распевает!
Всю душу проходит, как трель поведет и зальется!
Боярин - Строганов Александр Сергеевич, вельможа, покровительствовавший художникам, музыкантам, поэтам.
Герой идиллии описывает дом Строганова:
Вступил я в хоромы; но страшно
Мне стало опять, как я начал идти по хоромам.
Со стен их лики глядят на тебя как живые!
Из мрамора девы, прелестные, только не дышат!
Но диву я дался, увидевши терем высокий!
Чудесный, прозрачный! как в сказке, земляк,
говорится:
Что на небе звезды и в тереме звезды! и месяц,
И вся в терему красота поднебесная видна!
В нем старец боярин сидел сребровласый в семействе
Цветущих детей, средь бояр и вельмож именитых.
С садом Строгановы связано не одно воспоминание. Говорят, что деревья этого сада были не раз свидетелями бесчисленных пламенных признаний и клятв в вечной любви дачников, нарушенных тотчас по переезде в город. В былые годы в сад Строганова стекалась многочисленная публика.
Сам Строганов, как пишет в своих записках Греч, сидел с своею компанию на крыльце и любовался картиною движущегося народа. В саду не было ни кофейни, ни трактира; графские люди продавали съестное и питейное, и очень дешево, потому что запасались провизиею в графских кладовых. В одной стороне сада была устроена галерея для танцев; в ней играла музыка. Изредка граф сам открывал танцы, подавая руку первой даме. Вокруг галереи были разбиты палатки, в которых можно было иметь кушанье и напитки. Строганов во время празднества в своем саду сидел одетый запросто, в коротком казакине или куртке из зеленой материи.
В своем саду он принимал императрицу Екатерину и раз, в 1777 году, дал большой праздник шведскому королю Густаву и его дяде герцогу Зюдерманландскому. (Упоминала об этом, когда писала о кирке в Приморске-Койвисто ).
Существует предание, что раз, живя в Таврическом саду, императрица Екатерина, не видя долго графа, приказала П.А. Зубову атаковать его дачу и, взяв в плен Строганова, привезти его к ней. Граф узнал об этом, и быстро все жители его усадьбы были вооружены, берега дачи были укреплены батареями, мост на Черной речке разломан и вельможа ждал только битвы. Зубов приплыл со своими егерями в лодках и не только не мог исполнить поручения императрицы, но был посажен на мель со своими удальцами и принужден был сдаться на капитуляцию. После пира Зубов уже обманом завлек графа к себе на лодку и тут, объявив его пленником, доставил к государыне.
Постройку здания своей дачи, как и разбивку всего сада с канавками, прудами, горками, граф поручил своему воспитаннику – архитектору Воронихину.

Вид на Строгановскую дачу в Петербурге .А. Н. Воронихин, 1797
В саду у Строганова были две большие статуи Геркулеса и Флоры Фарнезских. При входе на берегу к даче лежало два сфинкса, а о бокам ступеней – два больших кентавра, затем несколько мраморных ваз, а на пруду перед газоном была фигура Нептуна с трезубцем.
В одной из аллей лежала древняя гробница. Вот что передает об ней сам граф Строганов: «В первую турецкую войну (1770), когда русское оружие торжествовало на морях, Домашев, русский офицер, командовавший десантным войском, нашел на одном из Архипелагских островов этот саркофаг, привез его в Россию и подарил мне. При виде этого памятника я не мог не воскликнуть: не памятник ли это Гомера? Это стало переходить из уст в уста и, без всякого другого основания, все заключили, что я владею гробницею Гомера».
А.Мартынов. Вид гробницы Ахиллеса в саду графа А.С.Строганова. 1813

В саду Строганова в первое время была устроена библиотека. Все посетители сада имели право ею пользоваться. Эта библиотека просуществовала не более года. С нею произошел следующий казус. В первый же день по открытии, графу доносят, что не возвращено несколько томов. Добродушный хозяин приписал это тому, что многие, не успев прочитать книг, взяли их с собой для прочтения на дом. В другие дни недочет оказался еще более, к концу лета недоставало уже многих сотен книг. Тогда только граф закрыл свою библиотеку.
Дача Строганова на Большой Невке. Патерсен, 1804:

Фрагмент:

Понтонный мост:

В сороковых годах, в числе мячиков, обручей и других развлечений для детей, были протянуты два каната: один на высоте одного аршина и другой на два аршина. На этих канатах потешались дети, пробуя ходить как акробаты. За ними следили да ливрейных лакея – за искусство ходить по большому канату молодой акробат получал из рук графини подарок.
Со смертию графа А.С. Строганова (он умер 27-го сентября 1811 года), на его даче уже не было больше празднеств. Жизнь только сосредотачивалась около Строганова сада по Черной речке. В эти годы крестьяне графа Головины стали отдавать свои грязные хатки на лето немцам и другим небогатым жителям столицы. Эти дачки ходили в то время за лето не дороже 25р. Кухни при них не были устроены: последние помещались на берегу Черной речки в яме, обведенной рогожками на шестах.

В 1898 году дача была превращена в доходный дом. Позднее наследники Строганова разобрали дом.
В. Я. Курбатов писал в 1913 году: «На Строгановской набережной — остатки Воронихинской дачи, перестроенной в жилой дом. Сад дачи сильно разгромлен, пруды почти исчезли. На берегу ещё существующего круглого пруда — заколоченный досками саркофаг. На остатках другого пруда статуя Нептуна, заколоченная в подобие собачьей будки. В восточной части парка сохранились рощи и между ними обелиск из плиты, по преданию, памятник собаки графа А. С. Строганова.»

Об Александре Сергеевиче Строганове есть интересная заметка в «Нашем наследии»