Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Новая Деревня (2). Международная строительно-художественная выставка в 1908 году

В 1908 году в Петербурге по инициативе Общества гражданских инженеров проходила Международная художественно-строительная выставка. Для размещения экспонатов арендовали «участок в Новой Деревне на берегу Большой Невки, известный под названием Ливадия, площадью 3500 квадратных саженей», часть павильонов построили на Каменном острове.

Во время работы выставки журнал «Зодчий» публиковал подробные отчеты, журнал «Нива» ограничился краткой заметкой к открытию выставки, но зато поместил много фотографий К. Буллы. После выставки был опубликован многостраничный доклад о выставке инженера А.Н. Полтавцева .

Всего за три месяца вдоль берега возвели около 80 павильонов. Помимо павильонов построили театр, концертный зал, музыкальную эстраду, ресторан, буфеты. Для прогулок и отдыха публики на участке в Ливадии устроили широкую набережную, выступающую на реку на три сажени на протяжении 750 сажен. Помост этой набережной был сделан из досок, поставленных на ребро, с небольшими промежутками между ними, что вечером, при освещении воды электрическими лампочками давало красивый вид.
По предложению гражданского инженера А.А. Алексеева, решено было выстроить всю выставку в Петровском стиле. Таким образом одна и та же тема была разработана более чем 15 архитекторами. Над художественной стариной потрудились художники: А.Н.Бенуа, Е.Е. Лансере, Л.С. Бакст, М.В. Добужинский; скульпторы: М. Агулянский и А.Т. Матвеев; архитекторы и гражданские инженеры: А.А. Алеексеев, Р.М. Габэ, Г.Д. Ротгольц, В.В. Старостин, С.В. Панов, Б.А. Ошмянский, А.П. Карнеев, М.Н. Кондратьев, Н.Е. Лансере, Л.Л. Бенуа, Н.В. Васильев, Л.А. Ильин, Г.В. Шретер, М.С. Лялевич, Е.Ф. Шретер, А.А. Бернардацци, К.И. Розенштейн.

Выставка открылась 15 мая и работала до 1 октября. После открытия выставки журналист «Зодчего» писал, что «ещё не мешало бы побольше археологии и исторической правды. Так например, ещё лучше было бы устроить корабельную верфь и павильон городского управления поставить у воды, протянуть улочку немецкой слободы и поместить в ней иностранный отдел, дать представление о мостах и мощении улиц в то время и в настоящее, и т.д.»

На панораме следует обратить внимание на дымовую трубу инженера Русвурма. Интересный экспонат. Труба высотой 40 метров, а внутри трубы, при помощи подъемной машины, со скоростью метра в секунду поднимаются на площадку, устроенную на самом верху, откуда открывался вид на Петербург.



Главный вход на выставку был со стороны Новой Деревни. Массивная деревянная башня с пирамидальным куполом – почти точная копия триумфальных ворот в Москве в честь полтавской победы. На территорию выставки этот вход раскидывается полукруглой колоннадой, украшенной по рисункам Е. Лансере и Л. С. Бакста. Шпиль крыши оканчивается фигурой Гения, венчающего векном Неву и выставочные павильоны. Ночью в руке Гения зажигался светоч. Но журналист «Зодчего» не доволен: «мы советовали бы дать ему в руку факел – гигантский факел, а не миниатюрную лампочку, чтобы он привлекал внимание, будил тревогу в сердце, символизировал жизнь и говорил бы: дух искания и ломки старого отжившего, дух Петра I жив в этом городе! Гений создания новых форм бодрствует и готов метнуть свой факел во всякую отжившую ветошь!»



Проект общего павильона (А.А. Алексеев)




Общий павильон:






На берегу пруда был выстроен концертный зал на полторы тысячи мест, здесь несколько раз выступал с симфоническим оркестром А. Глазунов.
Ресторан:



Вот что писал журналист «Зодчего» после посещения павильона СПб Городского общественного управления: «У всякого петербуржца, благодаря одному чтению газет, так навязло в зубах от строительной деятельности петербургского городского управления», что «петербуржец, злорадствуя в душе, желал бы увидеть рубище, язвы Городского управления и его самого у покаянного столба, с веревкой грешника на шее». Прекрасная мысль!
Далее о больничном строительстве: «В модели, в планах, в фасадах демонстрируется городская барачная в память С.П. Боткина. Трудно понять причины, заставившие Управу вытащить на свет эту слегка подновленную ветошь, одно существование которой требует объяснений».
«Скотобойная комиссия выставила один общий вид переустройства боен, без планов, без объяснений. Какая-то зеленая мазня, а к чему – неизвестно».
Зато хвалили трамвайное дело.

Павильон СПб Городского общественного управления:


Статистический отдел СПб Городскогоуправления сообщал, что по данным за 1907 год из общего числа умерших 37213 человек умерло от заразных болезней 13213 человек. В частях Выборгской, Петербургской и Александро-Невской деревянные постройки составляют от 43 до 74% общего числа строений. В Петербурге считается неграмотных мужчин 20% и женщин 41% и т.д.

Одной из целей выставки было показать успехи, достигнутые в отношении художественного убранства жилища. В павильоне министерства торговли и промышленности демонстрировались работы ряда художественно-промышленных заведений. К отделке этого павильона, построенного по проекту архитектора Бернардации, были привлечены ученики различных учебных заведений. Живописный фриз под куполом и картуш под входом исполнены по рисунку Лансере учениками мастерских общества поощрения художеств, железный орел на фронтоне и решетка внутри павильона – учениками тульской художественно-ремесленной мастерской кузнечно-слесарного дела; облицовочные плитки снаружи павильона – учениками художественно-промышленной школы имени Н.В. Гоголя в Миргороде; вазы у фронтона – учениками петербургского центрального училища технического рисования барона Штиглица.



В павильоне были представлены три комнаты жилого дома – кабинет, столовая и передняя. Все экспонаты (мебель, обивка, белье, посуда, скульптура и живопись) были выполнены учащимися.



Столовая


Кабинет



Петербургской фирмой А. Гуткова на выставке была устроена по системе “Septik-Tank” небольшая станция, где демонстрировалась новая биологическая очистка сточных вод, причем вся работа производилась автоматически, без участия какого-либо механического двигателя.
Прочитала подробно о технологическом процессе очистки с помощью анаэробных бактерий. Не вдаваясь в подробности - сейчас уже на многих дачных участках работают такие септики. На выставке при платных клозетах была представлена станция по биологической очистке - септик ёмкостью в 500 ведер. После того, как отходы были очищены и отфильтрованы, вода поступала в фонтан с кристально-чистой струей воды. В фонтане плавали рыбки. На момент выставки, такие системы были установлены Гутковым в 50-и местах.




В 1904 году в Новгородском земстве учреждена школа огнестойкого строительства и печного искусства для распространения практических сведений по устройству улучшенных в пожарном отношении сельских жилищ, печей и дымоходов. На выставке демонстрировались разнообразные огнестойкие устройства и печи, работы учеников школы.
Описание павильона: «Передняя стена, к которой примыкает крыльцо, выстроенное фахверковой кладкой в полкирпича, сделана из плетня с обмазкой в смесью глины и песка; левый передний угол уложен из булыжного камня с внутренней облицовкой в полкирпича; задняя стена – деревянная – изнутри оштукатурена, а снаружи обита черепицей; правая стена от входа выведена частью саманного кирпича, частью из известково-песчанобитной массы. Павильон демонстрирует и способы огнестойких покрытий: одна часть крыши сделана глиносоломенной, по так называемому способу Адамова, другая – крыта разными сортами черепицы: глиняной фальцевой марсельской, глиняной голландской, наконец, цементной. Внутренность павильона занята моделями целесообразного устройства печей и вентиляции: здесь имеются лежанка русская круглая, банная, зерносушилка системы инженеров Кржишталовича и Лукашевича и пр».




Павильон Восточно-Китайской дороги.
В отдельном организованном павильона в стиле китайской пагоды с лепными украшениями на наружных стенах скульптуры Агулинского, помещала свои экспонаты Восточно-Китайская железная дорога. Экспонаты эти состояли из чертежей, а главным образом из фотографических снимков исполненных сооружений. Особое внимание обращали на себя снимки красивых гражданских сооружений, довольно богато отделанных в стиле “Moderne” (кирпич чо штукатуркой). Некоторые снимки были особым образом окрашены японскими красками, напоминающими пастель. Кроме того были выставлены модели крестовин, вагонной площадки, речного парохода, образцы некоторых пород деревьев: ель, дуб, кедр и коллекция (в фотографических снимках) мотивов китайской архитектуры, собранная инженерами при постройке дороги.



Павильон стеклянного завода Франка (по проекту архитектора М.С. Лялевича) – ажурный железный остов и стекло. Стремление к исторической правде заставило фирму сделать стены из худшего сорта оконных стекол, приближающихся к лучшим петровского времени. Купол сведен из различных сортов стекла, например с прокладками из проволоки, впервые произведенными в России, и заканчивался громадным шаром из цветного стекла.
Внутри демонстрировались образцы изделий завода, начиная от простого оконного стекла, кончая лучшими сортами зеркальных стекол, а также образцы пайки, серебрения, золочения, амальгирования и т.д. По эскизу художника Быстренина был сделан витраж «Петр I».




Выдающиеся качества выставленных сортов цемента признаны у торгового дома Андрей Эллерс. Эта фирма, заслуживающая также внимания за введение в России усовершенствованного способа производства цементных канализационных труб выстроила по проекту гражданского инженера К.И. Розенштейна массивный павильон.

«Зодчий»: «Как видно из прилагаемого рисунка, главный материал здесь составляют сами изделия фирмы. Низ павильона сделан из бетонных полых плит, а весь он – из канализационных труб различных размеров, начиная от 26'' и кончая 4'' в диаметре. Пирамидальная крыша покрыта гонтом и заканчивается фигурой белого медведя в золотой короне: фабричная марка изготовляемого фирмой романского цемента; думается однако, что цельность художественного впечатления не пострадал бы, если бы медведь был без короны».








На Каменном острове сохранился павильон фирмы Бодо Эгерсдорф. Фирма экспонировала полые бетонные камни, а также трубы, колодцы и другие канализационные приборы из бетона и железобетона. Интересен и павильон этой фирмы в стиле ампир по проекту гражданского инженера Л. Ильина.



Павильон само по себе слишком не интересен, выглядит тяжелым:


Но! Фасад украшает лепка, выполненная из цемента. Цементники поймут моё восхищение:




Также на Каменном острове сохранились два железобетонных пешеходных арочных мостика (первые в России):



На моё счастье на Каменном острове сохранился просто дивный экспонат: «Товариществом «Железо-бетон» был сооружен весьма интересный павильон-навес из железобетона на двух столбах высотою около 1 ½ саж. На расстоянии около 3 саж. С широкой плоской крышей шириною около 2 саж., прикрывающий площадь приблизительно около 8 кв. саж.; стоимость павильона-навеса 2000р».

Легкая, изящная конструкция:




Между прочим, бдительно охраняется государством как памятник архитектуры:





Выставку посетили около 100 тысяч человек. На следующий год Общество гражданских инженеров провело на этой же территории международную выставку благоустройства городов и курортов.


Ниже образцы рекламных объявлений.

























Tags: Любимый город, Нива
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments