Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Jeszcze Polska nie zginęła!

Этот новый праздник 4 ноября какой-то для меня странный. Партия и правительство разъясняют, отчего нам должно быть весело в этот день, но мне всё равно не понятно. Если это освобождение от поляков, то лично я против поляков ничего не имею. Может я бы наоборот с удовольствием объединилась с поляками. Мне в поляках нравится решительно всё : обращение «пани», усатые мужчины. Язык польский, конечно, так себе, но привыкнуть можно. Шопен прекрасный композитор, Сенкевича люблю. Мицкевич – наше всё. Валишевского терпеть не могу с детства. Поляк, писавший по-французски гадости о России. И зачем его переводили и издавали в начале 20-го века? Его почитать, так вся наша культура пришла к нам из Польши (что, кстати, почти правда). А когда в конце 70-х за макулатуру купила «Пером и шпагой» Пикуля, то обалдела. Там просто страницы целиком переписаны из Валишевского, много, много страниц. Не своими словами переписано, а просто списано. Видимо товарищ Пикуль не предполагал, что у кого-то дома может быть Валишевский и никто не догадается, что он не писатель, а тупой вор. И вот на это я потратила 20кг макулатуры!
Но это я отвлеклась. Просто в связи с праздником и поляками вспомнила, что на выставке в Русском музее со мной произошел казус. Прошлой зимой была чудесная выставка «Герои и злодеи русской истории» ( http://rusmuseum.ru/exhib/lenta/exhibition2010/geroi_i_zlodei_russkoj_istorii/ ).
Собрали всех от Гостомысла до наших дней. Вот брожу по выставке, брожу, никому ничего плохого не делаю. Дошла, наконец, до смутного времени. Висит гравюра:


И подпись: Лука Килиан. Лжедмитрий Первый. 1607 год.

И что-то я как-то засомневалась. Вот, думаю, где-то я уже видела этот портрет. Ну не подлинник это 1607 года. Сказала о своих сомнениях подруге, вместе с которой мы были на выставке. Думаю, надо бы выяснить. Чтобы не забыть, решила, что надо сфотографировать подпись. А на временных выставках фотографировать запрещено. Достала потихоньку мобильный и сфотографировала. Но забыла, что у меня звук не отключен. И мой мобильный издал премерзкий звук, имитирующий вылет птички в старых камерах.
Господи, что тут началось! Сбежались тётки-смотрительницы, окружили меня: - Что вы делаете, фотографировать запрещено!
Пришлось оправдываться и объяснять. Что, мол, сомневаюсь и хочу выяснить. Саму гравюру не фотографировала, только аннотацию.
-А всё равно, возмущаются тётеньки, - ничего нельзя!
Позвали какую-то начальницу. Мне пришлось объяснять всё с начала.
- А вы что, так спросить не могли? А вы ручкой переписать не могли?
- Нет, не могла. У меня нет ни ручки, ни бумаги, ни карандаша. И губная помада у меня бесцветная. - Ну, хорошо, так спрашиваю, объясните мне, это точно подлинник или копия?
Тётеньки честно сказали, что они не знают.
Пошла дальше бродить по выставке, так одна вредная тётка потом ещё долго шлялась за мной, в затылок дышала.
Пришла домой. Решила, что могла видеть гравюру в Русской Старине. Взяла стремянку, кряхтя забралась, давай перебирать, заодно пыль вытерла. И точно! За 1876 год нашла статью Костомарова, которая называется «Лжедмитрий Первый. По поводу современного его портрета». Уже из названия следует, что портрет современный, то есть 1876 года. И вот эта гравюра и опубликована, точно такая же как на выставке. Вот что пишет Костомаров:
«Гравюра Килиана уже была издана покойным князем Михаилом Андреевичем Оболенским, (в 1839 г. гравир. Скотников), но в таком небольшом количестве экземпляров, что не могла составить достояния многочисленной публики. Теперь эта гравюра издается в количестве, равном количеству экземпляров «Русской Старины», и есть надежда, что не пропадет для занимающихся и интересующихся русской историей....»
То есть в Русском музее либо гравюра 1839, которую гравировал Скотников, либо переиздание 1876 года. Вот почему они там у себя на выставке об этом не написали, а? (я буду жаловаться куратору выставки – шучу). И вот надо было тёткам орать, когда эта гравюра есть во всех библиотеках, краеведческих музеях, думаю, что в нашей школе тоже была.

А вот тема Сусанина была на выставке как-то не раскрыта. У нас ведь никто толком не знает, а кого собственно Сусанин в лес завёл и зачем? Я специально интересовалась. Обычно отвечают, что французов, наиболее сообразительные - что татар.


Потом убрала стремянку, взяла ноутбук, брожу по интернету. И что? Нахожу ссылку на эту самую статью:  
http://www.runivers.ru/today4.php?ID=63208 . Там правда статья не полностью, но где-то видела и всю статью. Вот чёрт! Живу в 21-м веке, а всё за стремянку хватаюсь, уж давно пора привыкнуть, что начинать поиски надо в интернете.
Сделала для себя выводы, отключила в мобильном все звуки.
Ну вот, это я по поводу праздника высказалась. Дальше уже про выставку.

А ещё на той выставке был смешной случай.

В самом начале выставки была картина Авилова "Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Перед картиной стояла группа детей. Экскурсовод вещала про Дмитрия Донского, про Пересвета (http://en.wikipedia.org/wiki/Alexander_Peresvet ). О поединке перед битвой. В частности сообщила, что на самом деле Пересвет был без доспехов, так как заранее увидел, что у Челубея копьё длиннее, то есть Челубей будет бить первым. Таким образом Пересвет сделал так, чтобы копьё Челубея проткнуло его насквозь через мягкие ткани. А сам, удержался в седле и выбил Челубея из седла, потом смертельно раненый поскакал к своим и упал замертво. Но потому что удержался в седле, Пересвет считается победителем в поединке.
Рассказав всё это, экскурсовод повернулась к картине, показала на татарское войско и сказала:
- Вот стоят татары, а вот стоят НАШИ.
 
Ну-ну. А ещё говорят «Поскреби русского — найдёшь татарина»
И вообще 8 сентября давно пора сделать нерабочим днём.
Tags: Вспоминаю, ворчание
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments