Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Остров Коневец. Достопримечательности

Коневский монастырь расположен на острове Коневец, который находится в 7 км от берега. Остров небольшой – длина ~5км, ширина ~ 3 км, площадь ~ 10кв.км. В 1393 году на остров прибыл прп. Арсений. Родом он был из Новгорода, в юности принял постриг. Познакомился с афонскими монахами и отправился на Афон. Потом вернулся на родину. Он привез с собой икону Божией Матери, известной сейчас как икона Коневской Божией Матери (икона теперь принадлежит Финляндской православной церкви). Из Новгорода Арсений отправился по Волхову на север, чтобы найти уединенное место. Лодку его прибило к Коневцу. Здесь он прожил три года в одиночестве, затем вместе с единомышленниками основал монастырь.

III Новгородская летопись: «В лето 6908 поставлена бысть церковь камена Пресвятой Богородицы на Ладожском озере на Коневом острове и монастырь устроиша при архиепископе Иоанны Великого Новгорода и Пскова».

На монастырь несколько раз нападали шведы. В отличие от южных монастырей, обитель на Коневце не имела никаких укреплений. Это был как бы монашеский поселок на острове. Предполагаю, что так же как и на Валааме здешние монахи соблюдали все заповеди, в том числе «не убий». Так что шведам ничего не стоило захватывать остров. Всякий раз обитель возрождалась, деньги давали Василий III, Иоанн IV, Федор Иоаннович, Борис Федорович.
В 1610 году шведы окончательно захватили эти земли. Монахам пришлось уйти, так как православным в то время выжить при шведах было практически невозможно.
Петр Первый в 1718 году издал указ о восстановлении монастыря. В середине XIX – начале ХХ веков монастырь быстро разбогател, имел земли, хозяйство, сдавал в аренду места рыбной ловли. Всё что было построено в это время сохранилось до сих пор. В 1914 году братия насчитывала 321-го насельника.
После революции 1917 года эти земли отошли Финляндии. Остров посещал Маннергейм, были построены северные и южные оборонительные батареи, которые сохранились до сих пор. В 1940 году монахи эвакуировались вглубь Финляндии. Им удалось вывезти кое-что, в том числе икону Коневской Божией Матери.
В советское время на острове находилась военно-морская часть и испытательный полигон. Остров стерли со всех карт, огородили колючей проволокой, гражданским судам запрещалось ходить мимо острова. Здесь разрабатывали и испытывали химическое оружие и ракеты на твердом топливе. На полигоне испытывали торпедное и минное оружие. Что бы там сейчас не говорили о разорении монастыря, но если бы не военные, там погибло бы абсолютно всё. Местные жители растащили бы всё на кирпич, строительные материалы, сняли бы кровельное железо. Военные же ремонтировали, красили, поддерживали порядок. Поэтому все здания, даже деревянные избы XIX века сохранились.
В 1991 году на остров снова пришли монахи.


Часовня Николая Чудотворца (1815)
Каменная часовня в честь Святителя Николая была построена в 1815 году. Прибывавшие на остров паломники совершали здесь молебен о благополучном прибытии на остров.




Странноприимный дом
К югу от часовни здание, построенное предположительно в 1866 году при архимандрите Израиле. Это странноприимный дом (гостиница для бедных людей), которым монастырь давал приют на несколько дней.



Странноприимный дом и часовня Николая Чудотворца:



У развилки, стоит небольшой пирамидальный обелиск из путиловского камня, поставленный в память о посещении о. Коневец 28 июня 1858 года императором Александром II.




Белая гостиница
Гостиница построена в 1860-х по проекту архитектора И. Б. Слупского. Стены кирпичные, оштукатурены снаружи только с трёх сторон (задняя стена в целях экономии была оставлена кирпичной).
Конец XIX века:




В советское время кельи гостиницы использовались как квартиры для офицеров. Было проведено паровое отопление, а печи переделаны в стенные шкафы. Сейчас в Белой гостинице летом живут трудники монастыря.




Святые врата
Арочный проход в колокольне монастыря закрывают святые врата. Некогда они были изготовлены из дерева и обиты медными листами, по которым была выполнена роспись. На правой половине был изображен основатель монастыря преподобный Арсений Коневский, над головой которого — Коневская Божия Матерь с парящими ангелами, на левой половине — святейший Евфимий, архиепископ Новгородский, над головой которого — Нерукотворный образ Христа Спасителя с ангелами. В самой верхней части ворот, в полуциркуле, был изображен Господь Саваоф с исходящим от Него Духом в виде голубя Святым. Сегодня это замечательное произведение живописи полностью утрачено.

Братия у Святых врат. Конец XIX века:




В арке колокольни сохранилась живопись. В советское время изображения были закрыты слоем известки. В отличие от фресковой живописи древних русских храмов, выполнявшейся минеральными красками по сырой штукатурке, эти изображения выполнены обычной масляной краской. В основу сюжета легло посещение Коневского монастыря Новгородским святителем Евфимием, другом и соратником преподобного Арсения.



Монастырское каре
К началу XIX в. все здания, кроме собора, всё ещё оставались деревянными. К 1812 году строительство западной части монастырского каре было завершено, началась постройка северной и южной сторон. В северо-западной башне находился хлебный запас, в юго-западной — кладовая для провизии, квасоварня с погребом. В средней части обеих линий застройки возвышаются 2-х этажные братские келейные корпуса, соединяющиеся с угловыми башнями одноэтажными зданиями, в которых размещались мастерские.



В юго-восточной части монастырского каре располагались братские кельи, монастырская библиотека, аптека и небольшой музей.



В двух угловых башнях монастырского каре были устроены церкви. В северо-восточной башне помещалась храм во имя преп. Арсения Коневского, а в юго-восточной башне — храм во имя свт. Николая Чудотворца.



Мы собирались идти дальше, но я попросила нашего гида, Анну, показать мне, где находились покои о. Израиля. За покоями есть сад, но туда ходить не благословляется:



Ряд захоронений, принадлежащих игуменам, настоятелям монастыря и членам старшей братии, находится за алтарём собора Рождества Пресвятой Богородицы. Одна из могил — место упокоения настоятеля Коневского монастыря о. Израиля. Коневской обителью о. Израиль управлял с 1859 года до самой своей кончины, последовавшей 27 января 1884 года на 92-м году жизни. Над его могилой был установлен металлический, а потом гранитный памятник с надписью: «Доброму пастырю благодарное братство» (сохранился только цоколь)




Библиотека
При о. Израиле монастырская библиотека значительно расширилась, к началу XIX века в ней насчитывалось около 8 тыс. экземпляров. Там находились: список жития преподобного Арсения, Евангелие 1524 года, творения святых отцов — святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, преподобного Паисия Величковского; старопечатные книги от 1626 до 1764 года.
Почти все книги и рукописи бесследно исчезли в 40-е годы XX века.

Монастырская библиотека. Конец XIX века





Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1809)


Нижний храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение.



Нижний храм. Конец XIX века


До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.



Верхний храм был устроен как летний. Он прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями.

Верхний храм. Конец XIX века














Верхний храм пострадал в годы советской власти. Здесь был склад боеприпасов, один снаряд взорвался, в результате появилась небольшая трещина:



Часовня Успения Божией Матери (1899)




За часовней, с ее восточной стороны, находится могила князя Манвелова. Князь Николай Иванович Манвелов был из старинного грузинского рода. В продолжение многих лет он приезжал на Коневец — нередко на всю осень. По мере сил он помогал обители, особенно престарелым инокам.
Рядом с крестом, на месте отдыха преподобного Арсения, князь и попросил похоронить себя. Николай Иванович умер в Петербурге, через два месяца после преставления о. Израиля. Завещание князя выполнили его родные. Надпись на надгробном памятнике, и сейчас частично уцелевшем, гласит: «Помяни меня, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Князь Николай Иванович Манвелов. Родился в 1780 г., а скончался в 1856 году, 3 мая».

Эта информация написана на сайте монастыря. Что на самом деле написано на могиле князя мне разобрать не удалось. Подойти к могиле о. Израиля невозможно. Но Лесков виделся и разговаривал с о. Израилем, было это в 1872 году. Поэтому когда на самом деле умер князь мне не известно, но понятно, что сведения на сайте ошибочны.




Казанский скит (1796)
Казанский скит находится в некотором отдалении от основных монастырских построек в глубине острова на вершине горы, которая называется Святой. Как повествует житие преп. Арсения, по прибытии на Коневец в 1393 году он поселился именно здесь, прожив на вершине Святой горы около 3-х лет в уединении, и лишь затем перешёл жить на берег Ладоги.

Казанский скит. Конец XIX века




Иконостас церкви Казанского скита. Конец XIX века:






В настоящий момент в скиту живет иеросхимонах о. Варахиил, прибывший на Коневец с Валаама. Чтобы не беспокоить его уединение, внутрь скита вход мирянам без специального благословения запрещён. Кстати, это единственный схимник во всей Ленинградской области.


Часовня явления Божией Матери
Часовня на Святой горе поставлена в память о явлении Божией Матери старцу Иоакиму. Часовня стоит у самого края Святой горы, в юго-западной её части, на месте, где до этого находился деревянный поклонный крест, воздвигнутый ещё при жизни самого Арсения. Ввиду своей древности, крест уже в XVIII веке пришёл в ветхость и в 1740 году, т.е. сразу по возобновлении монастыря от шведского разорения, на месте креста была поставлена небольшая деревянная часовенка, а остатки самого креста были перенесены внутрь часовни и сохранялись там вплоть до прихода на Коневец частей советской армии. Часовня, таким образом, является самой старой по времени постройкой на Коневце. Впоследствии, во второй половине XIX в., часовня перестраивалась. В годы советской власти она была перенесена со Святой горы к причалу и использовалась как контрольно-пропускной пункт. На крыше бывшей часовни был установлен небольшой маяк.


Чтобы перенести часовню обратно на своё место нужны были деньги. Три финки, Паула Кохо, Ирма Вуокко и Паула Вуорела, несколько лет к рождеству пекли калитки на продажу. Таким образом, в начале 2000-х собрали деньги, теперь часовня снова на Святой горе.

Братское кладбище
На кладбище некогда стояла шестиугольная деревянная часовня высотой 4 метра, уничтоженная, как и большинство надгробий, в советское время (кладбище было снесено, и на его месте первоначально расположился автопарк, а затем оно было переделано под спортивную площадку).

Братия у ограды братского кладбища. Конец XIX века:






Конь-камень
Конь-камень — огромный валун серого гранита с прожилками кварца размером 9 на 6 и высотой чуть более 4 метров — бесспорно является одной из самых ярких достопримечательностей острова Коневец. Это единственный камень на Коневце таких больших размеров, вес его — более 750 тонн; на вершине камня стоит небольшая деревянная часовня. Достоверных сведений о том, когда именно была построена первая часовня на Конь-камне, нет. Скорее всего, в самом начале основания обители.
Можно оценить масштаб и при хорошем воображении увидеть лошадиную морду:



Коневский скит (1876)
Построен по проекту И. Б. Слупского.



Мы не подходили к этому скиту, но его можно рассмотреть с катера




Иконостас церкви Коневского скита. Конец XIX века



Крестный ход на Коневском скиту. Конец XIX века



Хозяйственные постройки

Двухэтажное с мезонинами здание Работного дома, построенное в 1874 году архитектором И. Б. Слупским.



Каменное двухэтажное здание, построенное в 1861 году также для рабочих (сгорело весной 2003 года), каменный скотный двор (построен в 1826 году)



Деревянная конюшня с двором посередине и двумя избами для конюхов



Крестьяне у избы для садового инвентаря. Конец XIX века








У Святого источнка. Конец XIX века


Крестный ход. Конец XIX века



Нашим гидом на острове была Анна, рассказывала она живо и бойко только то, что можно прочитать на официальном сайте монастыря .

Tags: Корела, Ленинградская область, Экскурсия
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments