Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Сампсониевский собор. Могила Волынского, Еропкина и Хрущова


27 июня 530 года умер Сампсоний Странноприимец. Он родился в Риме, получил образование, стал врачом. По смерти родителей отпустил рабов на волю и переехал из Рима в Константинополь, где занимался благотворительностью, раздавая милостыню бедным. На собственные средства он основал дом для странников, в котором содержал и лечил больных и нищих.

27 июня 1709 года в Полтавской битве шведы потеряли более 9200 человек убитыми, около 19 000 были захвачены в плен. Карл XII бежал.

27 июня 1740 года были казнены и похоронены на кладбище при Сампсониевской церкви Волынский, Еропкин и Хрущов.

27 июня 1909 года настоятель Сампсониевского собора о. Владимир произнес: « Далеко не все знают, что в нашей столице есть памятник великой Полтавской победе. Этим историческим памятником является Сампсониевский храм, что на Выборгской стороне. Считаем своим долгом обратить внимание столичных жителей на этот великий памятник и редкую по своей старине святыню».



Итак, церковь поставили в память о Полтавской битве. Место для церкви Петр специально выбрал на Выборгской дороге, которая вела в Швецию. По этой дороге отправлялись войска во время Северной войны. Здесь устраивались военные парады.

Пыляев:В Сампсоньев день на Выборгской стороне в старину был большой праздник, хороводы русских баб и толпы чухонок здесь плясали под звуки балалайки до утра, веселье и празднество всегда тянулось три дня. Сам же царь Петр праздновал этот день перед Сенатом на Петербургской стороне.

Макет церкви, построенной в 1710 году:


В 1710 году деревянный храм был освящен и при нем было устроено общее городское кладбище, какого тогда в Петербурге ещё не было: умерших хоронили при собственных домах или у приходских церквей. Голиков говорит, что Петр, при учреждении здесь кладбища, руководствовался мыслью: преподобный Сампсоний был странноприимец, а на петербургской земле поселились странники, люди пришлые; пусть они и покоятся под сенью странноприимца.
Рядом с православным кладбищем было отведено место для погребения христиан и других исповеданий. По приказу Петра, за места погребения денег не брали, а пожертвования записывали в книгу. Всей земли для кладбища, обнесенной каменной оградой, по сейчас здесь в количестве 10 000 квад. сажен. Кладбище это до царствования Екатерины II служило главным местом погребения жителей Петербурга.


На кладбище были похоронены петербургские архитекторы Трезини, Шлютер, Леблон, Маттарнови, скульптор Карло Бартоломео Растрелли, живописцы Каравак и Торелли.



Нынешний каменный Сампсониевский храм заложен был в 1728 году. Начал его сооружать ярославский купец Иван Андреевич Лапшин на собранные прихожанами средства. Кирпичи поставлялись за счет казны. Средств недоставало, поэтому строительство завершили только в 1740 году.



Ангелы по рисунку Н.Е. Лансере:





Паникадило XVIII века:


Резной иконостас:








Роспись по штукатурке на тему Полтавской баталии. Этой картине почти 250 лет.


Малое Евангелие (1703 год) было издано в типографии Киево-Печерской Лавры и посвящено царевичу Алексею Петровичу. Данная книга использовалась в Сампсониевском храме для совершения богослужений и треб.



В центральном нефе собора располагаются 12 икон лицевых святцев. Обычно они небольшие, а здесь просто поражают своими размерами.


Каждая икона разделена на клейма, изображения святых и праздников подписаны.








В 1909 году широко праздновалось 200-летие Полтавской победы. Была выполнена реставрация церкви, по указу Синода она получила статус собора. Реставрация обошлась более чем в 100 000 рублей. Были установлены чугунные доски с текстами речей, обращенных Петром Первым к войскам до и после сражения:


Перед собором был установлен памятник Петру I работы М.М. Антокольского. Расходы по установке оплатили потомки фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева.


В 1938 году памятник увезли в Москву, сейчас он находится в Третьяковской галерее. В 2003 году памятник был воссоздан по авторской модели М.М. Антокольского (модель хранится в музее Академии художеств).


Горсть земли с поля Полтавской битвы:


Службы в соборе прекратились в 1938 году. С мая 2002 года по согласованию с СПб епархией в храме-памятнике снова начали проводится богослужения.

В мае 1883 года в «Русской старине» была опубликована статья «Могила Волынского». В октябрьской книжке того же года была статья «О возобновлении памятника на общей могиле Волынского, Еропкина и Хрущова», а также приглашение на подписку. В 1886 году редакция «Русской старины» вернулась к этой теме. Снова была опубликована статья о возобновлении памятника. Также публиковались отчеты о сборе средств.

Тексты второй и третьей статей частично повторяют содержание первой, но кроме того содержат массу новых любопытных подробностей. Поэтому ниже все статьи приведены целиком.
























Клио, слова Екатерины II, стихи Рылеева, светильник и змея:




Копия старой плиты:




Потухающие факелы смотрят огнем вниз:



В каждом номере публиковались сведения о сборе средств на восстановление памятника.

















Надпись имен тех лиц, по почину, заботами и иждивением которых сооружен памятник:



О Волынском есть, статья в Википедии , которая с несущественными опечатками копирует статью из словаря Брокгауза и Ефрона.

Tags: Любимый город, Старина
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments