Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Форты Кронштадта

Прогулка по главному фарватеру была 18 августа. Мы вышли из гавани Кронштадта, прошли мимо фортов Кроншлот, Петр I (Цитадель), Павел I (Рисбанк), Александр I (Чумной) и высадились на форт Константин. Прогулка длилась один час, и за этот час гид нам успел рассказать много интересного. Потом ещё час была пешеходная экскурсия по форту Константин.
Интересно, что круиз проводится на легендарном пароме «Рипербан». На борту «Рипербана» выступали Битлз, Роллинг Стоунз, Квин.

Кронштадская крепость уникальна. Практически все форты строились на насыпных искусственных островах. Кроме того, нигде в мире подобная морская крепость не строилась в таких трудных климатических условиях. Кронштадтская постоянно перестраивалась и совершенствовалась. Первый форт начали строить в 1704 году, а последние форты возводили уже в начале ХХ века.



Даже последние «Обручев» и «Тотлебен» до сих пор стоят на ряжевом основании. Технология такая – зимой на льду рубят деревянные срубы из бревен диаметром 30-40 см. Такой сруб называется ряж. Ряж сталкивался в полынью и загружался валунами, под весом которых вставал на дно. Сосновые бревна, из которых рубили ряжи, под водой не гниют. Ряжевое основание возвышалось над ординаром на 1,5-2 м. Сверху настилали сплошной бревенчатый настил, обшитый досками. Стены фортов составляли два ряда бревен, между которыми забивали камни.
У каждого форта есть своя противодесантная оборона, есть своя гавань, и нужно знать под каким углом туда заходить. Противодесантная оборона – это те же самые ряжи, затопленные суда, сваи. В 1867 году подсчитали сколько таких преград было создано. Оказалось, что их около 11 000 тысяч. Никто это не убирал, всё это есть до сих пор.
Крепость и форты защищали наш город от шведов, англичан и немцев. Во время Крымской войны в 1854 году сюда пришла английская эскадра под командованием адмирала Непира. Он заранее объявил, что завтракать будет в Кронштадте, а обедать в Петербурге. Вот, кстати, отчего они все голодные такие. Густав III хвастал, что обедать будет в Петергофе, а потом собственноручно на сытый желудок перевернет «Медного всадника». Потом немцы заранее отпечатали золотом приглашения на ужин в «Асторию».



Форт «Кроншлот» был самым первым. В 1703 году на острове Котлин стоял шведский гарнизон. Вокруг всё контролировалось шведской эскадрой, которая не пускала нас в Балтику. Но в то время навигация была только с конца мая по ноябрь. Петр дожидался момента, когда эскадра уйдет в Выборг на зимовку. Он высадился на остров и наткнулся на шведский гарнизон, который в этот момент варил себе обед. Шведы не ожидали увидеть русских и в страхе разбежались, а Петр с соратниками хорошо поели. Петр потом вспоминал: « вот какой был шведский стол». Такова кронштадтская версия появления выражения «шведский стол», когда можно есть что хочешь и сколько захочешь.



Петр лично сделал промеры фарватера. Форт нужно было поставить в таком месте, чтобы шведский флот не смог подойти к Петербургу. Форт «Кроншлот» начали строить в 1704 году. Петр изготовил модель форта, поручил строительство Меншикову, а сам уехал в Воронеж строить корабли. 7 мая 1704 форт посетил Петр I. Форт получил название «Кроншлот»: «Содержать сию цитадель с Божиею помощью аще случится хотя до последнего человека».



В июле 1704 года шведская эскадра вернулась, но острова был дан залп. Шведы не стали вступать в бой и ушли. В 1705 году они снова вернулись уже с большими силами. На 24 кораблях располагался пятитысячный десантный корпус. После пятичасового морского боя 4 шведских корабля получили такие серьёзные повреждения, что остальным пришлось вытаскивать своих соратников из под огня. Шведы собирались высадить десант в западной части острова Котлин, так как там был удобный брод. Но их там уже ждали. Много шведских моряков было взято в плен. Позже их использовали на строительстве крепости. Вообще Петр обращался с пленными гуманно. А вот шведы нашим пленным отрубали два пальца на правой руке, которыми нажимают курок.



На оконечности «Кроншлота» виден красного цвета маяк 1837-го года постройки. До 1830-х ориентиром для кораблей на маяках было обычное пламя, которое поддерживалось дровами. Если правильно поняла, то в сутки уходило 25 пудов древесины. Эти маяки были несовершенны, потому что зависели от погодных условий. Сильный ветер, шторм приводили к тому, что пламя гасло. Были случаи кораблекрушений, когда капитаны судов путали береговые огни с огнем маяка и шли в сторону берега. Так было до тех пор, пока не придумали газовые фонари. Их стали вешать на входе в гавань, на самих маяках. Одно время в маяках и фонарях использовали спирт. Специальные люди должны были заряжать фонари и маяки спиртом. Эти же люди и сами употребляли спирт, иногда сверх всякой меры. В таких случаях о них говорили, что они «офонарели».



В 1721 году чтобы защитить корабли, стоящие в Купеческой гавани Кронштадта от возможных обстрелов со стороны моря, возвели форт «Цитадель». Во время наводнения 1824 года форт был практически разрушен. В 1827 году было принято решение о перестройке форта в камне. 7 сентября 1834 года форт «Цитадель» переименовали в форт «Пётр I». В настоящее время форт принадлежит ВМФ и закрыт для посещений.





В 1836 году начали строить новый форт, который в плане имел форму полуовала с размерами 90х60м. Зимой срубили ряжи для ограждения места постройки. Летом ряжи отбуксировали и установили на место. Поскольку форма форта не имела прямолинейных форм, на воду установили деревянные кружала-шаблоны. На заградительных ряжах установили помост, где построили все временные постройки – кухни, казармы для рабочих, склады и т.д. Зимой 1836-1837 по периметру форта забили шпунтовую линию и в мае 1837-го произвели дноуглубительные работы. В основание форта забили 5335 свай. Пространство между торцами свай заполнили бетоном на основе гидравлической извести (портландцемент тогда ещё не изобрели) – одна часть извести, две части песка и две части гальки. По бетону велась кладка гранитных блоков. Эта работа была закончена в 1842 году. Летом началась кладка стен из кирпича. Затем стены одевали гранитом. В окончательном виде на вооружении форта состояло 103 орудия.



Это был первый многоярусный форт Кронштадтской крепости. Этажи и ярусы форта напоминали палубы линейных кораблей того времени. Малая скорострельность гладкоствольных орудий компенсировалась их огромным количеством. А на «Тотлебене», построенном в начале ХХ века было всего 20 орудий.











В 1897 году на базе института экспериментальной медицины здесь была создана «Особая комиссия для предупреждения занесения чумной заразы и борьбы с нею в случае ее появления в России». Здесь статья из «Нивы» о «Чумном» форте . В советское время здесь был склад взрывчатки. Когда начали строить дамбу, военные покинули форт. Сейчас форт перешел в ведение государственного комплекса «Дворец конгрессов» (Константиновский дворец?). Форт закрыт для посещения.





В центре форт «Петр I», справа форт «Александр I» (Чумной):




Форт «Рисбанк» был одним из самых больших фортов крепости. Его заложили в 1739 году. Название «Рисбанк» в различных источниках трактуют как засечка, риска на отмели или банке. После наводнения 1824 года от форта остался один бастион. В 1838 году его решено было перестроить в камне. Многие технические решения были уже опробованы во время строительства форта «Александр I». Но размеры нового форта были другими. На месте строительства свободно могли разместиться два форта подобных форту «Александр I». Форт был вооружен 380 орудиями. Во дворе форта установили ядрокалильные печи, построили жилые дома, пробурили артезианский колодец. На форту имелись баня, хлебопекарня, прачечная. Форт окончательно достроили после Крымской войны в 1859 году. Форт получил название «Павел I».





В1923 году форт был разрушен. В это время на форту находилось 420 мин в полной боевой готовности и большое количество взрывчатки для снарядов и торпед. 19 июля к форту после шлюпочных учений подошел баркас с линкора «Парижская коммуна». Девять матросов с этого корабля отпросились у своего командира и решили прокатиться по рейду, а заодно посетить этот форт. Охраны на форту не было. Здесь они нашли японскую угольную грелку. Во время Первой мировой войны Япония поставляла нам эти грелки. Они хороши для солдат, которые могли обогреваться в окопах, потому что такая грелка не горит и не дымит, а тлеет. Потом они нашли мину в разобранном состоянии. Один из матросов осмотрел мину и заявил, что там нет никакого взрывчатого вещества, затем бросил внутрь японскую грелку. Оказалось, что вещество всё-таки было, и оно воспламенилось. Матросы испугались и побежали к своей лодке. В тот момент как раз рядом стоял крейсер «Аврора». На «Авроре» заметили задымление, заметили лодку и подумали, что это какая-то диверсия, и направили шлюпку чтобы разобраться в чём дело. Они нашли эту мину. Ни песком, ни водой у них не получилось её потушить. Было принято решение, что нужно мину отбуксировать и сбросить в воду. Во время буксировки произошёл взрыв. Четыре человека погибли. После этого взрывы гремели на острове ещё три дня, ни одного целого здания не осталось. Потом руины форта стали использовать для учебных стрельб, поэтому сейчас там вообще ничего не осталось.



Всё что сейчас осталось от форта:


Форт «Константин» начали строить в 1808 году. В 1857 году форт решили перестроить в камне.
На форте «Константин» у нас была отдельная экскурсия. Экскурсовод очень хотел нам рассказать всё как можно подробнее. Но я перестала понимать о чем идет речь. Слова валанг, эскарповая стена, бруствер, угол наведения, траверс я слышала впервые в жизни.



Здесь находилась уникальная установка на два орудия. После выстрела платформа опускалась в специальный колодец для заряжения. Этим достигалась защита орудийной прислуги от выстрелов. Заряженные орудия поднимались в верхнее положение. Строительство платформы закончилось в 1879 году.

Батарея скрывающихся орудий системы генерал-лейтенанта Паукера:


Но вот что я отлично поняла. При строительстве форта впервые применялся бетон на основе портландцемента. Тогда это был новый строительный материал, здесь его испытывали на прочность. В 1890 году возвели несколько бетонных фортификационных построек. Потом их подвергали обстрелу из различных орудий. После испытаний возвели бетонную батарею на восемь орудий.
Сейчас у форта новый хозяин – частная фирма. Проводятся реставрационные работы, планируется открыть музей.

Броневая батарея инженера-подполковника Шведе:










Кроме того сейчас на форте открыт первый в России пункт пропуска через государственную границу частных яхт.








Форты и Кронштадская крепость больше не защищают город. А вот от наводнений защита есть. Водозащитные сооружения С-1 или их ещё называют «Морские ворота». Проект разработан в конструкторском бюро «Рубин», которое занимается проектированием подводных лодок. Эти ворота работают по принципу погружения лодок. Открываются кингстоны, наполняясь водой, они опускаются на дно (16м).
Над водой ворота возвышаются на 7,5 м. Эта высота связана с самым большим наводнением, которое случилось здесь, и зафиксировано в шведских документах. В 1696 году шведы пришли в то месте где сейчас Петербург и наблюдали подъем воды 7м 43 см. После такого наводнения шведы отказались от мысли строить здесь крепость. А в летописях Петербурга самый высокий подъем воды в 1824 году, вода тогда поднялась на 4м 21см.
Для нас опасна осень, когда начинает дуть ураганный западный ветер, поднимается нагонная волна. Волна не высокая, но длинная. Вот и получаются такие нагоны воды.



Под воротами находится туннель кольцевой дороги.





Расстояние между башнями 200м:


В Кронштадте я купила книжку Л.И. Амирханова и В.Ф. Ткаченко «Форты Кронштадта». Схемы фортов, репродукции картин из этой книжки.

Третьего дня по сотому каналу был репортаж об ужасном состоянии фортов:


http://youtu.be/ZQ4O5mCPb3k

P.S.
С 1953 по 1955 годы по заказу компании HADAG было построено 8 однотипных пассажирских паромов «Altenwerder», «Harburg», «Steinwerder», «Schulau», «Blankenese», «Vierlanden», «Sta dersand» и «Repeerbahn». Теплоход «Repeerbahn» прослужил в компании более 30 лет. «Repeerbahn» прославился тем, что это единственное судно речного класса которое неоднократно совершало круизные рейсы к острову Гельголанд, который находится в Северном море.
«Reeperbahn» был построен как обычный портовый паром-трудяга. Но все же судьба приготовила ему особое предназначение. Все-таки прав был капитан Врунгель заявивший: «Как вы судно назовете, так оно и поплывет». Названный в честь самой известной улицы Гамбурга, улицы развлечений, свободы и рок-н-ролла, «Repeerbahn» стал самым популярным судном для проведения музыкальных вечеринок и прогулок по Эльбе. В начале 60-х улица Reeperbahn стала родным домом для огромного количества рок-музыкантов, главным европейским центром свободы, творчества, бунтарства! Кто только не играл в этих клубах и кафе, кто только не вступал на палубу Рипербана… The Beatles, Rolling Stones, Queen
.

В 2008 году паром прошел капитальный ремонт и 12 декабря 2009 года отправился к новому месту службы – в Петербург.










Tags: Любимый город, Экскурсия
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments