Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Веджвуд

7 февраля была на выставке в Эрмитаже Сентиментальное путешествие. Веджвуд в России . В мае написала про выставлявшийся знаменитый Сервиз с зеленой лягушкой.
Сейчас, наконец, дошли руки до всего остального.

Из Брогкауза и Ефрона:
Веджвуд (1730-1795) наследовал от своего отца гончарный завод в 1759. Изучив гончарное дело, значительно его усовершенствовал.
Известен также изучением древних итальянских изделий. При жизни он пользовался большой известностью, нажил большое состояние и основал кругом своего завода целый городок, названный Этруриею.


Вся статья из словаря опубликована в Википедии , правда там его обозвали «Уэджвудом».

Википедия это ладно, но эрмитажный каталог! Как они могли:


Thomas Wedgwood III (11 June 1685 – 27 June 1739) was an English potter and the father of Josiah Wedgwood.
Thomas was born in Burslem, the elder son and heir of Thomas Wedgwood II (born 29 August 1660, in Burslem buried 16 June 1716, in Burslem) and Mary Leigh (christened 19 May 1663, Burslem buried 23 February 1918 (1719) Burslem). He was master potter of the Churchyard Work, Burslem. He died in Burslem. He married Mary Stringer (c 1690-14 March 1766, in Burslem) and they had eleven children, three of whom died in infancy


Фаянс

Кувшин в виде ананаса. 1760-е.
Фаянсовые кувшины в виде цветной капусты или ананаса начали выпускаться ещё с 1754 года.


Чайница с крышкой. 1775.
Мотив «Край раковины» (Shell-edge) появился в конце 1760-х.





Ваза для цветов со съёмной верхней частью. 1785-1800
В 1772 году веджвудовскую Этрурию посетили супруги Саутвелл. Они были любителями и знатоками цветоводства и новейших течений в моде по украшению интерьеров живыми цветами. Со слов Саутвеллов Веджвуд по пунктам записал, какими должны быть цветочные горшки: «Должны стоять устойчиво, но не выглядеть тяжелыми. Должны вмещать большое количество цветов, но не очень маленьких, с тем чтобы можно было выбрать один или два цветка из теплицы, - эти цветы должны быть расположены на такой дистанции, соответстующей красоте их формы, которую позволяет сохранить горлышко (или верхушка). Сосуды должны быть из разных керамических композиций, материалов и разного цвета, могут быть и из обычного фаянса, который используется в настоящее время».
Веджвуд стал выпускать вазы в виде урн со съёмной верхней частью, на плечиках которой находились круглые отверстия разного диаметра для обычных цветов, а горлышко предназначалось для демонстрации оранжерейных редкостей.




Чашка с двумя ручками. 1810-1820
Узор называется «Планки и перья» (Lag and Feather) или «Каннелюры и гирлянда» (Flute and Wreath)




Часть «Сервиза с эмблемами земледелия». 1810-1815
Сельская тематика была модной в то время. Короля Георга III называли королем-фермером. Этот сервиз хранился в Павловске. «В первой четверти XIX в нем подавалось угощение посещавшим образцовую ферму , т.к. императрица (вдовствующая императрица Мария Федоровна) рассматривала посетителей как своих гостей, и по её распоряжению слуги предлагали каждому легкий завтрак».










Ваза для сливок с крышкой. 1818-1821.
Высота с крышкой 27,5 см.


Считается, что графическим источником вазы для сливок послужила гравюра из издания де Монфокона, где изображена погребальная урна:



Блюдце. 1820
Блюдце декорировано «Японским мотивом» (Japan Pattern).



Кувшин. 1871
Этот кувшин назывался «Кувшин хлебосольного хозяина» (Caterer Jug). Надпись на кружке из «Комедии ошибок»: «Хотя лакомства моего дома скромны, примите их с приязнью; Лучшее угощение бывает, но приём радушнее – нет».
Кувшин стилизован под кустарные изделия средневековых мастеров.




Изделия с глазурями, имитирующими цветной камень

Ваза с медальоном «Амур, выстругивающий свой лук». 1772
Высота 26,9 см, глазурь имитирует мрамор.



Такие вазы выпускались гарнитурами из трёх, пяти или семи предметов. Гарнитуры предназначались для украшения каминных полок. Веджвуд писал: « Я надеюсь, мы совершим революцию в декорировке каминов и очистим их от теперешней безвкусной фурнитуры…» .



Веджвуд гордился своей искусностью в использовании позолоты. Позолота нравилась королеве Шарлотте. И в этом главное достоинство керамики Веджвуда.



Позолота всегда привлекает не очень взыскательных заказчиков.




Ваза с медальоном «Три грации». 1775
Ещё одна ваза в античном вкусе. К счастью, уже без позолоты.


Ваза с медальоном «Жертвоприношение Эскулапу». 1775
Высота 23,5 см.
Специально для таких ваз каминный фриз делили на пять частей: прямоугольное поле в центре, два квадрата по краям и по одной горизонтальной полосе между центральной и боковыми частями. Гарнитур из пяти ваз придавал завершённость этой схеме.





Чёрная базальтовая масса

Медальон с портретом Екатерины II. 1780.
Размер 11,5х9,5 см.



Медальон с портретом Екатерины II в образе Минервы. 1792
Размер 7,0х6,0 см.
Портрет Екатерины II по камее, выполненный великой княгиней Марией Фёдоровной. Мария Фёдоровна подарила эту камею в 1789 году. На камее была надпись «Maria F. 21 Apr. 1789».



Бюст Цицерона. 1775
Высота 35,6 см.
В то время большим спросом пользовались бюсты для библиотек. В зависимости от достатка приобретали мраморные, бронзовые или гипсовые бюсты. Каждый хозяин городского или загородного дома должен был иметь свою личную библиотеку. Спрос на бюсты был ажиотажный. Скульпторы не видели ничего зазорного в том, чтобы сотрудничать с производителями слепков. Производители не видели ничего зазорного в том, чтобы копировать скульптуры без разрешения авторов. Наконец в 1798 году был принят «Закон о поддержке искусства изготовления новых моделей и слепков бюстов и других нижеупомянутых предметов». Закон защищал права авторов в течение 14 лет после создания произведения.




Джордж Смит. Проект книжного шкафа. 1826



Бюст Гомера. 1790-1820.
Бюст Гомера в обязательном порядке присутствовал в каждой библиотеке.



Фигура «Грозящий Амур». 1785-1790. Высота 18,0 см.
Изготовлена по модели Этьена Мориса Фальконе.




Кружка для сидра. 1780-е Высота 20,0 см.




Чашка с блюдцем (из кабинетского сервиза). 1785-1795
В середине 1780-х в моду вошли кабинетные чайные и кофейные сервизы, которые использовались исключительно в декоративных целях. Элегантная чашка. Рисунок выполнен на токарном станке.




Чашка с блюдцем (из кабинетского сервиза). 1785-1795





Ваза. 1890. Высота 24,7 см.




Каменные массы, яшмовая масса.

Плакетка «Андромаха». 1779.



Плакетка «Завоёванная провинция». 1779.
Оба медальона выполнены из белой терракоты.



Кружка. 1790.
Это так называемое бамбуковое изделие, вариация на тему китайской керамики. Нижняя часть кружки имитирует стебли бамбука.



Ручка тоже выполнена как три изогнутых бамбуковых побега.




Клубный кувшин. 1820-1840. Высота 23 см.
Кувшины такой формы принято называть клубными.
Рельефы выполнены по рисункам художницы-любительницы леди Дианы Боклерк.






Медальон «Аполлон Мусагет». 1775.



Вазы «Посвящение Нептуну». 1780-е. Высота 38,0 см.
Яшмовая масса.





Плакетка «Фигура вакханта» из серии «Геркуланумские фигуры». 1785. Высота 28,3 см.
Раскопки в Геркулануме начались в 1750 году. В 1752 году была обнаружена вилла, в которой была библиотека со множеством свитков (Villa dei Papiri). Появились новые способы работы с хрупкими материалами. Первоначально методика работы была следующей – свитки разрезались в двух направлениях, распрямлялись, а затем из полученных фрагментов составлялся текст. Таким образом потери были неизбежны. Священник Антонио Пьяджио, ранее работавший в библиотеке Ватикана, предложил другую технологию. Он изобрел такое устройство, с помощью которого свитки можно было развернуть практически без потерь. Процесс был длительным, скорость разворачивания свитка составляла один миллиметр в день.
Так вот, фрески из Виллы деи Папири были воспроизведены в веджвудских изделиях. В «Геркуланумских картинах» было 14 сюжетов. Композициям давали произвольные назания. Считалось, что эти изделия являются «весьма подходящими и элегантными картинами для декорации больших залов и лестниц».

Плакетки из этой серии украшали стены спальни Екатерины II в Большом дворце Царского Села. В блокаду спальня была полностью уничтожена.




Плакетка «Танцующая нимфа» из серии «Геркуланумские фигуры». 1785. Высота 28,3 см.



Плакетка «Екатерина II, вознаграждающая искусство и покровительствующая торговле». 1780-е. Размеры 41,8х31,6 см.
Это изделие уникально тем, что на практике веджвудовское производство было ориентировано на массовый многотиражный выпуск продукции. Данная композиция была повторена один раз.





Флакон для нюхательной соли. 1785-1790. Размеры 7,7х4,3 см.
В 1768 году после публикации «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоуренса Стерна, персонажи бедная Мария и пастух Бурбонне были воспроизведены в живописи, скульптуре, графике.
Флаконы для нюхательной соли были утилитарными предметами, такие вещицы служили подарками и сувенирами.




Чайник с крышкой (из кабинетского сервиза). 1785-1790 Высота с крышкой 9,5 см.
Это заварочный чайник (brewster teapot) – в отличие от чайников от кипятка. Но так как этот чайник из кабинетского сервиза, то есть только для украшения, то чай в нём не заваривали никогда.
Изображена вышеупомянутая «Бедная Мария».




Две чашки с блюдцами (из кабинетского сервиза). 1785-1790 Высота чашки 4,7 см.
Чашки без ручек – bowls. Вертикальные полосы выполнены на механическом токарном станке.






Сахарница с крышкой (из кабинетского сервиза). 1785-1790 Высота 9,2 м.
Тема женского образования считалась особенно актуальной во второй половине XVIII века. Автором композиции «Учёба» была непрофессиональная художница леди Элизабет Темплтаун.




Чайник с крышкой. 1790. Высота 8,0 см.
«Узор из квадратов» выполнялся на токарном станке. Верхний цветной слой яшмовой массы снимался небольшими квадратами, при этом открывалась белизна нижнего слоя. Квадратные поля, оставшиеся окрашенными, прорабатывались горизонтальными полосками-насечками. Белые квадраты украшались накладными цветными рельефами из яшмовой массы оливкового цвета. Такие изделия предназначались в основном для кабинетных сервизов. Производство было трудоёмким, поэтому такие изделия стоили дорого.






Чашка для крема. 1790. Высота 6,0 см
Это чашки для яичного заварного крема – custard cups. Чашки для крема подавались на специальных подносах. Подносы были не овальными, а прямоугольными с высокими бортиками. На подносе помещалось 4-6 чашек. Внутреннюю поверхность таких чашек полировали. По этим же моделям выпускались чашки для мороженого.






Чашечка для крема. 1790.
Чашка украшена «решётчатым» мотивом (Lattice Work). Такие чашки стоили дорого и являются редкостью.

Пожалуй, это был самый лучший экспонат на выставке. И ещё черная базальтовая чашка, которая выше.






Ваза в виде полуразрушенной колонны. 1785-1795. Высота 18,5 см.
Дешевле всего стоили «руинированные» вазы – 15 гиней. Вазы в виде одной отдельно стоящей колонны стоили 21 гинею, двух колонн – 42 гинеи, трех -63 гинеи. И никаких скидок!




Копия Портлендской вазы
После того как в 1784 году знаменитую вазу Барберини купила герцогиня Портлендская, этот римский сосуд из двухслойного стекла поменял свое имя и стал называться как Портлендская ваза. Сейчас ваза хранится в Британском музее.
Три мастера и сын Джозайя Веджвуд II сделали копию этой вазы. Задача неожиданно оказалась технически сложной, работа длилась более четырех лет. В апреле 1790 года реплика Портлндской вазы была представлена публике в лондонском магазине Веджвуда. Вскоре Веджвуд получил сертификат, где подтверждалось, что исполненная копия являлась «точной и верной имитацией как в отношении общего эффекта, так и мельчайших деталей».



Первые экземпляры продавались только по предварительной записи. Начиная со второй половины XIX века фирма «Веджвуд» стала практиковать массовый выпуск реплик. Эрмитажный экспонат относится к этой категории поздних воспроизведений.



Композиция с вазой Барберини. Гравюра


Пьетро Санти Бартоли. Ваза Барберини. Гравюра.


Ваза с изображением Портлендской вазы. Фаянс., фирма «Копленд», ХХв.



Полоскательница. 1870-е. Пьетро Санти Бартоли. Свадебный хоровод. Гравюра. 1719-1724
Рельеф называется «Танцующие оры» (Dansing Hours). Эта композиция и по сей день является наиболее востребованной покупателями изделий фирмы «Веджвуд».



Tags: Выставка, Эрмитаж
Subscribe

  • Изборск

    7 октября 2017, 16:00-18:00 Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов;…

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • Кемь. Храмы

    25 июня 2016, 15:35-16:00 Западная сторона Белого моря называется Русское Поморье. Побережье от Кандалакши до Кеми называется Карельский берег, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments