Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Библиотека архитектуры

Год назад в Эрмитаже в главном штабе была выставка «Библиотека архитектуры» . Были представлены проекты из собрания Эрмитажа, приобретенные Екатериной II, а также из коллекции архитектора Сергея Чобана. Архитектурная библиотека Екатерины II насчитывала несколько тысяч специальных книг и увражей.
На выставке можно было увидеть проект огромного маяка высотой 213 м, который Петр I планировал построить в Кронштадте.
Вот тогда я снова вспомнила про газпромовскую башню, которую собирались построить на Охте. В 2006 году в Академии художеств была выставка, на которой были представлены все проекты. Мы ходили вдвоём с моей подругой М. Вход на выставку был бесплатный, работала она три недели. Пишут, что выставку посетило всего только около 13 000 человек.
Для каждого проекта был выполнен большой макет. Причем на макете был не только небоскреб, но окрестности, так что легко можно было увидеть масштаб, были фотографии, были 3D анимированные фильмы. Там можно было как бы полетать вокруг здания. Всё это было очень наглядно, всё можно было разглядеть самым подробным образом. И самое главное – для каждого проекта были сделаны «фотографии» того, как будет выглядеть небоскреб с Дворцовой, от Смольного, с Петроградской и Дворцовой набережных, с Васильевского. Много таких видов было. Лучше всего небоскреб должен был быть виден с Суворовского. В других местах небоскребы не портили вид. Мы с М. проголосовали за проект Даниеля Либескинда. Но победил проект RMJM. Мы с М. потом это обсудили и пришли к выводу, что победивший проект действительно лучше. Я сейчас уже не помню всех деталей. Башню должны были сделать из какого-то необыкновенного стекла, которое меняло свой цвет. Я представляла, как красиво будет она переливаться в наши зимние черные ночи. А летом там была бы дивная смотровая площадка, откуда можно было бы любоваться городом и окрестностями.
Я специально дважды ездила на Неву в разные места, чтобы посмотреть и представить как башня будет выглядеть, ведь я уже видела макет и всё остальное и хорошо представляла себе масштаб.
Вдруг летом или когда там, точно уже не помню, яблочная партия недобрала каких-то голосов, в результате им то ли совсем не дали денег, то ли дали, но мало. И тогда они решили показать, что они настоящая оппозиция. И всё заверте… Стали устраивать собрания, кричать… В интернете появились изображения башни и того как она будет смотреться с разных точек. Да только эти изображения были чуть другими, не такими как у авторов проекта. Где-то были чуть изменены пропорции, где-то башню чуть сдвигали. Такое впечатление, что башня начала расти и бегать по городу самостоятельно. Башня на этих картинках выглядела действительно страшно.
Мои друзья были возмущены, они утверждали, что город будет навеки испорчен башней. Но ни один из них не ходил на выставку! Они осуждали то, чего на самом деле не видели. Я пыталась им объяснить, что всё не так, что нет оснований не доверять авторам проекта. Стоило потратить пару часов, съездить на выставку и посмотреть проекты своими глазами. Нельзя верить всему, что публикуют в интернете. Вот если бы они были на выставке, то тогда можно было бы обсуждать достоинства и недостатки башни.
На этом лирическое отступление (или вступление) про башню закончено, ниже несколько проектов с выставки «Библиотека архитектуры».

Проект Кронштадтской гавани
Иоганн Фридрих Браунштейн (в России 1713-1728) работал в Берлине под руководством А. Шлютера, с которым приехал в Россию. По смерти Шлютера в 1714 году стал работать самостоятельно, а с 1716 года под руководством Леблона. Браунштейн руководил работами в Кроншлоте, Стрельне и Петергофе.
В 1903 году А.Н. Бенуа опубликовал проект вместе со строками из «Дополнений к деяниям Петра Великого» И. Голикова: «Петр Государь Великий намерен был, на подобие древних Колосса и Фороса, над Кронштадтским каналом сделать высокую башню каменную, в такой мере, чтоб в ворота её проходили корабли с мачтами …. и на шпице б в ночное время фонарь с великим светом зажжен был которой башни и рисунок сделан».
В Эрмитаже есть проекты маяка-башни Никола Микетти и Никола Пино. На представленной перспективе гавани маяк, вероятно, по проекту Микетти.

Идеально прямой и довольно узкий канал отделен от гавани двумя стенками. Корабли идут по каналу к гаванцу, окруженному трехэтажными зданиями «единою фасадою». Весь залив разделен на гаванцы, где в спокойной воде стоят десятки кораблей.




Проект маяка в гавани Кронштадта
Никола Микетти (1675-1759) был учеником Карло Фонтана. Много работал в Риме. В 1718 году приехал в Петербург. По смерти Леблона в 1719 году стал «царским архитектором». Работал в Петергофе, Стрельне, Ревеле. Строил Кунсткамеру на Васильевском. В 1723 году вернулся в Италию, где занимался приобретением произведений искусства для Петра I.
Разработал проект большой башни-маяка в Кронштадте, под которой могли проходит парусные корабли. В случае осуществления проекта высота башни должна была быть 213 м, а высота арочного проема, под которым должны были проходить корабли, - 25 м. Проект состоял из семи листов с планами каждого из пяти уровней башни, фасады и разрезы.

На этом вертикальном разрезе показаны служебные помещения в нижней части маяка, винтовая лестница ко второму уровню, узкая винтовая лестница к пятому уровню. Вероятно, фонарь должен был зажигаться на пятом уровне. Шпиль должен был венчать двуглавый орел с короной.

Подпись внизу справа над аркой Nicola Michetti, надписи на чертеже авторской рукой.



На выставке экспонировалось два рисунка Михаила Ивановича Махаева (1718 (?) – 1770). Гравюры по рисункам Махаева выставляются довольно часто, а вот сами рисунки я увидела первый раз в жизни.

Вид вверх по Неве от Академии наук и Зимнего дворца.
Вид вниз по Неве от Зимнего дворца и Академии наук
1749-1750гг.


Фрагмент:


То же, но это гравюра по рисунку Махаева, выполненная Г.А. Качаловым в 1753 году:


Фрагмент:


Гравюра:



Проект Экзерциргауза на Дворцовой площади в Петербурге 1797
Джакомо Кваренги (1744-1817).



Торговые ряды при Аничковом дворце. Фасад со стороны Фонтанки. Вариант
Джакомо Кваренги (1744-1817).





Памятник императору Николаю I. Перспектива в сторону Исаакиевского собора. 1856
Огюст Монферран.
Интересно, что памятник поставили, развернув его на 180*.





Проект фонтана для Петергофа. 1723
Никола Пино (1684-1754) – скульптор-декоратор, резчик по дереву, архитектор, рисовальщик-орнаменталист. Учился в Риме, в 1716 году принял приглашение на работу в Петербурге и его пригородах. Вернулся во Францию, вероятно, в начале 1730-х.
Фонтан должен был напоминать о победе над Швецией.




Вид Пантеона в Риме. 1790
Жан-Франсуа Тома де Томон (1759-1813)



Кортеж под портиком. 1783
Жан-Франсуа Тома де Томон (1759-1813)



Архитектурная фантазия с дорическим храмом в центре
Пьетро ди Готтардо Гозага



Масштабное сопоставление Большой пирамиды в Гизе с базиликой Святого Петра в Риме, собором Святого Павла в Лондоне и собором Солсбери, со сфинксом и Афинским Акрополем по сторонам. 1775-1780
Чарльз Роберт Кокрелл



Архитектурная фантазия . 1782
Шарль-Луи Клериссо (1721-1820)




Архитектурная фантазия с восточным стаффажем. 1780-е
Шарль-Луи Клериссо ( круг)



Вилла Мадама . Около 1760
Юбер Робер (1733-1808). Статья о Вилле Мадама http://en.wikipedia.org/wiki/Villa_Madama



Руины античнго здания недалеко от дороги на Мессину. 1776-1779
Жан-Пьер Уель (1735-1813) - был путешественником, изучал природу, архитектурные памятники, этнографию Сицилии, Мальты и Липари. Уель задумал подготовить издание об этих островах в духе сборников «живописных путешествий». В поиск средств для этого издания он решил продать свои рисунки и гуаши Екатерине II. Он послал ей в 1782 году две тетради с гравюрами в тоне сепии. Екатерине, видимо, работы не очень понравились, но когда она увидела цветные рисунки и гуаши, то решила приобрести. В Эрмитаже хранятся в черных портфелях 264 работы. Сегодня это самое большое собрание Уеля.



Архитектурная фантазия на римскую тему с храмом Кокордии. 1740-е
Паоло Джованни Панини (1691-1765)

Беспорядочно разбросанные обломки и работающие фонтаны:




Проект павильона в «китайском вкусе». Фасад. 1782
Неизвестный французский архитектор.




Проект барельефа «Суд Париса». 1785-1789
Жан-Гийом Муатт (1746-1819)




Геркулес Галльский, или Победивший французский народ в образе Геркулеса. Проект памятника. 1800-1801
Эннемон-Александр Петито (1727-1801)

Предполагалось, что высота памятника будет около 27 м. Геркулес палицей опирается на голову Медузы, в левой руке держит сферу, на которой изображен крылатый гений. Петух у ног статуи указывает, что это галльский Геркулес.



Проект храма, посвященного Свободе, на развалинах Бастилии. Фасад. 1794
Арман-Парфе Приёр.
Весной 1794 года правительство Французской революции объявило конкурс для создания новых сооружений, которые могли служить целям нового культа. Приёр предлагал гравюру, выполненную им по собственному рисунку, «по подписке, отказываясь от любого вида гонорара».







Резиденция в Оук Парке, Иллинойс. 1907
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)
Пишут, что Райт – это последний архитектор XIX века, что он подытожил идеи этого столетия. А я думаю, что он первый архитектор ХХ столетия, он предвидел всё то, чем будет жить архитектура и инженерия (а он инженер по образованию) прошлого века – системы отопления и вентиляции, электроосвещения, стальные конструкции. Наконец, «Дом над водопадом» - слияние архитектуры и природы, соразмерность пейзажа и человека.




Калифорнийская военная академия. 1935
Ричард Йозеф Нойтра (1892-1970).
Калифорнийская военная академия в Калвер-Сити была построена в 1936 году. Благодаря металлическому каркасу и раздвижным стеклянным панелям комнаты для занятий были залиты дневным светом. Во внутренние коридоры свет проникал через верхний световой фонарь. Все кабинеты имели выход на улицу, в прилегающую к зданию рекреационную зону.




Непостроенная архитектура. Садовый дом
Готфрид Мюллер (родился в 1968 году в Балтгене).
К сожалению, в выставочном каталоге практически ничего нет об этом художнике. Данный проект в каталоге назван «утопическим». Я нашла в интернете серию подобных проектов этого автора . К сожалению, я не знаю немецкий язык. Для каждого проекта сочинена удивительная, внешне правдоподобная, но на самом деле абсурдная история.
Например, к проекту, который выставлялся в Эрмитаже, автор сочинил историю о том, что этим домом испокон веку владела семья Кильхауэр. С 1945 года в доме никто не жил, он использовался для хозяйственных целей, как мастерская и склад. Несколько лет назад полиция арестовала молодого человека из этой семьи, так как он торговал наркотиками. Полиция провела обыск и обнаружила в доме подвал, уходящий глубоко под землю. Оказалось, что это вовсе не подвал, а базилика 9-го века, высотой 26 метров. А дом стоял непосредственно на базилике. Осталось не выясненным, каким образом базилика оказалась под землей. Семья Кильхауэр в течение веков скрывала существование подземной башни.

Собственно, на выставке была приведена эта история, так что у посетителей не оставалось сомнений в её правдивости. А вот в каталоге было написано: «При всей видимой правдивости изложенной истории проект Мюллера относится к разряду утопической архитектуры. Тема «небесных дворцов» или «богатейших подземелий» издревле тревожит разум архитекторов».



Tags: Выставка, Любимый город, Эрмитаж, ворчание
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments