Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Дом архитектора Бубыря

Алексей Федорович Бубырь (1876—1919) родился 16(28) марта 1876 г. в деревне Алексеевка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии (Днепропетровская область Украины). В 1902 году он блестяще окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге, затем поступил на службу в Канцелярию по учреждениям императрицы Марии, занимавшуюся делами учебных и благотворительных заведений страны. Участвовал в постройке Коммерческого училища на улице Ломоносова.
Деятельность Бубыря началась в довольно благоприятных условиях строительного подъема, он получил возможность быстро реализовывать свои замыслы.
В среде архитекторов и у широкой общественности возник интерес к новой архитектуре, появилось стремление преодолеть архитектурную «отсталость» страны. Авторы отстаивали рационализм и демократизацию архитектуры, что было благосклонно воспринято не только интеллигенцией, но и купечеством. Новые веяния встречали порой враждебное отношение со стороны старых архитекторов. Молодым архитекторам-новаторам приходилось утверждать свои взгляды в журнальных статьях, на собраниях и конференциях, на выставках, но самое главное в практике. Бубырь был одним из тех, кто быстро понял требования нового времени.

В 1903 году Алексей Фёдорович женился на Юлии Андреевне Дидерихс, дочери владельца фабрики фортепианных изделий «Братья Дидерихс». До постройки дома на Стремянной улице, 11, семья жила в большом новом доме на углу Слоновой (ныне Суворовский пр.) и Таврической улиц, построенном архитектором А. В. Кащенко в 1901 году. В семье родилось пятеро детей. Увеличившаяся семья требовала средств, Бубырь много и успешно работал.

В 1905 году Бубырь приобрел участок на Стремянной, 11. Несмотря на то, что Невский в двух шагах, это не самое лучшее место в Московской части. Главный фасад дома по Стремянной ул. проектировал Н. В. Васильев.

На фасаде дома интересное сочетание облицовочных материалов – пютерлаксский рапакиви, финский горшечный камень и грубая штукатурка.

В журнале «Зодчий», 1906 №52, гражданский инженер А. Бубырь опубликовал описание дома и проект фасада:

«В доме проектированы квартиры в 9, 6, 5 и 3 комнаты, соответственным образом устроенные и отделанные. Все квартиры (кроме квартиры в 3 комнаты) с людскими, ваннами и 2 клозетами. Прачечная проектируется над шестым этажом, так как напор воды городского водопровода допускает это, даже по банным дням. Дровяные подвалы будут помещены под двором, приподнятым против уровня улицы. Для фасада предполагается воспользоваться следующими материалами: для нижнего этажа красный пютерлахский гранит, грубо обработанный, а в немногих местах гладко тесаный со скульптурой (у переднего входа и у ворот); для второго этажа, балкона и для частичной отделки отверстий в остальных этажах — финляндский горшечный камень, также местами гладко тесаный, местами со скульптурой, как видно на фасаде (табл. №54); в верхнем этаже и местами в третьем и четвертом этажах — шероховатая штукатурка; все же остальное поле предполагается облицовать заграничным облицовочным кирпичом; колпак для балкона-фонаря в шестом этаже проектирован из меди; решетки и ворота — железные, кованые».



Месторождений горшечного камня в мире очень мало. Добыча в промышленных масштабах есть только в Швеции и Финляндии. В России горшечный камень добывают в Карелии и немного на Урале. У нас горшечный камень называют камнем северного модерна, так как он стал популярен в конце XIX - начале XX века. Камень легко режется ножом, его можно пилить пилой для дерева. Камень по цвету имеет все оттенки серого, выглядит благородно. Широко использовался для отделки фасадов зданий. Резные изображения сов, зайцев, кикимор, пауков, гадов, папоротников и грибов из горшечного камня можно увидеть на многих домах построенных в стиле северный модерн. Можно добавить, что камень не впитывает воду и обладает прекрасной теплоемкостью, поэтому сейчас на рынке предлагаются камины, изготовленные из горшечного камня.

Наверно этот дом является самым ярким образцом северного модерна, который в Финляндии называют «национальным романтизмом». Только у Сааринена его гельсингфорсская «Похъела» очень серьезна (Калевала и всё такое), а у Бубыря и Васильева получился веселый «зверский» стиль. Это настоящая добрая лесная сказка. Когда бежишь мимо, то все эти кикиморы, гады, рыбы, елочки-грибочки не очень заметны. Надо просто остановиться, поднять голову, смотреть и слушать поэзию архитектуры. Ни один мотив на фасаде не повторяется. Удивительное сочетание романтического начала и трезвого расчета, который так необходим каждому домовладельцу.







Пютерлаксский рапакиви:


















Совы:


Много сов:




Грибные цветы


Солнечные зайчики:


Солнце и звезды на небесном своде




Грибы в лесу:


Лесной балкон на «берегу медного озера»:


Противоположный «берег»:


Ещё одно грибное место:




Бубырь с семьей жил на шестом этаже. Его мастерская выходила в открытый двор, окнами на юг (сейчас сверху надстроена ещё мансарда). Бубырь отличался необыкновенным трудолюбием, он не умел и не любил отдыхать. Проектирование и строительство занимали у него всё время. Обычно он работал одновременно над несколькими проектами, кроме того преподавал в Институте гражданских инженеров, участвовал в работе Обществе архитекторов в качестве эксперта, члена жюри, консультанта. Трудился и был счастлив.



Когда началась мировая война Алексей Фёдорович отправил семью на свою родину на Украину. После революции он перестал получать заказы на проектирование и строительство, был лишен возможности преподавать. Бубырь уехал к семье на Украину. В 1919 году его жизнь трагически оборвалась, он погиб от рук украинских бандитов. Место захоронения неизвестно.

Tags: Любимый город, Модерн, Московская часть
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…