Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Зеленая пустынь

Накануне Пасхи, 19 апреля, ездила на экскурсию в Свято-Троицкий Зеленецкий монастырь. И только к Троице собралась написать о поездке. Это была чудесная поездка, в монастыре никого не было. Только тишина, уединение и покой. Нет этой ужасной шумной суетливой вокзальной обстановки, которая, к сожалению, царит практически повсеместно. Когда какие-то тетки, толкаясь, хватают в церковной лавке пачками иконки, потом стоят в очереди к чудотворной иконе, прикладывают свои иконки к пуленепробиваемому стеклу и сами прикладываются. Невозмутимый служка каждые четверть часа тряпкой протирает это самое стекло. Когда околоцерковная гидесса постоянно напоминает, что не надо жалеть денег на требы, ведь ваш тур паломнический. Прямо как зазывалы в Апраксином рынке, торгующие купальниками. Купите, купите кирпич и на нем будет ваше имя! И да, конечно, не забудьте обязательно нацепить эти ужасные общественные юбки. Это важно, очень важно! Не смейте ничего фотографировать!
Понятно, что сейчас все должны зарабатывать деньги. Это в Финляндии хорошо быть священником, там по конституции церковь не отделена от государства. Евангелические и православные священники являются государственными чиновниками, получают оклад и думают исключительно о спасении душ.
У нас хорошо если монастырь ставропигиальный, то есть подчиняется непосредственно патриарху. Такие монастыри получают деньги из Москвы. Остальные должны зарабатывать как могут. Но для этого ведь и существуют подворья. Каждый монастырь имеет подворья в городах. Вот пусть бы там и была вся эта суета, а в монастыре тишина, покой и, по возможности, уединение.

Перечисленных выше недостатков в Зеленецкой пустыни нет совершенно. Никто не требует юбок, всё можно фотографировать. В церковной лавке кроме свечей практически ничем не торгуют. Экскурсию проводил наш гид, поэтому никаких повторений в тексте не было. Кроме нашей малочисленной группы в монастыре никого не было.
Возможно это всё объясняется тем, что в монастырь очень трудно добраться. Он расположен на небольшом зеленом острове посреди огромных болот. Такие острова среди болот у нас называются «зеленцы». К монастырю ведет одна проселочная дорога, которая была построена около десяти лет назад.

В словаре Брокгауза и Ефрона о монастыре сказано коротко: «Зеленецкий-Троицкий или Мартириева Зеленая пустынь – мужской 2 класса монастырь, СПб. губернии, Новоладожского уезда; существовал уже в 1582 году. В нем покоятся основатель монастыря, преподобный Мартирий, и митрополит Корнилий. Место ссылки для церковного покаяния».

В писцовой книге Обонежской пятины, Заонежской половины, в письме Андрея Плещеева и подьячего Семейки Кузмина под 7091 (1583) годом говорится:
В Михайловском погосте, на Ладожском пороге монастырь, словет новая пустыня Зеленая, на острову; ставится ново, на черном лесу. А в монастыре церковь Троица Живоначальная, другая церковь Благовещенья св. Богородицы, с трапезою, обе деревянные. Да в монастыре же игумен Мартирий, да двенадцать старцев, а около монастыря ограда деревянная, да за монастырем двор коровнитцкий, да двор конюшенной. Пашни у монастыря нет. Сена ставитца

Подробно о жизни основателя монастыря Мартирия можно прочитать на сайте монастыря .
Мартирий монашествовал в Великих Луках. Но душа его просила уединения, скромности и простоты. Он узнал, что в Тихвине есть уединенный монастырь. Но когда Мартирий туда прибыл, оказалось, что Иван Грозный дал денег и в Тихвине отстроили огромный монастырь. Огорчился Мартирий и собрался было на Соловки. Но тут ему подсказали, что есть уединенное место не слишком далеко от Тихвина. И Мартирий отправился на поиски этого места.

В описании Зеленецкого Троицкого монастыря 1883 года об этом говорится:
«Едва заметною тропою, миновав обширные, опасные и топкие мхи, Мартирий с проводником достиг пустыни, возвышавшейся красивым зеленым островом среди лесистой топи и, за этою трудно-проницаемою оградою, как бы нарочно укрытой для иноческого безмолвия. Мартирий убедился, что во истину сам Бог привел его сюда и не напрасно с слезами благодарности повторял слова Пророка: «се удалихся бегая и водворихся в пустыне, чаях Бог спасающего мя».

«Скоро стало весьма многим известно население пустыни иноками, так что именитые люди новгородские и бояре начали посылать приношения сюда на храм и на братию, в числе их известный своею ревностью к церкви Христовой, богатый новгородец, царев муж, Федор Сырков, построивший несколько храмов своею казною, даровал обильные средства для сооружения в Зеленой пустыне каменной теплой церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы. Благодетель Зеленецкой пустыни, называемый то царевым мужем, то новгородским посадником, подпал вместе с другими новгородскими жителями под опалу царя Грозного в последнее пришествие его в Новгород в 1570 году и был им замучен».


По писцовым книгам Обонежской пятины видно, что преподобный Мартирий в 1583 году был уже игуменом и имел 12 человек братий. Вскоре, в 1594 году, понадобилось Мартирию отправится в Москву, так как ему нужно было получить грамоты на монастырь. А еще целью его путешествия было, испросив царское утверждение основанному им монастырю, исходатайствовать какие либо пособия и земельное владение.

Бедному собраться – только подпоясаться. Пошёл Мартирий в Москву.«На пути старец остановился в Твери, где по царскому повелению проживал тогда бывший Касимовский (называемый Казанским) царь Симеон Бекбулатович, любимый сын которого, в то время, находился при смерти от болезни, к исцелению которой все врачебные средства оставались бесполезными. В ту самую минуту, когда царь Симеон честно встретил Преподобного, его известили, что его сын умер. Видя печаль отца, Преподобный сказал ему: «не скорби Царю, но все упование возложи на всещедрого и всесильного Бога, во святой Троице присно-славимого, и на его Пресвятую Матерь, Пречистую Богородицу. Она, всемогущая его Мати, нас недостойных благоволит послушати, аще с верою молимся».

Преподобный возложил на юношу иконы, которые всегда были при нем и, сотворив молитву, начал молебное пение с освящением воды. Отрок очнулся. «С этой минуты Зеленецкая обитель обрела в царе Симеоне самого ревностного и щедрого дателя. Не мог Преподобный отречься от дара благотворительности, и принял некоторую часть из тех значительных сумм, которые царь Симеон понуждал его принять на полное обстроение монастыря».

«Крайне печальна была судьба лучшего благотворителя Зеленецкой пустыни царя Симеона. Царь Симеон, в язычестве Саин-Булат, племянник последних царей Казанских, сын Бек-Булата Нагайского, был человек славный в России. Ему, по смерти Шах Агея, царь Иван Васильевич Грозный отдал город Касимов. Во время войны в Эстонии с ливонскими рыцарями, продолжавшейся с 1558 года, в течении трех лет, Саин-Булат начальствовал русскими полками, сначала сторожевым, а потом большим, и вероятно тогда принял христианское вероисповедание, и наречен в крещении Симеоном. В 1576 году он был назначен главою земщины и пользовался титулом великого князя всея России. Титул этот носили только венценосцы. Через год, награжденный великими богатствами, он получил в удел – Тверь, и наименован в разрядных книгах великим князем Тверским. В царствование Феодора Иоанновича, лишенный Годуновым удела, он жил в селе Кушалине, в Тверском уезде. При Самозванце, сначала позволившим ему именоваться царем, сослан был в Соловки, и там пострижен в иноки, наречен Стефаном. После смут междуцарствия, по грамоте бояр, он был возвращен из ссылки и умер в царствование Михаила Феодоровича в 1616 году, в Москве».

Мартирий , осчастливленный богатыми дарами царя Симеона, продолжал свой путь в Москву. Царь Феодор Иоаннович благосклонно отнесся к просьбе Мартирия. Последовала царская жалованная грамота в 1595 году, из которой видно, что братии Зеленецкого монастыря «повелено дати, по государевой грамоте, к монастырю три выти земли, и им дано две выти, а за третью выть дано им для их бедности и для монастырского строенья, на ладон и на темьян и на вино церковное, на службы, на Ладожском озере ко Птинову носу Дубенский проход и Рябковский станок весь с пожнями и с рыбными ловлями и со всеми угодий».

На деньги, полученные от Симеона Бекбулатовича, Мартирий построил каменную церковь.
Мартирий из всех русских святых единственный, кто написал воспоминания о своей жизни. Скончался пр. Мартирий 1 марта 1603 года.







«Едва прошло одиннадцать лет по представлении пр. Мартирия, как настала тяжкая для отечества година: «егда взяты быша царствующий град Москва порубежными иноземцами – поляками, а Новгород варягами, и Тихвинская обитель осаждаема бе от варяг же и многое терпяше от них утеснение».

Монахи, узнав с каким ожесточением войска Делагарди уничтожают православные святыни, собрали и спрятали в лесах церковные и монастырские вещи, а сами разошлись по дальним волостям и обителям. Шведы явились в Зеленецкий монастырь, никого не обнаружили, разграбили монастырь, сожгли все внутри и вне стен монастыря. Осталась только обгоревшая каменная церковь, в которой покоился основатель монастыря – Мартирий. После 1613 года монахи стали возвращаться в монастырь. Стали строить монастырь лучше прежнего. Монастырские крестьяне были освобождены от податей.

Инок Корнилий, начинавший свою монашескую жизнь в Зеленце, бывший митрополит Новгородский, своими заботами и пожертвованиями, довел монастырь до цветущего состояния. «Инок Корнилий был удостоен священства и в 1666 году произведен в архимандриты Тихвина монастыря, в 1668 году переведен в Зеленецкий монастырь, в 1673 году хиротонисан в митрополита Казанского и в 1674 году переведен в Новгородскую епархию, которую оставил после 20 летнего управления, чтобы на покое окончить многотрудную и святую жизнь в возлюбленной им обители зеленецкой».

Видимо с 6 августа 1674 года, когда Корнилий был переведен в Новгородскую епархию, к которой принадлежала тогда Зеленецкая пустынь, он начал обустраивать монастырь. Он исправил старые и проложил новые дороги от Волхова, Сяси, Тихвина и Новгорода. Место было осушено каналами и прудами.

Корнилий отстроил заново свой любимый монастырь в камне. Отстроил он его полностью по идеальной схеме шестнадцатого (!) века. Патриарх Никон боролся с западными веяниями, поэтому он считал, что в церковное строительство должны вернуться старые строительные нормы и правила. Поэтому Зеленецкий монастырь уникален с той точки зрения, что он построен был образцово-показательно, так, как должен быть устроен православный монастырь.

Как всякому известно, патриарх Никон проводил реформы. А зачем? Затем, что при Алексее Михайловиче Украина присоединилась к России. А дальше у Алексея Михайловича были далеко идущие дерзкие планы насчет царствования в самом Константинополе. Там уже недолго оставалось. Считалось, что если поляков победили, то уж с турками как-нибудь быстро справимся. Алексей Михайлович даже начал учить греческий. Кроме того, к нам в очередной раз грузины захотели присоединиться. Возможно, Алесей Михайлович уже видел себя единственным православным царем. Внезапно хитрые поляки стали предлагать польскую корону. А у всех разные обряды, вот и решили, что всех надо привести к общему знаменателю. Но события пошли другим путем. И хорошо известно, чем всё это кончилось.

Но, чтобы успешно проводить свои реформы, Никону нужно было подготовить новых людей. Для этих целей было построено несколько монастырей. Зеленецкий монастырь был старым, но отстраивался заново для решения тех же задач.

Монастырь и сейчас выглядит точно так, как его построил Корнилий. Это уникальный памятник монастырской архитектуры конца XVII века. Как будто ничего не изменилось за последние 350 лет:


«Отстроены в камне две церкви; одна пятиглавая соборная Живоначальные Троицы и близ неё отдельная колокольня,









а другая во имя св. апостола Иоанна Богослова, в которой почивают мощи пр. Мартирия. Здесь же покоится и сам Корнилий».



Обветшавшая каменная церковь Богородицы Одигитрии с приделом Иоанна Златоуста, построенная пр. Мартирием на приношение царя Казанского Симеона, была разобрана. Таким образом в монастыре больше не осталось строений времени самого Мартирия.

Для жительства братии были построены четыре обширные каменные флигеля.





«Все строения были обнесены хорошею каменною (вместо деревянной) оградою»:



«Вокруг монастыря построили восемь хлебных амбаров, гостиный двор и при нем избы, харчевня, сенник, на ручье мельница. Из озера Шала, в 12 почти верстах от монастыря, был прорыт к монастырю канал для рыбной ловли и водного пути».
Кроме того Корнилий дал Зеленецкой пустыне льготы, освободив её почти от всех повинностей. Корнилий лишил самого себя доходов и средств. 3 марта 1695 года Корнилий оставил новгородскую митрополию, которою управлял 20 лет и 7 месяцев, и прибыл на покой в Зеленецкую пустынь. Здесь он прожил три года. В голодное время на сотни верст кругом монастыря выдавались деньги, хлеб, овес, лошади, скот, лес. Одного хлеба было роздано десять амбаров. Из получивших одни не могли, другие не хотели возвратить эти подаяния. Тем не менее монастырь продолжал снабжать каждого неимущего, чем кто нуждался. Перед смертью Корнилий сказал: «Бога мы просим оставить нам долги наши, якоже и мы оставляем. Бог да простит их, я прощаю»! Все долговые бумаги были сожжены. Скончался 5 марта 1698 года в 8 часов ночи. Похоронили его рядом с Мартирием. Корнилий оставил завещание, в котором умолял беречь монастырь и ничего не менять. Преемники его не исполнили завещания. Вскоре архиепископом новгородским Феодосием были изъяты митра, 350 икон с венцами и окладами, серебряные и золотые сосуды, несколько библий и 30 других книг, лучшие колокола. Недвижимое имущество также было отобрано. Самому монастырю было оставлено 10 человек работников. Монастырь обязан был платить оброк новгородскому архиерейскому дому.

Кто такой Феодосий, которого называли Федоска, разграбивший монастырь?
Пётр Великий продолжил дело своего отца, при нём проводилась синодальная реформа. Эту реформу проводили два украинца. Наши иерархи консервативны, они связаны с почвой. Таким образом, во главе всех епархий Петр поставил украинцев, которые всю жизнь под Польшей были, что научило их быть гибкими. Кроме того, они были хорошо образованы, все знали латынь и греческий, так как учились в иезуитских колледжах. Среди них иногда попадались очень приличные люди, например, Дмитрий Ростовский (Туптало). Но во главе Петр поставил Феофана (Прокоповича) и Феодосия(Яновского). Вот они и стали разработчиками нашего духовного регламента. По этому регламенту священники обязаны были в государственных интересах открывать тайну исповеди. Федоска был из польских шляхтичей, его назначили в Новгородскую епархию. Сидеть в Зеленце, он, разумеется, не собирался, он просто ограбил монастырь. Что хорошего о нём можно сказать? Он был доносчиком и эффективным менеджером. Кончил он плохо и никто о нём не пожалел.


Пожары 1715, 1730 и 1746 годов уничтожили все деревянные строения не только в самом монастыре, но и вокруг него – сгорели гостиный двор, конюшни, амбары. Даже крыши на церквах, кельях, полы, крыльца, оконные рамы, ставни и затворы везде были уничтожены.

Екатерину Великую все монастыри вспоминают с неприязнью. Она завершила начатое Алексеем Михайловичем и продолженное Петром Великим. При ней посчитали, сколько монастырей может существовать на госсчет, остальные выведены были за штат. Земли им оставили, а крестьян отобрали. Понять её можно, нужно было выбирать – или Крым или монастыри. Думаю, она сделала правильный выбор.
У Зеленецкого монастыря остались лишь небольшие клочки пашней и покосов вблизи самых стен обители, да рыбная ловля и пустоши, но и те большею частию были захвачены впоследствии разными владельцами. Монастырь стал третьеклассным и получал из казны содержание восемь рублей в год. Сумма определялась количеством монашествующих.





5 июня 1765 года раскольничья шайка из 23-х человек, в числе которых находились и женщины, вооруженные топорами, ножами и палками, внезапно ворвалась в монастырь. Игумен в это время был на Ладоге, на принадлежащей монастырю рыбной ловле. Малочисленное братство также были вне стен монастыря – кто на скотном дворе, другие на полевых работах. Послали в Новую Ладогу, где в это время стояли полк, которым командовал Суворов, чтобы прислали помощь. Но помощь пришла поздно.

«Ворвавшись в обитель, они [раскольники] выгнали из неё всех, кого нашли, заперли ворота, завалили все входы бревнами, засыпали землею, и заняв трехэтажный корпус, нанесли в него множество соломы, дров и всякого горючего материала, пересыпали всё порохом и объявили, что никому не отдадутся живыми.<…> вскоре прибыла из Ладоги команда из 80 гренадер Суздальского пехотного полка. Две недели солдаты стояли близ обители; о штурме нельзя было и помышлять, потому что приказано было действовать мерами кротости; а вести переговоров, с разъяренной толпой разбойников, решивших предать себя огню, не было никакой возможности, не знали что делать? Наконец, по оплошности одного раскольника, в монастырь удалось войти одному из гренадер, а за ним и другим». Из Новой Ладоги привезли раскольников для ведения переговоров. Зачитали указ о прощении с дозволением идти куда пожелают. Монахи увещевали судом Божиим и вечною мукою. Но раскольники равнодушно слушали всё это. 4 июля, в 8 часов, раскольники внезапно зажгли сложенный около себя из соломы и хворосту огромны костер. Распространение пожара удалось остановить, пострадал только корпус, в котором заперлись раскольники, и небольшая часть ограды. Некоторые раскольники выскочили из окна и тем спаслись, другие сгорели или задохнулись в дыму. Жена, дочери, мать и сестра Ивана Еремеева, руководившего этим безумием, сгорели. Сам же он спустился в отхожее место, откуда был вытащен солдатами, закован в цепи и отослан в Петербург. Потом его отправили в солдаты.
В Зеленецком монастыре раскольники сожгли вместе с собою собранные в монастыре рукописные и печатные книги, иконы, бумаги, хлебные запасы. Разломали раку пр. Мартирия и гробницу Корнилия.

Указом 1764 Зеленецкий монастырь был приписан к с.-петербургской епархии и назначен для содержания безумных и клириков для церковного покаяния. 24 августа 1772 на монастырь снова напала шайка раскольников. В этот раз они просто избили и связали монахов, ограбили монастырь – забрали одежду, посуду, запасы и 450 рублей. Вскоре прибыл майор Иван Григорьев с воинской командой и переловил всех разбойников.
Также в летописи Зеленецкого монастыря описан страшный пожар «в лето 1790, марта 23 дня, в великую субботу».

Одним из значимых событий в истории монастыря было посещение его 3 февраля 1747 года Елизаветою Петровною, на обратном пути из Тихвина, где она была для поклонения чудотворной иконе Божией Матери. Монахи обстоятельно подготовились к встрече – на дальнее расстояние была расчищена дорога, близ монастыря поставили накрытые столы. «Обитель чрезвычайно понравилась императрице, которая осматривала все с любопытством, очень хвалила колокольный звон, прикладывалась в соборе ко всем иконам, и не раз говорила сопровождавшему ее Г. Разумовскому, что гладкие иконостасы предпочитает резным и что вообще здешнее строение ей нравится более Тихвинского. «Очень благовидно, повторяла она, строено рачительно и богатою рукою». «Императрица вышла из монастыря, объявив всем совершенное свое удовольствие, но позабыла что-либо пожаловать. Едва отъехала она от ворот, как лошади её экипажа замялись и несколько далее стали у часовни, против самой иконы пр. Мартирия. Продолжительные старания заставить их идти оказались тщетными. Государыня, подумав, послала в монастырь служить за ее здравие молебен, причем пожаловала сто рублей. При начатии пения лошади спокойно пошли, но не в дальнем расстоянии, близ креста, которым ознаменовано пришествие и место первого здесь водворения Преподобного, они остановились снова, и на этот раз все усилия собравшегося народа, многочисленной свиты, ближайших лиц, провожавших высокую путешественницу, были решительно безуспешны. Елизавета Петровна посылала в монастырь одного за другим нарочитых, с объявлением, что она просит молитв и жалует в казну тысячу рублей. Лошади смирно двинулись и дальнейшее путешествие совершилось благополучно. Обещанные высокою путешественницею деньги – тысяча рублей – были присланы через два дня с новоладожским воеводою Чеблуковым».

Редкий случай, когда я совершенно согласна с оценкой Елизаветы Петровны – Зеленецкий монастырь гораздо лучше Тихвинского.

Каменная ограда относится к 1684 году, протяженность 235 пог. сажень, высота 2 2/3 саженей, крыта вся железом. В ограде пробиты трое ворот.







На фасаде собора Живоначальной Троицы была надпись: «лета 1684 г., благоволением в Троице славимого Бога, создася сей храм, при державе великих государей и великих князей, Иоанне Алексеевиче, Петре Алексеевиче, московских и всея России, и преосвященнейшем патриархе Иоакиме, с благословением преосвященного Корнилия, митрополита Великого Ново-града и Великих-Лук, его тщанием и иждивением, на поклонение христианом и собрание всему избранному стаду».



Церковь-крипта св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова устроена под Троицким собором.
В церковь ведет решетчатая дверь кованного шведского железа:


Церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы. Первый антиминс для Благовещенской церкви был освящен митрополитом Корнилием 14 сентября 1686 года.













В церкви точный список Коневской иконы:


Это об этой иконе писал Лесков: «Мне, с моею страстью к древней иконописи, очень хотелось ближе рассмотреть и, если можно, изучить главную коневскую икону так называемой Коневской Божией Матери, которая принесена сюда с Афона основателем коневского монастыря, святым Арсением, около 1393 года. Как известно, она писана очень необыкновенно: младенец Христос, сидя на руках Приснодевы, держит в своей левой ручке двух голубяток… Это в иконописном роде напоминает известную в живописном искусстве рафаэлевскую «Мадонну со щегленком»; но, к сожалению, мне, за темнотою, не удалось рассмотреть эту икону, как бы того хотелось».


«Каменные корпуса, сохранившиеся от времен м. Корнилия, построены прекрасно. Стены толсты и сухи, этажи на сводах, окна не велики, а кельи не весьма обширны и теплы». Сейчас в корпусе есть душевые, имеются стиральные машины.











Церковь-трапезная Благовещения Пресвятыя Богородицы


Здесь нас угостили превкусным обедом: грибной суп, гречневая каша, фасоль, сок.




В этой же трапезной когда-то была Елизавета Петровна, о чем напоминает её портрет на подоконнике:



После революции монастырь был упразднен, но богослужения продолжались до 1932 года. Никаких репрессий тут не было, просто монахам велели разойтись. В 1930-е здесь располагалась трудовая колония г. Волхова, потом подсобное хозяйство волховского алюминиевого завода, затем волховское профтехучилище для инвалидов. В 1941 году здесь находился эвакогоспиталь. С 1945 по 1979 в монастыре был «Дом инвалидов общего типа». Кроме того здесь был совхоз. В 1991 году совхоз развалился, мужики вымерли от льдинки. В 1992 году монастырский комплекс передали С.-Петербургской епархии. Говорят, что тогда монахи обратились к Алексию, который в то время был нашим митрополитом, чтобы он благословил восстановление монастыря. Алексий благословения не дал, якобы он сказал, что в такой глуши никаких доходов монастырь приносить не будет и поэтому зачем он нужен. К счастью потом Алексий ушел на повышение в Москву, сделался там патриархом, а у нас митрополитом стал Владимир. Вот он и благословил. Но это не означает, что на восстановление дали копейку. Религиозный туризм – это всё замечательно, но на строительные работы нужен серьезный спонсор. Одно время РЖД обещала дать денег, но потом деньги пошли на восстановление Федоровской церкви. И это понятно, Федоровская у всех на виду, опять же столетие трехсотлетия и всё такое, а Зеленец в такой глуши, что редкая змея доползет до середины болота.
Сейчас в монастыре шесть насельников. Монастырь потихоньку восстанавливается.



Tags: Ленинградская область
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments