Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Монрепо (Mon Repos)

Познать намеренья природы в каждом месте,
Угадывать и быть в согласье с ней,
Как слабой, так и удрученной,
Усилить впечатленье, коль молчит,
Сокровищами ощущений и искусства.
Ее пробелы заполнять
И изменять, подобно ей, картины
То плавным переходом, то смешеньем,
С умом выстраивая в ряд —
Вот в этом мастерство садовника-поэта

Людвиг Генрих Николаи, поэма «Монрепо», 1804


Вчера мы, Наташа, Юра и я, ездили в Выборг, чтобы погулять по дивному парку Монрепо. Ниже фотоотчёт о прогулке по парку.

В 1788 г. Монрепо приобрел секретарь великой княгини Марии Фёдоровны барон Людвиг Генрих фон Николаи (1737-1820), немецкий поэт и писатель, один из воспитателей великого князя Павла Петровича, будущий президент (с 1798 по 1803 ) Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге. Он расширил пейзажный парк до современных размеров, в течение двадцати лет в нём велись работы по разбивке аллей, созданию берегоукреплений и набережных, возводились павильоны, устраивались гроты, устанавливались скульптуры. Всё это привело к тому, что Монрепо стал в ряду наиболее известных частных парков Европы. Концепцию своего парка Николаи изложил в поэме "Имение Монрепо в Финляндии", написанной им в 1804 г.

Скульптура «Лев» является фрагментом памятника Независимости, который был открыт на Петровской скале Выборга в день 10-летия незалэжности Финляндии в 1927 году на месте сброшенного с постамента памятника Петру I. В 1940 году памятник Независимости был разрушен, Петра вернули на место. Фотографии из «Нивы» об открытии памятника Петру I в Выборге в 1910 году публиковала здесь .

Лев был закопан в Монрепо, где его и обнаружили в 1980-х годах. На заднем плане здание дирекции парка, это бывший дом усадебного садовника.



Обелиск братьев Броглио установлен в память о братьях жены Пауля Николаи — Александрины Симплиции (в девичестве де Бройль). Братья Александрины, князья Огюст-Сезар и Шарль-Франсуа, служили в Преображенском и Семёновском гвардейских полках и погибли: Огюст-Сезар - под Аустерлицем (1783-1805), а Шарль де Бройль — под Кульмом (1788-1813).



Скала, на которой был установлен обелиск, носит название Леукатской (Левкадийской) – по древнему названию (Леука, Левкада) острова Санта-Мавра (Ионические острова, северо-запад Греции). В древности на Левкаде был храм Аполлона, расположенный вблизи утёса, с которого ежегодно в качестве искупительной жертвы сбрасывали преступников. По преданиям, с Левкадийской скалы из-за неразделённой любви бросилась в море поэтесса Сапфо. Выражение «броситься с Левкадийской скалы» стало обозначать угрозу покончить жизнь самоубийством от отчаяния. Л.Г. Николаи использовал этот мотив из древнегреческой поэзии для создания в Монрепо деревянного павильона «Храм Амура». В 1827 году Пауль Николаи решил построить на месте ветхого храма обелиск из серо-зелёного мрамора.









Я тут стою не для красоты, а по делу - для масштаба:


В путеводителе пишут, что: «лет двадцать назад в Монрепо заметили необычный кедр, по форме напоминающий лиру. Дерево выделили, вокруг расчистили небольшую поляну, чтобы улучшить обзор, и еще одним произведением природы стало больше».




В этом году у нас просто какое-то грибное безумие. В парке посетители бродили с мешками грибов. Мы, собрав волю в кулак, только фотографировали:

















Падающий камень






Вид на «Китайский мостик» и усадебный дом:


Колонна установлена в 1804 году в честь Павла I и Александра I. Так Людвиг Генрих Николаи отметил благодеяния двух императоров, благодаря которым он оказался в России, сделал карьеру и получил имение Монрепо в потомственное владение. Из поэмы Л. Г. Николаи "Имение Монрепо в Финляндии. 1804":
И также мраморной колонны ствол высокий,
Что вырублен из наших финских недр,
Тебе твое же чувство объясняет
На цоколе короткой строчкой, что гласит:
"И этот дал покой нам Цезарь".
И все это касается двоих:
Тебя, о Павел! Ты, по-царски
За долгий труд и рвенье мне воздав,
Позволил это все украсить.
И Александра, ведь твой нежный сын
Освободил меня здесь от мучений,
Сняв с шеи натиравшее ярмо
И мне отныне в собственном владенье
Позволив жизни ясный вечер завершить.




Удивительный вчера был день, голубое небо, синяя вода. Непривычно как-то, я люблю серое небо и свинцовую воду. Пусть яркие краски будут на юге, у нас они неуместны.


А это другой «Китайский мостик». Мостики были созданы по проекту Д. А. Мартинелли и появились в парке в 1798 году. Раньше мостики были разноцветными (и, возможно, с позолотой) и напоминали раскрытые веера:


Капелла Людвигсбург на острове Людвигштайн:



Усадебный дом и Чайная беседка:


Подошли поближе, виден причал:


Капелла была построена в период между 1822 и 1830 гг. по проекту английского архитектора Ч.Х.Тэтама. Именно с этого времени остров превратился в семейный некрополь и получил название Людвигштайн («камень Людвига»). Сюда были перенесены останки Людвига Генриха и Иоганны Николаи, скончавшихся в 1820 г.


С 1820-х гг. остров с берегом был связан паромной переправой. Таким образом, семейный некрополь был недоступен для посторонних посетителей, осматривавших парк. Весь ансамбль в этот период воспринимался в контексте распространенной в конце XIX – начале ХХ вв. идеи «Острова мёртвых», воплощенной в одноимённой картине швейцарского художника А. Бёклина (1880 г.)



Источник издавна почитался у местных жителей как имеющий целебную силу. Очевидно, первым его названием у местного населения было "Сильмя" (фин. "silmä" - глаз), что могло быть связано с поверьем об исцелении глазных болезней водой, текущей на восток. Его местное название было трансформировано Л. Г. Николаи в имя нимфы Сильмии, персонажа сочиненной им легенды. В ней повествуется о чудесном исцелении ослепшего от неразделённой любви пастуха Ларса водой источника, в который превратилась нимфа.

Проект оформления был осуществлен Монферраном в 1820-х.


Источник сейчас на реконструкции, поэтому пить воду из него пока запрещено:




Из поэмы Л. Г. Николаи "Имение Монрепо в Финляндии. 1804":
За рощей луг есть с мягкою травой,
За ним глухая местность. Там, в ее глубинах
Сокрыта хижина, в которой жил монах,
Он благочестьем славился. Воздвиг
Ее отшельник из деревьев павших,
Обшил берестою и ликами святых,
Повесил колокольчик деревянный.
На скудные щедроты подающих
Он бронзовый приобрести не мог.
И то сказать, он созывал
Лишь самого себя к ночной молитве.








Отсюда, если присмотреться, то на вершине скалы видна капелла на острове Людвигштайн:






Грот:


Первый «Вяйнемейнен», работы датского скульптора Готтхильфа Борупа, появился в 1831 г., за четыре года до выхода первого издания "Калевалы". Поскольку представления о том, как мог выглядеть Вяйнемейнен, были в то время весьма неопределенными, статуя напоминала античные изваяния. Вяйнемейнен был одет в короткую римскую тунику, а в руке держал инструмент, больше похожий на кифару, чем на кантеле. В 1871 году статую разбили вандалы. После этого Николаи сделал вход в парк платным, а выручку передавал в фонд бедных Выборга. Через несколько месяцев заказ на нового Вяйнемейнена получил Йоханнес Таканен.



Заиграл сильнее старец.
Струны кантеле ликуют,
Скачут горы, рвутся камни,
Скалы все загрохотали,
Рифы треснули морские,
Хрящ на волнах закачался;
Сосны с радости плясали,
Пни скакали на полянах…




Тут, у «Конца света» мы развернулись и пошли уже другой дорогой к выходу из парка.













Ворота в парк:


Перед тем как попрощаться с парком, мы купили дивный альманах, изданный в честь 250-летия парка:


По парку мы неспешно нагуляли почти 3,5 км. Решили поехать на Рыночную площадь и там где-нибудь пообедать. Обнаружили хороший ресторанчик, съели финский лосевый суп со сливками и котлеты по-киевски. Посидели, отдохнули, поговорили и отправились на прогулку по Выборгу.

А это скульптура из Монрепо, которая сейчас находится в музее Южной Карелии в Лаппенранте:


Tags: Выборг, Выборгская губерния, Ленинградская область
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments