Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Мрамор и гранит на Большой Морской

Этим летом у меня как-то так получилось, что мне удалось побывать в тех местах, которые когда-то обследовал Монферран на предмет добычи камня. О поездке в Питерлаксскую ломку, в которой добывали колонны для Исаакиевского собора и монолит для Александровской колонны я уже писала . А ещё этим летом была в Сортавале (Сердоболь), где велась добыча серого сердобольского гранита и в Рускеале в мраморном карьере, где добывали мрамор для Мраморного дворца, Казанского собора, Исаакиевского собора, станций метро и т.д.
Фасад Исаакиевского собора был полностью облицован рускеальским мрамором. Пишу «был», потому что сейчас, оказывается, это уже не совсем так. После экскурсии в Рускеалу, мне стало понятно, что раньше я никогда «не видела» Исаакиевского собора. Вот и пошла, солнцем палимая, смотреть.
Заодно с минералогической точки зрения были осмотрены несколько домов по Большой Морской (43, 45) - два особняка П.Н. Демидова, преподнесенные в качестве свадебного подарка Авроре Шернваль, о которой Николай I говорил, что это одна из самых красивых женщин в Петербурге. После домов Демидова пошла смотреть на памятник Николаю I всё с той же, гранитно-мраморной, точки зрения. И, наконец, прекрасный дом Фаберже, отделанный валаамским гранитом, на Большой Морской, 24.



«Зодчего» за 1902 год. Читаю статью
В статье Н. Лямина «Естественные каменные строительные материалы г. С.-Петербурга», опубликованной в «Зодчем» за 1902 год, говорится: «с увеличением у мраморов крупности зерна и содержания посторонних примесей, уменьшается их сопротивление выветриванию, способность полироваться и обтесываться. Финляндские мраморы крайне разнообразны; они иногда весьма крупнозернисты, нередко содержат очень вредную примесь серного колчедана, и тогда представляют мало годный строительный материал. Однако, в месторождениях Рускиалы встречаются очень хорошие сорта мрамора, не уступающие по крупности зерна и отсутствию примесей обыкновенным строительным сортам итальянских мраморов, например флорентийскому мрамору «бардилльо», которым заменен рускиальский при реставрации облицовки Исаакиевского собора. Зерна этого флорентийского мрамора не мельче, если не крупнее зерен финляндского мрамора ».

Из приведенного отрывка следует, что чем меньше крупность зерен, тем качественнее мрамор. С другой стороны зерна «бардилльо» крупнее зерен финляндского. Кроме того флорентийский мрамор не соответствует по цвету рускеальскому. В 1879-1898 годах стали латать стены Исаакиевского собора мрамором «бардилльо», а весь северо-восточный угол собора полностью им облицован.







Здесь хорошо видно, что мраморы разного цвета:


Это, я думаю, послевоенная реставрация, когда нужно было отремонтировать осколочные поврежедния.


В некоторых местах есть вставки полированного мрамора, что выглядит уже совсем нехорошо


Здесь, кажется, вообще заштукатурено:















Памятник Николаю I выполнен по проекту Монферрана.
Каррарский мрамор в барабане под статуей, в постаменте шошкинский кварцит, внизу – сердобольский серый гранит.





14 декабря 1825-го года. Император Николай I вверяет войскам малолетнего наследника престола:


Николай I усмиряет народ на Сенной площади во время холерного бунта 1831 года. На Сенной собралось около 5000 народу. Николай, встав среди коляски, обратился к народу: «Вчера учинены были злодейства, общий порядок был нарушен; стыдно народу русскому, забыв веру отцов своих, подражать буйству французов и поляков, они вас подучают; ловите их, представляйте подозрительных начальству, но здесь учинено злодейство, здесь прогневали мы Бога, обратимся к церкви; на колени и просите у Всемогущего прощения». Толпа, встав на колени, отозвалась: «Согрешили окаянные». Николай продолжал: «Клявшись перед Богом охранять благоденствие вверенного мне промыслом народа, я отвечаю перед Богом и за беспорядки, а потому я их не попущу. Сам лягу, но не попущу, и горе ослушникам». В это время в толпе несколько человек возвысили голос. Государь воскликнул тогда: «До кого вы добираетесь, кого вы хотите, меня ли? Я никого не страшусь, вот я». Через день император вторично объезжал город. Холера продолжала свирепствовать, в день умирало до 600 человек. Только с середины июля смертность стала быстро уменьшаться.


Награждение М. М. Сперанского, собравшего и издавшего в 1832 году «Свод законов Российской Империи»


Открытие императором Веребьинского моста Петербург-Московской железной дороги в 1851 году





Дом Демидова на Большой Морской 23, стоит на цоколе облицованным полированным серым сердобольским гранитом. Стена первого этажа покрыта белым итальянским мрамором. Из этого же мрамора сделаны атланты и кариатиды, поддерживающие мраморный балкон.

















В центре фасада укреплена мраморная группа «Слава» и картуш с гербом Демидова. Этот дом для Демидова строил Монферран.




Но одного дома Демидову видимо было мало. Ему очень понравился соседский особняк, и он пожелал его приобрести, тоже в подарок Авроре Шернваль. Оказалось, что этот соседний дом построил для себя Монферран. В результате Монферран продал свой дом Демидову.


Сейчас в особняке Дом композиторов. Собираюсь туда в октябре на экскурсию. Надеюсь расскажут про Аврору Шернваль, она же Демидова, она же Карамзина.









«Франциск I у умирающего Леонардо да Винчи».


«Микеланджело показывает папе Павлу III проект собора Святого Петра».


Жерихина говорит, что это «король Карл подаёт кисти и краски Антонису ван Дейку, рисующему его портрет». Разнообразные интернет-источники попугайничают, что король - это Карл I, а художник – Тициан. Истина как всегда где-то посередине, то есть в Брокгаузе и Ефроне:
Портрет Карла V был написан Вечеллио с натуры в 1529 в Болонье, где император тогда находился. Все удивлялись, видя почести, которыми император окружал Вечеллио. «Я могу создать герцога», говорил этот государь, «но где я возьму другого Тициана»? Однажды император поднял кисть, которую Вечеллио уронил, говоря: «Тициан заслуживает того, чтобы ему служил Цезарь».

Таким образом, на фасаде Тициан Вечеллио и Карл V. Антонис ван Дейк писал Карла I, который кисть не поднимал и за это ему в 1649 году отрубили голову в Англии.







Дом Фаберже. Большая Морская ул., 24

Валаамский гранит. В некоторых источниках указывают, что дом отделан гангутским гранитом. По минералогическому составу эти граниты однотипны. Кстати, валаамский гранит так называется не потому что его там добывали. На Валааме нет гранита, валаамский гранит добывали рабочие Валаамского монастыря на острове Сюскюясаари, между Сердоболем и Питкярантой.



Разная обработка камня придает ему разные цвета. Тесаный камень кажется более светлым, полированный – более темным.







Раньше было около тридцати способов обработки гранита. Сейчас у меня возникает ощущение, что эти технологии утрачены. Иначе чем ещё можно объяснить, что сейчас гранит только полируют, тёсанного камня нигде не встретишь. Или это теперь мода такая – полировать? Не могу привыкнуть к полированному граниту на каждом шагу, особенно в метро. Всё время кажется, что это дешевая керамическая плитка.

Tags: Любимый город
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments