Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Две выставки в Эрмитаже

В среду, 17 сентября, ходила в Эрмитаж на выставки Монолог в честь раковины и При Дворе российских императоров. Костюм XVIII - начала XX века в собрании Эрмитажа, а также «Высочайшего двора служители». Ливрейный костюм конца XIX – начала XX века в собрании Государственного Эрмитажа . Две последние выставки были для меня особенно интересны. На помню уже сейчас в каком точно году в Эрмитаже была аналогичная выставка костюма. Кажется, в 1973 или может в 1974. Тогда как раз после реставрации открыли Гербовый зал, в котором и была та самая выставка. У нас было несколько занятий на той выставке, поэтому хотелось сравнить, что было тогда и что выставили сейчас.
Но сначала немного побродила по залам, просто чтобы воздухом подышать.

В этом году много читала о колонне. Боже мой, чего только не пишут. Дескать и колонна-то не колонна, а антенна для связи… Причем пишут круглый год, а не только весной и осенью. Другие задаются вопросами, отчего это орлы не имеют никаких геральдических символов. На всех других памятниках символы есть, а тут нет. А ещё у всех орлов крылья вверх, а тут вниз.
Например, накануне специально сфотографировала орла на памятнике Николаю I. Тут есть всё: головы орла увенчаны коронами с крестами, грудь прикрыта щитком с ездцом, на крыльях гербы земель России - на правом крыле царств Казанского, Астраханского и Сибирского, на левом крыле царств Польского, Таврического и Великого княжества Финляндского. В когтях орёл держит скипетр и державу:


В то время, когда устанавливали Александровскую колонну, российский герб выглядел несколько иначе – крылья орла тогда были опущены.


Так как геральдические символы отсутствуют, то народ начинает вспоминать историю обстоятельств смерти Александра и легенду о её инсценировке в Таганроге. Дескать, когда колонну ставили, Александр ещё был жив, но уже не был императором. Потому и геральдических символов нет. А чего тут думать-то. Ясно, что это антенна и стоит она в память о Фёдоре Кузьмиче.

А вот ещё что. У всех спрашивала, отчего это Главный штаб с одной стороны облицован красным рапакиви, а с другой стороны – серым рапакиви (достаточно редким). Никто ничего толком мне не мог сказать.



Потом где-то вычитала, уже не помню где, что это, якобы, так было сделано специально, потому что в здании должны были располагаться разные ведомства. Сомневаюсь я, однако. Думаю, что в тот момент нужного камня не хватило.



Чугунную ограду вокруг колонны ставили в 1836 году. В 1922 году ограду сняли, в 2003 установили. К сожалению, на старых фотографиях орлов не разглядеть. Сейчас на ограде два типа орлов – большие и малые. Оба типа не отвечают в точности изображениям орла на гербе России времён Александра I.




Во дворе Зимнего дворца посетитель внезапно сталкивается с «Манифестой 10». «Помимо постоянной экспозиции «Манифеста 10», размещенной в Главном штабе Эрмитажа и Зимнем дворце, в рамках биеннале организованы Публичная, Параллельная и Образовательная программы, а также кинопрограмма «Незацикленное кино».

И что это значит:


Мне кажется, что произведение искусства должно заставить работать фантазию исходя из увиденного образа. Увидела этот образ и что? К счастью, специально для таких как я, которые без фантазии, на эрмитажном сайте всё разъяснили:
Лада 2101, прозванная в народе "Копейка", была подлинным мифом советского автопрома, неубиваемым автомобилем. Миф был настолько завораживающ, что проник за Железный занавес и достиг Западной Европы. Там для бельгийского художника Франсиса Алиса и его брата суровая "Копейка" стала символом мечты о мире труда и справедливости. На купленной Ладе они решили сбежать в Москву, но машина сломалась перед границей, а поездка так и осталась мечтой. "Манифеста" предложила знаменитому сегодня художнику реализовать мечту спустя более 30 лет. На специально приобретенной Ладе "Копейке" был совершен автопробег из Бельгии в Петербург. Дальше все развивалось как в сказке: въехав во двор Зимнего дворца и описав круг, Лада врезалась в дерево, и дальше двинуться не смогла, превратившись в экспонат современного искусства и приют для эрмитажных котов. Для выставки был снят фильм о путешествие в жанре road movie.

По средам Эрмитаж работает до девяти вечера. Я пришла в четыре, никакой очереди в кассы не было. Сначала я решила дойти до книжного прилавка в Рыцарском зале, посмотреть что нового выпустило эрмитажное издательство. Потом в Синюю спальню на выставку раковин, затем уже смотреть на платья.



Каррарский мрамор и сердобольский гранит




В Сенях Нового Эрмитажа (зал №131) уже лет десять стыдливо ютится резиновое чудовище работы Луиз Буржуа. Произведение называется «Этюд с натуры». Сейчас чудище снова выдвинули на передний план, приставив к нему Пиранези. Узнаем, что «небольшая экспозиция работ Джованни Баттиста Пиранези и Луиз Буржуа является по замыслу куратора «Манифесты 10» Каспера Кёнига одним из ключевых пунктов биеннале. Здесь выстраивается связь между причудливыми барочными фантазиями Пиранези и гибридными персонажами Буржуа».
Нет, не внятен мне сумрачный германский гений.







Из Рыцарского зала через Просветы отправилась в сторону Синей спальни.



Просветы специально строились для размещения коллекции.



Хорошо, что сейчас в Эрмитаже демонстрируют копии блокадных рисунков. В Большом итальянском просвете рисунок В.В. Милютиной, май 1942 года. Через образовавшиеся в результате обстрелов пробоины в застекленном потолке в зал сыпались осколки стекла, мусор, снег. Весной, когда снег на крышах начал таять, вода стекала на паркеты. Кучи песка, предназначенные для тушения пожаров, превращались в горы грязи. Весной 1942 года измученным сотрудникам приходилось латать крыши и убирать мусор в залах.








Александровский зал создавали после пожара 1837 года по проекту Брюллова.







В Малиновом кабинете снова десятая манифеста. Это «Скамейка для молитвы» Марка Камиля Хаймовица:



«Его вдохновил зал 305, который раньше служил музыкальным салоном императрицы Марии Александровны. Хаймовиц представил несколько предметов, которые обыгрывают первоначальное назначение комнаты, и выставил там свою "Скамейку для молитвы", письма Каспару Кенигу и вазу с бумажными цветами.»


Будуар располагается между Синей спальней и Малиновым кабинетом. В будуаре полиэстеровая «Дама с собачкой» Катарины Фрич.



«Дама с собачкой» - это многократно увеличенная сувенирная поделка из морских раковин, которые и составляют изображения женщины и собаки. Скульптурная группа становится своего рода аллюзией на придворную культуру петербургского высшего света XVIII – XIX веков. Рокайльные формы скульптуры вписываются в стиль «второго рококо» и совмещают разные исторические времена в одной плоскости.»

Видимо «дама» должна подготовить посетителя к посещению выставки «Монолог в честь раковины», которая в Синей спальне. Настроить, так сказать, на нужный лад.
Цель выставки – показать насколько привлекательно оказалось для человека это удивительное творение природы, и как оно в руках искусного мастера превращалось в произведение искусства. Коллекция Эрмитажа позволяет увидеть раковину в разных ее ипостасях – в качестве талисмана, оберега, украшения стола и просто ценного материала для ювелиров, резчиков камей..



Современные японские шкатулки. В центре деревянная шкатулка в форме раковины, по бокам деревянные шкатулки, украшенные раковинами из бумаги (если я правильно поняла):




После Синей спальни буквально на пару минут поднялась на третий этаж. Экспозицию там открыли сравнительно недавно, поэтому зашла взглянуть. Решила, что в другой раз зайду сюда специально.

Дары бурятской делегации императору Николаю II по случаю 300-летия дома Романовых







Малый тронный зал всё ещё на реставрации:


Скоро зал будет выглядеть как раньше:



Наконец, добралась до выставки костюма. Выставка была до 21 сентября в семи залах, теперь до 19 октября будут открыты только три зала. Моя приятельница Лена в среду, 17 сентября, проводила на выставке занятие и пригласила меня присоединиться, что я с удовольствием и сделала.
Нынешняя выставка гораздо большей той, что была что в начале 1970-х. Кроме того, что представлено 250 костюмов, ещё выставили картины, в том числе Михая Зичи.

На выставке было несколько камзолов Петра Великого. Всего в Эрмитаже хранится много вещей, принадлежащих Петру. Эти вещи ещё при его жизни имели мемориальное значение, поэтому сейчас в Эрмитаже самая богатая в мире коллекция вещей того времени, принадлежащих одному человеку - всего 250 инвентарных номеров (оборванной пуговице тоже присваивают инвентарный номер). Петр не любил и практически не носил парики, поэтому сшитые для него в России камзолы все с воротниками.
При Павле парики были с косичками. Камзол Александра Павловича без воротника, на спине, там где косичка, сукно протерто. Причем протерто ассиметрично, так как Александр плохо слышал правым ухом.
Платьев Екатерины I, Анны Ионовны, Елизаветы Петровны не сохранилось ни одного. Платье одевали один раз, а потом жертвовали церкви или монастырю, перешивали на одежду для священников, например. По этой же причине из платьев Екатерины II сохранилось всего четыре, два из которых, мундирные, были представлены на выставке.

Очень обрадовалась платью Суворочки. Оно было и на той выставке, что в начале 1970-х. Простенькое белое платьице, вроде тех, что на картине:


Сфотографировала себе на память отражение в зеркале воздушного платья из тюля. Мне редко, почти никогда что-нибудь хочется подержать в руках. Хотелось прикоснутся к платью Суворочки. На фото платье в центре:


К таким платьям надевали шали и спенсеры, но все равно много дам простужалось и умирало. На нынешней выставке была всего одна шаль, да и то не колокольцовская. Колокольцовские шали дивные, двухсторонние. Такие шали нужно было вышивать в темных сырых помещениях, чтобы нитка не выцветала и хорошо ложилась. Поэтому девушки-вышивальщицы быстро теряли зрение.
Спенсеров на выставке не заметила, а на прошлой выставке были спенсеры на гагачьем пуху.

Фотографировать на временных выставках запрещено, но кое-что удалось наскрести в интернете.
Официальные придворные платья. Жаль, что на нынешней выставке не демонстрировались полагающиеся к этим платьям диадемы. А вот на той выставке они были:



По центру платьев идет вертикальная полоска ткани, она бывает иногда контрастной, иногда в тон. Эта полоска прикрывает шнуровку. Попыталась сфотографировать платье, у которого эта шнуровка на лифе хорошо видна:


После того, как на даму надевали платье, швея сверху пришивала полоску ткани, чтобы прикрыть шнуровку. Перед тем как платье снимали, полоску, естественно, отпарывали. И так всякий раз – пришивали и отпарывали.

Здесь снова платье с пришитой полоской ткани, а также крестильное платье:


На выставке было венчальное платье Александры Федоровны, а также траурное платье Марии Федоровны, в котором она присутствовала на торжествах. Венчание проходило через две недели после кончины Александра III. Траурное платье Марии Федоровны белого цвета, так как цвет вообще не имеет значения. Для траура важен материал. Траурное платье может быть любого цвета, но сшито обязательно из крепа.
Платье из серебряной парчи Александры Федоровны:



Сверху на платье одевали горностаевую мантию, которую держали несколько человек. Чтобы держать шлейф мантии или платья, к нему подшивали специальные ручки:


Масса платья около 12 кг, примерно столько же весит мантия. Посещение Военного музея Карельского перешейка дурно повлияло на меня. Некстати подумала, что платье плюс мантия весят примерно столько же, сколько два пулемета Дегтярева:



Детские платья хорошо сохранились.


Одежда детей Николая II. Вообще в то время девочек и мальчиков одевали примерно одинаково. Кроме того в царской семье, так же как и в обычных семьях, одежда передавалась от старшего к младшего. Но вот этот замечательный бархатный костюмчик был сшит специально для Алексея:



На той выставке, что была в 1970-х, экспонировалась одна совершенно особенная коллекция платьев 1910-х годов. Эти платья резко отличались от всех остальных. Они принадлежали актрисе Вере Дженеевой (1890-1972). В начале 1920-х она стала женой советского дипломата Льва Карахана, у которого это был уже второй брак. Она ради него оставила сцену, он в начале 1930-х оставил её ради замечательной балерины Марии Семеновой.
Видимо сразу же после смерти Веры Карахан (а может ещё и при жизни) её дочь решила продать коллекцию из 45 платьев, сшитых в 1910-х годах лучшими отечественными и зарубежными модельерами того времени.
У нас тогда было специальное занятие, посвященное этой коллекции. Рассказывали почти детективную историю приобретения коллекции. Московские музеи хотели перехватить коллекцию, но нашим вовремя сказали (не имей сто рублей, а имей сто друзей). Таким образом сотрудникам Эрмитажа удалось приобрести 45 платьев.

На нынешней выставке представлено около 15 платьев Веры Дженеевой. Платья воздушные, тонкие, силуэт античный. Это богемные платья актрисы, они совсем не похожи на платья обычных женщин того времени.





Ниже нарядное платье 1900-х не актрисы:


В Концертном зале выставили маскарадные костюмы. На предыдущей выставке демонстрировали несколько домино. На этой выставке домино и маски не показывали, зато было несколько костюмов знаменитого маскарада в русском стиле XVII века, который был в 1903 году.
Из поездки на Восток, в Китай наследник Николай Александрович привез костюм китайского чиновника, который он подарил Матильде Кшесинской. На фотографии костюм в центре:


Жаль, что не показали ни одного платья с тульскими «бриллиантами» из стали.

В восемь вечера на набережной:


Tags: Любимый город, Эрмитаж
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…