Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Сайма (2). Музей Сайменского канала

Главное здание музея Сайменского канала является самым старым служебным помещением на каналах Финляндии. Оно было построено зимой 1845-1846 в качестве жилья для прораба. После завершения строительства, в доме жил пастор, служивший на канале. В 1858 году здание было расширено и оно стало служебным домом начальника верхнего округа канала. Вокруг здания был устроен красивый сад с цветниками и песчаными тропинками. Во дворе построили сауну, дом батраков и каменный подвал. В конце 1920-х здание было переделано под жилье двум семьям. В 1970-е здание было отремонтировано, было проведено центральное отопление, появились ванные комнаты. В 1995 году здание отремонтировали для музея.



После открытия музея были проведены работы по восстановлению сада, благодаря чему территория усадьбы имеет великолепный вид.




















Первая попытка соединить Сайму с Финским заливом была предпринята примерно в 1500 году. Попытка не увенчалась успехом, и выкопанная траншея была потеряна. Длина траншеи была около 100 метров и ширина – 5 метров. В 1607 году король Карл IX дал приказ бывшему коменданту крепости Корела, человеку трудной судьбы – Бенгту Северинссону Юстену, возобновить работы по рытью траншеи. Траншею стали рыть в нескольких километрах к востоку от прежней, однако по смерти Юстена в 1609 году работы были прекращены. Что правильно, так как шлюзы делать в то время ещё не умели, поэтому Сайма просто вытекла бы и дело с концом. Сейчас траншея длиной 500 метров музеефицирована, стоит памятный знак. Обе траншеи имеют народное название «Понтусовы каналы», хотя Делагарди, разумеется, здесь абсолютно не причем.




После того как Финляндия стала автономной частью Российской империи вновь возник вопрос о строительстве канала.
Еще в 1826 году была избрана депутация из крестьян Саволакса и Карелии, которые прибыли в Петербург и были представлены Николаю I. Депутаты просили помощи правительства в постройке канала.
С одной стороны все понимали, что для поднятия благосостояния Карелии и Саволакса канал необходим. С другой стороны раздавались голоса, что судоходство будет осуществляться всего 6-7 месяцев в году, что леса оскудевают и единственно для них нельзя устраивать канала, требующего много шлюзов. В 1828 году Николай I потребовал, чтобы по делу высказался финляндский Сенат. По мнению Сената, проведение канала обошлось бы, примерно, в 5 ½ мил. руб., каковая сумма «превышает способы финляндской казны». Кроме того, каналы в стране, где реки в продолжение 8 месяцев в году покрыты льдом, не принесут существенной пользы. Сенат просил оставить дело без дальнейшего действия. Такого же мнения был генерал-губернатор А.А. Закревский. В 1834 году, когда генерал-губернатором уже был А.С. Меншиков, опять зашевелились около старого вопроса. В марте 1841 года император, «желая споспешествовать финляндской промышленности и внутренней торговле», повелел учредить два комитета: один – для определения возможности открыть внутреннее сообщение между Гельсингфорсом и Або, прорытием канала через Гангеудский, Поркалаудский и Бромарский мысы, а другой комитет – для исследования способов устройства канала между Саймой и Финским заливом. Снова противники прорытия канала ссылались на бедность Финляндии, что канал принесет пользу исключительно прилегающим к ней местностям, что леса будут истреблены и т.п. В сентябре 1844 года Николай I утвердил проект сооружения Сайменского канала и повелел вместе с тем, считать на его расходы, примерно, 3 мил. руб. В 1845 году начались работы. Руководил работой барон Карл Розенкампф, воспитанник Института Корпуса путей сообщения в Петербурге, ученик А.А. Бетанкура. С 1814 года он занимался ремонтом и эксплуатацией суворовских военных каналов на озере Сайма. В сентябре 1846 года «барон каналов» (Koski-paroni), как его прозвали в народе, умер. На его место решили пригласить из Швеции полковника Нильса Эриксона (http://en.wikipedia.org/wiki/Nils_Ericson ), строителя Госткого канала. Эриксон оставался душой огромного предприятия до войны 1854 года. Кроме того он внес много улучшений в первоначальный план канала. Окончил постройку Классон Альфред Шернваль (Claes Alfred Stjernvall).








Проект канала:







Канал имел стратегическое значение, на его строительство призывали крестьян как на военную службу. Кроме того на канале работали солдаты, например, Выборгского стрелкового полка, а также арестанты.

На строительстве канала, 1840-е годы:




Открытие канала, состоявшееся 7 сентября 1856 года в день коронации Александра II, сопровождалось крупными праздничными мероприятиями. Выборг был великолепно иллюминирован. Горожане, около 1000 человек, собрались на бал. Вдруг пламя вспыхнуло над выборгским замком. Железные листы на крыше плавились. Народ стал разбегаться, так как в замке хранился порох. Но огонь удалось потушить до взрыва. Долго ещё замок стоял в таком виде:


М.М. Бородкин, 1915г.: «Сайменский канал – результат гигантской работы, чудо гидротехники. Приходилось работать и порохом, и молотом. В некоторых местах канал высечен в граните. Он проходит шесть озер. Чтобы суда могли проходить свободно вверх и вниз, потребовалось соорудить 28 шлюзов. Через канал перекинуто 13 чугунных мостов. Весь водный путь остроумен по идее, изящен по виду, безукоризнен по техническому исполнению. Канал – искусственная брешь, пробитая в гранитной оболочке, замыкавший Сайменский бассейн. Работа обошлась в 12.381.800 мар. (3.095.456 р.).
Вековая борьба финна с стихиями закалила его и сделала его упорным в труде. На работах Сайменского канала сказался этот вековой закал блестящим результатом. А финляндские инженеры проявили себя отличными специалистами и хозяевами: они строили дешево и прочно».







Для управления и обслуживания канала были наняты чиновники, которые обеспечивали судоходство и собирали платежи. Управление было разделено на два округа в Мялкия-Мустола и в Брусничном (Юустила).
Кроме того были мастера по строительству, письмоводители весовой части, сторожа шлюзов, сторожа мостов, батраки на летние и годовые работы, а также сигнальщики. Впоследствии нанимали садовников, лесников и телеграфиста. Работники канала носили свои мундиры, проживали в служебном жилье с земельным участком, получали жалованье в соответствии с должностным окладом и возмещение расходов.





Форма начала ХХ века:


В 1860 году был учрежден лоцманский округ со своими лоцманскими станциями. Лоцманская станция Сайменского канала располагалась в устье канала, в Лауритсале. Брусничное (тогда Юустила) было центральным местом нижнего округа канала. Там находилась контора канала, куда шкиперы судов должны были явиться и оплатить сборы за пользование каналом. Там действовала гостиница, которая размещала и кормила путешественников.

Макет Брусничного (Юустила) в 1913 году (масштаб 1:200):













Сразу после открытия канала большая часть бассейна Вуоксы стала открыта для судоходства. Это был огромный шаг вперед для развития и торговли восточной Финляндии. За десять лет экспорт леса утроился. Даже экспорт дров в Петербург стал выгодным! Кроме того в Петербург везли сливочное масло, мясо, рыбу, картофель. Импортировали соль, муку, крупы, ткани, сахар и колониальные товары (кофе, табак). Экспортировали выработанное из лимонита железо. Бешенными темпами стало развиваться судостроение и связанное с ним машиностроение. Финляндские купцы получили новые рынки сбыта в России, при этом законом и таможней были защищены от конкуренции со стороны российских купцов. Поэтому многие города стали развиваться как центры оптовой торговли (Куопио, Йоэнсуу), хотя наибольшую выгоду от Сайменского канала получили выборгские купцы. Выборг стал центром строительства и торговли.


В 1897-1903 годах была проведена работы по расширению и модернизации канала. Работы продолжались ещё в 1910-е годы. Потом случилась мировая война, революция в России. Финляндия получила независимость, сразу же началась гражданская война.



В Брусничном (Юустила) было учреждено красное управление канала в феврале 1918 года. Была организована выплата жалованья рабочим, так как большинство чиновников покинуло канал. Оставшиеся чиновники продолжали выполнять свои должностные обязанности, доведя до конца начатые ремонтные работы канала. По окончании гражданской войны белые разобрались с чиновниками и красными. Как известно, был спешно принят закон, по которому всех красных судили и расстреляли. Было назначено новое руководство канала.
Связи с Петербургом прервались. В 1920-е началась поставка леса в Европу. На канале возникли заторы, что повлекло за собой убытки. Потребовалось расширение русла канала для морского судоходства.

В ходе реконструкции 1920-1930–х были заменены пять верхних шлюзов.









Один из участников работ 1930-х годов рассказал о «бешенном Юсси»:
« Расширение и перестройка Сайменского канала начались в начале 1930-х годов. Первым вступил в строй шлюз Мялкия в 1933 году. На строительстве применялась уже техника: краны, пневматические буры, узкоколейка с паровозом и экскаватор на паровой машине, который прозвали в народе «бешеным Юсси».
Рабочие были в основном местные, а приезжие проживали в окрестных домах. Когда в одном из домов рассказывали, что на стройку прибывает «бешеный Юсси», хозяйка сказала: «Ну уж этого я к себе на квартиру не возьму».
Несмотря на экскаватор, большую часть земляных работ делали вручную. Работа была тяжелой. Организована она была так, что когда состав вагонеток подходил, каждый должен был наполнить свою, каким бы грунт не был. Лучшим рабочим было всегда припасено лучшее место и кроме того «клиновые», то есть премиальные. Если кто не успевал наполнить вагонетку, прораб начинал сразу кричать. В вагонетку входил кубометр грунта, и за рабочий день их приходило несколько. Иногда у кого-то сдавали нервы, и тогда было не до шуток. Но бывали и другие ситуации. Например, как-то раз рабочие с мастером были в хорошем настроении и решили покататься на экскаваторе: рабочий залезал в ковш, и «бешеный Юсси» начинал крутиться.
Веселье закончилось, когда мимо проходил поезд, и «Юсси» ударил паровоз ковшом по уху. Тогда в ковше кружился сам мастер. Паровоз свалился набок на обочину, и несколько вагонеток слетели с рельсов. Паровоз и вагонетки подняли экскаватором обратно на рельсы. Обычно противный мастер стал очень дружелюбным, и рабочие получили прибавку к зарплате, чтобы не болтали лишнего
».



Макет шлюза «Мустола» после реконструкции в 1920-х (масштаб 1:100):









Во время войны работы по реконструкции канала были прерваны. Канал использовался в оборонительных целя, в связи с чем была затоплена местность между Брусничным и Тали. В конце июня 1944 года движение по каналу было полностью прервано в связи с уничтожением шлюзовых ворот в Брусничном.

Масштабная модель танка Т-34, который 22 июня 1944 года разрушил шлюзовые ворота в Брусничном. Сейчас танк находится в танковом музее в Парола:


Мирный договор 1944 повторно разделил канал на две части. Уже в 1946 между Финляндией и СССР был поднят вопрос о канале. После войны в Финляндии начался строительный бум, но из-за бездействия канала строительные материалы приходилось перевозить сухопутным путем. В Финляндии вопрос о канале породил бурные дебаты. Оппозиция заявляла, что нужно строить другой новый канал на финской территории, другие считали, что канал вообще не нужен.
Президенты Паасикиви и Кекконен сначала пытались решить вопрос об изменении условий Парижского мирного договора 1947 года, они пытались вернуть утраченные Финляндией территории, или получить территорию вдоль канала плюс Выборг. Но в Кремле не захотели обсуждать этот вопрос. Переговоры тянулись несколько лет. Наконец Кекконен начал договариваться о долгосрочной аренде канала. Тут переговоры пошли успешнее.
Во время переговоров Кекконен добивался, чтобы арендованная территория была, по возможности, большой и чтобы на ней можно было соблюдать финляндскую юрисдикцию. По мнению оппозиции, подписанный в 1962 году, договор по аренде не удался. Суверенитет арендованной территории принадлежал Советскому Союзу, который соблюдал также и пограничные формальности. Арендованная территория к тому же была крайне узкой, а о получении Выборга не шло и речи. Тем не менее, поддержка Кремля помогла на президентских выборах победить Кекконену. Финляндия получила очень выгодные экономические договоры. Да что говорить, практически вся финляндская экономика начала работать на Советский Союз. Правда, за это Кекконену пришлось пойти на некоторые уступки – кандидатуры министров согласовывались с Кремлем.
Финляндия получила на 50 лет право пользоваться каналом на всём его протяжении. Финляндский парламент единогласно одобрил договор. По договору Финляндии предстояло построить канал за пять лет. Старый канал был частично расширен, углублен и спрямлен. Новое, третье, строительство Сайменского канала было огромным, в работе принимали участие около 15 тысяч человек. Также в строительстве канала принимали участие советские инженеры и рабочие. Советскими специалистами в Выборге были построены железнодорожный мост, а также автодорожный мост (мост Дружбы) с высотой судоходного габарита 25 м. Там же советскими строителями были выполнены дноуглубительные работы и навигационная обстановка. По договору все расходы по строительству несла Финляндия.





Работы по проектированию канала проходили в ускоренном темпе. Кроме восьми шлюзов, следовало спроектировать семь разводных мостов, три стационарных шоссейных моста, один железнодорожный мост и другие специальные устройства для канала. Старые устройства нужно было исследовать перед разработкой нового проекта, так как новые шлюзы были, главным образом, построены на месте старых шлюзов.

Новый канал был сдан в эксплуатацию в мае 1968 года. Было проведено проверочное плавание. В качестве проектного судна действовал теплоход «Bore IX», габариты которого подошли для испытаний. Всего было шесть проверочных прохождений по каналу с грузом и без груза. Испытания показали, что шлюзы, мосты и инженерные сооружения работают хорошо.

Модель «Bore IX»:


Макет шлюза «Мустола» после реконструкции канала - новое широкое русло, рядом на на старом русле старый трехкамерный шлюз и водосливной канал. Ещё час назад мы всё это видели на месте:


Торжественное открытие канала проводилось 5 августа 1968 года. Праздничные мероприятия начались в Брусничном.
Президент Кекконен и министр Бакаев на открытии канала:


Президент Кекконен перерезал золотыми ножницами ленту, которая была натянута через шлюз «Мустола»:


На открытии канала Кекконен сказал: «Этот день означает для нас достижение большой цели. Пусть успех сопутствует мореходству и торговле на канале, пусть канал принесет зажиточность и благосостояние Восточной Финляндии, и пусть сотрудничество на канале будет содействовать дальнейшему укреплению дружбы между народами Финляндии и Советского Союза».



В 2005 году были начаты официальные переговоры по заключению нового договора об аренде Сайменского канала, так как срок действия оригинального договора истекал в 2013 году. Новый договор об аренде канала был подписан 27 мая 2010 года в Лаппеенранте премьер-министром Финляндии М. Винханеном и председателем правительства РФ В.В. Путиным.



Договором обеспечивается движение по каналу на 50 лет. Финляндская сторона будет содержать канал и обеспечивать управление судоходством по каналу, безопасность, выполнение лоцманской и ледокольной проводок. Российская сторона несет ответственность за лоцманскую и ледокольную проводку на фарватерах, ведущих от границы к Финскому заливу. Финляндия оплачивает ежегодно базовую арендную плату в размере 1,22 млн евро, а также переменную часть арендной платы в зависимости от общего количества проходящих по каналу судов. Согласно новому договору, по каналу разрешается также проход пассажирских судов третьих стран (что мы видели на следующий день во время круиза).
Если я правильно понимаю, нынешние ежегодные платежи 1,22 млн евро – это почти в четыре раза больше ежегодных платежей за предыдущие 50 лет. Кроме того, ежегодные расходы Финляндии на содержание канала составляют около 10 млн евро.




Симпатичная сотрудница музея включила нам 15-минутный фильм о канале на русском языке. Интересно смотреть как шли работы на канале пятьдесят лет назад. Подробно показаны переговоры в Кремле. Прямо как советскую программу «Время» посмотрели. Во время переговоров на столах не бутылки с водой как сейчас, а огромные хрустальные пепельницы - все курят, дым коромыслом.

После осмотра основной экспозиции, которая расположена в усадебном здании, мы вышли во двор, чтобы найти сарай, в котором размещена постоянная выставка, посвященная суворовским военным каналам на Сайме.

Ссылки на все записи о поездке
Пешком вдоль старого Сайменского канала
Музей Сайменского канала
Линия Суворова. Суворовские сайменские каналы
Лауритсала. «У Майорши». Прогулка по Сайменскому архипелагу
Круиз по Сайменскому каналу
Выборг


Tags: Выборгская губерния, Суоми-красавица
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments