Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Художник Петр Захаров-Чеченец


«Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Он был, казалось, лет шести,
Как серна гор, пуглив и дик
И слаб и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов».


В жизни Петра Захаровича Захарова (1816-1846) счастливые стечения обстоятельств неотделимы от трагических. Свои работы он подписывал «Захаров-Чеченец», «Захаров-Дадаюртский».
Во время войны на Кавказе в 1819 году он остался сиротой. После боя у селения Дады-Юрт трехлетнего мальчика подобрали солдаты, которыми командовал А.П. Ермолов. Мальчика окрестили Петром, а отчество и фамилию он получил по имени солдата Захара Недоносова, который его выходил. Позже Петра отдали на воспитание П.Н. Ермолову, двоюродному брату знаменитого генерала. Заметили, что мальчик имеет способности к рисованию. П.Н. Ермолов, желая дать ему соответствующее образование, пытался устроить его к В.А. Тропинину, с которым они жили по соседству, но тот учеников не брал. Тогда мальчика определили к живописцу П.А. Дубровину. Ермолов хлопотал об устройстве в Академию художеств. Наконец, с помощью Общества поощрения художников и его председателя П.А. Кикина, Петр Захаров стал учеником академии. Общество поощрения художников приняло его на содержание. Соучениками Захарова были С. Зарянко, М. Скотти, Ф. Моллер. К сожалению, ученические работы Захарова, портреты, исполненные в Петербурге, не сохранились. Получив звание художника в 1836 году, Захаров остался в Петербурге, в Москве у Ермолова бывал наездами. «Теперь занимаюсь портретами, даю уроки рисования, надеюсь, скоро, может быть, поправятся мои обстоятельства…». Семья Ермоловых помогла ему расширить круг заказчиков. Происхождение, обстоятельства воспитания вызывали к нему особый интерес. Писатель-путешественник А.Н. Муравьев пожелал писать у него свой портрет, он же рассказал о Захарове М.Ю. Лермонтову. Эпизоды жизни художника напоминают судьбу героя поэмы «Мцыри».

За портрет А.П. Ермолова 27-летний художник получил звание академика.


До сих пор неизвестно кто изображен на портрете «Неизвестного в бурке с ружьем». Портрет вызывает желание видеть в нем автопортрет Захарова. Но, как считают знатоки военного костюма, портретируемый изображен в военной форме воевавшего на Кавказе Нижегородского драгунского полка. Ружье прятали в меховой чехол для защиты от сырости. Бурка и меховая шапка – обязательные принадлежности в кавказских суровых условиях (например, известный портрет Лермонтова в бурке). Бурка служила как бы знаком принадлежности к особому кругу людей, «кавказцам».


После Академии П.Захаров жил в Петербурге. Надеялся получить возможность поехать за границу пенсионером Академии или Общества поощрения художников, но безуспешно. Из письма П.Н. Ермолову: «… здесь в Петербурге, как вам известно, я не имею никого, подобного Вам, который принял бы во мне равное участие. Только один был добрейший для художников Петр Андреевич [Кикин], который мог сделать многое … Что касается до чужих краев, то скажу, что если и чувствовал бы себя достойным быть посланным за границу, то и тогда зависит не от меня…»

У Захарова началась болезнь легких. Он вынужден покидать Петербург, жить на даче в Парголове, летом в Москве у Ермоловых. Пробовал служить в Военном министерстве – делать рисунки для трудов по истории военного костюма. Болезнь прогрессировала, поэтому покинул службу. В 1842 году переехал жить в Москву к Ермолову: «Надеюсь найти у Вас в Москве кусок хлеба да покой, хоть стыдно в мои лета думать о покое, да здоровье то изменило …»
Портрет детей П.Н. Ермолова на фоне пейзажа:


В Москве Захаров лечился у известного врача И.П. Постникова. После смерти П.Н. Ермолова в семье Постниковых он нашел поддержку и дружеское расположение. Благодаря Постниковым Захаров познакомился с знаменитыми людьми Москвы: врачом И.Ф. Иноземцевым, историком, профессором Московского университета Т.Н. Грановским.
Портрет Грановского – лучшая из работ Захарова:


Эту работу принято считать автопортретом (1844-1845 (?)):


Весной 1846 году П.Захаров обвенчался с А.П. Постниковой, которая уже страдала чахоткой, и к лету её уже не стало. Сам художник не дожил до осени. О его кончине сообщили петербургские газеты. Поэтому можно предположить, что он умер и похоронен был в Петербурге.
В 1963 году работы «Чеченец в бурке», «Портрет неизвестного» и три рисунка были переданы в Музей изобразительных искусств в Грозном. На данный момент все они считаются пропавшими. В Третьяковской галерее хранится семь живописных полотен и девять рисунков, в Русском музее – два произведения, в Эрмитаже – пять.

Subscribe

  • Заблудилась. Концлагерь №3

    понедельник 23 мая, 11:30-12:50 После Кукотайпальского канала следующим пунктом нашей поездки был водопад Мюллюкоски, до которого надо было ехать 50…

  • Вокруг Линдуловской рощи

    Первого августа прошлого года мы (мама, Наташа, Юра и я) ездили на прогулку по Выборгскому и Курортному районам. Были в Константино-Еленинском…

  • Иматра

    Пару лет назад мы вместе с Наташей и Юрой целый день катались по Приозерскому району. Каждая наша остановка делалась не только чтобы осмотреть…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments