Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Скульптура Вяйнемёйнена в Монрепо



Андрей Львович (Людвиг Генрих) фон Николаи «населял» свой парк скульптурой, что было совершенно естественно для его поэтической натуры. Скульптуры и бюсты украшали разные уголки парка, пока барон не был вынужден признать, что статуи «подвержены шалостям прогуливающихся». Ему пришлось их собрать всех вместе на террасе у входа в усадебный дом, чтобы они всегда оставались под присмотром. Однако совсем отказаться от установки скульптур в отдаленных уголках парка он не хотел.
Идея поместить статую святого Николая в самой западной части парка, носящей название «Конец света» («Край света»), была им тщательно обдумана.

Считается, что Андрей Львович в этой части парка стремился создать у посетителя веселое настроение. Об этом можно судить по отрывку из его поэмы «Das Landgut Monrepos in Finnland»:

« На этом пространстве лежит большой камень –
Остаток древнего извержения.
На нем водружен святой Николас,
Воссозданный таким, каким, набросал его хитрый Фрагонар.
Видел ли ты его когда-либо в окружении юных женщин?
Казалось, он говорит: «Красавицы, идите ко мне,
Но только без супругов.
Я хочу благословить вас и отпустить оплодотворенными».
Взгляни, друг! По каким ступеням
Ты поднимаешься от строгого
К веселому расположению духа».


Но этот замысел не был осуществлен. После смерти отца Павел Андреевич (Пауль) Николаи задумал использовать Край Света иначе. Он решил установить здесь статую финского божества Вяйнемёйнена. Статуя появилась в парке в 1831 году, то есть за четыре года до того, как Лённрот опубликовал «Калевалу». В то время, когда Николаи принял окончательное решение поставить памятник Вяйнемёйнену, он был посланником в Копенгагене. Поэтому исполнение работы он поручил датскому скульптору Готтхельду Борупу.

Но как же должен выглядеть Вяйнемёйнен? Никто не представлял какой он –герой карельских песен. «Отец рун» был изображен в виде античного бога, в руках вместо кантеле подобие арфы. Скульптура по модели Борупа была изготовлена из гипса в Петербурге, а оттуда перевезена в Монрепо в 1831 году.

В 1840 Павел Андреевич переиздал поэму отца. Литографии были сделаны по акварелям датского художника Кристиана Фердинанда Кристенсена, который был учителем рисования детей Николаи. Поэтому художник, гостивший летом 1830 года в Монрепо, в свободное время, которого у него было совсем немного, сделал несколько акварелей с видами парка.

Таким образом, можно увидеть, каким был памятник Вяйнемёйнену:



Современники оставили прямо противоположные отзывы об этом произведении садово-паркового искусства.
А.П. Милюков: «Статуя Вяйнямейнена, в настоящий человеческий рост, стоит на пьедестале. Финский Аполлон держит в одной руке кантелу, а другою ударяет по струнам; рот полуоткрыт, глаза подняты к небу, и кажется вдохновенная руна льется вместе с слезами. Работа статуи далеко не художественная, но мысль выражена довольно удачно. Смотря на статую, узнаешь того бога финской мифологии, который, носясь по синему морю, силою божественного слова творил острова, заливы и подводные камни». Журнал «Сын отчества» за 1858 год:«…этот гипсовый болван, подкрашенный белою масляною краской, в аполлоновой позе, в аполлоновой мантии, с инструментом вроде скребницы в руках, тут, между финскими природными скалами, так жалок и нелеп, что возбуждает уже не смех, а отвращение и досаду. После этого все дотоле виденные деревянные украшения еще резче бросаются в глаза и в душе невольно возникает подозрение, что и мох-то на скалах приколочен гвоздями».

В 1856 году шутники вставили в рот Вяйнямёйнена сигару. Кроме того гуляющие рвали цветы, мусорили, оставляли надписи на деревьях и скалах. 15 июля 1871 года посетители парка сбросили скульптуру на землю и она разбилась. После этого вход в парк ограничили и сделали платным.

На этом датская история в парке Монрепо не закончилась.

Через несколько месяцев заказ на изготовление скульптуры Вяйнямёйнена получил молодой финский скульптор Йоханнес Таканен.


Йоханнес Таканен родился 8 декабря 1849 года в Юля-Урпала в Виролахти. В церковных книгах он был записан как Юхо Эркинпойка Таканен. Отца звали Эркки Юхонпойка Таканен (1813-1899), мать Мария Аатаминтютяр (1818-1895). Эркки был сыном торпаря, но рано осиротел, в результате чего лишился дома. Был вынужден просить милостыню, пасти скот. Когда подрос, ему удалось наняться батраком. Он умел хорошо работать по дереву, был замечательным столяром. О матери Йоханнеса вспоминали как о замечательной труженице, по-карельски веселой и говорливой.

Дом, в котором родился Юхо, находился на месте нынешней таможни в Торфяновке. В середине 1850-х семья переехала в Ала-Урпала. Вскоре Юхо сменил имя на Йоханнес.

Усадьба Ала-Урпала:


Владельцем обеих усадеб Урпала был выборгский секретарь Юхан Давид Альфтан. После его смерти владельцем стал его сын Фредерик Альфтан. Фредерик Альфтан был состоятельным человеком, кроме земельных владений, у него было в Выборге дегтярное и скипидарное производство, кроме того он занимался молочным животноводством и судостроением. В 1858 году овдовевший Фредерик Альфтан женился на Юлии Луизе Людекен. Фредерик Альфтан хорошо относился к Йоханнесу, общался с ним, позднее селил его в своей усадьбе, когда тот приезжал в родную деревню на лето или из-за границы. Иногда оказывал финансовую помощь, хотя чаще оставлял без ответа письма Таканена с просьбой прислать хоть немного денег. Но это было уже потом. А пока первые тринадцать лет своей жизни Йоханнес Таканен провел в торпе в Урапале.

Скорее всего Таканена ждала такая же судьба как у его родителей - батрака, в крайнем случае он мог бы стать торпарем. Но ему повезло. В Ала-Урпала переехала свояченица Альфтана, Каролина Людекен. Без сомнения, она была замечательной женщиной. Каролина стала вести занятия с крестьянскими детьми.

Почему вдруг Каролина Людекен приехала из Выборга в эту глушь. Здесь нужно понимать какое время тогда было в Финляндии – национальное пробуждение, подъем национального самосознания. Долго можно говорить что, откуда, как и почему. Лённрот ходит по Карелии, собирает стихи, заговоры, плачи. Шведскоязычная интеллигенция «идет в народ». Вдруг заметили, что карелы тоже люди, только с ними надо заниматься, обучать. Появляется идея Великой Финляндии в её естественных границах. Некоторые горячие энтузиасты считали даже, что таковой естественной границей является Енисей. Фенномания – то есть изучение финского языка и придание ему государственного статуса. Позднее сообщество карелианистов, которые собирались на свои встречи как раз в Виролахти .

Йоханнесу Таканену очень повезло, что его первой учительницей стала Каролина Людекен. Сначала Людекен хотела заниматься только с девочками. Она учила их шить, вязать, плести корзины. Мальчишки ей казались «слишком гордыми». Маленький Йоханнес пожаловался матери, тогда Людекен согласилась заниматься и с мальчиками тоже. Им поручали нетрудные работы, например, изготовление деревянных черенков для лопат. И она заметила, что маленький Йоханнес талантлив. Она попросила, чтобы её брат, Роберт Людекен приобрел швейцарские фигурки различных животных. Каролина привезла эта фигурки из Выборга в Урпала. Йоханнес лучше всех других детей вырезал из дерева точную копию фигурки сидящей собаки. Роберт Людекен дал ему следующее задание посложнее – швейцарский домик с большим количеством тонких деталей. Йоханнес и с этим заданием быстро справился. Тогда специально для него, Роберт Людекен приобрел фигуру герцога Веллингтона на коне, сделанную из папье-маше. И с этим заданием Йоханнес справился блестяще.



Роберт .Людекен был германским консулом в Выборге. Он забрал Йоханнеса в свой дом. С этого времени Роберт Людекен стал на всю жизнь помощником и верным другом Таканена. Людекен собирал деньги на обучение Таканена в Выборге, Гельсингфорсе, потом заграницей.

Фигурки, вырезанные Йоханнесом, консул показал учителю рисования Теодору Шпренгелю. Шпренгель закончил в Петербурге Академию Художеств. Он начал заниматься с Таканеном и уже через несколько недель юноша был способен копировать сложные модели.
Жена Шпренгеля в 1864 году обучала Таканена чтению, письму и счету. Кроме того она пыталась учить его русскому языку. К сожалению, у Таканена не было способностей к языкам. Он не смог выучить русский, потом шведский, немецкий, итальянский. Как только, попав в новую для себя языковую среду, он начинал хоть что-то понимать, так судьба сразу же перебрасывала его в другую страну, в другой язык. Он страдал и мучился от этого всю свою жизнь.

Йоханнес Таканен за резьбой по дереву:


В Выборге Таканен поступил в частный немецкий пансион. Это учебное заведение считалось самым престижным в городе, здесь учились дети состоятельных горожан.

Вскоре Шпренгель объявил, что ничему уже не может научить Йоханнеса. Людекен и Шпренгель понимали, что такому талантливому юноше нечего делать в Выборге, и считали, что его нужно отправить в Петербург в Академию.

В то в время в Выборге находился Тотлебен, который занимался строительством Восточно-выборгских укреплений. Йоханнеса представили Эдуарду Ивановичу, продемонстрировали его произведения. «Das ist ein grosses Genie!» - воскликнул Тотлебен. Он стал настаивать на том, чтобы забрать юношу в Петербург и хлопотать о поступлении в Академию. Тотлебен обещал поселить Йоханнеса в своем доме и оплачивать его обучение. Но не судьба… Таканен мог бы стать великим русским скульптором. Но как уже было сказано выше –в это время в обществе национальное самосознание, самолюбие и всё такое. Те кто решали судьбу Таканена, решили видимо, что Выборгу нужен не великий русский скульптор, а хороший финский скульптор.

Оплачивавший учебу Таканена доктор Циллиакус принял решение отправить Йоханнеса в Гельсигфорс. В 1868 году 19-летний Таканен переехал в Копенгаген.

19- летний Таканен в мастерской в Копенгагене. Рядом с ним бюст Роберта Людекена:



Именно в этой мастерской известного скульптора Кристиана Биссена в 1872 году велась работа над скульптурой Вяйнямёйнена. В качестве образца Таканену было предложено использовать живописные изображения героев Калевалы, созданные в 1860-х Робертом Вильгельмом Экманом.

«Играющий Вяйнямёйнен». 1866 г.:


В своей работе Таканен стремился передать эмоции, охватившие Вяйнямёйнена, который настолько увлечен игрой на кантеле, что вытягивает вверх руку, взгляд его обращен к небу.



В период работы над скульптурой Таканен жил в Копенгагене в семье датчанина Магдалуса Колда, который и послужил моделью для Вяйнямёйнена. Таканен придал старцу черты лица «пожилого джентльмена» Колда, а также его «маленькие руки, тонкие пальцы».

Эскиз памятника был готов к началу 1872 года. Из-за недостатка средств, Таканен выполнил модель не из воска, как планировал, а из глины, после чего отвез модель на Королевский фарфоровый завод. Во время обжига «дед разлетелся на части». Рассказывая об этом происшествии в письме Р. Людекену, Таканен добавляет: «У меня не было другого выбора, кроме как раздобыть немного денег, чтобы можно было купить воск. Я взял у В. Томсена два рикса и смастерил из воска копию разбитого эскиза, насколько позволяло время. Поэтому модель в таком неважном состоянии». Ещё одной неприятностью был недостаток средств, отпущенных на изготовление скульптуры. В письмах Таканен и Людекен обсуждали возможность выполения скульптуры в гипсе либо в керамике. Сам Таканен считал наилучшим материалом цемент, но это не устраивало заказчиков. Отливка в бронзе обошлась бы слишком дорого. Тогда приняли решение отлить статую из дешевого и прочного цинка.

Когда, наконец, скульптура была готова, летом 1873 года ее перевезли морем из Копенгагена в Выборг и установили на прежнем месте – том камне, который некогда предназначался для статуи святого Николая.

Таканен оставался в Копенгагене до конца марта 1872 года. Потом он уехал в Рим. В августе 1878 года Таканен прибыл в Финляндию. Большую часть времени он провёл в Выборге, где жил у старого друга Р. Людекена. В Виролахти соседи его не признали, пока он не назвался «Sillanpaan Eerikin poika». Потом вернулся в Италию к своей жене. В начале 1880 года Таканен заболел каким-то заболеванием груди. В то время жена его родила сына, названного Kullervo Eerikki. Из-за болезни Таканен не мог работать и впал в нищету.

В 1884 году он победил в конкурсе на статую Александра Второго. Но его замысел пришлось воплощать Рунебергу. 2 октября 35-летний Таканен скончался от ревматической болезни груди. Сейчас в Италии проживают его потомки.




Как и предыдущая скульптура, эта также стала жертвой вандалов. Вот фотография фотографии 1930-х годов из музея Южной Карелии в Лаппеенранте. Видно, что у Вяйнямёйнена осталось все два пальца:




После Финской войны 1939-1940 годов в Монрепо образовали военный санаторий. В архиве Республики Карелия имеется письмо М.И. Горелова от февраля 1941 года: «В самом парке «Монрепо», как рассказывают очевидцы, красноармейцы разбили камнями статую Вяйнямёйнена, героя финского эпоса Калевалы. Эта статуя была выполнена финским скульптором Токален и являлась копией более ранней статуи датского скульптора Бордпа, которая не сохранилась». Также есть Акт предварительного осмотра и обследования архитектурных зданий и сооружений г. Виипури, составленный комиссией Управления по делам искусств при СНК КФСССР 31 октября 1940 г. В этом документе значится: «В самом парке «Монрепо» отсутствует охрана, вследствие чего все парковые сооружения безнаказанно разрушаются (часть из них вовсе уничтожена – напр. скульптура Вяйнямёйнена)».

В конце 1973 года в Выборгском филиале института Ленгражданпроект был завершен проект реставрации и реконструкции парка. В 1977 году этот проект, представленный на ВДНХ, был награжден золотой медалью.

Реставрационный чертеж статуи Вяйнямёйнена. Г. Гошкова. 1973 г.



В 2007 году скульптором К.Н. Бобковым была выполнена новая статуя:











Tags: Выборг, Выборгская губерния, Ленинградская область
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • За Выборгом

    8 марта сего года ездила на экскурсию за Выборг. Подзаголовок экскурсии «Туда, где никто не бывал». Действительно, там мало кто был. Еще совсем…

  • Заблудилась. Концлагерь №3

    понедельник 23 мая, 11:30-12:50 После Кукотайпальского канала следующим пунктом нашей поездки был водопад Мюллюкоски, до которого надо было ехать 50…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments