Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Вчера в Эрмитаже

Вчера в Эрмитаже пусто, народу никого, в гардеробе свободно, кассиры скучают. Кстати, перед Новым годом кто-то писал, что билеты подорожают. Дескать, как же мы теперь, бедные, жить дальше будем. Так вот ничего не подорожало, как было 400 рублей, так и осталось. Зато теперь появился единый билет в Зимний и в Главный штаб за 500 рублей. А так всё как обычно – первый четверг бесплатно, пенсионеры, школьники и студенты всегда бесплатно.
Ходила смотреть, что там наш президент подарил Эрмитажу на день рождения. Подарил каминные часы и яйцо, изготовленные в мастерской Фаберже. Изображение яйца легко гуглится, а вот фотографию каминных часов мне не удалось отыскать. О подарках можно почитать в «Снобе» . Подарки демонстрируются в Георгиевском зале, завтра последний день. Пишут, что яйцо было приобретено за 18,5 миллионов долларов. Вот что значит реклама. Если убрать с часов и яйца этикетку «фаберже», то увидим обыкновенный китч, о чем я и доложила маме, когда домой вернулась. Мама не согласна , «ах, Фаберже», ведь все знают, что это что-то необыкновенное и потому дорогое. Ради справедливости, должна отметить, что кое-какие вещи у Фаберже мне нравятся. Но вот ажиотаж вокруг яиц мне совершенно не понятен.
Яйцо охраняла полицейская дама, поэтому я даже спрашивать не стала, можно ли сфотографировать. Хотя запрещающих табличек не было.

Вчера ходила, в первую очередь, посмотреть на скульптуру Фидия, которую привезли из Британского музея. Потому что завтра тоже последний день. Фидий на первом этаже в Римском дворике, сразу за Юпитером. Но я пошла через второй этаж, потому что всякий раз когда прихожу, то сначала иду к лоджиям Рафаэля, а уж потом туда, зачем пришла.

На Иорданской лестнице никого!






Висячий садик:


Выполнив обязательную программу, спустилась вниз по Советской лестнице и пошла в сторону Римского дворика:


Одиночные посетители разглядывают Юпитера, а впереди тот самый парфенонский мрамор:


На выставке представлена статуя западного фронтона Парфенона, созданная в мастерской Фидия в 438–432 гг. до н.э. Плавные очертания позы обнажённой мужской фигуры вместе с текучими формами драпировок позволяют считать, что скульптура изображает речное божество — аллегорию афинской реки Илисс.
Создать живую плоть и текучие драпировки из камня — значит, вдохнуть жизнь в холодный мрамор. Резчик, исполнивший фигуру, олицетворяющую реку Иллис, вызвал в нашем воображении образ, как будто движущийся на наших глазах, но в то же время основанный на полном понимании природы этой выразительной энергии.
.



Это действительно шедевр!

Дальше я отправилась на выставку «Эрмитаж Ея Императорскаго Величества» в Николаевском зале. На выставке представлены произведения искусства, которые приобретались великой Екатериной. То, с чего начался Эрмитаж.

Экспозиция основывается на описании императорского Эрмитажа, сделанного в путеводителе по Санкт-Петербургу 1794 года Иоганном Готлибом Георги. В пространстве парадного Николаевского зала представлена структура Эрмитажа и показаны основные характерные для экспозиции Екатерининского времени произведения. Выставка включает следующие разделы: картинная галерея Екатерины Великой, кабинет рисунков, кабинет гравюр, библиотека Императрицы, собрание натуралий, коллекция редкостей и предметов Востока, искусство, современное Екатерине II..

В каталоге полностью приведен текст Георги из его путеводителя по «ермитажу». Теперь, вооружившись этим путеводителем, я хочу пройти по залам музея, чтобы увидеть то, что видел Георги. Это будет мой невиртуальный Эрмитаж. Но не все экспонаты останутся в музее, некоторые уедут в свои нынешние места обитания. Например, вот это замечательное цилиндрическое бюро вернется в Екатерининский дворец Царского села:



Георги сообщает: « В сей комнате есть также бюро, на коем изображены разные происшествия в путешествии ЕЯ ИМПЕРАТОРСКАГО ВЕЛИЧЕСТВА в Таврическую область работанный крестьянином г. Солтыкова».

Бюро находилось в проходном зале перед Театральной лестницей если идти в сторону Лоджий. Цилиндрическое бюро было создано в Петербурге в конце 1780-х мастером М.Я. Веретенниковым, крепостным графа А.В. Салтыкова. На крышке и боковых стенках бюро в технике маркетри набраны аллегорические сцены, посвященные путешествию Екатерины II в 1787 году в Новороссию и Крым.

Центральная композиция изображает высадку императрицы со свитой на берег, навстречу процессии, направляющейся к ней с ключами (в символическом смысле — от Царьграда).



На левой боковой стороне императрица показана присутствующей при строительстве маяка, а на правой представлены жрец у жертвенника и несколько человек со скрижалями, на которых читаются надписи «Законы Великой Екатерины II матери [отечест]ва» и «Для благоденствия своих верноподданных», символизирующие заботу императрицы о новых гражданах России.

Очень подробно с фотографиями бюро и о Матвее Веретенникове здесь .


Затем я отправилась на выставку «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». Совершенно потрясающая выставка. Открыта в Гербовом и Пикетном залах до 22 февраля. Все, кто может пойти, обязательно сходите.

В ее составе около 260 памятников, прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Это разнообразные по характеру, материалам и времени создания произведения искусства из коллекции Эрмитажа, сохраненные или возрожденные художниками-реставраторами. Подобная тематическая реставрационная выставка проходила в музее 30 лет назад – «Реставрация памятников в Эрмитаже» (1984).
Масштабная экспозиция – уникальная и сложная по характеру работ – показывает все разнообразие коллекций Эрмитажа. Представленные экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Выставка позволяет представить их кропотливую и трудоемкую работу, познакомить с задачами, стоящими перед специалистами, рассказать об истории возникновения и развития Отдела научной реставрации и консервации. Каждый раздел выставки дополняет тематически связанный с ним видеофильм.
.

Модель Александровской колонны
Россия. Санкт-Петербург. 1834 г.
О. Монферран (1786–1858); Б. И. Орловский (1797–1837).
Бронза, гранит. Высота 169,0 см
Пост. из основного собрания (дар О. Монферрана)
Инв. № ЭРМ-5620
Хранитель – Э. А. Тарасова
Состояние сохранности до реставрации
Загрязнения и пятна коррозии на патинированной бронзе, подвижность многих деталей из-за ослабления крепежа.
Комплекс проведенных мероприятий
Полная разборка. Чистка патинированной поверхности бронзы, чистка всех поверхностей бронзовых деталей. Высверливание обломанной крепежной шпильки в пластине с рельефом, нарезание резьбы и замена сломанной шпильки латунным винтом. Замена стальных шайб крепежа четырех угловых орлов на латунные. Замена стальной гайки с сорванной резьбой и латунной шайбы, соединяющих гранитную колонну с бронзовым основанием, на новые из нержавеющей стали. Замена картонных прокладок между гранитом и бронзой на свинцовые. Нанесение консервирующего и тонирующего покрытия для выравнивания пятнистой и неоднородной патины. По решению Реставрационной комиссии в ЛНРСиЦК из гранита воссоздан утраченный постамент модели и выполнены мастиковки гранитного столба колонны. Сборка всех частей.
Художники-реставраторы – А. И. Карпеченков (ЛНРППИ); А. А. Андроханов (ЛНРСиЦК)



Шкатулка для шахмат
Россия. Тула. 1780-е гг.
Мастер А. Суханов
Сталь, серебро, бронза; чеканка, полировка, огранка, воронение, золочение. 17,0 × 50,0 × 31,0 см
Пост. из основного собрания Эрмитажа
Инв. № ЭРМ-4578
Хранитель – М. Н. Косарева
Состояние сохранности до реставрации
Стальная поверхность шкатулки местами корродирована, серебряные накладки покрыты сульфидами серебра, имеются значительные утраты декоративного воронения на боковых панелях, утрачены дно шкатулки и внутренний деревянный ящик для шахмат. На крышке имеется утрата одного стального алмаза.





Комплекс проведенных мероприятий
Полная разборка шкатулки и снятие накладного декора (кроме стальных алмазов). Удаление коррозии со стальной поверхности и с поверхности серебра. Восполнение утраченного стального алмаза на крышке шкатулки. Консервация: покрытие всей металлической поверхности защитным антикоррозионным составом.
Художник-реставратор – А. В. Чулин

Удалось сфотографировать:









В Эрмитаже всегда душно, поэтому реставрационная выставка была осмотрена поверхностно. Решила, что пора пойти в Рыцарский зал, чтобы купить каталог. Думаю, дома спокойно полистаю, а потом приду ещё раз, чтобы всё до мельчайших деталей.
Оказалось, что каталог напечатан, но «завис» на Таможне. Продавец оптимистично заверил меня, что теперь каталог там окончательно сгинет, такие случаи уже бывали. Расстроилась. Прихожу домой, открываю эрмитажный сайт, а там … можно совершенно бесплатно скачать каталог в формате pdf! Скачивайте каталог здесь . Пламенный эрмитажный привет нашей Таможне!

Корзина Овальная из «Сервиза с зеленой лягушкой»
Британия. 1774 г.
Фирма «Веджвуд»
«Фаянс королевы», роспись надглазурная. 7,0 × 25,0 × 21,5 см
Пост. в 1912 г. из Английского дворца в Петергофе
Инв. № Г.Ч.8572
Хранитель – Л. В. Ляхова
Состояние сохранности до реставрации
Корзина разбита по ажурному декору на десять фрагментов. Была ранее реставрирована, разошлась по старой склейке. Две вертикальные ленты приклеены по месту. По швам следы старого клея, сколы глазури, мельчайшие сколы черепка. В местах сломов частичные утраты горизонтальных лент.
Комплекс проведенных мероприятий
Расчистка от загрязнений. Расшивка старой склейки. Расчистка от старого клея. Склейка фрагментов. Восполнение утрат. Обработка восполненных фрагментов. Подготовка поверхности под тонирование. Тонирование. Покрытие восполненных и тонированных фрагментов лаком для укрепления тонировок и имитации глазури.
Художник-реставратор – Т. В. Шлыкова





Tags: Выставка, Эрмитаж
Subscribe

  • О памятниках «пламенному трибуну»

    В Пскове обратила внимание на памятник Кирову. Этот же памятник раньше видела в Петрозаводске и Медвежьегорске . Первый памятник из этой серии…

  • Осада Пскова Стефаном Баторием

    Псков после присоединения к Москве обеднел и обезлюдел, но по-прежнему оставался важным стратегическим пунктом. Псковичи, хотя неохотно покорились…

  • Псков

    5 ноября 2017 Псков (в старину Плесков) – один из древнейших городов, существовал еще во времена призвания князей. Новгородская земля, открытая с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • О памятниках «пламенному трибуну»

    В Пскове обратила внимание на памятник Кирову. Этот же памятник раньше видела в Петрозаводске и Медвежьегорске . Первый памятник из этой серии…

  • Осада Пскова Стефаном Баторием

    Псков после присоединения к Москве обеднел и обезлюдел, но по-прежнему оставался важным стратегическим пунктом. Псковичи, хотя неохотно покорились…

  • Псков

    5 ноября 2017 Псков (в старину Плесков) – один из древнейших городов, существовал еще во времена призвания князей. Новгородская земля, открытая с…