Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

И какие папиросы курил Фридрих Барбаросса? Сколько ведер из бассейна можно выкачать портвейна?

О своей бабушке, Елене Николаевне Бондаренко (Чагиной) я уже немного писала здесь http://amsmolich.livejournal.com/21262.html и здесь http://amsmolich.livejournal.com/16374.html . Бабушка хорошо пела. Когда я была маленькой, она часто напевала мне весёлые школьные песенки. Я запомнила только несколько фраз про Пифагоровы штаны, про папиросы Фридриха Барбароссы, про город Мекку и портвейн из бассейна. Помню, что песенок таких было много, и они были очень смешные.

Захотелось мне найти эти песенки. Спрашивала у знакомых, слышали ли они когда-нибудь такие песенки? Да, некоторым бабушки напевали. Но кроме перечисленных выше фраз никто ничего толком не помнил.

Несколько раз пыталась по этим фразам искать в интернете. Но поисковики устроены таким образом, что они выхватывают ключевое слово и тычут носом куда-то не туда. Да потом ещё три недели как чёрт из табакерки выпрыгивает контекстная реклама электронных сигарет и портвейна. У меня прямо руки опускались. Думала, что уже и не найду никогда. И вдруг повезло. Нашла!

Оказалось, что это комическая опера «Иванов Павел» С. Надеждина, В. Раппопорта. .[ Ударение ИвАнов].

Некоторые отрывки, записанные по памяти, нашла здесь:  http://ruslit.ioso.ru/num_pi.htm

Учителя:

Кто не знает букву ять,

Букву ять, букву ять,

Где и как её писать,

Где писать, да!

Падежи, склоненья,

Местоименья, местоименья,

Все должны знать их без сомненья,

Да, без сомненья, господа!


Разрешите наудачу мне по алгебре задачу:

Сколько бочек из бассейна

Можно выкачать портвейна?

Пифагоровы штаны

На все стороны равны.

Эти теоремы любимы

Нами с детства всеми.

Да, нами всеми, господа!

И в конце какого века

Был основан город Мекка?

И какие папиросы

Курил Фридрих Барбаросса?

Царь персидский грозный Кир

В бегстве изорвал мундир.

Укрощал бег конский

Царь Македонский, царь Македонский,

Завоевал край фараонский,

Коня назвал он Буцефал.

Что за форма у Земли?

Нет, не бублик и не блин.

Магеллан открыл давно,

Что под нами шар земной.

Есть у нас земная ось,

Протыкает нас насквозь.

А меридианы, меридианы

На части делят наши страны,

Да, наши страны, господа!

Родители:

Павлик, Павлик, занимайся,

Даром время не теряй,

Не ленись, не отвлекайся

И в носу не ковыряй.

Павел:

Надоели мне науки,

Ничего в них не понять,

Просидел насквозь я брюки,

Не в чем выйти погулять.

Алгебры не знаю, русский позабыл,

А Закона Божьего вовсе не учил!

Об опере нашла здесь:

http://www.ruscircus.ru/encyc?func=text&sellet=%D2&selword=2658

Сенсационный успех имела сочиненная Раппапортом в соавторстве с Надеждиным «фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозами» «Иванов Павел» (премьера- 20 апр. 1915). Гимназисту-неучу Павлику, оставленному в третьем классе на третий год, виделись страшные сны, являлись кошмары: Математика, История, предательница Шпаргалка; «провалы» на экзаменах сопутствовали, герою много чаще, нежели «апофеозы». Близкая к злободневному ревю, эта вещица больше всего выразила тягу Троицкого театра к эстрадной зрелищности. Многие песенки и куплеты «оперы», положенные на популярные мелодии, вошли в бытовой обиход («Пифагоровы штаны / Во все стороны равны…»; «Кто не знает буквы ять, буквы ятьг / Где и как ее писать…» и т.п.). Уже 10 июня 1915 «опера» шла в 100-й раз, 1 окт. — в 200-й. Роль Павлика бессменно исполнял Я. Завалов. В июне 1915 фельетонист Н. Шебуев шутил: «Троицкий театр переживает трагические дни. Никак не . может закрыться… Директор со слезами на глазах жалуется: — Что же я с нею сделаю?.. — С кем? — С публикой… Осаждает!..- Смахнул слезу». Сезон закрылся 1 июля 148-м представлением «оперы». «Опера» не сходила с афиши, пока Троицкий театр оставался театром миниатюр.

В Иркутске эта опера тоже была очень популярна, судя по тому, что моя бабушка знала её наизусть.

 Троицкий Театр в Петербурге (Троицкая ул., 18) — театр миниатюр. Открылся 17 нояб. 1911. Владелец, А. Фокин, основал его по образцу мюнхенского Интимного театра и в интервью перед открытием обещал, что новое зрелищное предприятие «…будет служить приятным местом для отдыха, легкого смеха — словом, веселым уголком… По типу наш театр представит западноевропейское кабаре в лучшем понимании этого слова». Как оповещали анонсы, репертуар охватывал «…все виды театральных зрелищ, как-то: комедию, сатиру, оперу, балет, шарж, художественную карикатуру, мимо-сцены, монолог, а также номера кинематографа, снятые с важнейших событий жизни». Два (а в праздники- три) одинаковых сеанса давались по доступным ценам, места были не нумерованы, разрешалось входить и выходить во время действия, снимать верхнее платье было не обязательно: ставку делали на широкую «прохожую публику» с улицы:

Опубликована опера в журнале "Музыка и время" №4 за 2005 год

http://music.tgizd.ru/ru/arhiv/mount4year2005

Иванов Павел  Фантастическая опера с превращениями, провалами и апофеозом. Сочинение С.М. Надеждина и В.Р. Раппопорта

Но вряд ли я пойду за номером журнала в библиотеку.


Tags: Моя семья, вспоминаю
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments

Recent Posts from This Journal