Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Реставрация в Эрмитаже

Уже писала про потрясающую выставку «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени». Представлено было 260 экспонатов, о каждом из которых можно говорить бесконечно. Некоторые экспонаты вернутся на свои места в залах, другие останутся в хранилищах, из которых их будут доставать только на временные выставки. Но, как мне кажется, есть один экспонат, который мы не увидим больше в ближайшие годы даже на временных выставках. Это знаменитый «голубой гродетуровой кафтан с серебряным шитьем», который Петр Первый надевал на коронацию Екатерины Алексеевны в 1724 году. Костюм, гордость коллекции, после смерти императора одели на «Восковую персону».

Старожилы помнят, что в советское время «Восковая персона» находилась в Ротонде. Потом, когда открыли для посетителей Зимний дворец Петра Первого, «персону» переставили туда. Первое время «персона» была всё ещё в голубом костюме, но потом она предстала перед публикой в другом, малиновом, костюме.



На прошлогодней выставке «При дворе российских императоров», этого голубого костюма не было. Я уж было совсем приуныла, думала всё, погиб безвозвратно. Но золотые руки реставраторов вернули его к жизни и показали нам это чудо на последней выставке!

Сейчас костюм выглядит замечательно:


Из каталога: «Первые реставрационные работы, вызванные загрязнениями и сечением ткани, были произведены в 1911 году в мастерской В. Горновой в Петербурге. В 1964 и 1975 годах одежды обеспыливались, закреплялись нити вышивки и ткани, белье и кружево очищалось от загрязнений». То есть двести лет костюм был на персоне, хотя, конечно, выгорал и ветшал. Шёлку вообще вредно находится на свету, он от этого разрушается. Но дальше в каталоге написано очень элегантно, как говорится для тех, кто понимает: В конце 1990-х годов состояние парадного костюма потребовало проведения комплексной реставрации, которая длилась шесть лет, с 1997 по 2003 год. В результате удалось остановить разрушение и сохранить все предметы костюма «Восковой персоны».

Шесть лет! Потому что в 1997 году костюм выглядел следующим образом:



Тогда, в 1997, году случилась авария. Зимний дворец Петра был залит водой (кипятком?). Проблема была еще и в том, что дворец находится ниже нынешней поверхности земли из-за культурного слоя, то есть теперь это подвал на погребах. О том, что тогда случилось говорить не принято, это не афишируется, зато слухов сколько угодно. Я слышала несколько версий того, что произошло. Некоторые говорят, что почему-то сработала пожарная сигнализация, которая и залила всё внутри. Другие говорят, что в тот год наняли бригаду польских сантехников, которые ремонтировали отопление. Якобы потом батареи прорвало, и все было залито кипятком. Лично я склоняюсь к польскому следу. В любом случае вода в подвале некоторое время держалась. Поэтому костюм дал усадку.



Из каталога
Костюм парадный императора Петра I
Германия, Россия. 1724 г.
Шелковый репс, холст, шерстяная ткань, серебряные нити, канитель; ручная работа
Кафтан – длина спинки 116 см; камзол – длина спинки 103 см; штаны – длина 70 см

Состояние сохранности до реставрации
Все предметы костюма – кафтан, камзол, штаны – были сильно загрязнены, деформированы, имели множество сечений, разрывов и утрат ткани и вышивки, следы многочисленных починок и заплат. Наиболее сильно пострадал кафтан. Подлинные швы разрушены (местами сохранились остатки первоначальных ниток и отверстия от иглы), в результате многочисленных ранних починок детали собраны с нарушением кроя, что привело к изменению размера кафтана и увеличению нагрузки на ткань. Подкладка ранее была перелицована.

Комплекс проведенных мероприятий
Благодаря остаткам нитей соединительных швов подкладки удалось определить точный размер и изготовить лекала. Удалены заплаты и штопки. Под заплатами обнаружена утрата шелковой ткани кафтана. Все детали костюма были очищены в водном растворе моющего средства. В процессе очистки был удален старый реставрационный клей. Ткани в местах повреждений были дублированы методом приштопки, что позволило создать однородную поверхность. В результате такого укрепления была устранена деформация тканей. Металлические нити вышивки укреплены шелковыми нитями на всех элементах и деталях костюма. После очистки и укрепления все элементы костюма были собраны.

Художник-реставратор – М. В. Денисова








Звезду на кафтане выполнил французский вышивальщик Ene Pally – эту подпись он оставил на картоне, подшитом с оборотной стороны звезды.





Нартов: «Сей кафтан в угодность супруги своей имел государь на себе только во время празднества коронации и после никогда его не надевал, почитая оный неприличною себе одеждою, ибо обыкновенно носил гвардейский мундир или флотский».



Здесь хорошо видна работа реставраторов:




Кстати, почти на всех костюмах Петра есть воротник, потому что он не любил носить парик. В то время все приличные люди были в париках и без воротников. Поэтому когда Петр был с визитом во Франции, просвещенные европейцы увидели воротник и всё про него сразу поняли – это русский варвар.



А сейчас в Стране, которая исторически никогда ничего общего с Россией не имела, Петра Алексеевича обозвали бы ватником. Потому что в спинку его камзолов всегда подшивали слой ваты. Сильно мерз потому что.

Сейчас костюм стал хрупким, потому что нити ослабли и могут не выдержать серебряного шитья. Костюм теперь надо хранить только лежа. Хорошо хоть на выставке показали:



А вот парадное платье вдовствующей императрицы Марии Федоровны
Россия. Санкт-Петербург. 1820-е гг.
Шелковый муар, кружево, металлическая

Особый интерес представляли несколько платьев, уникальных по фасону, основной ткани и очень сложных по отделке. Одно из них принадлежало вдовствующей императрице Марии Федоровне. Наиболее сложной задачей было сохранение и восстановление декоративных элементов отделки платья, вышитых по тюлю металлической нитью.

Платье 1820-х годов, то есть Марии Федоровне (1759-1828) было уже за шестьдесят. Мать десятерых детей. Но какая талия! Платье наверно 46 размера, хотя на фотографии этого не видно. Понятно, что ткань со временем дает усадку, но все же…



Все мемуаристы с восхищением писали о необыкновенной моложавости императрицы-матери. Так, Н.М.Карамзин, увидев императрицу в 1816 году, «не удивился ее милостивому приему, но до крайности удивился ее молодости и свежести …» А Ф.Головкин, увидевший ее на приеме в Штутгарте в 1817 году, писал, что императрица, «зашнурованная туже, чем обычно, надевшая больше украшений, более сиятельная, чем всегда, выглядела как 40-летняя женщина и произвела впечатление, которое должно было польстить ее самолюбию». Чтобы сохранить фигуру, Мария Федоровна занималась, по выражению того времени, «телесными упражнениями» - вставала в восемь часов утра «…и, по совету докторов, для моциона, занималась верховою ездою».
В воспоминаниях все пишут, что «она любила и привыкла шнуроваться, отчего движения ее и походка были не совсем развязны», «она ходила на высоких каблуках и переваливалась и была очень крепко зашнурована…».

В воспоминаниях Каменской есть анекдот, записанный со слов Александра Павловича Башуцкого (1803-1876):


Из каталога:
Состояние сохранности до реставрации
Платье является уникальным высокохудожественным образцом парадного костюма эпохи ампир, единственным в собрании Эрмитажа. Уникальна и украшающая платье вышивка золотой битью по муару и тюлю. Отдельные элементы орнамента накладные, они вышиты по тюлю и укреплены на каркасе из тонкой проволоки.
Платье неоднократно реставрировалось. Вышитая по тюлю полоса дублирована на шелковый газ мучным клейстером. Металлические нити вышивки грубо пришиты к дублировке. Декоративные элементы, вышитые битью, перекрыты тонированным шелковым газом.
Ткани платья загрязнены. Вышивка по всей поверхности деформирована, бить во многих местах измята, сломана, частично утрачена. Шелковое кружево повреждено, имеются сечения и утраты. Проклеенная тюлевая основа вышивки пересохла и выпала, дублировочный газ с сохранившимися фрагментами пересох и стал распадаться. Утратив основу, металлические нити вышивки вытянулись, спутались.
Комплекс проведенных мероприятий
Шелковые ткани платья очищены сухим способом. Платье частично размонтировано: декоративная полоса из тюля и валики на подоле и шлейфе отсоединены и в свою очередь размонтированы. Фрагменты вышивки сняты с дублировки и переложены на новый шелковый тюль с подложкой из тонированного газа. Все сохранившиеся элементы вышивки были собраны, расправлены и укреплены. Отдельные элементы вышивки укладывались на новую основу строго
по рисунку. Готовая полоса задрапирована и укреплена на первоначальное место.


Узор, стилизованный под восьмиконечные мальтийские кресты, видимо является намеком и немым укором:


Золотые руки:


А это идет реставрация тканей в Петровском зале, которая началась в 2013 году. Реставратор рассказывала, что некоторые воспринимают отреставрированную ткань как новодел:









Джованни Баттиста Чима да Конельяно (1459–1517/1518). Благовещение. Венеция. 1495 г.
Холст; масло; переведена с дерева. 142,5 × 113,0 см
Надписи: внизу на изображении листка бумаги: дата и полустертые имена заказчиков: 1495 // Laure…de//S.hus…da uicco es jac.de
S…//e S.jeronimo de…//e S.piero de…zudici//
Справа на деревянном подножии остатки авторской подписи: …ANNIS…AT…ST…NĒSI…(IOANNIS-BAPTISTA-CONEGLIANĒSIS)
Состояние сохранности до реставрации
В результате перевода картины с дерева на холст живопись значительно пострадала и местами была утрачена. Имелись многочисленные мельчайшие смещения слоев живописи в виде нахлестов, изменяющих авторский рисунок. На поверхности переводного грунта зафиксированы многочисленные мелкие частицы раскрошившегося красочного слоя и грунта. На картине отчетливо виден разнохарактерный кракелюр. На месте изображения зеленого занавеса среднесетчатый и вертикально направленный кракелюр повторял текстуру волокон предыдущей авторской деревянной основы, а в местах бывшей склейки досок прослеживались линейные сломы красочного слоя и грунта. Истинное состояние сохранности и колорит авторской живописи скрыты и искажены разновременными поздними слоями потемневшего лака и широкими реставрационными наслоениями краски.
Комплекс проведенных мероприятий
Картина дублирована на новый холст. Проведен полный комплекс физико-химических исследований. Утончен и выровнен слой пожелтевшего лака по всей поверхности, удалены широко лежащие поздние реставрационные записи. В места утрат красочного слоя и грунта подведен реставрационный грунт, картина была покрыта мастичным лаком. Восполнены утраты живописи.
Художник-реставратор – Л. Б. Ковалёва




Часы каминные (Аракчеевские)
Россия. Санкт-Петербург; Франция. Париж. 1826–1828 гг.
По проекту А. А. Аракчеева, бронзовщик П.-В. Ледюр, архитектор Ж.-Ж.-М. Гюве, художники А. Е. Егоров и Лами, скульпторы С. И. Гальберг (?) и Ж.-А. Куригер, механик Давренвиль, часовой мастер Эмон
Подписи: на цоколе: LEDURE A PARIS LE I SEPTEMBRE 1826; на рельефе слева: Couriguer, Sculpt.; на музыкальном автомате: DAVRAINVILLE № 402. На левой боковине постамента надпись: «Подданный своему Государю и Благодетелю после его смерти. Парижъ 1826го года»; на правой – герб Аракчеева с девизом: «БЕЗЪ ЛЕСТИ ПРЕДАНЪ»
Бронза, дерево; литье, чеканка, золочение, патинирование. 78,0 × 40,0 × 110,0 см
Пост. в 1960 г. из Павловского дворца-музея Инв. № ЭРМ-7532 Хранитель – И. О. Сычев


Состояние сохранности до реставрации
В часах не работали орган и механизм открывания дверец, полностью отсутствовал часовой механизм, медальон с портретом императора Александра I и некоторые внешние декоративные элементы.
Комплекс проведенных реставрационных мероприятий
Восстановлены орган и механизм открывания дверец, подобран часовой механизм и медальон с портретом, к которому сделан ободок. Изготовлены новые стрелки и маятник. Выправлен и вычищен корпус, вымыта бронза; впервые со времени поступления в Эрмитаж часы пришли в движение и зазвучал механический орган. В 2006 г. в фондах ГМЗ «Царское Село» был обнаружен «родной» механизм Аракчеевских часов. После оформления соответствующих документов, он был передан Эрмитажу, отреставрирован и вернулся на свое место. Восстановлен утраченный бронзовый декор – лавровые венки. Эта часть работы еще не закончена – осталось восстановить утраты воинской арматуры в пирамиде из русского оружия.
Художники- реставраторы – О. З. Зинатуллин, В. А. Молотков, В. А. Степанов (ЛНРЧиММ); В. А. Градов (ЛНРМ)



Композицию часов разработал лично А.А.Аракчеев. Часы изображают мавзолей, увенчанный бюстом Александра I. Четыре знака зодиака по углам циферблата олицетворяют главные события жизни Александра I: рождение 12 декабря 1777 года, восшествие на престол 11 марта 1801 года, бракосочетание 27 сентября 1793 года, кончину 19 ноября 1825 года. Академиком исторической живописи А.Е.Егоровым была создана многофигурная композиция для барельефа на постаменте, аллегорически изображающая присоединение к России Финляндии и Польши. Ангелочек пишет на доске: «Финляндия 1809, Польша 1815».
Бой часов раздавался только один раз в сутки – в час кончины Александра – в 10 часов 50 минут. В этот момент открывались дверцы саркофага с рельефным портретом Александра I внутри. А при последнем ударе играла мелодия молитвы «Вечная память». Часы обошлись Аракчееву в 25 000 франков и находилось в гостиной его усадьбы Грузино под Новгородом.


Tags: Эрмитаж
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments

Recent Posts from This Journal