Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

«Библия Рафаэля». Лоджии 5-8

5. История об Исааке
Исаак – второй из великих еврейских патриархов. Был рожден, когда его родители Авраам и Сарра были уже в преклонных летах и отчаялись иметь наследника. Исаак по праву родства становится наследником завета Авраама с Богом. У Исаака и его жены Ревекки было два сына-близнеца Исав и Иаков. Под старость Исаак ослеп. Этим обстоятельством воспользовался его младший сын Иаков, который, по наущению матери, обманом получил отцовское благословение, предназначавшееся Исаву.



Явление Бога Исааку (Бытие, XXVI, 24-25)
Исаак, сын Авраама и Сарры, взял себе в жены Ревекку, сестру Лавана Арамеянина. В те времена в земле, где жил Исаак, был голод «и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: … живи в земле, о которой Я скажу тебе. Странствуй по сей земле; и Я буду с тобой и благословлю тебя… Умножу потомство твое… за то, что Авраам (отец твой) послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления мои, уставы Мои и законы Мои. Исаак поселился в Гераре».



Авимелех следит за Исааком и Ревеккой (Бытие, XXVI, 8-10)
«Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о (Ревекке) жене его, и он сказал: «это сестра моя»; потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом. Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь Филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею. И призвал Авимелех Исаака, и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: «она сестра моя»? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее. Но Авимелех сказал (ему): что это ты сделал с нами? едва один из народа (моего) не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и к жене его, тот предан будет смерти».



Исаак благословляет Иакова (Бытие, XXVII, 16-19)
У Исаака и Ревекки было два сына-близнеца Исав и Иаков. Первым родился Исав, он был «красный, весь, как кожа, косматый», потом родился брат его, «держась рукою своею за пятку Исава; и наречено ему имя: Иаков». Было предсказано, что они станут родоначальниками двух различных народов и «один народ сделается сильнее другого». «Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему:… Возьми теперь орудия твои, колчан твой и лук твой, пойди в поле, и налови мне дичи, и приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели умру». Когда Исав ушел в поле, Ревекка, больше любившая своего младшего сына Иакова, уговорила его выдать себя за старшего брата и получить, тем самым, отцовское благословение. А чтобы Исаак не обнаружил подмены, «взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава… И одела (в нее) младшего сына своего Иаковы; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят. И дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему». Войдя к отцу, Иаков сказал: «Я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне… И сказал Исаак Иакову: подойди (ко мне), я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? … И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его. И сказал: «… Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя прокляты; благословляющие тебя – благословенны!»



Исаак и Исав (Бытие, XXVII, 30-40)
«Как скоро совершил Исаак благословение над Иаковом (сыном своим), и как только вышел Иаков от лица Исаака, отца своего; Исав, брат его, пришел с ловли своей». Придя к отцу, он попросил благословения. «Исаак же, отец его, сказал: кто ты? Он сказал: я сын твой, первенец твой, Исав. И вострепетал Исаак весьма великим трепетом, и сказал: кто ж это, который достал (мне) дичи и принес мне, и я ел от всего, прежде нежели ты пришел, и я благословил его? Он и будет благословлен. Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль, и сказал отцу своему: отец мой! Благослови и меня. Но он сказал (ему): брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое… И сказал (Исав отцу своему): неужели ты не оставил (и) мне благословения? Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою… будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его».



Исаак отсылает Иакова в Месопотамию (Бытие 27:41-45, 28:1-5)
Иаков получил обманом благословление отца своего Исаака, выдав себя за своего старшего брата Исава. За это Исав возненавидел брата и пообещал убить его. Ревекка посоветовала Иакову: «И теперь, сын мой, послушайся слов моих, встань, беги (в Месопотамию) к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится… гнев брата твоего на тебя». «И призвал Исаак Иакова, и благословил его, и заповедал ему, и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских. Встань, пойди в Месопотамию, в дом… отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей: Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и даст тебе благословение Авраама (отца моего), и тебе, и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану».




6. История об Иакове
В ветхозаветном предании Иаков третий патриарх, сын Исаака и Ревекии, внук Авраама, родоначальник «двенадцати колен Израиля». Иаков хитростью получил отцовское благословение, предназначенное для его брата-близнеца Исава, который первым появился на свет. Вследствие чего Иаков стал прародителем Израиля через своих двенадцать сыновей, ставших родоначальниками двенадцати колен Израиля. Избранность Иакова подтверждается видением чудесного сна: Бог, стоящий на лестнице, по которой восходят и нисходят ангелы, обещает Иакову свое покровительство. Впоследствии Иаков получил второе имя Израиль, после того, как он выдержал таинственную борьбу с Богом. После этого потомков Иакова стали называть сынами Израилевыми.




Сон Иакова (Бытие XXVIII, 12-15)
Получив обманом благословение отца, Иаков испугался гнева брата своего Исава. Поэтому он покинул родной дом и отправился в Месопотамию, к Лавану, брату матери своей. По дороге он остановился на ночлег. «И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Исаака; (не бойся). Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. И будет потомство твое, как песок земной…. И благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные. И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь… Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».



Встреча Иакова с Рахилью (Бытие XXIX, 10-12)
Иаков шел к Лавану, брату матери своей, «И увидел: вот, на поле колодезь, и там три стада мелкого скота, лежавшие около него, потому что из того колодезя поили стада. Над устьем колодезя был большой камень». К колодцу подошла «Рахиль (дочь Лавана) с мелким скотом отца своего…. Когда Иаков увидел Рахиль, дочь Лавана, брата матери своей, и овец Лавана, брата матери своей; то подошел Иаков, отвалил камень от устья колодезя, и напоил овец Лавана, брата матери своей. И поцеловал Иаков Рахиль, и возвысил голос свой и заплакал. И сказал Иаков Рахили, что он родственник отцу ее, и что он сын Ревеккин. А она побежала, и сказала отцу своему (все сие)».



Иаков просит руки Рахили (Бытие XXIX, 18-20)
У Лавана «было две дочери, имя старшей: Лия; имя младшей: Рахиль. Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем. Иаков полюбил Рахиль, и сказал: я буду служить тебе семь лет за Рахиль, младшую дочь твою». Лаван дал согласие. «И служил Иаков за Рахиль семь лет». Когда пришло время, Лаван устроил пир. «Вечером же взял (Лаван) дочь свою Лию, и ввел ее к неу; и вошел к ней (Иаков)… Утром же оказалось, что это Лия. И (Иаков) сказал Лавану: что это сделал ты со мною? Не за Рахиль ли я служил у тебя? Зачем ты обманул меня? Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой; потом дадим тебе и ту, за службу, которую ты будешь служить у меня ещё семь лет других. Иаков так и сделал… И (Лаван) дал Рахиль, дочь свою, ему в жену… и любил Рахиль больше, нежели Лию; и служил у него ещё семь лет других».



Иаков на пути в Ханаан (Бытие XXXI, 17-21)
Господь повелел Иакову вернуться в «землю отцов», на родину. «И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов; и взял с собою весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, …. Чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую… И ушел со всем, что у него было».



Жертвоприношение Авраама
Задумав испытать Авраама, Господь потребовал принести жертву. «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение». Придя на место, о котором говорил Бог, Авраам «разложил дрова, и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров». И взял в руки нож, готовясь заколоть Исаака. В этот момент «Ангел Господень воззвал к нему с неба…. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока…. Ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня». Авраам «взял овна и принес его во всесожжение вместо (Исаака), сына своего».



7. История Иосифа Прекрасного
Иосиф Прекрасный – сын Иакова и Рахили, прародитель двух колен Израилевых через своих сыновей Ефрема и Манассию. Некоторые сюжеты из его жизни являются прообразами эпизодов из жизни Иисуса Христа. Иосиф обладал даром толкование снов, что играло важную роль в его судьбе. В юности он был предметом особой привязанности отца и занимал привилегированное положение в семье, за что братья невзлюбили его. Они продали Иосифа в рабство в Египет, где, пройдя через многие испытания, он возвысился до правителя Египта, благодаря своему дару толкования снов.



Иосиф объясняет сны братьям (Бытие, XXXVII, 5-10)
Иаков со своей семьей жил в земле Ханаанской. Однажды Иосиф, любимый сын Иакова, увидел сон и рассказал его братьям: «вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал, и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом, и поклонились моему снепу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его еще более за сны его и за слова его. И видел он еще другой сон, и рассказал его (отцу своему и) братьям своим, говоря: вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его, и сказал ему: что это за сон, который ты видел? Неужели я, и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?»



Братья продают Иосифа (Бытие, XXXVII, 26-28)
Иаков любил Иосифа «более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его». За особое положение в семье братья возненавидели его. Однажды Иосиф пришел к братьям, когда они пасли скот. Тогда «они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нем; и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нем не было». В это время мимо проезжали купцы Мадиамские и верблюды их направлялись с товаром в Египет. «И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем; ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались. И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва, и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет». Отцу предъявили одежду Иосифа, измазанную кровью козла, сказав, что его съел хищный зверь.



Иосиф и жена Потифара (Бытие, XXXIХ, 26-28)
В Египте купцы продали Иосифа Потифару, «царедворцу фараонову, начальнику телохранителей». Иосиф «был красив станом и красив лицем. И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною. Но он отказался, и сказал жене господина своего: … как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? …. Случилось в один день, что он вошел в дом …., а никого из домашних тут в доме не было; она схватила его за одежду и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал, и выбежал вон». Жена Потифара, решив отомстить Иосифу, пожаловалась мужу: «Он пришел ко мне, чтобы лечь со мною». Потифар «воспылал гневом; и взял Иосифа… и отдал его в темницу».



Иосиф толкует сны фараона (Бытие, LXI, 14-36)
В темнице Иосиф прослыл толкователем снов. «И послал фараон, и позвал Иосифа; и поспешно вывели его из темницы… Фараон сказал Иосифу: мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны… И сказал фараон Иосифу: мне снилось: вот, стою я на берегу реки. И вот, вышли из реки семь коров тучных плотью и хорошим видом; и паслись в тростнике. Но вот, после них вышли семь коров других, худых, очень дурных видом и тощих плотью; … И съели тощие и худые коровы прежних семь коров тучных … И я проснулся. Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших. Но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром. И пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне. И сказал Иосиф фараону: … Вот, настанут семь лет великого изобилия во всей земле Египетской. После них наступит семь лет голода: и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю». Иосиф посоветовал сделать запас пищи по всей стране во время изобилия, чтобы ее хватило на семь лет голода. «Сие понравилось фараону» и он поставил Иосифа правителем над Египтом.




8. Бегство евреев из Египта
Моисей играл важную роль в ветхозаветной истории. С драматических событий начинается его жизнь. По повелению Господа, он возглавляет «исход из Египта». Моисей не только вождь израильского народа в пустыне, но и посредник Божий при даровании Синайского законодательства.



Нахождение Моисея (Исход, II, 2-22)
Сыны Израилевы, находящиеся у Египтян в рабстве, «расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно». Египтяне жестоко притесняли сей народ, потому что боялись «когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли (нашей)». Фараон повелел убивать всех еврейских младенцев мужского пола. Мать Моисея скрывала своего ребенка три месяца, а потом сплела корзинку из тростника и оставила в ней младенца на берегу реки. «И вышла дочь фараонова на реку мыться; а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника. И послала рабыню свою взять ее. Открыла, и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним». Дочь фараона отдала его кормилице, которая и была матерью младенца. «И вырос младенец. И она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что говорила она, я из воды вынула его».



Неопалимая купина (Исход, III, 2-22)
Спустя много времени, Моисей покинул Египет и поселился в земле Мадиамской. «Однажды провел он стадо далеко в пустыню, и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает … и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: … Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое; потому что боялся воззреть на Бога». Господь сказал Моисею: «Я увидел страдания народа Моего в Египте … Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей (и ввести) в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед…» Бог повелел Моисею вывести из Египта сынов Израилевых и пообещал свое покровительство.



Переход через Чермное море (Исход, XIV, 21-29)
По прошествии четырехсот тридцати лет, которые Израильтяне обитали в Египте, они покинули сию землю. Десять казней египетских явил Бог, чтобы фараон отпустил сынов Израилевых. И «обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего… И погнались за ними Египтяне, и все кони, и все войско его, и настигли их расположившихся у моря… И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь, и сделал море сушею; и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону… Погнались Египтяне, и вошли за ними в середину моря все кони фараона, колесницы его и всадники его. И в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египтян из столпа огненного и облачного, и привел в замешательство стан Египтян». Во повелению Господа “простер Моисей руку свою на море, … и вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них. А сыны Израилевы прошли по суше среди моря… И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян».



Иссечение воды из скалы Моисеем (Исход, XVII, 5-6)
После исхода из Египта Израильтяне долго странствовали по пустыне. «И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу… И сказал Господь Моисею: пройди перед народом, и возьми с собою некоторых из старейшин Израильских, и жезл твой, которым ты ударил по воде, возьми в руку твою, и пойди. Вот, Я стану перед тобою там на скале в Хориве; и ты ударишь в скалу, и пойдет из нее вода, и будет пить народ. И сделал так Моисей в глазах старейшин Израильских».



Иосиф открывается своим братьям
Этот сюжет продолжает историю Иосифа – юноши из Ханаана, ставшего могущественным человеком при дворе египетского фараона, изложенную в шестой Лоджии. В Египте после семи лет благоденствия, во время которых по распоряжению Иосифа были сделаны достаточные запасы продовольствия, наступили неурожайные года. «И отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам… И из всех стран приходили в Египет, покупать хлеб у Иосифа; ибо голод усилился по всей земле». Иаков также послал сыновей в Египет за хлебом. Иосиф узнал своих братьев, и потребовал привести к нему младшего и любимого из братьев – Вениамина. Они все исполнили, но при этом не узнали того, с кем некогда жестоко обошлись. Затем, братья с мешками, полными хлеба, отправились домой. Не успев далеко отойти от города, они были вынуждены вернуться. В их поклаже обнаружилась серебряная чаша Иосифа, которая была подложена по его собственному приказанию, чтобы удержать при себе Вениамина. Не в силах больше притворяться, увидев вернувшихся братьев, Иосиф зарыдал. «Он сказал: я Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет. Но теперь не печальтесь, и не жалейте о том, что вы меня продали сюда; потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни… Бог послал меня перед вами, чтобы остановить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской».



Tags: Эрмитаж
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments