Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

«Библия Рафаэля». Лоджии 9-13

9. История Моисея
Моисей стал первым законодателем иудеев, получив от Бога на горе Синай заповеди, в которых регулируется поведение человека. Заключив завет с Богом, народ Израилев тут же совершил отступничество, пожелав зримого и вещественного бога. В гневе Моисей разбил скрижали и наказал отступников. Затем Моисей второй раз взошел не гору и получил десять заповедей – заветы и повеления, которыми должны в дальнейшем руководствоваться люди. Благодаря Моисею за десятилетия странствования по пустыне была создана среда, способная принять правовые нормы поведения. Моисей подготовил свой народ к жизни в Земле Обетованной, но сам не вошел туда, и умер на границе.



Моисей получает скрижали Закона (Исход, XXXI, 18)
На горе Синай Господь даровал Закон сынам Израилевым. «И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору, и будь там; и да тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их». На скрижалях были начертаны десять заповедей, которые изрек Бог к Моисею. «И взошел Моисей на гору; и покрыло облако гору… Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в середину облака, и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей»



Поклонение золотому тельцу (Исход, XXXII, 1-6)
Моисей поднялся на гору Синай, чтобы получить от Бога скрижали каменные, и закон и заповеди. «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань, и сделай нам бога, который бы шел перед нами; ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне». Аарон сделал из серег литого тельца. «И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской»! Сойдя с горы, Моисей в сопровождении служителя его Иисуса, сына Навина, приблизился к стану, «в руке его были две скрижали откровения (каменные)». Он увидел, что сыны Израилевы поклоняются золотому тельцу и «воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали и разбил их под горою».



Облачный столб указывает путь евреям (Исход, XXXIII, 7-11)
Как указано было Господом, Моисей «поставил себе шатер вне стана, вдали от стана, и назвал его скиниею собрания; и каждый, ищущий Господа, приходил в скинию собрания, находившуюся вне стана. И когда Моисей выходил к скинии, весь народ вставал, и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моисею, доколе он не входил в скинию. Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и (Господь) говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим; и он возвращался в стан; а служитель его Иисус, сын Навин, юноша, не отлучался от скинии».



Моисей показывает скрижали народу (Исход, 34, 29-32)
Моисей вытесал две новые скрижали каменные и написал на них Господь слова, которые были на прежних, разбитых. «Когда сходил Моисей с горы Синая, и две скрижали откровения были в руке у Моисея при сошествии его с горы, то Моисей не знал, что лице его стало сиять лучами от того, что Бог говорил с ним. И увидел Моисея Аарон и все сыны Израилевы, и вот, лице его сияет, и боялись подойти к нему. И призвал их Моисей, и пришли к нему Аарон и все начальники общества, и разговаривал Моисей с ними. После сего приблизились (к нему) все сыны Израилевы, и он заповедал им все, что говорил ему Господь на горе Синае».



Сбор манны небесной. (Исход 16:13-35)
Продолжая путь к Земле Обетованной по пустыне, возроптало из-за голода на Моисея все общество сынов Израилевых. «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет». Поутру появилось «на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу;… И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». Господь повелел собирать каждому по «по стольку, сколько ему съесть». И собирали сыны Израилевы, и «собрали, кто много, кто мало… и у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка… Сыны Израилевы ели манну сорок лет… доколе не пришли к пределам земли Ханаанской».




10. История Иисуса Навина
В ветхозаветной традиции Иисус, сын Навина, представлен как один из помощников Моисея во время странствования по пустыне и как преемник после его смерти. Под руководством Иисуса Навина было проведено завоевание Ханаана и раздел завоеванной зели между коленами Израильтян.



Переход через Иордан (Книга Иисуса Навина, 3: 1-17, 4:18)
После смерти Моисея Господь повелел Иисусу, сыну Навина, возглавить народ Израилев, и перейти через Иордан, продолжая путь в Землю Обетованную. Когда, по приказанию Господа, «народ двинулся от своих шатров, чтобы переходить Иордан, и священники понесли ковчег завета (Господня) пред народом, то, лишь только несущие ковчег (завета Господня) вошли в Иордан, и ноги священников, несших ковчег, погрузились в воду Иордана … вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние… И народ переходил против Иерихона; священники же, несшие ковчег завета Господня, стояли на суше среди Иордана твердою ногою. Все (сыны) Израилевы переходили по суше, доколе весь народ не перешел чрез Иордан… И когда священники, несшие ковчег завета Господня, вышли из Иордана, то, лишь только стопы ног их ступили на сушу, вода Иордана устремилась по своему месту и пошла, как вчера и третьего дня…»



Падение Иерихона (Книга Иисуса Навина, VI, 1-26)
Главным препятствием на пути Израильтян в Землю Обетованную был неприступный Иерихон. Иисус Навин во главе войска Израильского разбил лагерь напротив города. «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, (и находящихся в нем) людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды (в день); и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и (весь) народ пойдет [в город, устремившись) каждый с своей стороны». Так по слову Бога и произошло, и взяли город.



Иисус Навин останавливает солнце и луну (Книга Иисуса Навина, Х, 12-13)
Пять царей Аморрейских объединились, чтобы сразится с Израильтянами. Они «расположились станом подле Гаваона, чтобы воевать против него» потому что жители этого города заключили мир с Израилем. Тогда жители Гаваона обратились за помощью в стан Израильский. И пошли против царей Аморрейских Иисус и «все мужи храбрые». «И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно… Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением… Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь (Бог) Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. … И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь (так) слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».



Разделение земли обетованной (Книга Иисуса Навина, ХIV, 1-5)
Отдал Господь народу Израилеву всю землю, которую обещал Моисею. Когда Иисус Навин состарился, Господь повелел разделить землю Ханаанскую между коленами Израильтян. И «получили в удел сыны Израилевы в земле Ханаанской, что разделили им в удел Елеазар священник и Иисус, сын Навин, и начальники поколений в коленах сынов Израилевых; по жребию делили они, как повелел Господь чрез Моисея, девяти коленам и половине колена (Манассиина), ибо двум коленам и половине колена (Манассиина) Моисей дал удел за Иорданом… Как повелел Господь Моисею, так и сделали сыны Израилевы, когда делили на уделы землю».



Вирсавия у Давида (Третья книга Царств, I, 1-34)
Когда царь Давид состарился, то пришло время назвать приемника на трон. Тогда Вирсавия, мать Соломона, пришла к царю в спальню, где ходила за царем и прислуживала ему молодая и красивая девица Ависага Сунамитянка. «И наклонилась наклонилась Вирсавия и поклонилась царю; и сказал царь: что тебе? Она сказала ему: господин мой царь! ты клялся рабе твоей Господом Богом твоим: «сын твой Соломон будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем». В это время претендовал на престол другой сын Давида – Адония, первый по старшинству. «И клялся царь и сказал: жив Господь, избавлявший душу мою от всякой беды! Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю это сегодня. И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю… И сказал царь Давид: позовите ко мне священника Садока и пророка Нафана и Ванею, сына Иодаева. И вошли они к царю». И приказал им царь Давид помазать Соломона «в царя над Израилем»




11. История царя Давида
Согласно ветхозаветным текстам Давид, младший сын Иессея из иудейского города Вифлиема, был пастухом. Давид был избран Господом и помазан на царство пророком Самуилом в дни царствования первого царя Израиля – Саула. Давид был виден собою, умел искусно музицировать, был человеком храбрым и воинственным. Знаменитый поединок с гигантом Голиафом принес ему широкую известность и почет среди всего народа, но породил зависть в душе Саула, который стал преследовать его. После смерти Саула Давид был провозглашен царем над всем Израилем. Во времена своего царствования Давид вел множество войн, укрепляя мощь своего государства. Столицей страны он сделал Иерусалим, который иногда называют городом Давида.



Помазание Давида на царство (Первая книга Царств, 15:35; 16: 1-13)
Первым царем Израильтян был Саул. Но «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем». И повелел господь Самуилу, последнему из «судей израилевых»: «Наполни рог твой елеем и пойди; Я пошлю тебя к Иессею Вифлеемлянину, ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя». Самуил боялся гнева Саула, поэтому Господь указал ему: «возьми в руку твою телицу из стада и скажи: " пришел для жертвоприношения Господу; и пригласи Иессея (и сыновей его) к жертве; Я укажу тебе, что делать тебе, и ты помажешь Мне того, о котором Я скажу тебе. И сделал Самуил так, как сказал ему Господь». В Вифлееме «подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь». Тогда позвали младшего сына, который в это время пас овец. И сказал Господь Самуилу: «встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев». Так был тайно помазан в цари Давид.



Давид и Голиаф (Первая книга Царств, XVII, 49-54)
Войска Филистимлян собрались для войны против Израильтян. Из стана Филистимлян выступил единоборец, по имени Голиаф. Он был велик ростом и «одет он был в чешуйчатую броню». Голиаф прокричал: «сегодня я посрамлю полки Израильские; дайте мне человека, и мы сразимся вдвоем». Услышав эти слова, Израильтяне «очень испугались и ужаснулись». Давид, пришедший в стан царя Саула навестить своих братьев, услышал, как Голиаф срамит Израильтян, и вызвался на поединок с силачом. Давид выступил против Филистимляна с одною пращею в руке и камнями в «пастушеской сумке», сказав: «ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских». Когда начался поединок, «Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину. И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицем на землю… Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».



Триумф Давида (Первая книга Царств, 18:6-7)
Победив Голиафа на поединке, Давид принес победу войскам Израильским. «Когда они шли, при возвращении Давида с победы над Филистимлянином, то женщины из всех городов Израильских выходили навстречу Саулу царю с пением и плясками… И восклицали игравшие женщины, говоря: Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч!»



Давид и Вирсавия (Вторая книга Царств, XI, 2-27)
Однажды в Иерусалиме царь Давид увидел «купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею». Чтобы сделать Вирсавию своей женой, Давид отослал ее мужа Урию на войну заведомо на смерть. «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа». За что Давид был наказан смертью младенца, рожденного Вирсавией. Второй сын Вирсавии и Давида – Соломон, был угоден Богу.



Борьба Иакова с Ангелом. (Бытие, 32:22-29)
По повелению Господа Иаков, взяв детей, и жен, и все богатство свое, возвращался к отцу своему, в землю Ханаанскую. В одну из ночей «боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал (ему): отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал (ему): отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь… И благословил его там».




12. История царя Соломона
Соломон – сын царя Давида и Вирсавии. Перед смертью отец, по настоянию Вирсавии, сделал его наследником престола, в обход старших сыновей. В ветхозаветных книгах Соломон представлен как величайший мудрец, которому Богом было дано «сердце разумное». Он вершил справедливый суд, был сведущ в науках и оставил после себя множество притчей и песней. Растущее богатство и ведение миротворческой политики позволило Соломону развернуть грандиозные строительные работы в столице. В частности, во время правления Соломона был воздвигнут Храм в Иерусалиме.



Посвящение Соломона в цари (Третья книга Царств, I, 39-40)
Когда царь Давид состарился, пришло время объявить, кто наследует царство. Он решил поставить сына своего Соломона, царствовать после себя. И сказал Давид Вирсавии: «Как я клялся тебе Господом Богом Израилевым, говоря, что Соломон, сын твой, будет царствовать после меня, и он сядет на престоле моем вместо меня, так я и сделаю… И посадили Соломона на мула царя Давида, и повели его к Гиону. И взял Садок священник рог с елеем из скинии и помазал Соломона. И затрубили трубою, и весь народ восклицал: да живет царь Соломон! И весь народ провожал Соломона, и играл народ на свирелях, и весьма радовался».



Суд Соломона (Третья книга Царств, 3:16-28)
После смерти Давида Соломон сел на престол отца своего. Тогда явился ему во сне Господь и сказал: «проси, что дать тебе». Соломон ответил: «даруй же рабу Твоему сердце разумное, чтобы судить народ Твой и различать, что добро и что зло… И благоугодно было Господу, что Соломон просил этого. И сказал ему Бог: за то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе разума, чтоб уметь судить, – вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное… и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу, так что не будет подобного тебе между царями во все дни твои». Однажды у царю обратились две женщины, у которых одновременно родились сыновья. Один из мальчиков умер ночью. Каждая из женщин утверждала, что жив ее ребенок. «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой». Та женщина, которая была истинной матерью, воскликнула: «отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите. И отвечал царь и сказал: отдайте этой живое дитя, и не умерщвляйте его: она – его мать. И услышал весь Израиль о суде, как рассудил царь; и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Божия в нем, чтобы производить суд».



Строительство храма (Третья книга Царств, VI, 7)
Когда утвердился Соломон на престоле, он задумал строительство Храма Господу, сказав: «Давид, отец мой, не мог построить дом имени Господа Бога своего по причине войн с окрестными народами, доколе Господь не покорил их под стопы ног его; ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон; и вот, я намерен построить дом имени Господа Бога моего». «И обложил царь Соломон повинностью весь Израиль». Десятки тысяч его подданных рубили кедры в горах Ливана, обтесывали камни, доставляли их. Строили Храм семь лет. «И было слово Господа к Соломону, и сказано ему: вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего, Израиля».



Соломон и царица Савская (Третья книга Царств, Х, 1-13)
Дал Бог Соломону разум великий. И приходили от всех народов и от всех «царей земных» послушать мудрости его. «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством… и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце. И объяснил ей Соломон все слова ее… И увидела царица Савская всю мудрость Соломона» и богатство его. И сказала царю: «мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди». И преподнесла она царю в подарок: «сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни… И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила... И отправилась она обратно в свою землю».




13. История Нового завета
Последняя тринадцатая Лоджия, в отличие от предыдущих двенадцати, посвящена не Ветхому, а Новому Завету. Связь этих двух разделов Библии точно выражена в словах Августина Аврелия: «Ветхий завет в Новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается». Под словом «завет» подразумевается не только сборгик священных книг, но и союз Бога с людьми. Впервые завет был заключен с Адамом – первым человеком на земле. Далее – с Ноем, Авраамом, Моисеем, Давидом. В Новом Завете Иисус Христос заключает союз уже со всеми людьми, соблюдающими верность Ему. Именно эта мысль раскрывается в сюжете «Тайная Вечеря».



Поклонение пастухов (От Луки, II, 3-12)
Иосиф и Мария пришли на перепись в город Давидов, в Вифлеем, откуда родом был Иосиф. И пришло Марии время родить. «И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице». В ночь рождения Иисуса Христа, неподалеку от Вифлеема, пастухи держали «стражу стада своего». Ангел Господень явился им и возвестил «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи отправились в Вифлеем. «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи».



Поклонение волхвов (От Матфея, II, 1-2)
Когда Иисус родился, пришли с востока в Иерусалим волхвы, ведомые звездой Его. И говорили они: «где родившийся Царь Иудейский? …Услышав это, Ирод царь встревожился», ибо было пророчество о рождении мессии в Вифлееме. Ирод направил туда волхвов, надеясь с их помощью узнать имя того, кого пророк назвал: «Вождь, который упасет народ Мой, Израиля». Волхвы отправились в Вифлеем, и «звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою».



Крещение Христа (От Матфея, II, 13-16; От Марка, I, 9-11; От Луки, III, 3-12)
Иисус Христос пришел «из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно крестится от Тебя». Иисус возразил: «Оставь теперь: ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. , крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так в этот момент открылась божественная сущность Христа».



Тайная вечеря (От Матфея, XXVI, 19-29; От Марка, XIV, 18-25; От Луки, XXII, 14-30)
Перед праздником Пасхи Иисус Христос собрал учеников своих на пасхальную трапезу. «И, когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в это блюдо, этот предаст Меня. Впрочем, Сын Человеческий идет, как писано о Нем… И, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил, и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу… сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов».



Воскресение Иисуса Христа (от Матфея 28:1-6)
Одно из главных событий христианской истории – Воскресение Иисуса Христа. Оно свершилось «по прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели», называемого ныне воскресением. «сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые». Пришедшие к гробу жены мироносицы, не обнаружили тело Иисуса. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого;Его нет здесь – Он воскрес, как сказал».


Tags: Эрмитаж
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments