Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Иматра

Пару лет назад мы вместе с Наташей и Юрой целый день катались по Приозерскому району. Каждая наша остановка делалась не только чтобы осмотреть какую-нибудь достопримечательность, но и для прогулки по берегу Вуоксы. Вуокса необыкновенно живописная река, течет то едва заметным ручейком, то превращается в широкое озеро, то несется бурным потоком, и снова спокойная гладь. А какая непростая, бурная история у этой реки! Об этой поездке писала здесь . Тогда же я решила, что когда-нибудь съезжу туда, где Вуокса берет свое начало.

Первой на водопаде в Иматре побывала в 1772 году Екатерина Великая. И уже вскоре у петербуржцев стало модно ездить любоваться красотами водопада. Мы с petite_nyctale решили не отставать от моды и в среду 24 июня отправились на водопад. С 1892 года из Петербурга в Иматру ходили поезда. Сейчас нам уже который год обещают пустить электрички в Иматру, но пока что-то не удается договориться. Поэтому нам пришлось почти двести километров трястись в автобусе, хорошо хоть, что дороги теперь в идеальном состоянии.

В 1830-е еще нет никакого моста, но уже есть удобная туристическая тропа вдоль водопада и гостевой домик:

Одним из развлечений туристов была ловля лосося. На литографии 1860-х рыбаки, есть беседка:

Рядом с которой группа петербуржцев устроила пикник:

Появились гостиницы, дачи и усадьбы.

В день 14 поездов перевозили туристов из Петербурга в Иматру.

Художники создавали рекламные плакаты:

Самые отважные туристы могли переправиться через водопад в корзине. Также над водопадом был организован поход по канату. Вечером водопад освещался электрическим светом.

В конце 1890-х два старых деревянных отеля сгорели, на их месте в 1903 по указу Сената Уско Нюрстрём построил новый отель:

Мы приехали в Иматру примерно в половине третьего, до включения воды оставалось еще более трех часов. Всю дорогу лил дождь, но к нашему приезду распогодилось, и мы отправились гулять. Сначала обошли вокруг отеля.

В 1929 году водопад перегородили плотиной, построили гидростанцию. Фотографировала плотину с моста, который виден на старых открытках. На переднем плане видна проволока для желающих промчаться над водопадом на тарзанке:

Мы пошли гулять по дамбе вдоль разлива.

Гуляли около часа, потом зашли перекусить в Макдональдс, затем, услышав звуки музыки, пошли на площадь, где в это время играли джаз:

Юные дарования зажигали, пытаясь разогреть поклонников. Публика в шубах и валенках (да, такое лето было в этом году) никак не разогревалась и молчаливо-сдержанно внимала молодым талантам:

Прошли вниз подальше от плотины, чтобы получился такой же вид, как на старой открытке. Правда теперь за мостом стоит плотина:

Спустились еще ниже:

Вспоминая о путешествии в Иматру, «гений чистой красоты» писала, что композитор Глинка для оперы «Руслан и Людмила», вероятно, заимствовал «множество оригинальных мотивов у гармонических, упоительных звуков водопада…». Далее Керн пишет о том, что Глинка запомнил своеобразный мотив, который напевал извозчик-финн, и эта тема впоследствии послужила ему основой для баллады Финна в опере «Руслан и Людмила»: «На одной станции, покуда перепрягали лошадей, мы заметили, что Михаил Иванович с карандашом в руке и листком бумаги, стоя за полуразрушенным сараем, что-то пишет, а его возница перед ним поет какую-то заунывную песню. Передав бумаге, что ему нужно было, он подвел чухонца к нам и заставил его пропеть еще раз свою песню. Из этого мурлыканья чухонца Глинка выработал тот самый мотив, который так ласково и грустно звучит в арии Финна, в опере «Руслан и Людмила». Надобно было слышать потом, как Глинка играл этот мотив с вариациями и что он сделал из этих нескольких полудиких и меланхолических тонов!».
Видимо Глинка так впечатлился водопадом, что растянул арию Финна почти на десять минут. За что его справедливо критиковали: «Интересно ли витязю, который в мучительном нетерпении ищет свою возлюбленную невесту, слушать историю о том, что какой-то чухонский колдун, совсем чужой для витязя, сорок лет назад был влюблен в капризную чухонскую красавицу!». Хотя, возможно, Руслану стоило бы повнимательнее прислушаться к словам Финна о том, во что со временем превращается всякая красавица: «старушка дряхлая, седая, с горбом, с трясучей головой, печальной ветхости картина...». А ведь Наине в это время еще и 60 лет не было.

Пещера Финна. «Добро пожаловать, мой сын»:

До включения воды оставалось еще почти полчаса. Чтобы убить время мы принялись изучать надписи, оставленные визитерами на камнях. Керн пишет, что среди автографов, оставленных на скалах ниже водопада, она обнаружила и «милое и нам всем знакомое» имя Евгения Баратынского. Да и сама Керн оставила надпись о своем посещении. Конечно, она это делала не собственноручно. Как это делалось написано в статье краеведческого журнала «Карело-Мурманский край» про водопад Кивач ( вся статья здесь ): «А на черных камнях, посреди струй водопада, бывали и другие имена, выведенные, на удивление всем приезжающим, масляной краской: это люди, обедавшие в павильоне, нанимали местных крестьян увековечить их память. Крестьяне по дощечкам, рискуя жизнью, пробирались к указанным камням и выписывали на них имена знатных гостей. Вернувшись к павильону, отважные живописцы получали от заказчиков по полтиннику». Кстати, Керн могла бы и не тратиться на увековечивание себя. В Иматре «гений чистой красоты» кроме всего прочего увековечена отелем, названным в ее честь. «Где вы решили остановиться в Иматре?» - «В Анне Керн».

Теперь эти надписи также являются достопримечательностью, за ними следят, их подновляют.

Зина видимо дважды осчастливила Иматру посещением:

Чудесный памятник человеческому тщеславию. Наше внимание привлекла памятная табличка, на которой, во-первых, сказано, что Иматру посетила в 1772 году Екатерина II, во-вторых, в 1876 году здесь был Вася король Бразилии Педро II. Собственно о последнем можно было и не писать, так как он сам о себе позаботился и начертал свое имя на камне. Вот если бы и Екатерина в свое время не поскупилась и оплатила надпись на камне, то сейчас на табличку тратиться бы не пришлось.
Дон Педро был 27 августа 1876, благодаря чему и вошел в историю, других заслуг видимо не было. Хотя, конечно, это большая часть быть упомянутым рядом с Екатериной Великой.

Я не поленилась и посмотрела в Вики полное имя короля. Его звали Pedro de Alcântara João Carlos Leopoldo Salvador Bibiano Francisco Xavier de Paula Leocádio Miguel Gabriel Rafael Gonzaga de Bragança e Áustria . Сэкономил полтинник, мог бы еще и соседние камни исписать своими именами.

И примкнувший к ним Климов Н.:

Наконец, ровно в шесть включили воду. Воду дают всего двадцать минут, зато каждый день в течение двух месяцев после Иванова дня, а также на Рождество и Новый год.

Великолепный вид:

А сто лет назад вода текла бесконечно:

Кроме открыток, которые выше, у меня есть еще одна. Это тоже Вуокса:

Понятно, что сейчас Валлинкоски должны выглядеть иначе. Но всё равно хотелось бы съездить посмотреть, тем более, что Валлинкоски «работает» не только летом, а круглый год.