Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Успенская церковь в Кондопоге

Сюда мы приехали вечером 21 августа. Церковь находится на узком мысу, вдающемся в Онежское озеро. Она была построена в 1774 году.



Первое упоминание церкви Успения в Кондопоге относится к 1563 году. В 1581 году Понтус Делагарди захватил Карельский уезд и подверг его разорению. В писцовой книге 1582-1583 годов говорится о пустом церковном месте, сгоревшей церкви и избитых крестьянах. Но уже в 1585 году на этом месте поставили вторую Успенскую церковь с тремя алтарями и «верх шатром». В Смутное время шведы снова сожгли церковь. В 1616-1619-х годах в земельных книгах есть описание уже нового храма в Кондопоге: «теплая церковь с крышей покрытой железом, с трапезной». В 1628 году писари Никита Панин и Семен Копылов подробно описали вновь отстроенную церковь Успения. После войны на севере осталось много вдов, сирот и калек, поэтому с этого времени на севере в приходах появилась традиция строительства домов для одиноких людей не могущих содержать себя. Эти дома назывались «избушки». В Кондопоге рядом с Успенской церковью стояло две таких избушки.

В 1760-х годах началась разработка тивдийского мрамора в местечке Белая гора, и Кондопога стала перевалочным пунктом при перевозке мрамора в Петербург водным путём. Местные купцы подряжались на перевозку мрамора, а крестьян часто приписывали к работам на мраморной ломке. Это вызывало недовольство, что привело к восстанию крестьян в 1771 году («кижское восстание»). Вероятно в это же время третья церковь уже обветшала, потому что имеется запись о том, что в 1774 году было закончено строительство нынешней, четвертой, Успенской церкви. К этому же времени относятся и храмовые иконы. В 1829-1831годах рядом с Успенской церковью на средства прихожан (2500 руб.) была построена деревянная колокольня.
В середине XIX века население Кондопоги увеличилось, выросло число зажиточных крестьян и купцов. Через Кондопогу проходил вновь построенный почтовый тракт Петрозаводск – Повенец. По-прежнему, активно добывался тивдийский мрамор, город богател. Всё это дало возможность построить в 1857 году рядом с Успенской церковью новую зимнюю церковь. Храм был построен по типовому проекту, утверждённому Священным Синодом. Он имел пять куполов, стены были бревенчатые, обшитые доской и покрашенные в белый цвет.
В 1918 году экспедиция под руководством И. Грабаря поставила Успенский храм под охрану как памятник архитектуры. Последние службы в храме прошли в 1930 году, священника о. Иоанна (Лядинского) расстреляли в 1937 году. Колокольня была разобрана в 1930 годы, зимний храм был превращен в клуб, а в 1960 году разобран.

Нижний ярус - четверик, над ним два яруса восьмериков с повалами, восьмигранный шатер и чешуйчатая главка с крестом.


Пова́л —плавное расширение верхней части сруба непосредственно под кровлей за счёт выпуска наружу венцов. Повал препятствует проникновению воды в бревна сруба и служит основанием для полиц шатра:


Поли́ца - пологая нижняя часть шатровой или двускатной кровли, предназначенная для отвода дождевой воды. Фронтонный пояс также является водоотливом, внизу каждого V-образного элемента есть деревянный желоб для отвода воды. На фотографии видно, что некоторые желобы не сохранились:






Воротнички главок, резьба также способствует быстрому удалению воды. Всё красиво и функционально, всё продумано до мелочей. Дерево быстро сохнет и не гниет.



С обеих сторон церкви есть по крыльцу, которые опираются на балки, заделанные консольно. В результате такого решения кажется будто крыльцо висит в воздухе.


Корни хвойных деревьев имеют некоторый угол по отношению к стволу. Здесь это остроумно использовано для изготовления балок, на которые опирается крыша крыльца. Кроме того между опорой и крышей проложена береста:


С крыльца открывается дивный вид на Онежское озеро:




Входим внутрь и попадаем в трапезную. Трапезная предназначалась не только для отмечания праздников всем приходом, но и для сходов, судов, заключения сделок, а также для хранения архива.



Стены трапезной расписаны барочным растительным орнаментом:






Вдоль стен трапезной стоят скамьи с резными подзорами:


Опорами в трапезной служат столбы, напоминающие по форме языческих карельских идолов. Архаичные богини словно поддерживают руками небо:


В церкви необычный потолок-небо. В центре фигура Спасителя в образе «Христос Великий Архиерей». Наклонные балки в потолке типа «небо» называются тябло́.


Первоначально огромный пятиярусный иконостас так же как и небо был тябловым. Но в XVIII веке его закрыл резной барочный иконостас в виде виноградных лоз. «Я есмь истинная виноградная лоза, и Отец Мой — виноградарь»:


Ниже фотографии церкви, сделанные финскими солдатами во время оккупации.

Царские врата отсутствуют. По сторонам у стен отдельно стоят клиросы с резными рамами для икон:


Вокруг Христа ангелы в диаконском облачении:


Известно, что по стенам церкви были повешены иконы, сохранившиеся из иконостаса предыдущего храма, в том числе и Царские врата. Где они теперь?



А эти иконы и сейчас находятся в церкви:




Подвал церкви:


Зимняя церковь 1831 года сохранилась только на фотографиях:


Вот и всё, нам пора уезжать.



Конечно, многие слышали слово «шунгит». Если набрать это слово в поисковике, то можно узнать много чудно́го. О целебных свойствах, о лечебной косметике. «Доказано, что шунгит очищает воду, делает ее живой, меняет структуру воды». В интернет-магазинах за сравнительно небольшие деньги можно приобрести гармонизаторы различных форм, магические пирамиды и даже шунгитовые иконы.

Есть данные, что открытие месторождений черных углистых веществ, получивших название шунгит, по имени деревни Шунги, где он был найден, относится к 1840-м годам. В 1870-е предполагали, что шунгитом можно заменить уголь. Поэтому в конце 1870-х было добыто свыше 6 тысяч тонн. Но в 1881 году добыча была прекращена. В 1916 году опыты по сжиганию шунгита возобновились, но удовлетворительных результатов не получили. В журнале «Карело-Мурманский край» № 11-12 за 1931 год в статье «Перспективы промышленного использования шунгита» сообщалось, что ГИПХ пришел к выводу что шунгит должен гореть. Но шунгит не усилил большевицкую бдительность в борьбе с гнилым либерализмом, не победил на лесозаготовительном фронте. И даже, подумать только, не загорелся, несмотря на всю свою похожесть на каменный уголь. Сейчас шунгит используется в металлургической промышленности и строительстве, а также в водопроводных очистных сооружениях Петрозаводска.

Это я всё к тому, что поверхность парковки рядом с церковью засыпана целебным шунгитом:


Фотографии совместно нажитые с petite_nyctale.

Tags: Карелия
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments