Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Медвежья Гора

С началом строительства Беломорско-Балтийского канала между Онежским озером и Белым морем в 1931 году в Медвежьей Горе обосновалось управление Беломорско-Балтийского лагеря. Здесь Мурманская железная дорога выходит непосредственно к берегу Онежского озера в самой северной его части всего в нескольких десятках километров от Повенца, откуда начинается канал. Для доставки грузов на строительство канала с перевалкой из вагонов железной дороги на баржи, место было выбрано удачно. Но этого нельзя сказать об управлении строительством, штаб которого оказался не только не в центре строительства, но даже и в удалении от его начала. Таким образом Медвежья Гора превратилась в столицу государства в государстве - ОГПУ. Здесь находилось несколько лагпунктов - два на берегу реки Кумса, сельхоз рядом с водопадом на реке Вичка и еще один в восточной части Медвежьей Горы. В июне 1944 года в боях за освобождение от финнов Медвежьегорск был разрушен, деревянные здания сгорели. Во время штурма финнами 5 декабря 1941 года город практически не пострадал. Финскую кинохронику штурма можно посмотреть на сайте http://sa-kuva.fi/ здесь : танки со свастикой, убитые на улицах, колонны военнопленных, скульптуры Ленина, Дзержинского в парке железнодорожников. На этом сайте представлено более двух тысяч фотографий Karhumäki, благодаря которым теперь можно увидеть что представлял собой Медвежьегорск до июня 1944 года, как выглядели коттеджи для начальства, многоквартирные двухэтажные дома, концлагерные бараки, парк железнодорожников. Особенно интересны фотографии сделанные в первые дни после захвата города, пока финны еще не убрали большевицкие лозунги, портреты вождей и т.д.



Из воспоминаний В.В. Яковлева:
«Вблизи железнодорожной станции на вырубленных участках были построены лагерные бараки, двухэтажные для управления, одноэтажные для заключенных. Часть одноэтажных бараков была обнесена колючей проволокой, часть стояла между деревьями, образуя улицу, а некоторые даже вклинились в нижний поселок. Для начальства были построены коттеджи и многоквартирные двухэтажные дома, для войск ОГПУ казармы. Были построены также театр с кинопроектирующей установкой, баня, госпиталь, общая кухня, две столовые для вольнонаемных и заключенной элиты. На плато возвышалось здание радиостанции. Все постройки, в том числе и складские помещения, были деревянными. Исключение составляло строящееся в 1934 году из кирпича огромное четырехэтажное здание гостиницы для иностранных туристов на самом берегу Онежского озера. Соловецкий лагерь особого назначения построил гостиницу для иностранных туристов в городе Кеми. Беломорско-балтийский лагерь построил такую же гостиницу на Медвежьей горе. В строительстве концлагерями объектов такого назначения был какой-то парадокс. Внутри страны о существовании концлагерей все знали, но молчали, так как официально печать и радио тщательно обходили этот факт и за упоминания о нем в разговоре граждане платились заключением в концлагерь. И в то же время в районе расположения концлагерей открывались гостиницы для иностранных туристов, как будто специально, чтобы весь мир узнал о них, к тому же и подробно».



Штурм 5 декабря 1941 года:




Улица Солунина, это в самом центре, за спиной фотографа гостиница и здание управления:


На заднем плане Проектный институт и гостиница. Сфотографировано с парашютной вышки, которая находилась в парке железнодорожников:


Дом начальника Белбалткомбината (ББК):


Театр:


«Пообедав после окончания работы, заключенные канцеляристы имели свободный вечер, который, как гласил приказ по ББК, должен был быть использован для поднятия культурно-просветительной работы среди заключенных. Теперь представлялось возможным вечером сходить в кино и театр ББК, конечно за плату, причем на спектакли билеты были далеко не дешевые и не все заключенные могли себе позволить такое удовольствие даже еженедельно, чтобы просмотреть каждый фильм. Труппа была великолепная, почти исключительно из посаженных в концлагерь ленинградских оперных и драматических актеров и актрис, до которых дошла очередь побывать заключенными и притом в немалом количестве. Играли превосходно и я получал большое удовольствие от этих спектаклей».


"Я поразился совершенству оборудования сцены Медвежьегорского театра и в осветительной части. Софиты были заменены мощными колоколами, которыми можно было пользоваться на любой высоте. В специальных ложах были установлены, для создания большей освещенности сцены по участкам, прожекторы с большим набором световых и декорационных фильтров, которыми можно было создать на сцене любой световой эффект разных цветов, на белом заднике любую декорацию. Как все это отличалось от убогой светотехники Соловецкого театра, где я одно время работал по вечерам осветителем. Работать на совершенной технике Медвежьегорского театра, которую я оценил по первому же виденному мною спектаклю, было одно удовольствие, и Кудржицкий пытался переманить меня к себе в помощники".


Зрительный зал на 350 мест:


Вид на город и Онежское озеро с горы:


Мост через реку Кумса. В тридцатых годах и далее до конца пятидесятых, берега реки были облицованы брёвнами, так как по реке производился молевой сплав заготовленной древесины. Молевой, значит что брёвна не связаны между собой в плоты или пучки. Поскольку река выше по течению местами порожиста, то где-то между городом и поселком Падун была устроена плотина, которая в закрытом состоянии способствовала накоплению воды, образовывая небольшое водохранилище. В реке ниже плотины уровень воды падал, и её можно было перейти вброд. Один раз в день плотину открывали, уровень воды в реке возрастал, становился выше камней на порогах и в это время по реке сплавляли накопленную за день древесину. В устье реки были боновые заграждения из брёвен, которые образовывали некое подобие кармана, где скапливалась сплавленная по реке древесина. Далее она связывалась в плоты и затем плоты по озеру, с помощью буксира, доставлялась к лесозаводу. Затем, к концу пятидесятых, лес вблизи реки вырубили и сплав по ней прекратили, а бревенчатые ограждения берегов разобрали .
.





Может это и есть вход на пристань и водный вокзал?:




Эстрада в парке железнодорожников существовала еще и в пятидесятых годах:




Слева на заднем плане Дом Обороны, в котором был кинотеатр, справа красивая беседка:


"Захватил впервые в жизни виденный звуковой фильм, один из первых видовых советских фильмов. Мне как-то сразу пришло в голову какие неисчерпаемые возможности таит в себе соединение на пленке вида со звуком, дающее возможность довести заснятую оперу в исполнении лучших артистов до самых глухих уголков, откуда проживающие в них люди никогда не могли бы добраться до столичных оперных театров. Звуковое кино могло расширить зрительный зал до бесконечности. Следующий звуковой фильм, который мне удалось посмотреть была кинокомедия «Веселые ребята», первый советский игровой звуковой фильм. Не балаган джаза Утесова, созданный Григорием Александровым, два года перед тем пробывший в «творческой» командировке в Голливуде и ничего не почерпнувшим там, меня разочаровал, а та направленность звукового кино в сторону озвучивания музыкой игровых фильмов, которые прекрасно пошли бы в немом варианте. Этот увод звукового кино в сторону игорных сюжетов за счет музыки, которая в фильмах сопровождает действие, показался мне обеднением колоссального изобретения тридцатых годов".


Кинотеатр в Доме Обороны, на заднем плане парашютная вышка, на переднем плане скульптура задумчивого Ленина:


Парашютная вышка:


На заднем плане касса:



Город проектировали заключенные архитекторы, то есть люди получившие образование или до революции или сразу после. Я хочу сказать, что у этих людей еще были понятия о красоте. Дома имеют очень своеобразную архитектуру, один дом не похож на другой. В домах были лоджии, балконы, эркеры. У каждого дома свое лицо, их строили с душой.













Перед гостиницей был сделан покатый подъезд для автомобилей, а также трибуна, которых теперь нет:


Заметка из журнала "Карело-Мурманский край" за 1935 год № 5-6 стр. 72:



Проектировала гостиницу 1-я мастерская института Гипрогор , руководители мастерской Армен Константинович Барутчев (1904-1976) ,
Исидор Альбертович (Израиль Абович) Гильтер (1902 — 1973) , Иосиф Айзикович (Александрович) Меерзон (1900—1941) . В гостинице было 25 двухкомнатных номеров с ванной, 50 однокомнатных номеров с ванной, а также 25 однокомнатных номеров без ванн.


Яковлев Владимир Всеволодович http://iakovlev-vv.livejournal.com/19868.html:
«Нам было поручено полностью переделать проект и смету по электрическому оборудованию строящейся на Медвежьей горе гостиницы «Интурист». Кроме явных технических ошибок допущенных в проекте, «Гипрогор», спроектировавший гостиницу полностью, очень размахнулся в величине потребления гостиницей электроэнергии равной почти всей мощности Медвежьегорской электростанции ББК *. Таким образом, нам предстояло уменьшить количество и мощность токоприемников в целях экономии в потреблении электроэнергии, а по существу сделать новый проект. Катульский взялся за силовые установки, мне поручил освещение. Катульский сократил число электромоторов, а с ними и ряд подъемников для хозяйственных нужд, я сократил количество светильников в коридорах, залах и количество точек в номерах, доведя в общей сложности нагрузку до заданного предела» .

* - Медвежьегорская электростанция ББК была дизельной, мощностью 600 киловатт.

Холл, ресторан:


Кухня, бильярдная:


На фотографии ниже Маршал уезжает из Медвежьегорска в Повенец. В тридцатых годах, основные улицы Медвежьегорска были вымощены булыжником, который получался от дробления скальных пород при строительстве канала. Булыжные мостовые сохранялись до 60-х годов, потом были покрыты асфальтом:



У входа в концлагерь вышка, на которой дежурили стрелки ВОХРа:


Концлагерь испльзовался финнами по назначению, в нем содержались военнопленные:


Военнопленный у ворот лесопилки. Надпись на воротах: «Дадим нашей стране больше и хорошего качества леса! Отказы – позорное явление в бригаде. Отказчик – преступник перед родиной и народом!»:


Военнопленные внутри барака:




Церковь в Лумбушах:


«У водопада на Вичке был расположен сельхоз ББК «Вичка», куда временно была переведена из Кеми Зональная станция Академии наук».
Отапливаемая теплица:


Теплицы и парники:






Tags: Карелия, Моя семья, Соловки
Subscribe

Posts from This Journal “Соловки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments