Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Царское Село (2). Феодоровский Государев собор и Феодоровский городок

Уже писала здесь о нашем посещении Государевой Ратной палаты в Царском Селе 11 мая 2015 года. Но перед этим мы зашли в Феодоровский Государев собор, а потом осмотрели Феодоровский городок.
В 10 утра Наташа и Юра заехали за нами и примерно через час мы приехали в Пушкин. Немного покрутились по городу, проехали мимо Екатерининского дворца и тьмы китайских туристов, спросили как проехать к собору, оставили машину на парковке рядом с Феодровским городком и пошли в собор. В церковной лавке после небольшой заминки я купила брошюру «Феодоровский Государев собор в Царском Селе». Заминка случилась из-за того, что в собор вбежали два запыхавшихся молодых человека, которые стали договариваться о срочном крещении младенца. Один из молодых людей был счастливым отцом, другой молодой человек был другом отца и одновременно крестным отцом младенца. Отец младенца договаривался с батюшкой, который поторапливал: «Где же младенец, несите уже скорее». Крестный отец мучительно долго выбирал в лавке крестик. Одновременно с нелегким выбором крестика он, еще не до конца отдышавшись, диктовал церковной тетке личные данные о младенце, его родителях. Тетка спешно заполняла какой-то крестильный документ. Мне ничего другого не оставалось делать, как только изумленно наблюдать за всей этой суетой. Было такое впечатление, что люди мимоходом забежали в церковь, словно в какой-то магазин, чтобы быстренько совершив малопонятный им, но принятый сейчас повсеместно, обряд по приобретению ангела-хранителя, а затем уже приступить к самому главному, к празднованию этого счастливого события. Наконец, заполнив сертификат и выбрав крестик, крестный папаша помчался за младенцем. Толпа родственников, родители с младенцем, крестные во главе с батюшкой вихрем умчались в сторону баптистерия. В соборе снова стало тихо.
В церквях я стараюсь не фотографировать, потому что никогда наперед не знаю как на это отреагируют церковные ведьмы служительницы, а скандалы мне не нужны. Обычно, если есть, я покупаю в церковных лавках открытки или брошюры. В приобретенной брошюре оказалось много старых черно-белых фотографий, а также современные цветные фотографии верхнего и пещерного храмов. Текст в брошюре практически совпадает с текстом Википедии .
Ниже отсканированные фотографии из брошюры, а также несколько моих малохудожественных снимков.

Собор был построен потому, что после событий 1905 года Николай II переехал из Зимнего дворца в Александровский дворец, сделав Царское Село местом своего круглогодичного пребывания. Он пожелал, чтобы вблизи Александровского дворца был создан архитектурный ансамбль в древнерусском стиле. В 1909 году Николай II лично указал и отмерил место будущего храма на поляне, прилегавшей к Царскосельскому парку. Проектирование храма было поручено А.Н. Померанцеву.

20 августа 1909 года состоялась торжественная закладка нового храма:


Но потом проект А.Н. Померанцева стал неугоден и был приглашен В.А. Покровский, который в своем проекте взял за эталон Московский Благовещенский собор в древнейшем его виде, без позднейших переделок и пристроек. Этот собор когда-то был домовой церковью Романовых, особенно этот храм любил Алексей Михайлович. Кроме того, проект храма был приближен к архитектурным традициям древнего Пскова и Новгорода.





Николай II выделил на возведение собора 150 тыс. рублей, всего же на постройку было истрачено 1 млн. 150 тыс. рублей. Через три года после закладки первого камня, 20 августа 192 года, состоялось освящение храма.



Собор состоял из двух церквей – верхней и нижней. Главный престол верхней церкви освящен в честь Феодоровской иконы Божией Матери, которая считалась покровительницей Романовых, потому что этим образом благословлялся на царство Михаил Романов в Ипатьевском монастыре в 1613 году. Нижняя пещерная церковь была освящена во имя преподобного Серафима Саровского.

Интерьеры собора были выполнены в духе XVII века. Огромный, высотой 11 метров, иконостас:




Пещерный храм был освящен 27 ноября 1912 года. В нижнем храме были только подлинные древнерусские иконы и утварь. Здесь хранилось множество святынь связанных с преподобным Серафимом Саровским: ковчег с частицей его мощей, часть гроба.





Феодоровский Государев собор был домовой церковью последних Романовых. Он являлся приходом семьи, а также полковым храмом Сводного пехотного полка и конвоя. С 1914 года храм получил официальный статус Государева собора. Левую сторону собора во время службы занимали солдаты пехотного полка, а правую – казаки конвоя, за ними стояли солдаты железнодорожного полка. Под хорами и на хорах размещались офицеры этих полков и их семьи. На правом клиросе в особом Царском месте молилась императорская семья.
Император посещал храм со своей семьей в воскресные и праздничные дни. В таких случаях соблюдался этикет: у Царского крыльца семью встречал ктитор (староста) – полковник Д.Н. Ломан (1869-1918), а у входа – дворцовый комендант.





Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, которые могли получить только у дворцового коменданта.





Площадь перед южным фасадом считалась парадной. Члены царской семьи посадили здесь семь дубов:


Алексей Алексеевич Кибардин служил в соборе с 1913 года, а в качестве настоятеля с 1922 по 1930. Затем отбывал срок на Соловках. После 1934 был в ссылке на Крайнем Севере. В 1941 году вернулся в Пушкин, где оказался в оккупации. С 1945 по 1950 служил в Вырице в Казанской церкви. В 1950 году получил 25 лет в Сибирь (Ангарлаг). В 1955 году вернулся в Вырицу в Казанскую церковь. В 1957 году вышел за штат, получал пенсию как заштатный протоиерей. Скончался 5 апреля 1964 года на 82-м году.

Во время оккупации Царского Села три дерева спилили. Синичка чирикает на одном из тех самых дубов:


С 1933 года в соборе был открыт кинотеатр. Во время Великой Отечественной войны собор сильно пострадал. Так выглядел храм в 1980-е годы:


С 1985 по 1995 проводилась реставрация собора.












Мы вышли из собора, обошли вокруг него и отправились назад, к Феодоровскому городку:



Текст в брошюре, посвященный городку, также почти полностью совпадает с текстом Википедии .
Вскоре после освящения собора было принято решение о постройке зданий для причта. Проект разработал С.С. Кричинский, он же с 1913 года был руководителем строительства городка. Считается, что в проекте за основу был взят царский дворец в Коломенском, построенный в XVIII веке, то есть посад и подворье, состоящих из нескольких палат и теремов, обнесенных оградой. Таким образом, городок состоял из нескольких зданий: дом для священников (Белокаменная палата), дом для диаконов (Розовая палата), дом для причетников (Желтая палата), баня и прачечная (Белая палата), трапезная и другие.
Сейчас Федоровский городок принадлежит патриархату, внутрь не зайти. Поэтому мы просто обошли вокруг.

Входом в городок является белокаменная брама, украшенная резьбой по камню в традициях владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков. Кто был во Владимире и видел Дмитриевский собор, а еще лучше Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, тот представляет, что это такое. А кто не видел, пусть съездит посмотрит оригинал.

А здесь довольно удачная стилизация. Старицкий известняк был привезен с Волги:






Городок призван был символизировать архитектурное единство российских городов, в которых складывались традиции нашей государственности: Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля, Ростова и Москвы.

Прообразом Трапезной палаты стал Симонов монастырь:


12 февраля 1917 года Николай II посетил Трапезную палату и сделал запись в гостевой книге: «Осматривал с удовольствием постройки при Феодоровском Государевом соборе. Приветствую добрый почин в деле возрождения художественной красоты русского обихода. Спасибо всем потрудившимся. Бог в помощь вам и всем работникам в русском деле. Николай».



Во время строительства Феодоровского собора и городка возникло «Общество возрождения художественной Руси», в которое входили Васнецовы, Репин, Билибин, Нестеров, Щусев, Рерих (куда же без него). Заседания Общества проходили в Трапезной. Тут же находились его канцелярия, архив, библиотека. Члены Общества собирали сведения обо всех ремесленных, кустарных и рисовальных школах России. Общество также предложило сделать Городок музеем прикладного искусства и зодчества. Здесь была собрана богатая коллекция церковной утвари, икон и предметов русской старины.

Сейчас внутрь городка «с улицы» не зайти, но можно подойти к воротам и посмотреть. В центре Трапезная, слева дом диаконов (Розовая палата):




Во время Первой мировой войны здесь был открыт лазарет. Полевой Царскосельский военно-санитарный поезд привозил сюда с фронта раненых солдат. В начале 1916 года сюда по протекции Д. Н. Ломана был зачислен санитаром Есенин. Одновременно он был определен в канцелярию Феодоровского Государева собора.



Белая и желтая палаты:




В 1918 году Городок был передан агрономическому институту. Во время оккупации Феодоровский городок сильно пострадал. С 1994 года принадлежит РПЦ.



Мама и Наташа как всегда о чем-то шепчутся:



Гуляли вокруг собора и городка больше часу.
Это наш маршрут вместе с Ратной палатой. На самом деле мы прошли больше, да еще в музее стояли во время экскурсии. Это я к тому, что мама совсем не устала:


Tags: Любимый город
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments