Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Вокруг Линдуловской рощи

Первого августа прошлого года мы (мама, Наташа, Юра и я) ездили на прогулку по Выборгскому и Курортному районам. Были в Константино-Еленинском монастыре в поселке Ленинское, потом посмотрели восстановленную церковь на месте бывшего Линтульского монастыря в Огоньках, заехали в Рощино, оттуда поехали гулять в Линдуловскую рощу, затем в Зеленогорске зашли в кирку, построенную Стенбеком в 1909 году.

Константино-Еленинский основан относительно недавно, в 1998 году, то есть 18 лет назад. Казалось бы, раз монастырь молодой, без многовековой истории, то и строить можно было бы что-нибудь современное, оригинальное и вместе с тем самобытное. Но нет. Как обычно – унылая стилизация под старину, очередное подражание. Я думаю, что наши архитекторы могли бы создать что-нибудь действительно интересное, но видимо были учтены пожелания заказчика. Храм был построен на средства К. В. Голощапова (можно самостоятельно погуглить). Я думаю, что в новостях мы о нем еще услышим, так как в 2016 будут отмечать 1000-летие русского монашества на Афоне.



Напротив храма Константина и Елены установлена скульптура князя Александра Невского (скульптор А.Чаркин):


Монастырь расположен на большом участке. Потом дома не поленилась, посмотрела публичную кадастровую карту . Монастырь занимает земельный участок: 47:01:1704001:2146; адрес: Ленинградская область, Выборгский район, МО "Первомайское сельское поселение", пос. Ленинское, ул. Советская, д. 44; уточненная площадь: 11 914.00 кв. м; кадастровая стоимость: 11 550 027.30 руб.; форма собственности: нет данных; по классификатору (описание): для размещения объектов, характерных для населенных пунктов; по документу: для завершения строительства храмового комплекса. А какая же тогда рыночная стоимость участка? Раз в десять, а то и в двадцать дороже. Пишут, что раньше на этом месте был поселковый клуб, сгоревший к тому времени. Надеюсь, что все монастырские документы в 1990-е годы были оформлены законно. Ибо сказано: «нельзя прикрываться бумажками о собственности, приобретенными явно жульническим путем».





У входа в Никольский храм установлена скульптура святителя Николая, которую подарил монастырю З. Церетели:


Роспись в Никольском храме:




У входа в монастырь расположена информация о монастыре и его подворьях. А еще бесконечный список святынь, которые, несомненно, помогут от всех проблем, вылечат и утешат. Мне показалось, что в этом таится какой-то механистический подход, перебор, попахивающий язычеством. Или нет? Можно ли измерить святость количеством святынь?



На сайте монастыря пишут, что «особо почитается в нашем монастыре чудотворный образ Божией Матери Всецарица (Пантанасса) афонского письма. Через эту икону обильно изливается благодать исцелений и помощи людям, страждущим онкологическими заболеваниями». А еще рассказывают, что несколько лет назад образ святителя Николая Чудотворца мироточил.



Мне сложно, практически невозможно объяснить, почему в некоторых местах мне хорошо, а в других нет. Я как собачка что-то просто чувствую. Прихожу, смотрю и … либо мне хочется здесь остаться, подольше побыть и потом снова вернуться, либо я равнодушно ухожу. Об этом монастыре я ничего заранее не знала, ничего не читала, то есть у меня не было предвзятого отношения. Но мне хотелось, чтобы из этого места мы уехали как можно скорее.

Покинув монастырь, мы поехали дальше в бывший Линтульский монастырь, который теперь является подворьем Константино-Еленинского монастыря. Путь узнавали по навигатору, в результате кружили, кружили, вновь возвращались на Советскую 44. Потом нам это надоело и мы назло навигатору поехали в противоположном направлении и приехали!



Линтульский Троицкий женский монастырь был основан в в 1895 году на средства тайного советника Ф. П. Неронова в его имении Линтула, от которого монастырь и получил свое наименование. Тогда же была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы. Первоначально обитель существовала в виде женской общины. По финляндским законам того времени нельзя было открыть православный монастырь, потому что так было записано в шведском королевском манифесте 1781 года. Поэтому сенат Финляндии принял компромиссное решение, община была открыта с условием, чтобы ее деятельность была направлена только на православное население этой местности. Только в 1905 году Линтульская община получила статус монастыря.
После революционных событий 1905 года, в которых Финляндия принимала живое участие, охрана границы была усилена. Из воспоминаний Д. Ходнева «На Финляндской границе. 1907/8»: « Осенью 1907 года возникли большие политические осложнения с Финляндией, и положение вскоре стало настолько серьезно, что со дня на день ожидалось вооруженное выступление финнов. Преступная работа социалистических организаций все усиливалась; через границу в большом количестве шло оружие, взывчатые вещества и военная контрабанда; участились случаи перехода террористов и нелегальных лиц, проносящих бомбы, агитационную литературу. Пограничная стража, ввиду малочисленного состава Петербургской Императора Александра III Бригады, не могла справиться с этим злом. Вследствие этого, приказом по Войскам Гвардии и СПБ. Военного Округа, в начале декабря 1907 года, все охотничьи команды были назначены в помощь пограничной страже, для усиления охраны Финляндской границы и как передовые разведывательные авангарды, в случае возникновения вооруженной борьбы с финнами. Район расположения и охранения охотничьих команд Гв. корпуса был следующий: от Лахты, через Лисий Нос, Тарховку, Сестрорецк, Белоостров - и дальше на северо-восток, по реке Сестре, через селения: Алякуля, Акконен, Раяйоки, Каллелава, Охта, до дер. Термолово включительно.
<...>
Помню, накануне праздников, со свободными от службы охотниками, ходил я ко всенощной в православный женский монастырь, находившийся недалеко от Выборгского шоссе, верстах в десяти от нашей деревни. Шли мы, обычно, на лыжах, с заряженными винтовками, имея на себе по тридцать штук боевых патронов, причем всегда вперед высылался дозор. Придя в монастырь, винтовки оставляли в сторонке, у церковной ограды, под охраной двух вооруженных охотников, сменявшихся каждые полчаса. Я любил бывать в этом монастыре. Заброшенный, в глуши, среди враждебного ему населения, со строгим монастырским уставом, длинными и полными духовной красоты, чудесными церковными службами, с проникновенным пением - монастырь этот так и манил к себе... В лунный морозный вечер, быстро скользя на лыжах среди как бы застывшего сосноваго бора, вихрем скатываясь с крутых гор, вспугивая из-под кустов быстрых зайчишек - спешили мы в храм и усердно, горячо там молились. Было какое-то особое, хорошее, чувство, и было оно - знаю - не только у меня, но и у солдат. Со страхом и удивлением, помню, первый раз, смотрели на нас старыя, строгие монахини, когда мы, обмерзлые и запорошенные снегом, в одних бушлатах и в высоких мягких валенках, с охотничьими шапками в руках, входили в церковь. Но страх их прошел сейчас же, когда они увидали, с каким благоговением и в каком порядке, без шума, истово крестясь, выстраивались солдаты в пустой церковке... Старый, седенький священник обходил церковь и кадил на св. иконы. Алым светом теплились лампады. Стройно пели монахини: "Благослови душе моя, Господа! Господи Боже мой!"... Почти каждый солдат покупал на свои гроши тоненькую восковую свечку и, шепча слова молитв и отбивая земные поклоны, бережно ставил ее перед образом. Монахини скоро привыкли к нам и всегда радовались нашему появлению: ведь мы были - единственные их "прихожане"!..
»




9 апреля 1916 года деревянная церковь сгорела, на ее фундаменте по проекту архитектора Ивана Баха была построена новая, которая сгорела во время Финской войны. Сейчас эту церковь восстановили.










Сделаю небольшое отступление. В прошлом году в краеведческом музее Лаппеенранты была выставка «Босиком – 10 жизней на Карельском перешейке», на которую мы всё собирались, собирались, да так и не выбрались. В аннотации к выставке было сказано: «В основу выставки легли истории десяти людей. Все рассказчики являются реальными личностями, представляющими различную среду, районы и социоэкномические группы. …. Каждый персонаж и его среда сопровождаются короткой автобиографией, фотографиями, различными экспонатами или коллекциями экспонатов, а также произведениями искусства» и т.д. По следам этой выставки была сделана интернет-выставка, на которой Карельский перешеек возродится в историях десяти разных человек. Какой была жизнь почти сто лет назад? Чем занимались, например, учетчица, игуменья или контрабандист? .

Ниже рассказ об игуменье Линтуловского монастыря Ларисе (1863–1931):
При рождении имя Игуменьи Ларисы было Любовь Ключарева. Она родилась в Центральной России, где и познакомилась с монастырской жизнью уже в подростковом возрасте. Будучи взрослой, она переехала в основанный на Перешейке Линтульский монастырь, где сначала она была посвящена в монахиню Ларису, а затем стала настоятельницей монастыря или игуменьей. Мы знаем о жизни Игуменьи Ларисы только то, что написано в летописи Линтульского монастыря. Посвящающиеся в монахини должны отказаться от всех ожиданий мирской жизни и посвятить свою жизнь духовности. Летопись монастыря переплетается с крупнейшими событиями на Перешейке, как например, становление независимости Финляндии и гражданская война.



«Любовь Ключарева родилась в Центральной России в 1863 году. Ее первое соприкосновение с монастырской жизнью произошло в подростковом возрасте, когда она училась в одном монастырском приюте. Любовь переехала в Линтульский монастырь в Кивеннапа одновременно с основанием монастыря в 1895 году. Сначала она была певчей и дирижером хора монастыря, но скоро она взяла на себя заботу о бухгалтерии и переписке монастыря. Любовь была посвящена в монахини под именем Лариса в 1906 году, а игуменьей или настоятельницей монастыря стала в 1918 году.

Игуменья Лариса дольше всех была наставницей Линтульского монастыря. Она умерла от сердечной болезни в возрасте 68 лет.
Когда Игуменья Лариса стала наставницей Линтульского монастыря в 1918 году, в монастыре происходили большие потрясения. В 1917 году в России произошла революция и Финляндия стала независимой. В результате этого связь с Россией прервалась, и поэтому закончилась материальная поддержка и пожертвования. У монастыря начались экономические трудности. 1918 год был особенно тяжелым из-за гражданской войны в Финляндии. В худшие времена в монастыре царил голод.
Несмотря на то, что экономические трудности продолжались в течение наставничества Игуменьи Ларисы, повседневная жизнь монастыря вращалась вокруг духовности. В церкви ежедневно проводилось несколько служб, утром, днем и вечером. Организуемые три раза в неделю литургии или совершение евхаристии проводил приезжающий на место священник-мужчина. Службы были открыты для всех, и их посещали также посторонние, в основном живущие по близости крестьяне, солдаты и гражданские лица. Помимо этого у сестер была возможность пребывать в своих кельях за чтением евангелия, псалмов и жизнеописаний святых.
А в остальном свободного времени практически не было, потому что сестрам предполагалось всегда быть занятыми. Это не было проблемой в деревенском Линтульском монастыре. Он не мог собирать пожертвования, как многие городские монастыри, а должен был справляться силами сестер. Дни сестер в основном проходили за работой, которая включала все полевые и лесные работы, а также изготовление собственной одежды и обуви. Помимо этого сестры содержали пасеку. Она также считалась символом религиозной жизни: работа пчелы медленная и трудная, но она производит прозрачный, сладкий мед.
»

На территории монастыря было множество строений. Около церкви располагалось деревянное строение, в котором была кухня и столовая. Игуменья Лариса жила в главном здании вместе с десятью другими сестрами.


Монахини на покосе в 1905 году. Сестры выполняли практически все работы в монастыре.


Монастырь был практически экономически самостоятельным. Сестры выполняли все необходимые работы от колки дров и садовых работ до пошива одежды. На этой фотографии собирается осенний урожай капусты.


Сестры содержали пасеку. Она также считалась символом духовной жизни.


В 1939 году монастырь был эвакуирован, почти все монастырские здания и имущество погибли. С 1946 года монастырь находится в деревне Палокки в Хейнявеси. О современной жизни монастыря можно узнать на их сайте .

Мы обошли вокруг церкви и отправились в Рощино. Там на высоком берегу мы постояли у могилы поэтессы Эдит Сёдергран (1892 - 1923). Она родилась в Петербурге, в 1908-1914 годах лечилась от туберкулеза в санаториях (в Нуммеле и Давосе), но из-за начавшейся войны в 1914 году вернулась в Райволу (сейчас Рощино), где и прожила до самой смерти в своем доме, находившимся неподалеку от православной церкви. Ее дом был разрушен во время Финской войны. Ее могила также не сохранилась, как и само православное кладбище. В 1960 году примерно на месте ее захоронения был установлен памятник.





В 1992 году неподалеку был установлен памятник ее коту Тотти:


Эдит Сёдергран: «Я здесь одна у озера лесного»:



В начале XIX (еще до отторжения Выборгской губернии) в Райволе был основан железоделательный завод. Для строительства завода были выписаны крестьяне из Орловской губернии со своими семьями. Была построена православная церковь, которая вскоре сгорела. На ее месте в 1802 году поставили церковь во имя Николая Чудотворца.
В 1811 году Выборгскую губернию присоединили к Финляндии, что решило мелкие сиюминутные политические сложности, зато в дальнейшем породило массу тяжелейших проблем. Спор этот на самом деле и до сих пор неразрешен. В 1820-м году завод в Райволе передали в подчинение Сестрорецкому оружейному заводу. В Райволу были выписаны рабочие Олонецких рудников и литейных мастерских. При Александре II Сестрорецк вернули в Россию, пообещав взамен Печенгу, но так и не отдали, что также породило проблемы в ХХ веке. А Райволу Финляндия отказалась возвращать, но рабочие так и остались приписанными к Сестрорецкому заводу. Это я всё к тому, откуда здесь православная церковь появилась.
Церковь, поставленная в 1802 году, к 1881 году обветшала. Поэтому была построена новая по проекту И. С. Богомолова, которая в Финскую войну сгорела. В 1995-м году в Рощине была построена новая церковь во имя Святителя Николая Чудотворца на том же самом месте, где стояла старая церковь, разрушенная во время войны.

Когда мы зашли в церковь там как раз крестили малыша. Излишне говорить, что всё было как обычно сейчас бывает, когда все участники кроме священника вообще не понимают, что происходит, зачем и почему. Я думаю, что, по крайней мере, хотя бы крестные родители, которые, в идеале, несут ответственность за духовное воспитание ребенка, в обязательном порядке должны проходить катехетизацию. А без этого, без оглашения не разрешать. Потому что иначе это профанация, только форма без смысла и содержания.



Рядом восстанавливают старую церковь, которая была построена в 1881 году по проекту Ивана Семеновича Богомолова, сгоревшую во время Финской войны:


На информационном стенде рядом с церковью пишут про акцию (терпеть не могу это слово!) «Именной кирпич»:



Церковь собираются восстанавливать «в камне»:



В 1948-м году посёлок получил имя Рощино в честь знаменитой Линдуловской корабельной рощи, в которую мы и отправились дальше. Первые лиственницы были посажены при Анне Иоанновне, чтобы в будущем получить качественную древесину для флота.



Рядом с рощей имеется информация об истории ее создания:






Вокруг рощи были посажены ели, чтобы защитить лиственницы от ветра и холода:


Пирамидальные ели:


Прошлым летом было дикое количество черники. Мы на нашем участке собрали наверно килограмм 12, потом и нам и птицам уже надоело собирать/клевать, и примерно половина так и осталась висеть до декабря, потом осыпались. Зато рябины у нас не было совсем.



Заметила, что когда белки грызут шишки, они глухи и немы, ничего вокруг не замечают, хоть руками их бери:


Все старые лиственницы пронумерованы:


№247 упала:


Лиственницы высотой более пятидесяти метров, маму среди них совсем не видно:






Такую лиственницу не обхватить и втроем:


Кора как чешуя гигантской рыбы:


Смола сверкает в паутине


Мхи и лишайники:


В роще есть «немые» указатели, на которых ничего не написано. Гуляющие спрашивают друг у друга как пройти к дороге, к речке. А тут добрые люди всё написали:


Рощинка:


Мы гуляли в роще больше часа, потом отправились в Зеленогорск. Зашли в кирку построенную Стенбеком в 1909 году:


На Карельском перешейке есть еще две кирки, построенные Стенбеком в Мельникове и Приморске . Кирка в Зеленогорске принадлежит Церкви Ингрии, которая содержится на американские и финские деньги. Писала о посещении их Теологического института в деревне Колбино здесь .









Мы приехали в кирку за полчаса до начала органного концерта, поэтому смогли все посмотреть никому не мешая. Публика в ожидании концерта:


Потом мы поехали в Репино (Куоккала) и зашли посидеть в какой-то ресторан на берегу залива. Ветер на заливе был ураганный, но ресторанная веранда закрыта стеклами, почему ветер совершенно не чувствовался, было уютно и тепло.



Тепло одетые люди гуляли по берегу, дышали морским воздухом, а отдельные смельчаки даже купались:



А так это место выглядело почти сто лет назад:
Tags: Выборгская губерния, Ленинградская область, Любимый город, Открытка
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…