Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

«Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»

Второй день, 20 апреля, нашей поездки в Торжок был музейным. У Всероссийского Историко-Этнографического музея ( ВИЭМ ) в Торжке несколько филиалов. Сначала мы отправились в Странноприимный дом Борисоглебского монастыря на Старицкой улице. Там посетителям предлагают несколько выставок: «Гений вкуса - жизнь и творчество Н.А.Львова», «История Борисоглебского монастыря», «Икона. Окно в небесный мир» и «Город, который вы не увидите...»(Старые фотографии Торжка). Музей открывается в десять утра. Пять минут одиннадцатого мы стояли у кассы. Входные билеты для пенсионеров стоят 50 рублей. Можно просто осматривать выставки, а можно оплатить индивидуальную экскурсию обзорную или тематическую (стоимость каждой экскурсии 200 рублей с человека). Мы выбрали только одну тематическую экскурсию «Гений вкуса - жизнь и творчество Н.А.Львова».
Хорошо путешествовать, когда туристический сезон еще не начался, да еще в будние дни. Не успели мы получить сдачу в кассе, а экскурсовод уже ждала нас. И так было во всех музеях.
Экскурсовод, молодая девушка, имя которой я не запомнила, была так любезна, что после тематической экскурсии дополнительно кратко рассказала о Борисоглебском монастыре и провела нас по выставке старых фотографий Торжка. Нет, я совсем не против распространенных сейчас аудиогидов. Наверно это экономит деньги. Но разве аудиогид может ответить на вопросы, с ним не пообщаешься после экскурсии. И дополнительно ничего не расскажет и не посоветует, что еще посмотреть, куда пойти. Ни один путеводитель не в состоянии заменить живое общение.
Понятно чему была посвящена наша экскурсия – жизни Н. А. Львова – родился, учился, влюбился, женился, служил и т.д. и т.п.



Итак, когда родился? Раньше все источники указывали дату рождения 4 марта 1751 года. Пишут, что источником этих сведений была надпись на надгробной плите, ныне утраченной, в Воскресенской церкви в Никольском: «При вратах царских храма сего почиет прах соорудившего оный Николая Львова, родившегося 1751-го, скончавшегося 1803 г. дек. 22, на 52-м г. от рождения».
Лет пятнадцать назад в метрической книге Никольской церкви в Арпачёве была обнаружена запись о рождении. В музее есть нечеткая копия этой записи:


С трудом можно разобрать: «1753 … родилось». Третья строка снизу: «маiа». Ниже запись под номером 2: «4 [мая] Санкт-петербургского гарнизона прапорщика Александра Петрова сына Львова сын Николай». На основании этой записи теперь считают, что Н. А. Львов родился 4 мая 1753 год, а по новому стилю получается, что 17 мая. То есть как раз сегодня Николаю Александровичу исполняется 263 года.

Где служил? Все источники раньше указывали, что служил в Измайловском полку. Теперь указывают Преображенский полк. В книге И. А Бочкаревой «Н. А. Львов. Очерки жизни. Венок Новоторжских усадеб», 2008, опубликована копия аттестата:


Читаем: «…. Львов в том, что он в службе состоит с 1769 года. С начала в лейб Гвардии преображенском полку, где произошел от Бомбандира до Сержанта …».

А вот этот аттестат меня не убеждает. Никто не оспаривает того факта, что Львов учился в кадетской роте Измайловского полка. Известно, что жил Львов у своего родственника Соймонова в доме на 11-й линии В.О. Получается, что жил он на Васильевском острове, учился в Измайловском полку (Измайловский проспект), служил в Преображенском полку (Литейный проспект), т.е. все это находится достаточно далеко. Поэтому не верю, что службу начинал в Преображенском полку одновременно с обучением в Измайловском. Думаю, что у него было так же как у его друга Капниста, который начал службу в Измайловском полку, учился там, а после перешел в Преображенский полк. Почему в аттестате написано то что написано не знаю, думаю, что это техническая погрешность делопроизводства.

О том, как молодой Львов учился в Измайловском полку, его первый биограф Федор Петрович Львов писал: «Тут уже острота разума его отыскала ему товарищей на него похожих. Согласныя склонности, одинакие упражнения составили из них кружок, в котором труды ученические, наперерыв друг перед другом выказываемые, составляли наслаждение молодых лет их. Тут являлись переводы; тут вытверживались стихи разных авторов; тут совершались первые опыты в стихотворстве, в рисовании, в музыке и проч., и тут же открывалось в нем врожденное чувство ко всему изящному» .

На развороте ученического рукописного журнала «Труды четырех общников» читаем стихотворение Львова:


Это стихотворение в стиле «один мой день», когда в результате бурного дня Львов оказался под арестом:

Хочу писать стихи, а что писать, не знаю;
На что же знать сие? перу себя вручаю.
Любезное перо! полезное пиши
И слабый замысл мой читателю внуши.
Перо, преславное оружие писцам,
И предпочтенное копью, ружью, щитам,
И острому мечу, и бритве изощренной,
И грозныя стреле, в яд злейший омоченной.
Тобою Цицерон врагов своих сразил,
Тобою и Ликург законы положил,
Тобою Гиппоас насмешку отсмеял,
когда ево Ргешил статуей обругал.
Ей-богу; что же мне, и как, и что писать?
Не лучше ли покой мне взявши перестать?
И так севодни день немало я трудился;
На острове я был, в полку теперь явился.
И в школе пошалил; ландшафтик зделал я;
Харламова побил; праздналь рука моя?
Я Сумарокова сегодняж посетил,
Что каменным избам фасад мне начертил.
И Навакшонову велел портрет отдать,
У Ермолаева что брал я срисовать.
Ещеж я вам скажу, скажу, право, без лени,
Что Аплечеева поставил на колени.
Не мало сделал я, чего же еще боле;
А хочется еще сидеть таки в неволе;
Да, хочется сидев и что нибудь писать.
Ну полно, чорт с тобой; пора уж перестать.

Николай Львов


Хорошо, что копия тетради экспонируется. Потому что это стихотворение все цитируют, но почему-то пропускают эту строку:


Так и не поняла, кто «стату́ей» обругал Гиппоаса?


«необыкновенная острота разума, решительное чувство ко всему изящному, и обхождение, имеющее в себе нечто пленительное в час веселости, доставили ему отличное знакомство, продолжавшееся во все течение его жизни. Известные ныне по литературе российской люди были ему друзья и товарищи. Хемницер, Державин, Капнист, Елагин, Храповицкий, А.С. Хвостов и пр. составляли обыкновенную его беседу, и в оной Львов был в виде гения вкуса, утверждавшего произведения друзей своею печатью: произведения сии не иначе в свет показывались, как в то время, когда сей гений прикосновением волшебного крыла своего давал природным красотам их истинный вид и силу…»:



В «Русской Старине» (1872, №№ 1-6, стр. 219) помещена большая статья посвященная И.И. Хемницеру . Хемницер был маркшейдером, но известен он как баснописец. Львов и Хемницер были близкими друзьями. Хемницер тоже был влюблен в Марию Алексеевну Дьякову, потом на свадьбе Львова и Дьяковой был поверителем по женихе.
Авторитете «русского Шапелля» был необыкновенно высок. Например, Хемницер вообще ничего не публиковал не показав предварительно Львову:




Львов по поручению Екатерины II, составил рисунок Владимирского ордена.

Из воспоминаний дочери, Елизаветы Николаевны Львовой:




Львов был не только строителем-новатором, придумавшим новые строительные материалы (землебит, «каменный картон» - толь), но и теоретиком архитектуры («Рассуждение о перспективе, облегчающее употребление оной», «Четыре книги Палладиевой архитектуры»).

Львов записал около двухсот русских народных песен, которые опубликовал совместно с И. Прачем («Собрание русских народных песен с их голосами», «О русском народном пении»): «Не знаю я, какое народное пение могло бы составить столь обильное и разнообразное собрание мелодических содержаний, как российское. Между многих тысяч песен нет двух между собой очень похожих, хотя для простого слуха многие из них на один голос кажутся».

Я сам по русскому покрою
Между приятелей порою
С заливцем иногда пою


В словаре Брокгауза и Ефрона особо отмечаются заслуги Львова как переводчика. Он перевел и издал Анакреона, «Песнь норвежского витязя Гаральда Храброго».
Будучи в Суздале и разбирая в хранилище Спасо-Евфимиевского монастыря старые рукописные книги, Львов нашел две летописи: «Я издал сию летопись для того, что нашел в ней многия происшествия, подробности и числа событий, каковых и в самом Несторе не приметил. Подробности исторические открывают иногда большому историку великия истины…»



Аттестат училища земляного битного строения в Никольском:


«По мнению моему, та печь лучше, которой совсем не видно. Ее дело греть, а украшать печами комнаты последнее дело. Лафосы, Нефоржи и многие пресмыкающиеся иноплеменные пустых затей профессоры научили нас делать вместо печей в комнатах холодные пирамиды, срезанные колонны, обелиски, печи гробами, урнами, пушками и вазами... Печи вазами, столько же безобразны, как и вазы печами». «Употребление испытанных уже воздушных печей и каминов, посредством коих: 1-е, Нагревается комната наружным воздухом; 2-е, Соблюдаются дрова; 3-е, Переменяется в покоях вредной воздух на свежий, но теплый; 4-е, Отвращается дым, и наконец 5-е, Доставляются разные удобности, к удовольствию жизни и здоровья служащие». («Русская Пиростатика, или употребление испытанных уже воздушных печей и каминов»).

Во время поездок по Валдаю близ Боровичей Львов набрел на залежи «земляного угля», как тогда называли каменный уголь. В семидесяти верстах от Валдая, на берегу реки Мсты, обнаружил громадные залежи угля превосходного качества. Из письма Державину в Тамбов: «В Валдай послан я... искать уголь и нашел. Твоему тучному украинскому смыслу, я чаю, и в голову мотыгою не вобьешь, сколько это важно для России: только мы, великие угольники, сие смекнуть можем... если ваш тамбовский архитектор возьмется сделать над светом каменный свод, то я берусь протопить вселенную».

«О пользе и употреблении русского земляного угля» (СПб. 1799; с чертежами): «Почти всегда единая заплата для начинающего была нарекание, неприятности и труд ... ни о славе, ни о труде я, действительно, не мыслил, посвятив себя с лишком 10 лет в часы для отдохновения от должности... убежден будучи только тем, что сделаю полезное дело. ...Разработка оного оставалась безгласною, смеялись обретению и обретателю, обещали, отказывали, и я, терпевши всякого рода неудачи 10 лет, не отставал от моего начала».»

«терпевши всякого рода неудачи» - когда уголь привезли, то «доброжелатели» заявили, что этот уголь низкого качества, гореть не будет. Львову еле-еле удалось этот уголь куда-то сложить. И этот «низкокачественный» уголь самовоспламенился, пожар десять дней не могли потушить!


Вода огонь не потушает,
И десять дней горит пожар,
Огонь воды не осушает,
А воздух раздувает жар





Рисунки Львова:



15 апреля 1803 года дано повеление Александра I «ко всем военным начальникам» относительно командировки на Кавказ и Крым тайного советника Львова «для устроения и описания разных необходимостей при тамошних теплых водах». А 24 апреля вышел именной указ, который предписывал «устроить на Кавказских минеральных водах лечебные заведения».



Среди бумаг Львова есть «Примерное положение, каким образом выгодно бы было выстроить ванны и теплицы у горячих вод, на Бештовых горах находящихся».

Про «Тмутараканский камень» нам в музее не рассказывали. Камень был найден в 1792 году, но потом куда-то пропал. Львов снова нашел этот камень: «Свидетель веков, послужил... к обретению исторической истины о царстве Тмутаракаиском, найденный 1792 ...из былия извел Львов Никольской 1803...». (Камень сейчас в Эрмитаже, писала про него здесь ).


Львов был садовником, ботаником, мастером садово-паркового и ландшафтного искусства.
В записи про Александрову дачу в Павловске я опубликовала несколько гравюр с видами парка. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, кто проектировал парк и павильоны – Камерон или Львов? Доказательства бывают двух типов – логикой или авторитетом. Доказательство авторитетом распространено обычно в детском саду: « Я прав, потому что у меня папа начальник». Харламова А. М., опираясь на рисунки Львова, обнаруженный подписанный проект чертежа, утверждает, что автором является Львов. Для меня авторитета Харламовой достаточно, чтобы считать, что так оно и есть. А может быть Львов и Камерон работали вместе.

Пикар в письме от 8 апреля 1782 года сообщает, что Екатерина наградила Львова за модели кораблей, которые украшали пруды на Александровой даче:




В парке «излучины и повороты не для того сделаны, что так вздумалось садовнику, но каждая из оных имеет свое намерение и причину», и лишние шаги гуляющего будут оплачены новым впечатлением. Цель извивающихся дорожек – открывать новые виды. Разнообразие не в многочисленности беседок, гротов, павильонов, а в различном восприятии одного и того же объекта.









Потомки Николая Александровича Львова были талантливыми людьми:



Вместо положенных 45 минут на Львова, экскурсовод рассказывала час с четвертью, а потом дополнительно рассказала нам про монастырь и старые фотографии Торжка. Поэтому из музея мы вышли не в одиннадцать часов, а без четверти двенадцать. Музей располагается в Странноприимном доме Борисоглебского монастыря:


Монастырь древний – был основан в 1015 году преподобным Ефремом Новоторжским, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России.
Монастырь претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками, деревянная Введенская церковь была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. При всех гибельных разрешениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповреждённой. После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.
Ефрем был родом из Венгрии. Вместе со своими братьями святыми Моисеем Угрином и святым Георгием он покинул родину. Придя на Русь, братья поступили на службу к ростовскому князю святому Борису, сыну равноапостольного великого князя Владимира. В 1015 году на реке Альте вместе со святым князем Борисом погиб и брат Ефрема Георгий. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Моисею удалось спастись бегством, и он поступил в число монахов Киево-Печерского монастыря.

В XVIII веке монастырь был заново отстроен. Для монастыря Львов спроектировал Борисоглебский собор, надвратную церковь –колокольню во имя Спаса Нерукотворного образа и Крестовоздвиженскую часовню на Торговой площади.

Борисоглебский собор:


Заложен собор 9 июня 1785 года при непосредственном участии Екатерины II и в присутствии всего двора. Образа для иконостаса были написаны В. Л. Боровиковским.













В соборе в нише, на помосте из белого мрамора, находилась рака с мощами преподобного Ефрема. Она была выполнена по проекту Львова.

Четырехъярусная надвратная церковь-колокольня была выстроена по проекту Львова уже после его смерти в 1804-1811 годах Я. А. Ананьиным. Над нижним ярусом с арочными въездными воротами расположена церковь Спаса Нерукотворного образа. В третьем ярусе размещалась звонница, выше беседка-бельведер.












Введенская церковь, XVII век:






Фотографии Прокудина-Горского (начало ХХ века):









Из монастыря мы пошли на бывшую Торговую площадь к Крестовоздвиженской часовне.

«Усилиями Львова в Торжке совершенствуется система водоснабжения города. На правом берегу Тверды, у «плавучего моста», на главной площади города он построил публичный «каменный колодец». К нему уже в 1783 году из ручья Здоровца была «пущена трубами» вода. Это сооружение, как и водопровод, являлось новшеством во время, когда даже в Москве лишь прокладывался к главным площадям первый водопровод. «Каменный колодец» - светлая изящная двенадцатиколонная ротонда - обладал классической соразмерностью архитектурных форм и целесообразным устройством. Он покоился на цоколе из валунов и стоял на мощеной набережной. Его круглый в плане зал перекрывал «двойной» купол. Водоем в подземной части здания был проточным, с отводом излишней воды в реку.
В 1814 г. сооружение было перестроено под часовню, а в 1903 г. с пристройкой алтаря и звоннички - под церковь. О первоначальном назначении здания было забыто. Во всех источниках оно значится, как Крестовоздвиженская часовня. Исследования А. М. Харламовой послужили основанием для реставрации сооружения»


Реконструкция А. М. Харламовой



Двойной купол:





Рядом с ротондой в сквере на берегу Тверцы стоит памятник Н.А. Львову:


---------------------------------------------------------------------

Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль
Знаменское-Раек
Пятница-Плот
Арпачево
Никольское (Черенчицы)
Василево. Музей деревянного зодчества
Усадьбы Василёво и Митино
Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»
Исторический музей
Музей Пушкина
«Без пояса, что без креста…»
Усадьба Грузины
Монастыри и храмы
Торжок
Золотное шитье
О пожарских котлетах и не только
Тверь



Tags: Львов, Тверь
Subscribe

  • Село Красное

    2 августа 2018, 16:20-16:40 В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в…

  • Молдино

    7-9 июля 2017 года мы путешествовали вокруг Удо́мли. Сюда попали совершенно случайно. Мы планировали снова поехать по Подпорожскому району…

  • Госпитальеры в России

    В сентябре 2015 года Петербург посетил 79-й Великий Магистр Суверенного Военного Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments