Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Торжок. Золотное шитье

В 2014 году в корпусе Бенуа была выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков). Представлена была нарядная одежда зажиточных горожанок и крестьянок XIX. Особое место на этой выставке занимали изделия новоторских мастериц, выполненные в первой половине XIX века. Выставка произвела неизгладимое впечатление. И это была одна из причин, почему хотелось посетить Торжок. Посмотреть, что же это за сказочный город такой, по которому расхаживали красавицы разодетые словно принцессы. И еще очень хотелось узнать, почему только у жительниц Торжка правый рукав шугая был длиннее левого, чего никогда не было в других городах России.

Пишут, что искусство золотошвейного и сафьянного дела зародилось в Торжке еще в XIII веке. Золотошвейное искусство принесло городу широкую известность и славу. Заказы на вышивку поступали отовсюду, приезжали помещики, готовящие приданое своим дочерям. Кисейные платья с золо́тной ниткой, кружевные накидки, оборки, платки, скатерти, сапожки, расшитые золотом и серебром – всё пользовалось спросом.



А.Н. Островский, побывавший в Торжке в мае 1856 года, писал: «Торжок исстари славился производством козлов и сафьянов и в этом отношении уступает только Казани и Москве… Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; так, в 1848 году вышивкой туфель и сапог занималось 500 мастериц – теперь эта промышленность значительно сократилась… Работа вещей прочна и красива, но цена по незначительности требования не высока: я заплатил за две пары туфель, одни из разноцветного сафьяна, другие из бархата, шитого золотом, 3 рубля серебром».

Итак, в четверг 21 апреля, в 11:40 мы уехали из Грузин и примерно в 12:20 мы зашли в музей при фабрике «Торжокские золотошвеи».

На экскурсии по музею нам рассказали, что девушки начинали готовить себе приданое с девяти лет. Одежду вышивали серебряными и золотыми нитями. Когда девушка подрастала, у неё появлялись кавалеры или компаньоны. Чем больше кавалеров, тем лучше. Такое поведение девушек поощрялось. Считалось, что если у девушки нет кавалеров, то это значит, что она никому не интересна, не нужна. Когда отношения с кем-нибудь из кавалеров становились более близкими, такой молодой человек становился «предметом».

А.Н. Островский: «Девушки пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек: женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».

В музее представлены только изделия советского времени и современные. Поэтому сначала мне хотелось бы вспомнить то, что было представлено на выставке в Русском музее. Тем более, что по следам той выставки у меня были вопросы, на которые я надеялась получить ответы в этом музее.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай – штоф, бахрома; юбка – парча; кокошник, платок:








Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок.

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:



Этот необычный покрой, когда правый рукав шугая заметно длиннее левого был отмечен еще Ф. Г. Солнцевым, который в 1830-е годы зарисовывал женские костюмы разных губерний России, и он зафиксировал эту особенность одежды жительниц Торжка. Сотрудники Русского музея не могут объяснить, зачем это было нужно. Вот я и надеялась, а вдруг в Торжке знают. Спросила об этом. Экскурсовод очень удивилась и сказала, что в Торжке рукава всегда были одной длины. Я не стала спорить.

На акварели Солнцева ясно видно, что руки у девушек одной длины, а рукава разной. И еще на этой акварели следует обратить внимание на головной убор.
Зимний наряд новоторок:


Такой головной убор называется «тверской укрут». Каким образом «укрут» держался на голове, сотрудники Русского музея тоже не могут объяснить. На выставке его закрепляли на голове с помощью резинок.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут» , платок.


Но ведь девушки как-то носили укрут, который как-то держался на голове и не сваливался. Как им это удавалось? После вопроса про рукава, спросить про укрут постеснялась.

«Предметом особой заботливости всех, носивших богатый новоторжский наряд, были белые кисейные рукава для сарафанов и кисейные же фартуки. Для них золота не жалели и буквально заливали так называемой «битью» всю верхнюю часть рукавов и низ фартуков» (Давыдова, 1914).
Летом тоже носили укрут, только вместо платков надевали фату:



Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку:


Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку, бить, галун, бахрома:



Я думаю, что если про рукава и укрут никто точно не знает, то надо придумать какую-нибудь байку, сочинить захватывающую историю, чтоб обязательно про несчастную любовь. Почитаешь, что сочиняют в интернете про герб города, про пожарские котлеты, только диву даешься. Спрашивается, а чем рукава и укрут хуже? Почему их обошли вниманием? Мне кроме greensleeves ничего путного в голову не приходит. Но, думаю, найдутся таланты, чего-нибудь придумают.




Ленты. XIX век. Бархат, золотное шитье, бахрома:




Кисет. Шелк, хлопок.



Сумочка. XIX век. Золотное шитье по шелку, золотное кружево:


Кошелек. Золотное шитье по шелку:




Мешочки. XIX век. Золотное шитье по бархату.



Казанская губерния была крупным центром обувного производства. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.


Сапоги. XIX век. Сафьян, золотные нити, канитель, шитье «в тачку» и по карте:



Сапоги. Первая половина XIX века. Вышивка золотными нитями по сафьяну:



Детские сапожки. XIX век. Мастер Каменщиков. Сафьян, канитель, блестки, золотное шитье:



Туфли. Первая половина XIX века. Мастер Каменщиков. Кожа, шелк, золотые нити, блестки, золотное шитье:



Туфля (одна сохранилась). Конец XVIII века. Кожа, шелк, блестки, канитель, золотное шитье по карте:



Для коронации Александра II золотошвеи вышили костюмы царской семьи, мундиры свиты и платья фрейлин. Тридцать мастериц были вызваны в столицу для вышивания гербов.
Со временем мода изменилась, что привело к тому, что с середины XIX века золотошвейные изделия стали вытесняться дешевыми товарами. Золотошвейное дело стремительно пошло на убыль, что вызвало беспокойство Новоторжского земства. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке золотное шитье и кружево имело огромный успех. Чтобы сохранить промысел в Торжке были организованы мастерские и школы. Золотшвеи и кружевницы были объединены при земской управе, в 1894 году был создан кустарный отдел, возглавил который Дмитрий Дмитриевич Романов (митинский помещик). При его участии в 1899 году при отделе была открыта учебно-показательная золотошвейная мастерская. Д. Д. Романов собирал образцы старинных вышивок, в 1911 году при мастерской был создан музей, публиковались альбомы с местными орнаментами.





В 1923 году была организована профтехшкола, в 1928 году – Торжокская золотошвейная артель им. 8 Марта.


Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шелковыми нитями.
Чтобы сделать стежок, надо сначала проколоть основу иглой или шилом. Шитье одностороннее, золотная нить всегда только на лицевой стороне. В другой руке у мастерицы вторая игла с шелковой нитью, которой и закрепляют золотную нить.



Выше упоминался способ шитья «по карте», получивший распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия. «По карте» - то есть на подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикрепленный к тканевой основе:



Сейчас на фабрике применяют следующие нити: мишура – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, накручена на капроновую нить; канитель – проволока латунная лакированная, скрученная в спираль; канитель – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, скрученная в спираль; мулине – хлопок 100%; швейные нитки для соединения мишуры, канители (лавсан + хлопок); вышивальные нитки – вискоза 100%, полиэстер 100%, шелковые; нитки металлизированные – нить из полиэстера обвитая металлизированной нитью.

Нам сказали, что один километр нити имеет массу один килограмм.

Для вышивания применяют около двухсот различных швов.

Рисунок будущего изделия сначала переносят на кальку, на которой контуры рисунка с шагом ~ 2 мм прокалывают булавкой, чтобы получить маленькие дырочки. Затем кальку кладут сверху на материал для вышивки (бархат, шелк, кожа и т.д.), а сверху намазывают смесью керосина и зубного порошка. Частицы этой смеси через дырочки в кальке попадают на материал, оставляя на нем темные точечки контура, по которому и вышивают. На двух фотографиях выше видны такие темные точечки контуров.

Рисунок панно «Туристы». На рисунке числами обозначены виды швов, которые используются для этого изделия:



Швы: 1 – кованый шов; 2 – мягкий прикреп в 2 нити мишуры крученой; 3 – кованый-крученый шов в 2 нити мишуры крученой; 4 – бабий шов через 2 нити мишуры; 5 – «гусем» шов в 2 нити мишуры крученой; 6 – крученый-кованый с прикрепом через 3 ряда в 2 нитки мулине на расстоянии 0,5 мм; 7 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой одну сторону; 9 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой в 2 стороны; 11 – прикреп в 6 нитей мишуры, крученой в одну сторону и т.д. Всего в панно «Туристы» используется 19 видов швов.

Готовое изделие:


Работают мастерицы на таких пяльцах:


Сейчас на производстве два цеха. В одном вышивают на пяльцах, во втором на машинках:


В музее три зала. Один зал посвящен советской эпохе, истории фабрики, много фотографий.


Панно «В семье единой», 15 республик:









В другом зале представлены работы, которые были преподнесены в дар различным известным людям по всему миру, частным коллекционерам, государственным и православным учреждениям.
В этом зале фотографировать трудно, потому что большинство панно под стеклом, которое или бликует или отражает.





Вышивка кажется объемной:


Пушкин в окружении героев сказок путешествует из Москвы в Петербург:








Знаменское-Раек:


Праздники в Торжке:















В первом зале можно любоваться предметами одежды, подушками, покрывалами, шкатулками.



























Старинное шитье:




Современное шитье:










Коллекция одежды «Тизетта»:
















Мы были в музее больше часа и почти столько же времени провели в магазине, который находится в том же здании при фабрике и также является своеобразным музеем, экспонаты которого можно приобрести.
Чего здесь только нет! Золотного шитья браслеты, брошки, заколки, перчатки, пояса, сумки, косметички, очечники, игольницы, ключницы по цене от 300 до 700 рублей. Постельное белье, дорожки, наволочки, скатерти, покрывала, декоративные панно (есть очень дорогие), совсем дешевые сувениры (магнитики). Расшитая серебряными нитями одежда от 2000 до 4000 рублей. У нас глаза разбежались.
Мы тщательно выбирали подарки. Купили для Лены К. бархатную косметичку с голубицей, вышитой золотными и серебряными нитями, что символизирует достаток в доме, чистосердечие, золотой характер, отсутствие ума и доброту Карпуни. Сколько стоит не скажу, потому что она изредка читает мою писанину.

Каталог 2016 года:















Себе я выбрала простую льняную сумочку для телефона за 360 рублей.

Сумочка для телефона. Лен, бусины, шелковые нити, вышивка тамбуром. Торжок, 2016:


Собственно на этом наше путешествие в Торжок закончилось. В пять часов мы уехали в Тверь, потом ночным поездом вернулись домой.
Думаю, что с Торжком мы не распрощались, мы когда-нибудь сюда обязательно приедем. Торжок замечательный, красивый, старинный, самобытный – настоящий русский город.
Посмотрите сколько туров предлагают в какой-то там Борго (Порвоо), как рекламируют этот городишко, в котором из достопримечательностей всего-то один собор и веер какой-то дуры. Даже сравнивать нельзя с Торжком. Я не противопоставляю, надо ездить и в Борго, тем более, что это тоже наша история , но и свои города не надо забывать.
Можно сказать, что Торжок выглядит обшарпанным, дороги разбиты, что сюда надо вкладывать деньги. Но я думаю, что сначала мы сами должны ездить, смотреть, интересоваться своей историей, тратить деньги на музеи, экскурсии, путеводители, сувениры, кафе, такси, гостиницы. Увидев спрос, турфирмы увеличат количество туров, число туристов возрастет. А тогда и чиновники начнут выделять деньги, появятся дороги, начнут восстанавливать усадьбы. Всё зависит только от нас, от нашего интереса и любви к своей земле.

---------------------------------------------------------------------

Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:
Лихославль
Знаменское-Раек
Пятница-Плот
Арпачево
Никольское (Черенчицы)
Василево. Музей деревянного зодчества
Усадьбы Василёво и Митино
Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев»
Исторический музей
Музей Пушкина
«Без пояса, что без креста…»
Усадьба Грузины
Монастыри и храмы
Торжок
Золотное шитье
О пожарских котлетах и не только
Тверь


Tags: Выставка, Тверь, Экскурсия
Subscribe

  • Село Красное

    2 августа 2018, 16:20-16:40 В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в…

  • Млёво

    8 июля 2017, суббота Млёво – древнее новгородское поселение - стоит на Мсте. Торговый путь по Мсте имел для Новгорода огромное значение. Нестор…

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

  • Село Красное

    2 августа 2018, 16:20-16:40 В центре Костромы стоит скульптура ювелира-кустаря. Мастер сидит за верстаком, на котором разложены инструменты, в…

  • Млёво

    8 июля 2017, суббота Млёво – древнее новгородское поселение - стоит на Мсте. Торговый путь по Мсте имел для Новгорода огромное значение. Нестор…

  • Сельские школы в Островно и в «Чайке»

    9 июля 2017, воскресенье Село Островно находится практически в центре Удомельского района. Село впервые упомянуто в 1498 году, когда после…