Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Коннунсуо и Иоутсено

Мы ездили в Руоколакс вчетвером: Таня , Лена petite_nyctale, Лена К. (далее Карпуня) и я. Ездили на два дня 22-23 мая (воскресенье – понедельник).
Встретились в восемь утра у Финляндского вокзала. Сначала ехали по скоростной платной дороге, потом по «Скандинавии». Перед развилкой Брусничное-Светогорск заехали на заправку Несте, выпили кофе, дозаправились. Стали решать, по какой дороге ехать (нам надо было в сторону Иматры), на Брусничное или на Светогорск. По времени (не по расстоянию) разницы почти никакой. С одной стороны в Светогорске очередь на границе скорее всего меньше, но дорога туда хуже. Там одна полоса, по всей дороге сплошная линия, поэтому если перед нами поползет какой-нибудь трактор, то мы так и будем за ним всю дорогу плестись, обогнать невозможно. В Брусничном очередь может быть гораздо больше, зато дорога лучше. Вот и выбирай. Все сходились на том, что всё равно как ехать. Кроме Карпуни, которая категорически настаивала на Светогорске, утверждая, что по воскресеньям тракторов не бывает (и откуда она всегда всё знает?). Я робко предложила посмотреть в интернете пробки на той и другой дороге, а также на очереди на границе. Мое предложение было с презрением отвергнуто.

Ладно, поехали. Пока продолжаем ехать по «Скандинавии». На этом шоссе большие тяжелые грузовики едут медленно – 80-90 км/час, поэтому, как правило, они дорогу уступают. На «Скандинавии» широкие асфальтированные обочины. Грузовик берет чуть вправо, мы едем прямо, проехав мигаем, дескать, спасибо, что уступили. И вот на этом вежливом фоне вдруг впереди замаячил какой-то хамский лесовоз. За ним уже хвост из пяти машин выстроился, плетутся как черепахи, а он никому не уступает дорогу. Нахал. Я и говорю Тане: «Давай посмотрим, по какой дороге он поедет, мы тогда повернем по другой, чтобы за ним не плестись». Наглый лесовоз свернул на Светогорск, а мы поехали на Брусничное. Уже едем вдоль Сайменского канала, тут Карпуня очнулась: «Куда мы едем, зачем мы едем, мы едем не туда!». Опомнилась, раньше за дорогой следить надо было.
Надо сказать, что эта дорога вдоль Сайменского канала мне очень не нравится. Она в длину всего километров двадцать, очень узкая, извилистая. Разрешено ехать со скоростью не более 60 км/час, на некоторых участках не более 40. Обгонять само собой запрещено. Так вот на этой дороге нарушают все – превышают скорость, обгоняют. Таня ничего не нарушала, поэтому нас все обгоняли (почти все с финскими номерами). Интересно, если все нарушают, а мы – нет, то создаем ли мы тем самым на дороге аварийную ситуацию?
На нашей границе к Тане прицепился кегебешник: «Куда едете, зачем едете, почему едете». Таня давай отвечать ему развернуто: «Мы едем в Руоколахти, будем ходить по лесам и болотам, искать на скалах рисунки первобытных людей». Вот, спрашивается, зачем человеку на службе морочить голову длинными разговорами. На финской границе Таня, проинструктированная мною, рапортовала коротко и ясно, не моргнув глазом: «Едем в Иматру на два дня, завтра обратно. Цель поездки – отдых, шопинг. Ночевать будем в хостеле Иммаланярви». Правда здесь про два дня и про хостел. А что ещё можно было сказать? Мы сами плохо представляли куда едем. Ехали в лес, в глушь, в дебри искать камни, скалы, рисунки первобытных людей, водопады, пещеры и многое другое. С собой у нас был полевой бинокль и палки для финской ходьбы. Как объяснить, зачем нам это всё во время шопинга. Несмотря на подозрительных кегебешников с обеих сторон границы, можно сказать, что прошли Брусничное-Нуйямаа удачно, на всё про всё около часа.
Проехав погранзаставу, примерно через пять километров свернули на восток в сторону Кансолы (Kansola), проехали до Коннунсуо, мимо бывшей тюрьмы, потом вдоль бывших тюремных полей и остановились рядом с вышкой для наблюдения за птицами.
Оцените, кто понимает: в начале девятого отъехали от Финляндского, заправлялись и чаевничали на заправке, потом границу час проходили и четверть первого были в Коннунсуо. Это потому, что Таня не нарушает, но едет под девизом «нас не догонишь».

Вышку окружают поля. Поля эти рукотворные:

Раньше посреди непроходимых болот был небольшой островок, у нас такие островки называют «зеленцы». Вот такой островок был выбран для того, чтобы построить здесь тюрьму. В 1918 году (гражданская война в Финляндии) огородили деревянный сарай колючей проволокой. Сюда согнали рабочих с Сайменского канала. Заключенные стали рыть канавы, осушать болота. Так появились здесь поля. За почти сто лет существования тюрьмы заключенными было создано около тысячи гектаров полей, некоторые осушенные участки были засажены деревьями. Если посмотреть спутниковую карту, то хорошо видны прямые ряды деревьев и поля вокруг тюрьмы:

В 1921 году были построены существующие ныне тюремные здания. От тюрьмы до вышки по прямой всего около полукилометра, поэтому с вышки тюремные здания хорошо видны. Но я фотографировать не стала. Фото тюрьмы из Вики:

К тюрьме ведет прямая как стрела четырехкилометровая дорога, также построенная заключенными:

В мае 2011 года тюрьма была закрыта. Если я правильно понимаю (с помощью гугл-переводчика), то сейчас здесь центр по приему беженцев.

За сто лет существования тюрьмы природа в Коннунсуо очень изменилась, арктические птицы обратили внимание, что вместо болот здесь появились прекрасные поля, на которых можно чудесно отдохнуть во время долгого перелета. Теперь Коннунсуо стало самым крупным птичьим привалом в Южной Карелии (Etelä-Karjala).

С птицами нам в этот раз не повезло. Обычно они летят примерно с 15 по 25 мая. Но в этом году лето наступило раньше обычного дней на десять, а может и на две недели. В Орехово сирень обычно цветет после 5 июня, а в этом году зацвела 25 мая. Наверно птицы об этом как-то разузнали и полетели раньше обычного. В тот день, 22 мая, мы видели только один клин гусей высоко в небе.

На схеме показаны маршруты перелетных птиц. Птицы летят вдоль Финского залива, пересекают Карельский перешеек с запада на восток, потом вдоль берега Ладоги уходят на север, вдоль берега Белого моря к себе домой. Обратно летят в 20-х числах сентября.

Птиц не было, зато рядом с вышкой удачно оказался стол, на котором чудесным образом появилась еда:

Обратила внимание, что в Финляндии почему-то очень любят скамейки в парках приковывать цепями. Видимо, чтобы они никуда не убежали. Стол тоже был прикован к вышке цепью:

Одну птичку мы всё-таки в бинокль разглядели. Она суетливо бегала по полю, то и дело тыкала длинным клювом в землю.

Это был забавный кулик:

Координаты вышки 61.038190, 28.551255, адрес Konnunsuontie 226.

На кулика посмотрели, поели-попили, пора дальше ехать. Наш путь лежал через Иоутсено (Joutseno), мы не планировали там останавливаться. Проехали десять километров от Коннусуо, увидели прекрасную водонапорную башню, решили притормозить.

Водонапорная башня:

Рядом с башней кирка:

Посмотрела я на эту кирку и подумала «Стенбек», у него все кирки на одно лицо. Кирки, построенные Стенбеком, в стиле северный модерн я видела в Приморске , Мельникове и Зеленогорске , в псевдоготическом стиле в Котке .

Пишут, что кирка в Иоутсено, построенная Стенбеком в 1921 году, выполнена из бетона. Хотелось бы почитать полное описание технологии строительства из бетона в 1921 году:

Мы обошли вокруг кирки

Памятник карелам:

Последний взгляд на водонапорную башню и едем дальше в Вуоксенниску:

Tags: Выборгская губерния, Карелия, Суоми-красавица

• Вятское. Учащие и учащиеся

11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

• Петр Телушкин и другие

Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

• Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…