Александра Смолич (amsmolich) wrote,
amsmolich

Удивительный камень (Kummakivi)

понедельник 23 мая, 9:30-10:30

Во второй день нашего путешествия мы предполагали увидеть огромный камень в лесной чаще, суворовские каналы, водопад, забраться на высокую скалу, увидеть могилку егеря на острове, пограничный камень, пещеру. Стартовать собирались в 8:30, но прокопались и уехали только в 8:40. Первым пунктом программы был огромный валун, длиной более семи метров, высотой около трех метров, балансирующий на выпуклой гладкой скале.
Как попал сюда огромный камень? Откуда?
Пишут, что фронт отступающего ледника достиг этих мест тринадцать тысяч лет назад. Ледник, отступая, сгладил скалу, положил на её вершину огромный валун, принесенный сюда издалека. Потом ледник растаял, появились озера, болота и леса, а валун так и остался «висеть» на скале.
В былые дни люди не понимали, каким образом валун мог «забраться» на скалу. Они думали, что его положил сюда великан Хийси или черт (Piru). Удивительным образом старые мифы влияют на неокрепшие умы некоторых наших современников. Одним из доказательств существования великанов они считают как раз и этот валун тоже. То и дело натыкаешься на статьи «Карелия – родина великанов», «а был ли ледниковый период?», «мистические тайны». Впрочем, после того как я узнала, что Александровская колонна была изготовлена и установлена инопланетянами, я уже не удивляюсь рассказам о местных великанах-меттиляйненах, Хийси, и примкнувшего к ним черта.

С геологической точки зрения наш маршрут выглядел следующим образом. Ночевали мы на первой гряде Салпаусселькя, которая начала формироваться примерно 12250 лет назад. Скатившись с первой гряды в Руоколаксе, мы поехали на северо-запад по старинной Пуммольской дороге (№62). Примерно через двенадцать километров начался подъем на вторую гряду Салпаусселькя, которая моложе первой на семьсот лет. У Сиспохи (Syyspohja) мы преодолели вторую гряду и стали спускаться. Проехав по Пуммольской дороге еще семь километров свернули на север в строну Гауклаппи (Hauklappi).
Гауклаппи - пустынное место, здесь можно наслаждаться карельской природой и одиночеством. Вокруг болот и озер растут еловые и сосновые таежные леса, на пути встают отвесные скалы. Здесь в некоторых местах ведется коммерческая вырубка леса, но в основном тут остались нетронутые лесные массивы. Гауклаппи идеально подходит для жизни лосей и медведей.
За последние сто лет наблюдений в Финляндии был зафиксирован только один случай, когда медведь убил человека. Случилось это как раз в Руоколахти. Восемнадцать лет назад в июне медведица убила дачника. В остальных случаях жертвы отделывались испугом или травмами.

Фотографии я пронумеровала в соответствии с цифрами на карте ниже, чтобы объяснить, как самостоятельно искать Куммакиви.

1. Мы оставили машину на перекрестке (Kivikkojärventie 57, Ruokolahti) рядом с табличкой «Kummakivi»:

На самом деле можно было проехать вперед еще метров 200-300. А так нам пришлось пройти в горку пешком:

2. На горке есть разворотный круг:

Отсюда начинается тропа к камню. Начало тропы обозначено знаком:

Тропа широкая, видна хорошо, но надо смотреть под ноги:

Тропа петляет между отвесных скал:

3. тропа пересекает два ручейка, через которые переброшены мостки:

Ручей, через который переброшен первый мостик:

4. второй мостик:

5. на скале стоит небольшой домик. Граница участка проходит как раз по тропе:

Вот, наконец, показался камень:

Справа от камня стоит указатель к еще одной местной достопримечательности. Это достопримечательность рукотворная. В 1930-х годах дровосеки сделали на озере Питкяярви мостик из мха (sammalsilta). На картах тропа к мостику показана не вся. От валуна до мшинного мостика идти примерно 300 метров. А мы и так уже прошли вместо 600 метров около километра, да еще и возвращаться столько же. Поэтому мы не пошли смотреть мостик.

Подруги пришли в восторг, принялись фотографировать камень, друг друга, себя на фоне камня:

Если я правильно понимаю, то в 1962 году этот валун был взят под охрану государства. Валуну выделен «собственный» небольшой участок земли.

Машина в тени дожидалась нас, пока мы час бродили по лесу:

--------------------
Как добраться.
Есть хорошие карты с указанием лесных троп www.openstreetmap.org и www.fonecta.fi/kartat/ . Но на обеих картах бывают ошибки, причем никогда не известно, на какой именно. Поэтому всегда надо смотреть обе карты, а потом уже на месте определять по какой карте идти. В данном случае тропа верно показана на карте openstreetmap, зато дорога от развилки до тупика с разворотным кольцом лучше показана на fonecta.fi/kartat/. Кроме того на openstreetmap хуже показан рельеф местности, отмечены только скалы, ручьи не показаны.

Координаты Куммакиви: 61.493333, 28.429444
1. машину оставили Kivikkojärventie 57, Ruokolahti;
2. по нормальной дороге (могли бы на машине подъехать) прошли метров триста в горку до тупика с разворотным кольцом, там табличка, указывающая начало тропы;
3. мостик через ручеек;
4. второй мостик через другой ручей;
5. домик наверху скалы. Тропа идет по границе участка;
6. валун Куммакиви
7. мшинский мостик. Указатель рядом с валуном есть, но тропу не увидели.