Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Суворовские каналы

Понедельник 23 мая, 11:05-11:25

Летом 2014 года мы побывали в музее Сайменского канала (писала здесь ). Рядом с музеем есть небольшой чулан, в котором находится выставка, посвященная грандиозной «линии Суворова». Надо сказать, что построенная в 1940-1944 линия Салпа по своим масштабам уступает линии Суворова. О линии Маннергейма и говорить даже нечего. Пока никто еще не смог превзойти Александра Васильевича. Общее у линии Суворова и линии Салпа одно – ни та, ни другая не пригодились, в боевых действиях участия не принимали, но сил, времени и денег на строительство этих линий было затрачено много.
О посещении выставки, о том, зачем и как строили укрепления, о сайменской флотилии и каналах писала здесь .
Тогда же мне захотелось увидеть своими глазами суворовские каналы на Сайме. Рассказала о них Тане, она тоже захотела посмотреть каналы. Но Таня как загорится, так и потухнет, она забыла всё. Но я ей напомнила в этом году.
Во время нашей поездки мы видели два канала: Кявкенсильдской (Käyhkää Кяюхкяя) и Кукотайпальской (Kukonharju Куконхарью).


В 9:18 мы по Пуммольской дороге (№62) проехали по мосту над Кявкенсильдским каналом. Кявкенсильдской канал целиком находится на частных землях, поэтому прогуляться по берегу вдоль канала нельзя. Согласно финскому праву слишком близко к частным жилым постройкам без согласия хозяина подходить нельзя.
Этот канал можно условно разделить на три части: оба конца канала образованы узкими заливами, средняя часть действительно является прорытым каналом. Длина средней части составляет 50 метров, а если мерить от одной «большой воды» до другой, длина канала увеличивается до 260 метров.
Строительство этого канал шло трудно: плотины, которыми перегораживали устья канала, прорывало, мешали подземные фонтаны и горная порода.
Через канал был построен разводной мост, рядом с которым стоял «таможенной надзирательской дом». Кроме того на карте обозначены: «казарма, кладовая, сарай и конюшня; баня». Были склады со своими причалами.



В устьях канала были построены волнорезы и бастионы. Недалеко от канала найдены остатки затонувшего русского судна. Это гребное судно с низкими бортами, предположительно до конца XVIII века, занималось транспортными перевозками по Сайме. Есть карта (о ней я напишу в следующей записи), на которой обозначены почти все объекты культурного наследия Финляндии. Это затонувшее судно отмечено на той карте, так что все желающие могут нырнуть и осмотреть.

В 1924 году вместо старого разводного моста был построен нынешний мост. Мост узкий, считается очень опасным. Если на мосту встречаются две фуры, расстояние между ними составляет всего 10 см. Несколько раз на мосту возникали чрезвычайно опасные ситуации. Чтобы избежать их повторения были установлены запрещающие остановку знаки. Также на значительном расстоянии от канала на дороге установлены знаки ограничения скорости.
Таня сбросила скорость до 10 км/час, мы медленно проползли над каналом, чтобы успеть посмотреть и сфотографировать.

Кявкенсильдской канал к западу от Пуммольской дороги:


Кявкенсильдской канал к востоку от Пуммольской дороги:


Во время своей первой поездки в Финляндию в 1803 году на Кявкенсильдском канале побывал Александр I Павлович. Вот что писала об этом этапе путешествия выходящая в Петербурге газета St. Petersburgische Zeitung:
«Утром 31 числа проследовало Его Императорское Величество в своей карете из Руоколакса к каналу Кявкенсильда, где его величество соизволило со всей своей свитой вступить в лодку и продолжить путь через Сайменское озеро в Нейшлот, куда успешно прибыли в 9 часов вечера, после того как прошли по воде 60 верст».

Путь лодки Сайменской флотилии, на которой путешествовал Александр I, лежал через Кукотайпальской и Телетайпольской каналы. Водное путешествие императора продлилось одиннадцать часов.


А мы, проследовав из Руоколакса и побывав у Куммакиви, продолжили путь в «карете» и прибыли на Кукотайпальской канал в 11 часов дня.

Устье Кукотайпальского канала:




Строительство канала началось в 1794 году, продолжалось четыре года и стоило почти 31 000 рублей. Это самый длинный, самый технически сложный канал. Длина канал – 800 метров, ширина – около 13 метров, глубина – метр-полтора.



Небольшая глубина канала говорит о том, что по нему сбирались проводить только небольшие суда или же суда планировалось перетаскивать. Ровно отсыпанная, напоминающая дорогу бровка канала, скорее всего, была устроена именно для тянущих суда людей. С этой бровки шла погрузка и разгрузка товаров для возникшего вблизи канала поселения.



На прорытии Кукотайпальского канала, работала тысяча человек. На каждые две сотни солдат приходилось примерно по десять офицеров. Большая часть строительных работ проводилась в летнее время. В зимние месяцы количество проживающих на берегах канала сокращалось примерно до ста человек – оставались охрана и около двадцати строителей. За охрану канала отвечал Рязанский пехотный полк, задачей которого было контролировать движение по воде и оборонять местность в случае нападения шведов.
На берегах канала возникло поселение, напоминавшее собой небольшой город. Поселок можно условно разделить на три части – южную, северо-восточную и северо-западную. Во всех трех частях были большие казармы для солдат, небольшие дома офицеров, примерно 20-30 кв. метров, и бани. Отдельно от солдат проживали гражданские строители, имелись свои священники.

На карте показаны: «прежняя рязанского полка временная церковь; казарма к содержанию караула и цейхгауз; казарма к содержанию разных людей; кузница; ветхие казармы; малые казармы для жительства обер и унтер офицеров; временные печи обнесенные срубом под крышею; баня; ветхие и разваливающиеся землянки; бобыльская изба»:


На карте: «L – казармы, выстроенные маркитантами». Предположительно, все маркитанты были русскими. У маркитантов приобретались товары из тех, что не предусматривались снабжением от казны. При раскопках на месте дома купца были сделаны находки, подтверждающие зажиточность владельца - были обнаружены остатки фарфоровой посуды.



Частично канал прорублен в скале. Считают, что здесь впервые при строительстве канала применялась техника «сверления и рвания порохом». Для укрепления стен канала применялись как оставшиеся после взрывов околы, так и собранные по окрестностям камни. При реставрации выпавшие камни были подняты со дна и, по возможности, возвращены на свое место.

Кукотайпальской канал сохранился значительно лучше остальных трех суворовских каналов, и, в отличие от остальных каналов, по его берегу можно пройти от самого начала до конца. Недалеко от канала есть две парковки – северная и южная. Мы подъехали со стороны северной стоянки. К ней ведет очень крутой спуск, мне показалось что уклон около 40*. Мы решили не ехать на машине, спустились к каналу пешком.


Плохо видно на фотографии, что спуск на самом деле очень крутой, мы пешком пошли:



Прогулочная тропа начинается от информационного стенда. Мы прошли вдоль канала несколько десятков метров и вернулись к машине.



На берегу канала стояла чья-то лодка, люди собирались плыть по каналу. К сожалению, даже в летнее время услуги аренды лодок нет.



Летом 2005-2006 годов на берегах канала проводились раскопки. Места для раскопок были выбраны согласно сохранившимся картам 1804 года. При раскопках были найдены остатки фундаментов и печей, оконные стекла, головка курительной трубки, монета, кусочки хрусталя, обугленные доски напольного настила, ядро от мортиры и другие предметы.



Координаты каналов
Кявкенсильдской: 61.424176, 28.519307
Кукотайпальской: 61.495243, 28.526644

Tags: Выборгская губерния, Карелия, Суоми-красавица
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments