Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Интерпоселок. Важеозерский монастырь

Рано утром в четверг 23 июня Лена petite_nyctale, Таня , Лена К., Наташа и я встретились на углу Невского и Думской. Здесь начиналось наше четырехдневное путешествие в Карелию от Онежского озера до Белого моря. Стартовали в семь утра и к полудню прибыли в Олонец. Здесь нас вкусно накормили, но посмотреть город нам не дали. Погрузили в автобус и мы поехали дальше на север в Задне-Никифоровскую пустынь (сейчас здесь Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь). Ехали мы по великолепной трассе «Кола», повернули после указателя на Интерпоселок.
Рядом с монастырем есть небольшой поселок со странным на первый взгляд названием «Интерпоселок». В каком году появился здесь этот поселок мне так и не удалось выяснить. В журнале «Карело-Мурманский край» (1932, №7-8) была опубликована статья «Лесосовхоз „Интернационал”»:
« В далекой Олонецкой лесной глуши, в 120 км от Петрозаводска, на берегу озера Важезера, обозначенного на карте Карелии маленьким синим пятнышком, высилась тридцатиметровая деревянная башня Задне-Никифоровского монастыря. Революция уничтожила гнездо мракобесия.
До 1931 года стихии разрушили монастырские строения: ветры сорвали железо с крыш, вода подтачивала фундаменты стен, рушились печи, вываливались окна, проваливались полы. Любители бесплатных приобретений активно содействовали разрушающим процессам стихии, воруя стекла, доски, железо, гвозди. Уныло и безнадежно выглядело к 1931 году монастырское наследство.
Начало октября 1931 года открыло новую страницу в истории бывшего монастыря. В начале октября 1931 года у монастырских стен появились люди: 25 человек рабочих-эмигрантов, приехавших из-за океана в леса Карелии для участия в строительстве своего интернационального рабочего отечества. С этого момента разрушающиеся стены Задне-Никифоровского монастыря становятся первым приютом строющегося поселка рабочих-лесорубов „Интернационал”
».
Далее читаем: «Достаточно сказать, что от ближайшего крупного хозяйственного центра — Петрозаводска до поселка нужно преодолеть сто пять километров Олонецкого тракта и около пятнадцати километров почти непроходимой летом, безусловно непроходимой весной и осенью и доступной лишь в зимнее время проселочной дороги». Эти самые последние пятнадцать километров и сейчас ужасны.
И кто были эти «рабочие-эмигранты, приехавшие из-за океана»? В журнале «Карело-Мурманский край» в 1930-е годы почти в каждом номере есть статьи о канадцах, реже упоминаются американцы. Зачем они приехали в Карелию из США (тогда писали САСШ) и Канады? Это были финны, уехавшие ранее в поисках лучшей доли из Финляндии за океан, позже, поверив большевицкой пропаганде, они переехали из Северной Америки в Карелию (тогда КАССР), помогать строить социализм.



В конце XIX – начале ХХ столетий из Финляндии в Америку хлынул поток переселенцев. The years between 1870 and 1930 are sometimes referred as the Great "Migration" of Finns into North America. In the 1870s, there were only 3,000 migrants from Finland, but this figure was rapidly growing. New migrants often sent letters home, describing their life in the New World, and this encouraged more and more people to leave and try their luck in America. Rumors began of the acres of land that could be cleared into vast productive fields and the opportunity to earn "a barrel of American dollars" in mines, factories, and railroads.
There were also professional recruiters, or "agents," employed by mining and shipping companies, who encouraged Finns to move to the United States. This activity was frowned upon by the authorities of the Grand Duchy, and was mostly done in secret. It was eventually brought to an end in the late 1880s by legislation in the U.S., but the decade still saw a 12-fold increase in the number of Finnish migrants compared to the previous decade, as 36,000 Finns left their home country for North America
.

К началу Первой мировой войны в Америке и Канаде было уже около 300 тысяч переселенцев (из них в Канаде около 46 тысяч). В 1929 году экономика рухнула, шаткое положение переселенцев стало практически безнадежным, так как многие из них еще не успели стать на ноги.

В 1923 году из руководимой Гюллингом Карельской Трудовой Коммуны была создана Автономная Карельская ССР с ним же во главе. По его инициативе (и с одобрения центральной власти) в мае 1931 года в Нью-Йорке начал работу Комитет технической помощи Советской Карелии. Главной задачей комитета была вербовка финнов с целью переселения их в КАССР. Комитет технической помощи закупал для Карелии технику и оборудование. Главным источником финансирования стал так называемый машинный фонд. Сдавая валюту, эмигрант получал от руководителя комитета квитанцию, по которой в СССР ему должны были компенсировать взнос в рублях (по золотому курсу — 2 рубля за 1 доллар).
На средства североамериканских финнов для Карелии в те годы было приобретено оборудования на сумму более чем 500 тысяч долларов США (1 миллион рублей в золотой валюте). Закупленное оборудование (за свой счет) перевозили в республику сами переселенцы.

Такой же комитет по вербовке переселенцев был и в Торонто. Трудовое соглашение заключалось с переселенцами на два года, но вернулись в САСШ немногие. Большинству было уже и некуда — перед отъездом они полностью распродали имущество, закрыли счета в банках.

Approximately ten thousand Finns returned from the New World, not to Finland but to the Soviet Union, in the 1920s and the 1930s to "build socialism" in the Karelian ASSR. This took place mainly for ideological reasons, and was strongly supported by the political elite of the USSR. .

Это переселение финнов получило название «Karjalan kuume» - «Карельская лихорадка».




Таким вот образом первые 25 поселенцев и очутились в Задне-Никифоровской пустыне, получившей название «Интерпоселок», в котором они создали совхоз «Интернационал», о чем далее говорится в вышеупомянутой статье «Лесосовхоз „Интернационал”»: « Одной из первоочередных своих задач коллектив рабочих поселка „Интернационал” сразу же признал задачу создания при поселке собственной фуражной и продовольственной базы. На бесперебойный завоз фуража и продовольствия из снабжающих центров нельзя было возлагать больших надежд.
Главным инициатором создания совхоза при поселке явился большевик-рабочий Эйно Александрович Айрио, бывший красный партизан, ныне возглавляющий коллектив рабочих поселка „Интернационал“. Тов. Айрио сумел с большевистской настойчивостью сломить оппортунистические напевы отдельных членов коллектива на тему: „нам не до коров и навоза, когда нужны фестметры“, сумел своим личным примером, энергией и воодушевлением крепко спаять коллектив рабочих на преодоление трудностей, вытекавших из принятого решения - создать здесь вот, в лесу у поселка собственный хлеб, овощи, молоко, мясо, свой фураж для обоза. … Еще до конца зимы 1931 года коллектив „Интернационала“ и его руководство приступило к осуществлению мысли о создании совхоза. Был разработан подробный календарный план строительства совхоза и сельско-хозяйственных работ. Особое внимание при этом было уделено вопросам правильного маневрирования рабочей силой, правильной организации труда и расстановке сил. В зимнее время нельзя было думать о переброске на сельско-хозяйственное строительство сколько-либо значительного числа полноценной мужской рабсилы. Поэтому основные сельско-хозяйственные работы ложились до окончания лесозаготовительного периода на женский труд: уход за скотом, чистка хлевов сортирование семян и пр. Но по мере того, как освобождались рабочие на лесозаготовительном фронте, „Интернационал“ сумел подготовить рамы для парникового хозяйства, подготовить земельные участки, вывезти навоз, вспахать и засеять первые свои поля, одновременно развернув ремонт и строительство хозяйственных и жилых своих помещений.
Эта система умелого распределения трудовых ресурсов коллектива сохранилась и в 1932 году. В январе 1932 года поселок имел 120 человек рабочих, причем зимние заботы о сельском хозяйстве опять таки в большей своей части лежали на женщинах, в то время как мужское рабочее население „Интернационала“, организованное в 7 рабочих бригад, вдалеке от поселка одерживало блестящие победы, штурмуя лес: бригада тов. Кивинелто выполнила задание на 130% ; бригада тов. Пелтола — 126%; остальные 5 бригад - 115% . С наступлением весны рабочая сила с лесозаготовок планомерно перебрасывалась, как и в 1931 году, на совхозное строительство и сельско-хозяйственные работы.
В совхозе закипела работа. Несмотря на всю энергию руководства поселка „Интернационал“, ему не удалось добиться необходимого для полевых работ трактора и рабочему коллективу „Интернационала“ пришлось „подменить“ механизацию работ умелым четким руководством, правильной расстановкой сил и энтузиазмом рабочих коллектива. Полное отсутствие обезлички, ответственность всех и каждого за порученный участок работы, обмен опытом, здоровая деловая самокритика, деловитость рабочего коллектива принесли должные результаты и к 15 годовщине октября поселок „Интернациовал“ может смело рапортовать рабочей общественности Союза, Карелии и оставшимся за океаном братьям по классу о своих достижениях.
В 1932 году коллектив лесо-совхоза „Интернационал“ имел 16,5 га земли под викой, картофелем и овощами. Коллектив располагает стадом в 20 коров и 50 свиней; коллектив наладил собственную добычу рыбы; в 1932 г. коллектив записал на приход от своих полей 35 тонн картофеля, 2000 килограмм огурцов, 5000 килограмм капусты, 13 000 килограмм вики, 30 тонн силоса. Бригады коллектива в порядке встречного планирования выполнили первоначальное задание по сеноуборке на 224% , убрав 114 тонн сена, используя под покос никем до сих пор не использовавшиеся полоски лугов по берегам рек и озер. Себестоимость 1 тонны сена выразилась при этом в сумме 165 рублей, а бригаде ударника Тимонена удалось с этой суммы скостить целую десятку— 155 руб. Таковы в самых общих и сжатых чертах сельскохозяйственные достижения поселка „Интернационал“ в 1932 году. Успешная и дружная работа коллектива позволила коллективу и его руководителям определить уже и задания по росту в 1933 году. Вот в самых общих чертах принятое поселком задание на 1933 год:
а) довести кадровый состав поселка до 500 человек;
б) разработать под сельско - хозяйственную культуру 50 га новых площадей;
в) расчистить 50 га сенокосов;
г) стадо крупного рогатого скота увеличить до 100 голов;
д) стадо свиней довести до 150 голов; а) построить скотный двор;
ж) построить 5 жилых домов для рабочих и их семей;
з) построить на реке Вожезерке гидростанцию.
Намеченный план будет выполнен и превышен коллективом „Интернационала“. Залогом этому является не только успешное выполнение им заданий 1932 года, но и та социальная реконструкция и социалистическая перековка человека, которую нельзя здесь не отметить. Еще недавно в стране капитала совхозники „Интернационала“ были разрозненными рабами; притупляющая нищета и бесправие были их уделом.
Теперь они хозяева в своей стране. Смотрите, как меняется их социальное лицо: 100 процентов рабочих коллектива охвачено профсоюзом; растут ячейки Осоавиахима, Мопра и др. рабочих организаций; растет за счет лучших производственников парторганизация поселка; по мобилизации средств поселок на 1 месте в районе; все рабочие застрахованы; рабочий день—8 часов.
Поселок имеет свою школу, амбулаторию, клуб, ясли, радиоузел, образцовую столовую.
»








Лес продавался заграницу за валюту. Новые «хозяева в своей стране» работали ударно, перевыполняли план, сами себя обеспечивали продуктами питания, а еще передавали свой опыт. В статье «В борьбе за лес» (Карело-Мурманский край. 1933, №1-2) читаем:
«В отношении инструктажа, этого важнейшего звена в деле борьбы за овладение техникой, в условиях Карелии представляется совершенно необходимым всемерно использовать опыт работающих в ее лесах канадских рабочих-эмигрантов. Показатели производительности труда канадцев несравненно выше аналогичных показателей работы остальных лесорубов. Так, например, бригада Мюллюниеми добилась рекордного показателя —43 фест-метра на человеко-день в то время, как большинство наших лесорубов зажаты в пределах 2—3 фест- метров на человека.
К освоению канадской техники в лесах Карелии предпринят ряд мероприятий. Во-первых, организуются курсы инструкторов по внедрению канадской техники в нашу практику лесозаготовок. Недавно состоялся первый выпуск этих курсов, давших лесам Карелии 28 квалифицированных инструкторов и 12 инструкторов для Восточной Сибири.
Во-вторых, на целом ряде лесозаготовительных пунктов Карелии работают специальные бригады канадских лесорубов, здесь же на месте передающих свои опыт нашим рабочим».









В 1931 году в «Карело-Мурманском крае» № 1-2 была опубликована статья «Мы желаем помочь СССР в деле социалистического строительства» за подписью канадского лесоруба Вяйнэ Ярви:
« Газеты буржуазной Америки так же, как и газеты других капиталистических стран, кричат с пеной у рта, что, мол, в СССР царит принудительный труд. Но я заявляю от своего имени и всей группы канадских лесорубов, что никакого принудительного труда я здесь в Советской Карелии не вижу .
Развитие социалистического строительства, конечно, требует участия, например, в лесозаготовках, широких рабочих и крестьянских масс, которые часто без большой раз’яснительной кампании не идут в достаточном количестве и во-время в лес, но никакого принуждения, я, лесоруб, член сельсовета—не видел. Я был делегатом на Всекарельском с’езде Советов и ни один крестьянин, и ни одна крестьянка или лесоруб о принудительном труде не говорили, ибо такового нет.
…. «Плохой поп о себе проповедует»— говорит финская пословица—так и тут.
Американская буржуазия говорит о принудительной работе потому, что это ее патентованный метод эксплоатации. Все заключенные тюрем Дикинсона штата Висконсии в 1930 г. были брошены на каторжные, т. е. принудительные работы. Почти все тюрьмы САСШ работают на капиталистические промышленные предприятия. Продукция этой принудительной работы реализуется на заграничных рынках. Отчасти именно от безчеловечного каторжного труда вспыхивали в прошлом году жестоко подавленные бунты в Американских тюрьмах.
… Если бы американская полиция при проезде нашем из Канады в Карелию не держала нас как арестантов, мы могли бы приобрести нужные усовершенствованные орудия производства; теперь мы их не имеем, но в будущем эти орудия мы будем иметь.
В нашей артели 36 лесорубов, но еще в настоящем году нас будет не менее 40-50. В нашу артель мы берем кроме новых канадцев также до 200 карел, русских и пр., которых мы будем обучать нашим методам работы
».



К сожалению, мне не удалось найти сведений о дальнейшей судьбе канадского лесоруба Вяйнэ Ярви. Потому что уже в 1933 году в статье «В борьбе за лес» таким как он специально разъяснили, что «лесозаготовки в Карелии являются главной ареной классовой борьбы. Именно на этом фронте кулак и будет оказывать нам ожесточенное сопротивление. Именно здесь пытается он организовать свой вредительский саботаж — срывает выход колхозников и единоличников в лес, разлагает трудовую дисциплину, разжигает рваческие настроения отсталой части колхозников и единоличников, спекулирует на трудностях снабжения, портит и разворовывает государственное и общественное имущество. Вот почему в борьбе за лес необходимо проявить максимальную революционную бдительность, которая «является тем самым качеством, которое особенно необходимо теперь большевикам» (Сталин). Именно это качество — максимальная бдительность — является залогом высокого качества борьбы на самых разнообразных участках лесозаготовительного фронта. Только максимальная революционная бдительность даст нам возможность пресечь и искоренить в карельских лесах все проявления оппортунизма, головотяпства и скрытых и нагло обнаженных вылазок классового врага» .

Сколько точно до 1935 года, когда поток переселенцев иссяк, переселилось из Северной Америки сейчас никто не знает, пишут что 10-20 тысяч. После 1935 года уже никто не приезжал, потому что те кому удалось вырваться из социалистического рая в капиталистический ад рассказывали такие ужасные вещи, что желающих ехать больше не нашлось. Сколько точно канадцев и американцев погибло во время репрессий неизвестно, считается что около 15%. Были расстреляны три руководителя нью-йоркского Комитета технической помощи, переселившиеся в СССР в 1930-х.

Сейчас в Интерпоселке проживает около семидесяти человек. Общественный транспорт сюда не ходит, нет медпункта, аптеки, магазина, школы. Самыми необходимыми товарами жителей обеспечивает автолавка. Летом приезжают дачники. В монастыре идут восстановительные работы, но монастырь не богатый, поэтому вряд ли они могут достаточно платить.



Есть телефон и почтовый ящик, а также гостевой дом для паломников:





Иеромонах провел для нас небольшую экскурсию по монастырю, после которой мы могли самостоятельно ходить по всей территории монастыря. Фотографировать можно всё, юбки надевать не заставляли.
Устав монастыря древний, кажется он восходит к монастырским уставам принятым в Афонских монастырях. Но, к сожалению, подробности я забыла.

На сайте монастыря пишут, что Важеозерская обитель (Задне-Никифоровская, Спасская Важеозерская Геннадиево-Никифоровская пустынь) была основана учениками преподобного Александра Свирского преподобными Геннадием и Никифором. Старец Геннадий первым поселился на берегу озера Важе около 1500 года (точная дата неизвестна) в небольшой пещерке.

По жалованной грамоте царя Иоанна Васильевича Грозного на землевладения, Задне-Никифоровская обитель получила «на все четыре стороны по версте, опричь мхов и болот и глыб». Этой же грамотой повелевалось, чтобы монахи «лес разчищали, и пашню к монастырю своему пахали сами своими руками, а не наймом и без подмоги; а деревень бы есте и починков на том лесу не ставили, и крестьян бы есте на тот лес не призывали, и из найму бы есте того лесу и пашни пахати однолично не давали никому».
В начале XVII века шведы («немецкие люди») все имущество обители разграбили или уничтожили, иноков разогнали, часть перебили вместе с игуменом Дорофеем (семь, а по другим памятникам — двадцать человек братии): «после немецкаго разорения монастырь был пуст и старцы скитались между двор».
В 1764 г. пустынь была совсем закрыта, а церковь ее была обращена в приходскую. В 1846 году пустынь вновь стала самостоятельной.
25 июля 1885 года был страшный пожар, начавшийся при сильном ветре, уничтожившей все строения пустыни, кроме деревянной часовни св. великомученика Никиты
В 1922 или 1923 году, во время массовых репрессий монашествующих, иноки Важеозерской обители были расстреляны на территории монастыря.



При финнах в монастыре, как уже было сказано выше, был лесхоз «Интернационал». Храм Всех Святых использовался как кинозал и столовая, в Преображенском храме был спортзал. Колокольня была снесена, а храмы обезглавлены. Кладбище монашествующих снесено и часть участка использовалось как отхожее место. Иконы, служебные книги и монастырские архивы, погост, братский корпус, монастырская стена были уничтожены.
После 1945 года в стенах обители расположились колония для несовершеннолетних, затем психиатрическая больница.
В 1991 году монастырь был возрождён как женский. Были отремонтированы Преображенский храм, колокольня, каменный зимний храм Всех Святых и надвратная церковь прп. Иоанна Рыльского. С ноября 2000 года монастырь преобразован в мужской. Несколько матушек не ушли в другие монастыри, а остались жить в Интерпоселке вне стен монастыря.

Храм во имя святых преподобных отцов Никифора и Геннадия Важеозерских чудотворцев был построен в 1858 году. Был отремонтирован в 1990-х гг., освящен во имя Всех Святых:





Преображенская церковь была построена после пожара 1885 года, освящена в 1892 году святым Иоанном Кронштадтским. Храм построен в русском стиле, с резными карнизами и наличниками по углам и окрашен в белый, синий и жёлтый цвета. Имеет три входа — крыльца с резными перилами и колоннами с полукруглой крышей:







Бывшие Святые врата и надвратная церковь во имя преподобного Иоанна Рыльского построена в 1896 году. Сейчас храмы прп. Иоанна Рыльского и св. прав. Иоанна Кронштадского:





Братские корпуса:












На Важозере часовня св.Иоанна Предтечи (Баптистерий):



На переднем плане часовня во имя святого великомученика Никиты:


По уставу общежития, в обители вся братия участвует в послушаниях, труды общие, общая трапеза, общая молитва и церковное правило.
В настоящее время число монашествующих в монастыре 14 человек: игумен, иеросхимонах, три иеромонаха, два иеродиакона, два мантийных монаха, три инока, два послушника. Кроме того в обители постоянно находятся несколько трудников.

******************

«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь
Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды
Гирвас
«Осударева дорога»

24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1)
Надвоицы (1). Могила китайских бойцов
Надвоицы (2). Заброшенный рудник
Надвоицы (3). Вокруг ББ канала
Сорока (1). Устье Нижнего Выга
Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима

25 июня 2016
Беломорские петроглифы
Кемь. Семужий и жемчужный промыслы
Кемь. Храмы
Кемь. «Лондон»
Станция Медвежья Гора (2)

26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск
Tags: Карелия
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments