Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима

24 июня 2016, 22:30

Пока мы вместе с Наташей и Леной бродили по островам, наши подруги время зря не теряли. Они познакомились с двумя местными дамами, катившими на велосипедах. Дамы спешились, завязался разговор. В это время как раз мы подошли. Мы обратили внимание, что в Беломорске разъезжают на велосипедах только женщины, а мужчины на автомобилях. Почему так? Дамы рассмеялись, сказав, что мужчины вечно спешат. Поговорив еще немного, дамы проводили нас к месту погребения преподобного Савватия, светлым именем своим прославившего Сороку на века.

В 1428 году Герман, родом из карельских людей, жил на берегу Выга рядом с часовней. Вместе с поморами летом он посетил Соловецкий остров, но жить на острове в одиночестве он не решился и вернулся в Сороку.
Савватий, ища места для совершенного уединения и безмолвной молитвы, узнал, что в двух днях плавания от берега в Белом море стоит остров, никем не населенный. Он вышел из монастыря Валаамского и поселился сначала у часовни в Сороке на берегу Выга. Вскоре он познакомился с Германом, одиноко жившем в лесу. Герман согласился сопровождать Савватия на остров и остаться там вместе с ним. В 1429 году Савватий и Герман за два дня достигли Соловецкого острова.
Несколько лет протекли в спокойствии и уединении. Герману потребовалось по делам покинуть остров, Савватий остался в полном одиночестве. Однажды Савватий, почувствовав приближение своей кончины, пожелал причаститься и отправился в Сороку. После двухдневного плавания, он направился к часовне на Выге, где в то время находился игумен Нафанаил, который направлялся к одному больному для причащения. Савватий обратился к Нафанаилу: «Прошу тебя, отец, отъими грехи, которые исповедую тебе, властию, данною тебе от Бога, и сподоби меня причащения св. Таин». Нафанаил спешил, он стал отказываться, но Савватий упросил и исповедался. Нафанаил, причастив Савватия, просил последнего дождаться его в часовне. Утром 27 сентября 1435 года новгородский купец Иоанн вошел в часовню и увидел Савватия сидящего в монашеском одеянии. Так покойно, безмятежно, веруя в обетованное свое спасение, сидя в куколе и мантии, скончался Савватий. Нафанаил и Иоанн, совершив отпевание, предали тело погребению. Через 30 лет, в 1465 году, Герман (уже при игумене Зосиме), перенес останки Савватия в Соловецкий монастырь. Мощи были положены за алтарем храма Успения Пресвятой Богородицы. В Сороке, на месте могилы был поставлен крест. В советское время часовня и крест были утрачены.
В настоящее время крест снова восстановлен, а почти на том самом месте, где была часовня, поставили новую церковь:


Зосима скончался в 1478 году, был похоронен за алтарем деревянного Спасо-Преображенского собора. Всего на год пережил его Герман, умерший в Новгороде. Соловецкие иноки повезли его тело в Соловецкую обитель, но из-за распутицы принуждены были похоронить у часовни в деревне Хавроньиной на реке Свири. В 1484 году его мощи были перевезены в монастырь и положены рядом с мощами преподобного Савватия. В 1862 году, по завершении строительства Свято-Троицкого собора, мощи Зосимы и Савватия были поставлены в серебряных раках в Зосимо-Савватиевском приделе. В сентябре 1925 года мощи святых были вскрыты специальной комиссией.


М.М. Розанов в 1970-е годы на основе пятнадцати книг воспоминаний, доступных ему в Америке, написал «Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. — Обзор воспоминаний соловчан соловчанами». Розанов в несколько сокращенном изложении приводит воспоминания генерала Зайцева о вскрытии мощей соловецких святителей:
«В августе 1925 года начальник УСЛОНа объявил приказ создать комиссию для публичного вскрытия мощей. В комиссию он включил Ювеналия (Машковского. М. Р.), архиепископа Курского и Тульского, Мануила, епископа Гдовского (Не Лемишевского ли, епископа Лужского, викания Петроградского, потому что в сборнике Польского есть только Мануил Лемишевский? М. Р.) и еще одного епископа и трех ссыльных чекистов. Председателем комиссии был назначен «известный на Соловках и памятный чекист Коган, прославившийся своими зверствами в Крыму».
«Гробницы с мощами святых Зосимы и некоторых других были поставлены в Преображенском соборе… Чтобы не оскорблять религиозных чувств читателей описанием гнусного фарса… ограничусь одним моментом. Когда вскрывали мощи св. Зосимы, то отделили голову от туловища… Будто бы Коган спросил архипастырей: „Это ваш главный святой? Вот ему…“ — и с силой ударил носком по черепу, который, отлетев, ударился о стену».

Все летописцы того периода согласно говорят о «мании кладоискательства» соловецкого лагерного начальства, создавшего даже «Раскопочную комиссию» под атаманством того самого монаха — расстриги «Васьки» Иванова — «антирелигиозной бациллы», по словам Ширяева, знавшего «Ваську» (В кавычки беру потому, что официальные инициалы его были А. П. Иванов)».


Далее Розанов приводит свидетельство Никонова, побывавшего в соловецком антирелигиозном музее в 1929 или в 30-м году и оставившего довольно полное описание его (на стр. 135–138): «По обе стороны двери (в настоятельскую церковь) стояли массивные раки… Зосимы и Савватия. Они были покрыты толстым зеркальным стеклом. Внутри рак — по несколько горстей праха с белыми крупинками костей. „Это и есть мощи?“ — По-видимому да, сказал Жуков (Сергей Васильевич, почвовед СОКа, замещавший заведующего музеем, приятель Никонова. М. Р.)… Мы прошли дальше, в алтарь… Направо от жертвенника в особом стеклянном ковчежце — белый череп преподобного Германа» .

Затем Розанов приводит свидетельства Ширяева, Олехновича: «В 1933 году музей реорганизован и исторический отдел его, где хранятся в стеклянных ящиках мощи Зосимы и Савватия, для заключенных закрыт. До этого все три отдела могли посещаться только группами под опекой ротных и воспитателей. Некоторое время я пробыл сторожем музея, охраняя его от „соцблизких“. Как-то раз худенький мужичок из под Тулы попросил меня впустить его внутрь помолиться. Удостоверившись, что опасности вокруг незаметно, я провел его в историческое отделение. Отдав там земные поклоны всем четырем углам, где висели иконы, он стал отбивать их и перед мощами соловецких святых».

И вот, после всего изложенного Розанов приходит к неожиданному выводу: «что и в 1930 году ящики с мощами еще не были обнаружены. Лагерное начальство (Ногтев, Эйхманс, Неверов, Васьков) не позволило бы хранить в музее мощи (или кости)» и Иванов «такой «раскопщик» пропустил бы сообщить о находке ящиков с мощами в журнале, и не кричал бы об этом на всех углах: — Святых нашел! Едва ли. Во всяком случае, если до 1933 года о «ящиках с мощами» и слуху не было, то естественно утверждать, что они случайно нашлись много позже. Вскрывали же не ящики, а гробницы в 1925 году, из которых мощи были замурованы в стене собора и вполне допустимо, что в гробницы для маскировки были положены чьи-то кости и чурбан в форме черепа».

Понять Розанова можно. Нормальному человеку в здравом уме невозможно себе представить такое святотатство. Розанов был на Соловках позже, почему о публикациях ничего не знал. А.П. Иванов сначала в 1926 году в концлагерной газете «Новые Соловки» опубликовал краткую заметку, а затем в журнале «Карело-Мурманский край», 1927 № 4, подробный отчет.

Лихачев: «Иванов был карликового роста, и его звали «антирелигиозной бациллой», или еще—«кусочком сволочи». До своего ареста благодаря своему маленькому росту А. Иванов был служкой новгородского митрополита, затем — антирелигиозным деятелем. Был посажен за кражи в особо больших размерах церковных ценностей» .

Ширяев: «Васька» Иванов был одной из колоритнейших фигур каторги. Я не видел более безобразного по внешности человека: ненормально низкого роста, почти карлик, кривоногий, с безобразно отвисшей нижней губой и огромными, торчащими, как крылья нетопыря, ушами он напоминал одну из страшных химер Нотр Дам. К тому же он обладал неприятнейшим, громким и визгливым фальцетом».

А.П. Иванов – карлик на фотографии в центре. Вообще-то он носил очки, но тут снял их, вероятно «для красоты»:









После закрытия на Соловках лагеря и тюрьмы мощи были вывезены на материк (не чекистами, а теми, кто понимал и сумел их убедить) и переданы на хранение в Центральный антирелигиозный музей в Москве, а затем в ленинградский Музей истории религии и атеизма (Казанский собор). В апреле 1989 года мощи прпп. Зосимы, Савватия и Германа были предъявлены церковной комиссии во главе с митрополитом Алексием. 19 августа 1992 года, в праздник Преображения Господня, преподобные Зосима, Савватий и Герман покинули Петербург, утром 20 августа они вернулись в родную обитель.


В последнем параграфе статьи А.П. Иванов пишет о наиболее ценном экспонате Соловецкого музея – Никоновском или Кийском кресте. Это не просто главная святыня православных, это самый значительный реликварий в христианской истории вообще. Я думаю, что Иванов это прекрасно знал и потому сохранил.

История Никоновского креста такова. Никон, бывший соловецким иеромонахом и отправлявшийся с церковными требами, потерпел крушение в устье реки Онеги, спасся на Кий-острове и, по обычаю, поставил на том месте, где вступил на берег, крест. Это было в 1635 году. В 1652 году он, будучи уже новгородским митрополитом, ездил в Соловецкий монастырь, вместе с князем Хованским, за мощами митрополита Филиппа, видел на Кий-острове крест свой и тогда же решил основать здесь монастырь. Обет свой он привел в исполнение тогда уже, когда сделался московским патриархом. В 1656 году он начал строить монастырь на счет своей келейной казны и на те шесть тысяч рублей, которые ему были пожалованы царем Алексеем.
Животворящий крест с 300 частицами мощей был сооружен для монастыря по заказу Никона в Иерусалиме в настоящую меру креста Христова (длиною 4 аршина, поперечное дерево два аршина тринадцать вершков, титла – 15 вершков, подножие в аршин, ширина 5 вершков, толщина 2 вершка). Крест этот привезен был в монастырь в 1657 году.
В 1854 году во время Крымской войны англичане высадились на Кий-острове. Незадолго до того крест патриарха Никона был вывезен на Соловки, правда, при этом были утрачены некоторые мощи. До нашествия англичан по сторонам Креста находились писанные на холсте образа с предстоящими Божией Материю и Иоанном Богословом. Образ Божией Матери после англичан найден был поврежденным холодным оружием и перенесен в церковь, а икону Иоанна Богослова англичане увезли с собой. В 1923 году Крестный монастырь на Кий-острове был закрыт, там организовали дом отдыха, работающий по сей день. Крест перевезли на Соловки в антирелигиозный музей.

Розанов писал: «Под алтарем Преображенского собора, в усыпальнице, где веками покоилось тело Зосимы, находился крест из восьми толстых сосновых брусьев. В музее этого креста нет. Он в первый же год концлагеря, очевидно, пошел на топливо». К счастью, Розанов ошибся. Крест был перевезен в Москву и хранился в подвале Исторического музея. Примерно в 1990 году Крест был найден в коробке под лестницей разрубленным, в виде лома, подготовленным к списанию с целью продажи по цене серебра. Юрий Мефодьевич Соломин, тогда министр культуры России, спас реликвию. Крест был отреставрирован и в августе 1991 года был передан в храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках (Москва), где и находится по сей день.


В концлагерной газете «Новые Соловки», 26 сентября 1926 № 39, Б. Радо (Емельянов) опубликовал о поиске Александром Павловичем Ивановым церковных ценностей на материке и передаче их в антирелигиозный музей довольно любопытную заметку «Профессор».

В Беломорске почти на том самом месте, где стояла часовня, при которой почти год жил Герман, в 2004 году поставили церковь Зосимы и Савватия Соловецких:


Церковь стоит на берегу Выга:




******************

«от Онего до Белого моря»
23 июня 2016
Интерпоселок. Важеозерский монастырь
Кончезерский завод и Кончезерские Марциальные воды
Гирвас
«Осударева дорога»

24 июня 2016
Станция Медвежья Гора (1)
Надвоицы (1). Могила китайских бойцов
Надвоицы (2). Заброшенный рудник
Надвоицы (3). Вокруг ББ канала
Сорока (1). Устье Нижнего Выга
Сорока (2). Савватий, Герман и Зосима

25 июня 2016
Беломорские петроглифы
Кемь. Семужий и жемчужный промыслы
Кемь. Храмы
Кемь. «Лондон»
Станция Медвежья Гора (2)

26 июня 2016
Кивач. Петрозаводск
</a>
Tags: Карелия, Соловки
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • За Выборгом

    8 марта сего года ездила на экскурсию за Выборг. Подзаголовок экскурсии «Туда, где никто не бывал». Действительно, там мало кто был. Еще совсем…

  • Заблудилась. Концлагерь №3

    понедельник 23 мая, 11:30-12:50 После Кукотайпальского канала следующим пунктом нашей поездки был водопад Мюллюкоски, до которого надо было ехать 50…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments