Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Введено-Оятский монастырь

25 февраля 2017, 11:10-12:00

Островский-Оятский-Введенский расположен на левом берегу реки Оять. Когда и кем был основан монастырь неизвестно, но несомненно, что в XV веке монастырь уже существовал. До 1764 года монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю, затем заштатный. В монастыре похоронены родители преподобного Александра Свирского и некоторые из его учеников.
Монастырь всегда был небольшим – в разные годы от 5 до 25 человек, и небогатым – владел небольшим наделом земли, сенокосами и рыбными ловлями на Ояти и Свири.
В 1918 году на монастырских землях и в помещениях была организована коммуна “Пролетариат”, в которую входили Введенский монастырь, деревня Барково, Чашковичи, Яровщина. В коммуне было 82 человека. Проживали при Введенском монастыре - 47, из них трудоспособных - 33 человека. В 1921 году “Пролетариат”развалился "в силу неурядиц среди членов коммуны", затем в монастыре была организована агробаза “Ильич” Колонизационного отдела Мурманской железной дороги НКПС.



Задачу снабжения переселенцев семенами и молодняком племенного скота выполняли две агробазы, организованные Колонизационным Отделом Мурманской железной дороги. Одна агробаза у станции Оять, другая у разъезда Зеленец. В Зеленецком монастыре я была на экскурсии три года назад, 19 апреля 2014 года, писала о монастыре здесь .

В агробазе «Ильич» дела обстояли не очень хорошо: «В феврале месяце[1923 года] т. Арнольдов в том же «Ильиче» (тогда Введенский монастырь) видел коров, у которых за грязью нельзя было разобрать, где голова где хвост, и которые буквально на его глазах дохли, как мухи, героически этим иллюстрируя общее положение без всяких письменных докладов «о ходе работ» (Полферов. «Нужда научит пироги есть. Как можно заставить ослабленный организм работать». Вестник Мурмана 1923, №31).
Через полтора месяца внезапно в «Ильиче»: «Тов. Арнольдов с некоторым недоумением смотрел на засеянные поля агробазы «Ильич», на прекрасные огороды, на полуночную работу мельницы, размалывающей зерно для ЧХ, на лошадей в полном здоровьи (а полтора месяца тому назад эти лошади, взятые Агрослужбой из городского обоза дороги, были обречены под нож татарина для снятия шкуры), на коров, которые сыты и дают молоко… И всюду жизнь, рабочее настроение, всюду люди не растерянные, а твердо стоящие на ногах и уверенно делающие свое дело» .

Автор (Полферов) задается вопросом: - откуда это? И отвечает: - Агрослужбе перестали давать денег. «Агрослужба, получившая определенное заверение, - ни единой копейки кредита! – забилась в предсмертных конвульсиях и принуждена была задуматься над ясно поставленным вопросом – жить или не жить?»
Как выжить, когда с одной стороны, выражаясь современным языком, против Агрослужбы введены санкции, с другой стороны «денег нет, но вы держитесь»? Я, прочитав довольно скучную статью Полферова полностью, но так и не поняла. Никаких рецептов, кроме как про чьих рук дело спасение утопающих, а также жить захочешь, нужда заставит – как-нибудь выживешь, автор не дает.
Излишне говорить, что упомянутый в статье Арон Маркович Арнольдов (Шейнфайн) , председатель транспортного и колонизационного комбината Мурманской железной дороги, в 1937 году оказался террористом и шпионом.

Из «Отчета о работах колонизационного отдела Правления Мурманской железной дороги за 1923-1924 год» видно, что какие-то деньги агробазе выделили и купили кое-какую технику:
«Совхозы перешли в заведывание Колонизационного Отдела далеко не в цветущем состоянии. Постройки требовали ремонта, пашни и сенокосные угодья стали зарастать кустарником и заболачиваться, и все хозяйство в них носило отпечаток бедного существования на хозрасчете без оборотных средств, когда основной капитал изнашивался и концы еле сводились с концами» .
На оборудование и приспособление совхозов в 1923-1924 отчетном году было ассигновано 10 000 рублей. Примерно 31 гектар был засеян рожью, овсом, ячменем, травами, посажен картофель, капуста, турнепс, свекла, брюква и другие овощи. Эти земли не были «наследством» монастыря, они были расчищены, раскорчеваны, мелиорированы агрослужбой. Первый совхозный урожай был невысок, что явилось последствием прежнего состояния этих хозяйств. К посевам 1925 года в хозяйстве «Ильич» было подготовлено еще 6,5 гектаров.



В 1924 году в целях организации снабжения переселенцев продуктивным племенным скотом через Торгпредство СССР в Финляндии был выписан молочный скот Восточно-финской породы, в количестве 20 коров и 2 быков: «Имея сравнительно небольшой вес – в среднем около 295 кг – он очень продуктивен и при правильном кормлении может давать от 2 000 до 2 400 литров молока в год, причем молоко содержит 4-5% жира. Восточно-финский скот вполне устойчив против заболевания туберкулезом и вполне приспособлен к северному району Мурманской ж.д., что подтверждается многолетней практикой Финляндии. Стоимость всего стада Восточно-финской породы выразилась в сумме 4 524 р. 89 к. кроме этого скота, в питомнике агробазы имеется 16 коров местной породы, и таким образом численный состав питомника определяется в 36 голов».



Были отремонтированы скотный двор, телятники и конный двор. Произведен капитальный ремонт осушительных сетей, прорыты новые канавы. Стоимость осушительных работ выразилась в сумме 1 002 р. 13 к.
В хозяйстве имелась мукомольная мельница с нефтяным двигателем при ежедневной производительности при 8-часовом рабочем дне до 7 т 500 кг. Мололи зерно государственных учреждений, крестьянское и свое, полученная прибыль в 1924 году составила 3 960 р. 54 к.
В агробазе «Ильич» проведена дековилька для перевозки зерна и муки от мельницы до ст. Оять; эта мера дала хозяйству экономию около 1 000 р. в год. Для удобства разгрузки и погрузки зерна и муки у путей ст. Оять была построена крытая платформа.
В 1924 году из «Ильича» было выслано на северный район Мурманской ж.д. 23 т 300 кг свежей капусты и 3 т 335 кг свеклы. Из питомника свиней было выслано 48 поросят.

В 1926 году в агробазе «Ильич» Колонизационным отделом проводились работы по осушке болот и превращения осушенных участков в луг. Это было важно для экономики налаживающихся хозяйство переселенцев, так как чем быстрее болото превратится в многолетний луг, тем прочнее будет приживаемость переселенцев.
Для этих целей Колонизационный отдел приобрел 8-сильную фрез-машину германской фирмы Сименс-Шуккерт. В агробазе «Ильич» фрез-машина показала производительность до 1 гектара за 8-часовой рабочий день при глубине разрыхления почвы до 4,5 вершков. При обработке такой же почвы, но целинной, фрез-машина могла разрыхлять почву на 1-2 вершка, раздирая дернину на мельчайшие кусочки. При повторной обработке фрез-машина легко разрыхляла почву уже на глубину до 4,5 вершков.
Кроме того, в хозяйстве имелась шведская лапчатая борона, способная разрывать моховой покров и разбивать кочки. С большим трудом удалось приобрести три бороны Ганкмо.
Суровая зима 1925-26 года сильно сковала болота, а поздняя весна замедлила процесс оттаивания, поэтому к обработке сильно кочковатых участков болота возможно было приступить только во второй половине июня.

В 1926 году к агробазе «Ильич» было прирезано около 180 га лесных площадей, что дало возможность производить как ремонт, так и заготовку для постройки новых сельхоз зданий лесных материалов, а также обеспечить себя дровами.





Из «Справочной книжки для желающих водвориться на переселенческих участках в Карельско-Мурманском крае» (Колонизация Карельско-Мурманского края, Ленинград, 1925 )
«А в агробазах – «Ильич» и «Зеленец» производится размножение тех семян, которые нельзя дешево купить на рынке. В агробазах также разводится скот, который более подходящ для переселенческих участков. Установлено, что самой подходящей породой скота для колонизируемых районов является восточно-финский скот, который разводится в Финляндии. Эта порода скота отличается особой выносливостью и молочностью. Поэтому Мурманская железная дорога в 1924 году выписала из Финляндии 20 коров и 2 быков этой породы и организовала в совхозе «Ильич» племенной рассадник для снабжения молодняком переселенцев. В этих же агробазах имеется рассадник свиней для тех же целей» .

Фотограф изловчился так, чтобы в кадр не попала монастырская колокольня. Но если приглядеться, то слева видны купола Богоявленской церкви, позже разобранной на кирпич для хозяйственных нужд:


Я тоже изловчилась сфотографировать почти с того же самого места:





Дела у агробазы «Ильич» шли неплохо. В журнале «Карело-Мурманский край», 1929 №2, была опубликована заметка Ф . Семкина «Вместо монастыря культурное хозяйство»:
«Среди сосновых лесов в красивой местности на берегу реки Ояти расположился с давних лет с белокаменными постройками Оятьский монастырь в Пашковском районе, Лодейнопольского округа. Окруженный большими селами, как Даможирово, Паша, он в прежнее время собирал большую жатву с малокультурного темного населения. Так жили себе отцы «святые», ни о чем не тужили, пили, ели себе, как говорили, во славу божию, но вот их мирный покой нарушила Октябрьская революция. Открылись глаза трудящихся, увидели они, как ловко работали святые отцы, одурачивая трудящихся. Собралась беднота, выгнала ожиревших батюшек, организовала коммуну; но без хороших организаторов и руководителей, да к тому же при наличии, к несчастию, вошедших в коммуну людей из бывшего монастыря*, коммуна распалась, хозяйство пришло в упадок. Перед земельными органами встал вопрос об использовании хозяйства в целом, в подыскании хозяина и вот этот хозяин нашелся—Колонизационный отдел Мурманской железной дороги, который задался целью восстановить это хозяйство и эта надежда оправдалась. В населении в настоящий момент ходит поговорка: „хочешь быть с 3-мя коровами, поучись, как нужно работать у агробазы «Ильич». А это видно из дальнейшего— что было и что стало: Отделом было принято земли в 1924г.— 24десятины, да и то почти полузапущенной, а теперь — 88 десятин вполне удобренной разработанной земли, проведена мелиорация, введен правильный севооборот на 26 десятинах (четырехпольный).Что было с молочным стадом? Оно состояло из 16 голов метисов ярославской породы, прошедших критический возраст. Теперь оно заменено новым молодым стадом восточно-финской породы, вывезенным из Финляндии в количестве 22 шт. коров и 2 быков; в настоящее время в стаде насчитывается 39 коров, 2 быка, 53 головы молодняка в возрасте 2-х лет. Тут же выстроен новый скотный двор „по всем правилам науки“.Скот кормится по норме, каждое животное получает20 ф. сена, 30 —40 фунтов турнепса, 1— 3 ф. жмыхов, отрубей. Раньше с десятины снималось 60 пуд. сена, а теперь200 пудов. Картофеля снимается 700 пуд. с десятины, турнепса— 1400— 1500 пудов. Отремонтирована заново мельница, которая ранее размалывала в сутки 200 — 300 пуд., теперь размалывает800 пудов. Агробаза пользуется симпатией среди местного населения, особенно бедноты, которой весной этого года было выдано семенного овса 450 пудов. Беднота также пользуется с/х инвентарем и тяговой силой. Агробаза «Ильич» служит рассадником культуры, сельско-хозяйственных знаний среди местного населения и выращивает племенной скот для переселенцев Карело-Мурманского края» .

*) «люди из бывшего монастыря» - это был о. Николай, которому в июле 1929 года "было предъявлено полное выселение из монастыря", но потом с послушником его переселили из дома у колокольни в холодное, сырое помещение в самой колокольне под аркой слева от входа. В 1931 году о. Николаю было предъявлено обвинение в к/р деятельности, он получил срок три года. После чего его следы теряются, так как архивное дело было уничтожено в 1955 году.



Что было здесь во время финской оккупации мне не удалось узнать. После войны совхоз «Ильич» продолжал функционировать. Сотрудники совхоза проживали в монастыре, даже в колокольне было несколько квартир. В 1970—1971 годах в нескольких километрах от монастыря были построены первые два кирпичных дома, контора совхоза «Ильич», столовая, очистные сооружения, водозабор и овощехранилище. Поселок получил название «Рассвет». Потом построили дом культуры, кинотеатр. Сейчас в «Рассвете» живет около тысячи человек, есть школа на 430 мест.

После того, как совхоз «Ильич» перебрался в «Рассвет», монастырские здания стали ветшать и разрушаться. И разрушился бы окончательно, как разрушились многие пригородные дворцы и усадьбы. Но Введенскому монастырю повезло. В 1991 году монастырский комплекс был передан петербургскому Троицкому Измайловскому собору для ведения подсобного хозяйства. В первый год прихожане посадили картошку. В 1993 году здесь был открыт Введено-Оятский женский монастырь.



Двор монастыря:


На сайте монастыря есть следующая информация:
Известен монастырь с начала своего восстановления и целебным минеральным источником. Этот источник в дореволюционных документах и подробных описаниях обители не упоминается, но с 30-х годов ХХ в., когда монастырь заняли колхозники, жители обратили внимание на родник, вода которого помогала от болезней. Желая использовать воду для нужд колхоза власти пробурили скважину, только вода для животных оказалась непригодной – минеральная. После войны источник забыли, но с приходом в монастырь сестер он стал для них спасением – никакой воды в монастыре не было. Воду стали освящать, многие получали от нее помощь. Анализ воды, проведенный в 2004 г., показал высокое содержание солей и железа, а также небольшие количества радия и радона. По оценкам Института радиологии при приеме до 2-х литров воды в сутки, доза облучения не превысит нормы.

Странно это как-то – «вода для животных оказалась непригодной». А человек, что не скотина разве, ко всему привыкает? Ну это ладно.

В 2005 г. над источником построена деревянная часовня в честь иконы Божией Матери "Живоносный Источник", а также купальня для желающих омыться святой водой:



С передачей комплекса монастыря обители отошло 106 га земли. На части этих земель с начала восстановления создано подсобное хозяйство: скотный двор, покосы, картофельные поля и огороды, облепиховая рощица. В 2005 г. был посажен сад из 70-ти плодовых деревьев (яблонь, вишен, слив) и 40 ягодных кустов. Перед главным входом в монастырь планируется разбивка парка. Для женских обителей не так характерна рыбная ловля, но в период весеннего половодья с помощью паломников рыба на трапезе не оскудевает. Сейчас в монастыре подвизаются 13 сестер.

21 сентября 2006 г. в пустоши Мандеры рядом с монастырем на противоположном берегу Ояти на месте рождения Александра Свирского архимандритом Лукианом (Куценко) заложена часовня в честь преподобного. За основу проекта часовни взят старейший в России действующий деревянный храм св. Георгия Победоносца в деревне Родионово (Юксовичи) Подпорожского района Ленинградской области.



А ниже та самая Георгиевская церковь в Юксовичах, что стоит на своем месте с 1496 года, освященная по благословению преподобного Александра (1448-1533):


Tags: Ленинградская область
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments