Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Category:

Обонежье

25 февраля 2017




Второй день нашей поездки по Подпорожскому району был насыщенным. Поднялись рано утром, позавтракали, сели в автобус и поехали на восток. От Подпорожья до Гоморович тридцать километров. Без четверти девять мы остановились у часовни Николая Чудотворца, построенной в восемнадцатом столетии.

В 2009 году эту часовню из Плотична, что на берегу Свири, перенесли ее в Гоморовичи, так как из-за строительства ГЭС на Свири уровень воды поднялся и часовня подтоплялась. Часовня отреставрирована, но не действует. Вход открыт, можно зайти внутрь.


Раньше в Гоморовичах была деревянная Троицкая церковь, поставленная в 1899 году, к сожалению, сгоревшая в 2006 году.

Во всех селах мы видели старинные деревянные дома, которым гораздо больше ста лет. Большинство из них имеет хозяев, но некоторые дома, к сожалению, заброшены и тихо разваливаются:



По данным на 2010 год в Гоморовичах проживало четыре человека. Но когда мы там были, утром 25 февраля, из каждой трубы шел дым, какие-то мужики ходили у тракторного двора. Некоторые дома обшиты модным нынче пластиковым сайдингом.



Уехали из Гоморович в девять утра, чтобы успеть на паром в 10:20. О паромной переправе в Вознесенье писала здесь . В одиннадцать часов приехали в Гимреку.

На Гиморецком погосте сохранилась церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1659 года постройки, и колокольня. Ограда и церковная брама были отремонтированы в 1974 году.



Вид церкви в сентябре 1941 года:



Тогда же, в 1970-х, были убраны все добавления XIX века, восстановлена резьба.





При реставрации в 1970-х зачем-то врезали окно, которого раньше не было. Это была ошибка. В результате северная стена «поехала», сейчас снова необходима срочная реставрация, но пока деньги из областного бюджета не выделены.



«В селе Гимреке (Прионежье) священник после совершения требы настолько был пьян, что вместо дверей сторожки (невдалеке от церкви), где он пил, разбил раму окна и пытался влезть в окно, но застряв в нем, так и уснул. В таком положении нашли его утром верующие и в тот же день, по настоянию некоторых граждан, священнику было отказано от прихода. Подобных этому случаев чрезвычайно много и нет особой необходимости их здесь приводить. Такие случаи особенно детально и внимательно подмечались молодежью и не удивительно, что комсомольцы, а с ними и часть беспартийной молодежи, распевают антирелигиозные песни и не без сочувственного отношения к этому со стороны взрослой части населения» (С. Макарьев, «Вепсы», Карело-Мурманский край 1929, №11-12).

Вскоре после этой публикации церковь закрыли в 1930 году. При финнах храм был действующим. После войны церковь снова закрыли в 1947 году. На сайте Тихвинской епархии сведения о Рождественской церкви отсутствуют, то есть церковь не действует. Тем не менее, по праздникам службы идут, какие-то паломники приезжают, иконы привозят, молятся.

Внутри восстановлен тябловый иконостас (тябло – полки, на которые ставят иконы):




Дверь подлинная, 1600-какого-то года:


В Гимреке сохранилось много старинных деревянных домов. Одно время тут даже собирались открыть музей деревянного зодчества. А пока старые дома без хозяина, объявленные федеральными культурными памятниками, охраняются государством. Очень хорошо видно, как эти дома без крыш гниют под «охраной» государственных чиновников.

До войны здесь стояло 26 домов, а сейчас осталось всего 3, да и те разваливаются:


Совсем другое дело, если у дома есть хозяин:


Гимреку, в отличие от Вознесенья, финны не сожгли и не разрушили. Вот там, да, ничего не осталось. А в Гимреке ничего, всё сохранилось.

Этот вепсский дом считается одним из самых старых домов Ленинградской области:



В Гимреках мы развернулись и поехали обратно, в Щелейки. В Щелейках главной достопримечательностью является церковь Дмитрия Мироточивого, построенная в 1783 году с колокольней, соединенной с церковью крытым переходом.

Церковь пятиглавая, вид в 1942 году:


В 1970-х церковь была отреставрирована. Был убран тес, которым обшили церковь в 1834 году. В 1868 году главки и кровлю обшили железом. Это тоже было убрано в 1970-х.



Но гидроизоляция фундамента, свою функцию не выполнила. Конструкции прогнили и поражены грибком. Кроме того, стоящая рядом с церковью ель, рухнув, рассекла главку, что ускорило гниение.
Церковь нуждалась в срочной аварийной реставрации. Одно время собирались церковь разобрать и перенести в музей деревянного зодчества в Мандроги. Местные жители протестовали, писали и, наконец, добились.
В 2014 году область выделила 10 млн рублей. На 2016-17 г.г. было выделено 25 млн рублей, работы планировалось закончить в октябре 2016 года.




Вот была облагорожена паперть в 1834 году, в 1970-х всё ликвидировали:



При финнах церковь открыли. Вообще, финны вновь открывали приходы только в тех случаях, когда прихожане могли собрать церковный налог (в Финляндии церковь не отделена от государства). Читала, что когда Димитровскую церковь отремонтируют, её вернут верующим и здесь будет приход. Местные жители это заслужили, они добились, чтобы деньги выделили, иначе бы от церкви уже ничего не было. Сейчас жители Щелеек приглядывают за тем как идет ремонт. Говорят, нормально делают, качественно.

Иконостас в 1942 году:


Сейчас, конечно, ничего этого не осталось. Внутрь церкви зайти не удалось. Нам объяснили, что пол прогнил и можно провалиться в подклеть, а там довольно высоко. Сейчас купола и барабаны стоят внизу, их заново обшивают осиновым лемехом. Думаю, к лету не успеют.



Щелейки стоят на самом берегу Онежского озера. Здесь имеется рыболовецкая бригада. Можно купить свежую и копченую рыбу.
Когда мы были в Щелейках, то все озеро до горизонта было усеяно рыбаками-любителями, которые приезжают сюда на выходные из Петербурга. Тут есть где остановиться. В Щелейках мы пообедали у рыбаков, вернулись в Вознесенье, переправились через Свирь и в начале четвертого были в Родионове.

В Родионове на берегу Юксовского озера уже полтыщи лет стоит Георгиевская церковь.
1493 год запомнился возвращением Колумба из Америки в Испанию. В этом же году родился Парацельс, впоследствии сформулировавший неочевидную до сих пор неокрепшим умам мысль: нет ничего абсолютно вредного или абсолютно полезного, но все дело в концентрации. В 1493 году Иван III Васильевич заключил с Данией мир. Но это так. Кроме того в этом году он принял титул «Государь всея Руси». Литовские князья в то время именовались помимо прочего «великим князем русским». Тогда же Иван III добавил в титул «самодержец» и литовцы с этим согласились. Всё это, конечно, от Софьи. Вот с тех пор у нас всё как-то автократорно.

По сведениям Даля Георгиевская церковь в Юксовском приходе была построена еще при Василии Темном, а освящена в 1493 году при жизни преподобного Александра Свирского посланным от него иеромонахом Афанасием. В 1631 году при митрополите новгородском Афонии была устроена трапеза и церковь была вновь освящена. Л.В. Даль признавал Юксовский храм древнейшим деревянным во всей России.
Незадолго до 1877 года церковь была обшита тесом.





В 1970-е годы церковь реставрировалась, была заменена тесовая кровля и восстановлено крыльцо, утраченное в годы войны.


Георгиевская церковь была закрыта в 1937 году, с 1993 года в ней стали проводиться богослужения. А с 2007 года при ней организовано подворье Александро-Свирского монастыря. Службы проводятся только по большим праздникам.

Юксовское озеро, по имени которого названа юксовская болезнь. Эпидемия была в середине 1930-х при Свирьлаге.






Зимой на подворье никого нет. Летом сюда приезжают трудники, паломники, которых размещают в Родионове. В Сретенской церкви проводят регулярные службы.




Из Родионова мы уехали около четырех часов. От Родионова до города ехать чуть более трехсот километров. Но, у Разметелева, мы повернули на юг, и стали въезжать в город со стороны поселка им. Свердлова. Наш экскурсовод, Виталий Штенцов («Цвета Севера»), обещал, что в конце поездки будет сюрприз. Сюрпризом оказалось ночная прогулка вдоль парка Богословка (бывший Невский лесопарк). Виталий был совершенно прав, что привез нас сюда.
Покровская церковь в темноте, но с подсветкой, выглядела просто потрясающе.

Справа на фотографии видно, как из дымника (деревянная труба) идет дым:


Мы с Леной три года назад были в Богословке, писала о поездке здесь .
Действительно, сами мы бы никогда сюда на ночь глядя не приехали и ничего этого не увидели бы. А так мы хорошо погуляли, подышали свежим невским воздухом. Нам уже звонила Наташа, ленина дочка, беспокоилась, куда мы пропали. Она ждала нас у Ломоносовской. Половина десятого она нас встретила, еще десяти не было как я домой вернулась.


«Посвирье и Обонежье» с «Цветами Севера»:
Вознесенье. Паромная переправа через Свирь
Введено-Оятский монастырь
Свирьстрой
Свирские берега
Обонежье

Tags: Ленинградская область
Subscribe

  • Вятское. Учащие и учащиеся

    11 октября 2019 Село Вятское было казенным, проживали в нем государственные крестьяне. В 1842 году здесь было открыто первое в Даниловском уезде…

  • Петр Телушкин и другие

    Самое высокое здание Петербурга с 1733 по 2012 гг. - колокольня Петропавловского собора, высота 122,5 метра. Колокольня имеет три яруса. На высоте 16…

  • Село Ново-Спасское, Рыбницы тож

    11 октября 2019 Автобус из Красного Профинтерна на Ярославль отправился с небольшим опозданием. Через две минуты проехали Тюнбу, потом через минуту…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments