Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Церковь Успения Богородицы на Волотове

2 февраля 2017, Великий Новгород

В Новгород мы, Лена petite_nyctale, Лена К., Наташа и я, поехали на тематическую экскурсию, смотреть иконы и фрески.
Замечательная Успенская церковь была построена в 1352 году, в 1363 вся церковь внутри была покрыта фресками. Церковь простояла практически в первозданном виде почти шестьсот лет.



Недалеко от Владимира стоит дивной красоты церковь Покрова на Нерли , еще домонгольская, построенная в 1160-х годах. Когда-то внутри вся эта церковь тоже была покрыта фресками. Но за семьсот лет фрески несколько подзапылились. И тогда, в 1876 году, хозяйственный церковный староста решил сделать в церкви ремонт. По его распоряжению все древние фрески были обиты, а затем стены покрашены яркой блестящей масляной краской.

Тут-то общественность и спохватилась. Что же останется, если всякие церковные старосты будут у нас таким образом ремонтировать церкви. Надо всё, что представляет историческую и художественную ценность, сохранить. А для этого нужно всё обмерить, зарисовать, сфотографировать. И вот в конце XIX века началась работа по сохранению и реставрации памятников старины. По инерции эта работа продолжалась еще до начала 1930-х годов.
В 1894 году было дано задание Филарету Фомину снять кальки росписей Успенской церкви на Волотове. Он прикладывал к живописи кальку и просто обводил контур. Эту колоссальную работу он один выполнил всего за год. Кальки требовались как образцы для росписи новых храмов, которые строились в то время в России.







В августе 1941 года церковь оказалась на линии фронта и от неё осталась только груда кирпичей.




Считалось, что Успенская церковь погибла насовсем. В таком виде церковь находилось до 1955 года, когда была принято решение законсервировать руину. Высота завала была 4,0-4,5 метра. Снаружи церковь была полностью очищена от завалов. Внутри проводились раскопки, было выбрано для музея более трех тысяч фрагментов фресок. На сохранившихся стенах и столбах, погребенных под битым кирпичом, даже сохранилась живопись. После того как завалы были разобраны оказалось, что живописи всего около 40 кв. м. Уцелевшая живопись была расчищена от копоти и грязи. Уцелевшие остатки стен высотой от одного до четырех метров были надстроены до одного уровня. Сверху закрыли крышей из оцинкованного железа.

Канавка на стене показывает до какого уровня были разрушены стены:


Сохранившиеся фрагменты живописи:






Полотенца оказались под тремя слоями более поздних записей, которые были удалены. А вообще живопись в церкви не поновлялась.








Считалось, что в законсервированном виде фрески могут храниться довольно продолжительное время. Консервация спасла завал с фрагментами фресок внутри церкви от разорения, хотя попытки проникновения были. Последний раз пролом был обнаружен в 1992 году, он был сразу заделан. Тогда же выяснилось, что из-за протечек крыши верхний слой завала насыщался влагой, фрагменты штукатурки превратились в прах.
В сентябре 1992 года минкульт дал добро на подготовку документации по реставрации храма, в августе 1993 года началась работа. Надо сказать, что наша неразбериха 1990-х годов была на руку новгородским реставраторам. В другое время сюда понаехали бы московские варяги, а новгородцев и близко не подпустили бы.

Для реставрации были все условия: к этому времени в стране был уже большой опыт по восстановлению руинированной живописи; сохранились обмеры и реставрационные чертежи, выполненные в 1920-30-х годах; сохранились фотографии, копии живописи, кальки в Русском музее, карандашные зарисовки, выполненных в конце XIX - первых десятилетиях XX века;

Разбор завалов проводился по методике Александра Петровича Грекова. Она заключалась в следующем. Он брал план церкви, разбивал его на условные участки. Он предполагал, что при сотрясении стен при бомбежке, основная масса штукатурки далеко не улетала, а осыпалась рядом со стеной. Хотя, конечно, некоторые фрагменты могли улететь довольно далеко. Штукатурка с каждого участка собиралась в ведра, потом просевалась через сито с величиной ячеек около 5 мм, затем все обнаруженные фрагменты выкладывалась на планшеты. Процентов 80% фрагментов величиной 1-2 см, остальные фрагменты крупнее. Всего было извлечено 1 750 000 фрагментов – на столько частей рассыпались 300 кв. м живописи. Фрагменты занимают 7 000 планшетов. Все фрагменты очищаются от пыли и грязи, после этого начинается подборка.

Разбивка церкви на участки:


Все планшеты промаркированы:






Фрагменты мелкие, потому что штукатурный слой (левкас) необычно тонкий, всего около одного сантиметра, а бывают фрагменты, где толщина меньше миллиметра. Даже на иконах слой толще.
Вот эти кусочки величиной 1-2 см:


Хранение планшетов:



По истечении четвертого сезона, к концу сентября 1996 года, высота завала в основном объеме храма составляла в среднем один метр.

Работа по собиранию фресок ведется в мастерской, расположенной на территории упраздненного Антониева монастыря.





Храм строился по заказу новгородского архиепископа Моисея, роспись заказал и оплатил архиепископ Алексей .

Фотография фрески, на которой изображен храмостроитель Моисей, протягивающий Богородице Успенскую церковь, с другой стороны с пустыми руками Алексей:



В 1354 году Константинопольский патриарх Филофей разрешил Моисею пользоваться древним преимуществом новгородских святителей — носить крестчатые ризы, которые и прислал сам.
Цветная копия с изображением Моисея:



Моисей был канонизирован в XVII веке, Алексей не канонизирован. Тем не менее на фреске художник обоих изобразил с нимбами. Новгород город торговый, кто деньги платит, тот и святой. А может быть, художник таким образом выразил уважение новгородцев к архиепископам, которых еще при жизни почитали святыми. Моисей умер в тот год когда начали расписывать церковь. Можно сказать, что это прижизненные портреты храмостроителя Моисея и Алексея, оплатившего роспись храма:




Итак есть всё: фотография фрески, цветной этюд, точная копия на кальке и миллион семьсот тысяч фрагментов. Осталось только найти нужные и собрать головоломку.
На столе на кальке уже лежат найденные фрагменты. Слева уже подобраны нимб Моисея, просматривается крестчатая риза, в центре на фотографии видны руки и Успенский храм:



В нескольких помещениях реставрационной мастерской на столах лежат кальки, с уже подобранными фрагментами:





Живописные крошечки склеивают специальным клеем. Когда фреска собрана и склеена, её переносят в церковь. И это тоже сложный технологический процесс.
Фрагменты выкладывают на обычную монтажную пену таким образом, чтобы она не соприкасалась с живописью и перед монтажом на месте её было бы легко удалить. Для этого просовывают проволоку, а чтобы она не залипала в пене одевают коктейльные трубочки:


Пустые фрагменты фрески засыпают песком. Потом на месте застывшую пену снимают, песок сметают, а фреску закрепляют на своем месте на стене:





Сейчас уже возвращено 17 фрагментов композиции.








В старину кирпичи сушили на улице. Вокруг бегали кошки, собаки. Так на нескольких кирпичах сохранились следы собаки, жившей в XIV веке:


Внутри церкви на высоте человеческого роста сохранилось много граффити: тексты молитв, поминания, рисунки. Как известно, все новгородцы были грамотными. Мне понравилась чья-то рожица XIV-XV века:


В центре реставрации дважды в неделю проводятся экскурсии, расписание есть у них на сайте.

Работа новгородских реставраторов это гражданский подвиг. Но я не зря начала с рассказа о хозяйственном церковном старосте и его опыте поновления Покровской церкви. Потому что сама недалеко от него ушла в культурном отношении. Я думаю, что если церковь заново отстроили, то почему нельзя заново оштукатурить и расписать? Почему нет? Есть копии всех фресок, собраны фрагменты всех фресок, по которым можно точно определить нужный цвет, есть, наконец, прекрасные художники-реставраторы. Старые фрески продержались около шестисот лет. Новые фрески, исполненные по старым технологиям, тоже продержались бы довольно долго. А сколько простоят склеенные синтетическим, пусть очень качественным немецким, клеем фрагменты? Это было во-первых. А во-вторых, как много людей увидят Успенскую церковь и восстановленные фрески? Туристы приезжают в Новгород на один-два дня, они идут в Кремль, Грановитую палату, Ярославово дворище, ездят в Витославлицы и Юрьев монастырь. Если в Новгороде турист уже видел фрески Феофана Грека, то зачем ему ехать за город, чтобы смотреть фрески безымянного современника Феофана в Успенской церкви на Волотове?

В 2007 году в Эрмитаже была выставка фресок Стабии. Стабии была погребена при извержении Везувия одновременно с Помпеей и Геркуланумом. Предприимчивые итальянцы в рекламных целях возят фрагменты фресок по всему миру. Смысл выставки в том, чтобы потенциальные туристы, увидев фрески, захотели приехать в Стабии и увидеть виллы, расписанные фресками. Тем более, что весь мир прекрасно знает античную скульптуру, но мало кто видел живопись.
Итальянцам пришлось отделять фрески от стен, а новгородцам этого, увы, делать не надо. В Новгороде кое-что делается в этом направлении.

Спас Вседержитель на старой фотографии:


А это то, что удалось собрать на сегодняшний день, зафиксировано на реставрационной основе:


Две фрески «Спас Вседержитель» и «Архангел Михаил», помещенные на реставрационные основы, экспонируются на выставках. Вот почему я и подумала, что было бы хорошо поместить фрески на основу, экспонировать их в музее, в специально оборудованном помещении с постоянной температурой и влажностью, с хорошим освещением. Можно возить по всей стране, чтобы те, кто заинтересовался, специально приезжали в Новгород, а у кого такой возможности нет, увидели бы на выставке.



Tags: Выставка, Экскурсия
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • Кумола (Лумиваара)

    16 августа 2014 Поселок Кумола получил название Лумиваара в 1945 по названию волости, центром которой он является. Название Кумола имеет…

  • По границе Ореховского мира 1323 года

    6 августа 2016, суббота В мае прошлого года в Финляндии у озера Торса (Торжеярви) мы самостоятельно нашли пограничный камень (Torsansalon…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments