Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Изборск

7 октября 2017, 16:00-18:00

img862
Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов; против немцев на западе имел он: Изборск, Гдов, Кобылий; от Литвы на юге: Опочку, Велье, Остров, Воронич, Красный, Вышгород; в защиту от старшего брата своего, Великого Новгорода, с севера поставил он: Дубки, Врев, Котельный, Выбор, Володимерец.

Изборск (Избореск, Сбореск, Сборск и Сборц) находится в 30 км на запад от Пскова. По преданию основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя Словенска, переделанное, потом в Изборск: в честь Избора, сына Словена. Судьба у князя Избора выдалась незавидная: «змием изъяден умре».
В 862 г. И. достался Трувору, который был первым его князем, хотя и недолго.
Изборск в стародавние времена играл видную роль, являясь форпостом Пскова, вместе с которым с 1233 года не раз выдерживал набеги литвы, немцев. В 1510 г. вместе с Псковом Изборск присоединен к Москве. Во время осады Пскова (1581 г.) Изборск был занят поляками и возвращен по миру 1582 г.

Старая изборская крепость в VII—VIII столетиях была на высоком мысу в полукилометре к северу от крепости, построенной в XIV веке. Треугольная площадка старого городища ограничена с двух сторон обрывами, а с третьей насыпным валом и рвом, глубиной около 3 м.
Раскопки городища были начаты в 1971 году и продолжались до 1991 года. на городище были обнаружены остатки каменной крепости начала XI века и мощная каменная башня, имевшая форму шестиугольника, каждая сторона которого равнялась 6 м, толщина стен 2,5-3,5 м. также была выявлена планировка города, открыта вечевая площадь. В настоящее время все это, а также фрагменты крепостной стены, законсервированы.

P1460495

Не забыто имя Трувора в Изборске. Старое городище называют Труворовым, рядом указывают могилу князя:
P1460466

Конечно, плита, испещренная квадратными насечками, вряд ли лежит над прахом варяга. Рядом с плитой стоит огромный каменный крест (высота наземной части 2,36 м). крест датируется XIV-XV в. Крест не имеет отношения к князю Трувору, хотя бы по тому, что тот не был христианином. Вероятно, он поставлен в честь какого-либо более позднего события, со временем изгладившегося из памяти местных жителей.

P1460458

Надпись на кресте - "ЧРЬ СЛА ИСЪ ХЪ НИКА" (т.е. Царь славы Иисус Христос Ника) - традиционна для каменных крестов Русского Северо-Запада. В средокрестии высечен восьмиконечный крест на подножии.
P1460460


С городища открывается дивный привольный вид.
P1460471

P1460489


На востоке виднеется Городищенское озеро:
P1460468


Одиннадцать с половиной столетий назад в Городищенское озеро пришли ладьи, князь вышел на берег к подножию холма, позднее нареченного его именем.
P1460470

А за речкой, глубоко внизу – равнина, плавно поднимающаяся к востоку и югу, покрытая дремучим лесом:
P1460483

P1460505


Из трех церквей, виденных в Изборске, две сохранили первоначальный облик. М.В. Красовский (1874-1939) был в Изборске в 1905 году, произвел обмеры церквей и опубликовал подробное описание в журнале «Зодчий» № 49, 1905.
Особое внимание Красовский уделил Никольской церкви на погосте Труворова городища:
«Что касается времени сооружения кладбищенского храма, то определить его точно не могу, за отсутствием каких-либо существенных данных; если же судить по общим приметам, то постройку его можно отнести к XIV-XV веку. Вероятно, на этом месте со времени появления в Изборске христианства всегда стоял храм во имя того же святого, бывший, как и заменившая его нынешняя кладбищенская церковь собором старого города».

P1460491

«Особенность храма Св. Николая представляют четыре креста и круг, вделанные в северную его стену; три четырехконечных креста вытянутой формы размещены с боков и под верхним окном главной части церкви, а равносторонний крест и круг находятся в стене притвора (нартекса), справа от северной наружной двери. Эти кресты и круг представляют собою, вероятно, надгробные памятники изборчан, похороненных либо в самом храме, либо вблизи него; сделаны они из камня и выкрашены в темно-коричневый цвет. Подобные надгробия можно найти почти в каждой псковской церкви, но там им придавали форму прямоугольника и они прикреплены к стенам на незначительной высоте, тогда как в данном случае только круг и равноконечный крест вделаны в стену на высоте груди человека».

new-2

«… характерной чертой кладбищенского храма являются прямоугольные впадины различной высоты, из которых три находятся на северной, а одна на южной стене главной части церкви; ширина всех впадин также различна, причем лопатка, которая разделяет две левые впадины северной стены, перерезана окном, очевидно более позднего происхождения. … впадины на северной стене являются вполне обдуманной декорацией, вылившейся в псковских церквах в окончательную трехлопастную форму. Северная дверь нартекса и дверь, ведущая в подвал, также помещены в прямоугольных впадинах, которые таким образом являются доминирующим декоративным мотивом кладбищенской церкви».



P1460494

Выше, на рисунке Шульца, и ниже, на фотографии Красовского, звонница (на моей фотографии она видна только «в профиль»), «несколько отличающаяся от обычного псковского типа, в котором все пролеты размещались большею частью в один ряд: здесь же один пролет поставлен над двумя другими, что, в связи со сдвинутым положением всей звонцы составляет характерную местную особенность».

new-47


О церкви Преподобного Сергия и Никандра Красовский сообщает следующее: «По словам местного духовенства, построение церкви относится к 7167-у году от сотворения мира, т.е. ко второй половине XVII века нашей эры; за точность этой хронологической справки не ручаюсь, тем более, что лично на меня храм производит впечатление гораздо более древнего сооружения. Скорее дату эту следует отнести ко времени пристройки нартекса и паперти».

P1460590

«Типичным для Изборска впадинам на внешних поверхностях стен придан в церкви св. Сергия несколько другой характер, нежели в церкви на погосте; здесь они занимают почти всю поверхность южной и северной стен, благодаря чему последние кажутся как бы обрамленными узкими рамками».


P1460552

Интересна также церковная брама - небольшая, с одним арочным проемом – с трапецевидной нишей для иконы.

new-20

В советское время церковь действовала до 1961 года. Сейчас в церкви музей петроглифов.

Никольский собор
Первое упоминание о соборе относится к 1341 году: "... немцы приидоша к Изборскому с пороки и со грады и со многим замышлением и оступиша град, хотяше пленити дом святого Николая".
К сожалению собор значительно пострадал от позднейших пристроек, свидетельствующих об излишнем усердии изборчан. Колокольня пристроена в 1849 году и по характеру архитектуры не имеет вообще ничего общего с древним храмом, чем производит очень неприятное впечатление.

P1460573

Зимняя церковь была пристроена гораздо раньше колокольни, но тоже портит вид.
Замечательна толщина стен и столбов Никольского собора: она настолько велика, что свободная площадь пола церкви составляет всего лишь 0,57 всей площади, занимаемой храмом, почему внутри церковь кажется небольшой и очень уютной.

P1460579

Около храма, с правой стороны от входа, сохранилось старинное било (агиосидирон); размеры его сравнительно невелики – около двух метров (по дуге):
P1460565

«Русская церковь всегда ревниво оберегала предания и обычаи восточной церкви и стремилась избегнуть малейшего подражания обычаям «латинцев». До завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, греки гораздо охотнее пользовались билами, а колокола составляли скорее исключение и, несмотря на то, что появились они в Греции уже в первых веках христианства, на них смотрели несколько косо: «Латинянам же, нечестиво отделившимся от нас, предан другой обычай: для собирания народа в храм они пользуются одним орудием этого рода, именно колоколом»; «а колокол не держат во Святой Софии, но бильце мало в руке держа, клеплют на заутрени … а в колоколы латины звонят».
Несмотря на стремление во всем подражать Греции, некоторые русские монастыри и церкви все таки обзавелись колоколами. Такая роскошь была доступна лишь богатым монастырям и большим соборам, а бедные церкви должны были довольствоваться одними билами или клепалами.
Била были трех родов: малое, большое и, наконец, в форме узкой полосы, выгнутой по дуге.
Било последнего типа и сохранилось у Никольского собора. Такой тип била носил название άγιον σίδερον (священного железа) или χαλκόν (меди). Материалом для них, как следует из названия, служило железо или медь.
Била перешли к нам одновременно с христианством из Византии и продержались очень долго. Во всяком случае до конца XIV столетия, как это видно из летописей (при нашествии Тохтамыша на Москву «не бе звонения в колоколы, ни в била»), а может быть и позднее била кое где еще уцелели, но висят без употребления и сохраняются только как образцы старинного церковного обихода»
(Красовский, «Псковские звонницы», Зодчий, № 23 1906).


Со временем старая крепость на Труворовом городище во время осады уже не могла вместить всех жителей. В 1330 году на Жеравьей горе, недалеко от старой крепости, посадником Шелогой была возведена новая мощная крепость: «В лето 6838 Селога посадник с псковичи и с изборяны поставиша город Изборск на горе Жеравии того же лета и стену камену с плитою учиниша и ровы изрыша под городом ...»

P1460528

P1460533

P1460541

Крепость сложена из местного, довольно плотного доломитового известняка, сравнительно мало выветрившегося. Известь, служившая вяжущим раствором, крепка и настолько же мало выветрилась, что ее с трудом можно отличить от камней кладки. Стены и башни Изборска были оштукатурены, о чем свидетельствуют уцелевшие местами куски известкового намета.
Площадь территории крепости составляет 2,4 га, протяженность стен 623 метра, их высота от 7,5 м — 10 м, средняя толщина — 4 м. Диаметр башен в плане −10-12 м, высота 12-19 м, средняя толщина стен башен — 3 м

img387


Большой интерес представляют разбросанные в разных местах стен украшения, выложенные из такого же известняка, вероятно, одновременно с остальной кладкой. Так, между башнями Вышка и Рябиновка прекрасно сохранились три креста, все различного рисунка.

P1460544

P1460546



Конечно, когда стены были оштукатурены, кресты выделялись рельефнее. Расположение крестов, именно в северной стороне, не имеет случайного характера: сюда, в самый опасный во время осады пункт крепости, их поместила вера изоборчан во всемогущую силу символа христианства.

P1460547

P1460548

В 1341 году немецкие рыцари предприняли попытку захватить Изборск, но крепость выдержала десятидневную осаду – ливонцы вынуждены были отойти, уничтожив свои пороки (осадные орудия) и военное снаряжение. В 1349 году Изборск снова был осажден ливонским войском и опять безуспешно. В 1369 году немцы стояли под Изборском 18 дней, но взять не смогли. В 1406 году большой отряд ливонцев подошел к Изборску и две недели ходил по окрестностям, все сжигая. Крепость осталась неприступно, поход окончился полным поражением ливонцев. В 1480 году Магистр Ордена «со всею землею» «в велице силе с многим замышлением» подошел к Изборску. Простояв двое суток, ливонцы отошли и пошли к Пскову.
В 1510 году Изборск вместе с Псковом присоединен к Москве.
В 1569 году в ходе Ливонской войны крепость обманом взята Полубенским. Через две недели была освобождена. В 1570 году Грозный посетил Изборск. Он не подверг город разграблению, но казнил нескольких людей, показавшихся ему неблагонадежными. Об упокоении их душ он велел поминать во всех церквах.
В 1581 году Изборск захватил Стефан Баторий. По миру 1582 года поляки возвратили город.
По Ништадтскому миру 1721 года граница отошла к Балтийскому морю, Изборск потерял стратегическое значение. С 1777 года – заштатный безуездный город Псковской губернии.

P1460568

P1460570

P1460571

P1460574

P1460537

P1460594


В Городищенское озеро несут воды Словенские ключи.
P1460487

Словенским ключам не менее нескольких тысяч лет. Первое письменное упоминание о них относится к XVII веку: «От Псковаж 30 верст к западу, город Избореск, стоит на Славянских ключах. От Изборска 12 верст город Печеры». ( Книга большему чертежу или древняя карта Российского государства, поновленная в розряде и списанная в книгу 1627 года. Издание 1832 года. Глава XIV. «Поморские» стр. 180)
Подземные воды выходят в виде отдельных струй числом от 12 до 15, образуя каскад водопадов. Вода в Словенских ключах довольно жёсткая и содержит много растворённых солей, минерализация составляет 200 — 340 мг/л.
Несколько лет назад появилась традиция в день иконы Божьей Матери «Живоносный источник» освящать воды Словенских ключей, которые объявили православной святыней.

P1460507

Двенадцать ключей – двенадцать апостолов. Моментально источники обросли сказками, легендами, которых еще лет пятнадцать назад и в помине не было. Святым источникам приписываются целебные свойства. Один помогает от болезней глаз, другой дает мудрость, третий – силу, четвертый – богатство, и т.д. Скептики из Роспотребнадзора не раз уже запрещали пить воду из источников , потому что по микробиологии вода не соответствует санитарным нормам. Но мракобесы нам не указ! К источникам идут старые и малые, на своих ногах и на инвалидных колясках, батюшки и матушки:
P1460513

P1460512

Я к источникам не спускалась. Зачем мне эта молодость и красота? Пусть другим больше достанется.

P1460530

Tags: Зодчий, Нива, Псков
Subscribe

  • Неразобранное за 2017 год

    Закончился 2017 год. О чем-то я писала, о некоторых поездках еще только собираюсь написать, о чем-то писать не планирую. Я не подвожу итоги, просто…

  • За Выборгом

    8 марта сего года ездила на экскурсию за Выборг. Подзаголовок экскурсии «Туда, где никто не бывал». Действительно, там мало кто был. Еще совсем…

  • Заблудилась. Концлагерь №3

    понедельник 23 мая, 11:30-12:50 После Кукотайпальского канала следующим пунктом нашей поездки был водопад Мюллюкоски, до которого надо было ехать 50…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment