Александра Смолич (amsmolich) wrote,
Александра Смолич
amsmolich

Categories:

Псково-Печерский монастырь

7 октября 2017, 14:00-15:30

new-2
Первыми поселенцами пещер были пустынножители. Предание говорит, что те пустынники были монахами из Киево-Печерского монастыря. В тяжелое время, после 1320 года, Киев принадлежал латинствующей Литве, почему множество православных покинули Киев и искали спасения на севере Руси.
Люди рассказывали, что видели «некоего старца живша при пещере от града Пскова растоянием четыредесять поприщь и от Ливоньския земли за два поприща» (поприще составляет ~1,48 км). Об этом «старце печерном Марце» почти ничего неизвестно. По преданию, именно Марк принес в Печеры опыт общежительного монастырского жития Киево-Печерской лавры.
Место, где видели старца, а потом возник монастырь, никому не принадлежало, сюда жители Изборска ходили охотиться и ловить рыбу. В новгородских и псковских писцовых переписных книгах практически нет сведений о том, каким образом своеземцы получали землю. В «Повести о Печерском монастыре», составленной в начале XVII века, но по более древним источникам, сохранилось известие о том, как совершались приобретения. Незанятую казенную землю раздавали «в слободу» на льготных условиях в собственность земским товариществам, состоящим из сельчан и горожан, для разработки таких земель.
Около 1470 года «ту землю и лес взяша в слободу у всех псковичь с веча вся люди земцы, градския и сельския» , т.е. купили землю по решению веча у псковичей. Место около пещеры по жребию досталось Ивану Дементьеву, который был городским своеземцем, продолжавшим жить в Пскове, т.е. отбывал городское тягло со своего двора. Иван поставил деревню Пачковка недалеко от пещеры. Когда стали рубить лес, то одно дерево, повалившись, вывернуло корнями землю и открылось устье пещеры: «Над устием же пещернымъ, идеже ныне двери в гробницу, обретоша писмя изваяно на стены горы, имущи писание сице: «Богомъзданная пещера» . Об этом пошел слух «во всем граде Пскове».
В это время в Пскове жил священник Иван по прозвищу Шестник, родом из Московской земли («шестникамм» псковичи называли выходцев из московских земель, слуг великого князя). Ранее Иван был священником в Русском конце Юрьева (Тарту). Тамошние «латыняне» сначала уговорами, а потом угрозами принуждали православных перейти в латинскую веру. Православные во главе со священником Исидором отказались. Тогда Исидора вместе с другими семьюдесятью двумя православными заключили в тюрьму, а затем 8 января 1472 года бросили в реку Омо́вжу (Emajõgi). Весной их тела были обретены в трех поприщах вверх по течению Омовжи.
Вышеупомянутому священнику Ивану удалось избежать репрессий. Недолго пожив в Пскове, он услышал о явлении Богомзданной пещеры и захотел увидеть это место. Побывав у пещеры, он вернулся в Псков, поручил Ивану Дементьеву жену и двух сыновей, а затем снова пришел к пещере и начал копать в горе церковь от Богомзданной пещеры на запад. Церковь во имя Успения Богоматери была устроена им в 1473 году. Иван пошел в Псков и просил священников Троицкого собора освятить пещерную церковь, но они отказались из-за необычности святого места. Тогда Иван с той же просьбой пошел в Великий Новгород к архиепископу Феофилу. Архиепископ Феофил благословил псковских священников на освящение храма. Церковь в горе была освящена в день Успения Богородицы 15 августа 1473.
Тогда вышеупомянутый Иван Дементьев дал от своей деревни земельный надел на построение монастыря: с восточной стороны по ручей Каменец и с южной стороны церкви Успения Богородицы длиной в поприще. Так было положено основание Псково-Печерского монастыря.

new-1

По смерти жены священник Иван принял иноческий образ с именем Иона. «По преставлении же его прииде священноинок Мисаил служити к Пречистей Богородицы и монастырь ветхий составил, иже бысть на горе, и церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских». Создание в монастыре храма в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских подтверждает предположение о том, что первые монахи-основатели Псково-Печерского монастыря прибыли из Киева.

Вскоре монастырь был разорен ливонцами и оставался в запустении до 1519 года, когда его возобновил дьяк Мисюрь Мунехин с подьячим Ортюшею Псковитянином: «Начаша Мисюрь Мунехин дьяк, да его подъячей Ортюша Псковитянин назирати убогое место, незнаемо никем же, под Немецким рубежом 40 верст от Пскова, в Тайлове погосте, 7 верст от Нового городка Немецкого*, Печерской монастырь, Вифлянскую пещеру, и начаша на праздники Пречистыя Богородицы ездити со многими людми и монастырь кормити; а монастырец был на версе горы… и нача Пречистая недужныя исцеляти, и услыша вся земля Русская, яко не токмо Крестьян, но и Латыны исцеляет, и нача Мисюрь волостьми своею казною по обе стороны ручья горы копати и церковь большую созидати и в гору копатися далее и глыбже, и начаша монастырь строити в подоле меж гор, а ручей сквозь монастырь и воду возведоша вверх, а Св. Феодосия и Антония снесоша с горы в печеру в новую церковь, и начаша с проскурою и со святою водою к Государю ездити, и нача быти славен монастырь до моря Варяжска».
*) - Новый городок Немецкий – Нейгаузен, Vastseliina.


В этот период монастырь переместился с горы вниз, в долину ручья Каменца, келии были поставлены против Успенской церкви. В конце 1520-х годов игумен Герасим составил общежительный устав по образцу Киево-Печерского, который Мисюрь Мунехин своею рукою подписал. За заслуги по устроению монастыря Мисюрь Мунехин был первым из мирян похоронен в монастырской пещере.
После Герасима в 1529 году игуменом стал Корнилий, «пожит на игуменьстве 41 лето и месяца два», т.е. до 1570 года. Корнилий много потрудился для устроения монастыря: строил церкви, окружил монастырь стеною. В 1565 году «той же добрый пастырь игумен Корнилий содела около монастыря ограду камену велику и над враты устрои церковь во имя святаго Николы чюдотворца, архиепископа Мир Ликийских, способьствуя же ему, еже на строение храма сего, Павел Заболотцкий, во иноцех Пафнотий» .

P1460417

20 февраля 1570 года 69-летнего Корнилия не стало. По свидетельству Курбского, Корнилий был убит вместе со своим учеником Василием Муромцевым по приказу Грозного: «говорят, убили их в один день каким-то мучительским орудием, от которого они были раздавлены и вместе преподобно-мученические тела их были погребены» . Летописец в «Повести о Печерском монастыре» говорит о смерти Корнилия туманно: «от тленнаго сего жития земным царем предпослан к небесному царю в вечное жилище... Тело же его положено со отцы в Богом зданней пещере, в стене» . О месте и причинах казни Корнилия существуют разные мнения.
Грозный раскаялся в содеянном и сделан монастырю щедрые пожертвования: наградил селами, золотом, разными книгами; а из собственных его царских вещей оставил цепь золотую (19 звеньев золотых), монет весом 42 золотника, нож, вилку и ложку в серебряной оправе, орчак седельный, трубу военную и денежный кошелек, два ковша серебряных весом оба 1 фунт и 87 золотников».
Кроме того, Грозный повелел псковскому воеводе князю Юрию Токмакову (он поставил Святогорский монастырь в слободе Тобаленец) за счет царской казны обложить чудотворную икону Успения Святой Богородицы «в житии» золотом, киот сделать серебряный.
К этому у Курбского есть следующий комментарий: «До тех пор пока имений тот монастырь не брал, а монахи жили в нем нестяжательно, были в нем чудеса. Когда же монахи стали любить стяжания, особенно же недвижимое имущество, а именно села и деревни, тогда начали угасать в нем божественные чудеса» .

P1460393

Находясь на границе Литвы и Лифляндии, Печерский монастырь был стратегическим пунктом и испытал целый ряд нападений и осад. Из них наиболее опустошительной и опасной была осада 1581-1582 года Стефана Батория. Все летописцы утверждают, что у Батория было сто тысяч войска. Несколько раз они пытались штурмом взять Псков, но неудачно. 8 сентября был первый штурм, 2 ноября была предпринята последняя попытка. Тогда Баторий принял решение осаждать город, думая изнурить горожан голодом. Войско стало готовиться к долгой зимовке – рыли землянки, запасались хлебом и порохом. Люди начали роптать – король уедет в Варшаву, а войско будет жертвою зимы и неприятеля.
Чтобы каким-нибудь легким завоеванием ободрить войско и угодить корыстолюбивым наемникам, Баторий решил, что надо взять Печерский монастырь. В монастыре, кроме монахов, находилось 200 или 300 воинов во главе с Юрием Нечаевым.
Надо сказать, что пока Баторий штурмовал Псков, Юрий Нечаев не сидел сложа руки. Говоря современным языком, он организовал из окрестных жителей Печерского монастыря и стрельцов партизанский отряд, успешно действовавший у ляхов в тылу: сидели в засадах, нападали на подвозы, грабили их, убивали провожатых. 25 октября удалось им отбить наших пленников, более тридцати телег с награбленной немцами добычей. На следующий день тоже ехали литовцы из-под Пскова, около трехсот, с пленными и множеством добра. У них захватили два колокола: «Взаша же у них и два колокола, еже плениша в Кобыльской веси у храма святаго Николы чюдотворца, на погосте на Полной. Колоколы же оны и доныне в Печерском монастыре на извещение родом грядущим поставлены у церкви святаго Николы же чюдотворца на Святых вратех» .
29 октября немцы окружили монастырь и потребовали немедленной сдачи. Иноки ответили им: "Похвально ли для витязей воевать с Чернцами? Если хотите битвы и славы, то идите ко Пскову, где найдете бойцов достойных. А мы не сдаемся".
5 ноября начался первый штурм монастыря. Сначала били из трех больших пушек, затем ринулись в пролом: «безбожнии немцы, вооружившеся крепце, поидоша в пробитое место стены, хотяху монастырь себе восприяти, Богом зданныя пещеры, снабдимый Пречистою Богородицею дом». Защитники монастыря, вооружившись, в проломе «сташа яко гора Сион неподвижно» и бились с ними с третьего часа дня и до ночи, и прогнали их с позором. Воеводу же Кетлера и некоторых немцев взяли с ним в плен, а Юрия, другого воеводу, и иных немцев ранили.
Услышав об этом «краль Обатур» послал на подмогу отряд венгров, с четырьмя пушками, приказав: «Если не разорите монастыря того и находящихся в нем людей не уничтожите, то не возвращайтесь ко мне живыми». «Оный же воевода, со югры пришед, постави четыре пушки на своем месте, а немцы на прежнем месте с своими тремя пушки. И биша по граду в два места два дни. И егда пробиша стену до земля, тогда вооружившеся, поидоша вкупе угрове и немцы на пробитыя места, мневше, яко некому противу их стати» . Но напрасно они мнили, что защитников не осталось, на сей раз вместе с воинами стали их жены и дети: одни заряжали пищали и подавали их мужчинам, другие оружием спихивали врагов со стен, иные же «воду варяху с калом, льяху за градъ» на воинов, лезущим по лестницам на крепостную стену. Так что и эти два штурма были отбиты. «Сия же велия победа и одоление на неверныя латыня бысть ноября в 14 день, на память святаго апостола Филиппа».
В монастыре было ранено и убито около сорока человек. Начались болезни и мор от вынужденной тесноты.

P1460397

25 ноября Замойский прислал в Печерский монастырь послание о сдаче монастыря и литой из стекла образ «Пречистыя Богородицы, како благовестил архангел Гавриил во граде Галилейстем в Назарефе, и образец дому Иосифова, изнаверху дому Пречистыя наша Царица Богородица со Младенцемъ». Осадный голова Юрий Нечаев принял послание и образ, собрал священников, монахов и граждан, показал образ и повелел прочесть послание вслух.
В письме Замойский требовал добровольно сдать монастырь, выслать стрельцов, вернуть захваченное у королевских людей имущество. Монахам предоставлялось право уйти вместе со стрельцами или остаться в монастыре «в своей православной вере». Иначе: «А будет за тою моею грамотою по доброй воли монастыря не отдадите, то аз буду християньской вере невинен, что святое место разорится, и святыя церкви осквернятся, и кровь християньская многая пролиется. И та кровь взыщется на вас, а яз, християнин, веры не разоряю и храмов Божиих не оскверняю» .
Но иноки и воины на общем совете положили умереть, но не сдаваться. Иеромонах Тернуфий, облачившись в схимнические одежды («оболокся во весь иноческий чин великого образа»), вышел объявить о том неприятелям: «Аще и предаст нас Господь за грехи наша, но должни есмы вси по Христе умрети в дому Пречистыя Богородицы… вси мы готовы умрети за государя нашего царя и великого князя отчину, и за святыя церкви, и за закон православныя нашея християньския веры, а монастыря королю вашему не отдадим».
После этого дня стояли венгры и немцы около монастыря два месяца и пять дней, не давая никому из монастыря ни выйти, ни войти. Наконец, в январе 1582 года послы встретелись в деревне Киверова Гора и договорились о мире, осада с Пскова и Печерского монастыря была снята, «воиньство отидоша».

В 1611-1613 монастырь выдержал нападения Лисовского и Густава-Адольфа. В 1701 году монастырь был лично Петром I снабжен новыми укреплениями, которые и спасли его от взятия двухтысячным шведским войском в 1703 году.

img864


Старинное било (агиосидирон) находится рядом с ризницей:





Постепенное распространение колоколов в России шло, по-видимому, с севера, а не с юга. Это явление можно объяснить тем, что Киев, более близкий к Византии, должен был сильнее проникнуться взглядами греков и пользовался поэтому исключительно одними билами. Этим же можно объяснить редкость упоминаний о колоколах в Киеве и сравнительно частые указания на била (при кончине Феодосия Печерского «удариша в била, собрашася вси» - XII век; о Матвее Прозорливом говорится: «седе опочивая под билом»).
На севере было совершенно другое положение вещей. Можно предположить, что здесь колокола были обычным явлением уже в XI столетии (в 1066-7 году «приде Всеслав и взя Новгород и колокола съима у Святыя Софии»; в житии Антония Римлянина 1066 г. говорится о колокольном звоне во время утрени). Также в житии преп. Антония Римлянина имеется указание, что он привез с собою колокол из Рима.
В начале XVI века в Новгороде умели даже лить довольно большие колокола. При архиепископе Макарии отлитый в 1530 году небольшой колокол в 250 пудов считался еще чудом: «бысть вельми велик, яко такова величеством не бывало в великом Новеграде и во всей Новгородской области яко страшной трубе гласящи».
Новгород и Псков имели тесные торговые сношения с западной Европой, поэтому можно предположить, что колокола заказывали и привозили. Потому что Новгород и Псков не скупились на церковное благолепие, могли позволить роскошь и не особенно считались с обычаями, как Киева, так позже и Москвы. Это подтверждает тот факт, что бежавшие в северную глухомань новгородцы, несмотря на строгий запрет невежественного московского духовенства (в половине XVII века), продолжали там строить шатровые церкви вплоть до конца XVIII века.
Наконец, в противоположность югу Руси, в Пскове и Новгороде сохранилась масса древних специальных сооружений, предназначавшихся для колоколов: звонниц или, как прежде называли, колокольниц. Правда, новгородцы сравнительно скоро перешли к постройке колоколен, но псковичи продолжали строить звонницы.


Малая звонница Никольской церкви пристроена к западной совершенно гладкой стене и заканчивается вверху тремя столбами. На звоннице те самые два колокола, отбитые в 1581 году у войск Батория, «на извещение родом грядущим поставлены»:
P1460363

Позднее звонницу переделали в безобразную колокольню. Пристроили к звоннице три досчатые стены (с востока, юга и запада), сверху водрузили смешную луковичную главку. К крыльцу приделали досчатую двускатную крышу:
img865

К счастью, потом вернули всё к первоначальному виду, убрали доски и восстановили уникальное дуговое обрамление арок (архивольты):
P1460354

С южной стороны к стенке звонницы примыкает старинное каменное крыльцо:
P1460362

То же крыльцо на старой фотографии:
img863

Никольская башня:



Большую звонницу строил вышеупомянутый Павел Заболотцкий, «во иноцех Пафнотий». Восьмигранные призматичные столбы и архивольты малой звонницы повторяются на большой звоннице. Арочки пролетов обтянуты двойными архивольтами, от которых теперь видны только нижние части. Верх звонницы либо сам разрушился, либо был разобран при строительстве второго яруса и устройстве теперь существующего прямого деревянного карниза:


Столбы такой формы и архивольты арок нигде больше не встречаются, это характерная особенность Печерского монастыря.
Второй ярус звонницы состоит лишь из одного пролета. Его надстроили для колокола, подаренного Петром Великим. Второй ярус имеет грубые формы, не имеющие ничего общего с формами первого яруса и «перерезает» деревянным карнизом архивольты нижних арок. Теперь можно только представить, какой красивой звонница была прежде, когда форма верха была многощипцовой. Жаль, что замысел строителя был искажен уродливой надстройкой, без которой звонница представляла дивный образец чистого Псковского стиля.



К трем колоколам приделаны коромысла для раскачивания не языка, а самого колокола. Это колокола: весом 3 тонны, подаренный Грозным; весом 2 тонны - Годуновым; весом 4 тонны – Петром Великим.
Обычай раскачивать не язык, а сам колокол - чисто западный, его называют «католический». Да и само устройство звонниц приспособлено именно для западного приема раскачивания. Считается, что чисто русский прием раскачивания языков был придуман в XIV веке. Тогда только догадались, что колокол должен быть неподвижным. Это очень удобно при размещении колоколов на колокольне. К тому же русский способ раскачивания более музыкальный. Оба способа сохранялись до середины XVII века, особенно в северном крае. И только в Печерах заботливо сохраняют старинный западный способ раскачивания колоколов.


Первая и главная церковь монастыря – пещерная Успенская церковь была освящена 15 августа 1473 года. Через пятьдесят лет дьяк Мисюрь Мунехин (Михаил Григорьевич Мунехин по прозвищу Мисюрь) «церковь Пречистыя в горе ископаша велику и в той же церкви приделы устроиша преподобных отец Антония и Феодосия Печерских. Освящена же второе церковь Пречистыя в горе в лета 7031-е августа в 15 день. Того же месяца освящали и преподобных храм».
Киево-Печерский монастырь был образцом для всех других монастырей. Подобно Киево-Печерскому монастырю были образованы и другие псковские монастыри: Елеазаровский, Крыпецкий, Никандров.
Над входом в Успенский собор - большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием:
new-1

Чтобы визуально подчеркнуть степень духовного родства между Псково-Печерским монастырем и Киево-Печерской лаврой в XIX столетии на скате крыши Успенской церкви поставили пять темно-синих с золотыми звездами куполов в стиле украинского барокко:



Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была устроена поверх соборной Успенской церкви в 1758 году. Таким образом, теперь Успенская и Покровская церкви имеют общий фасад, и воспринимаются как единое целое:



При игумене Корнилии в 1541 году поставили Благовещенскую церковь. В ней сохранились фрагменты фресок 1547 года. Справа от нее стоит Сретенская церковь, которая была построена вместе с Благовещенской в 1541 году в качестве трапезы, но потом радикально перестроена и освящена в 1870 году.




В верхней части барабана Благовещенской церкви есть храмозданная надпись, выполненная вязью. Пояс сделан из керамических плит, покрыт белой глазурью. В плитах прорезаны контуры букв и залиты темно-зеленой поливой. В надписи говорится о постройке церкви "В лето 7049", при державе государя великого князя Ивана Васильевича". Этот храмозданный пояс знаменит тем, что считается самым ранним из известных для архитектуры Пскова XVI века:
new-3

Ризница, предположительно, была построена при игумене Корнилии, т.е. в период с 1539 по 1570. Ризница представляет собой уникальное сочетание церковной и гражданской псковской архитектуры. К зданию ризницы пристроено массивное белое крыльцо:


В ризнице хранятся предметы церковной утвари. Драгоценные вклады Ивана Грозного, Бориса Годунова, Федора Иоанновича, Петра Великого, Анны Иоанновны: золотые и серебряные кресты, украшенные самоцветами и крупным жемчугом, Евангелия в драгоценных окладах, золотые и серебряные сосуды, кадила чеканной работы, митры, парчовые ризы. Почти пятьсот лет сокровища хранились в ризнице, их не выносили из стен монастыря, несмотря ни на какие войны и осады крепости... 25 февраля 1944 года в монастырь поступило распоряжение гебитс-комиссара Бекинга об упаковке наиболее ценных предметов ризницы для их последующей эвакуации. 18 марта 1944 года представитель немецкого командования Берг отправил четыре ящика с драгоценными предметами в Ригу. Игумен Павел обращался в разные инстанции с просьбой дать гарантии в том, что после изменения обстоятельств военного времени к лучшему сокровища будут возвращены в монастырь.
Весной 1944 года в монастыре складывалась ситуация, подобная Валаамскому монастырю в 1940 году, когда после бомбежек во время Финской войны, спасая святыни монастыря, валаамская братия по льду Ладожского озера ушла в Финляндию. Мнения печерской братии разделились: одни полагали, что надо эвакуироваться вместе со всеми святынями; другая часть склонялась к тому, чтобы положиться на Волю Всевышнего и остаться в монастыре. После обсуждения братия во главе с игуменом Павлом приняли решение остаться в монастыре. 11 августа 1944 года город Печоры был освобожден от немцев. Игумен Павел (Горшков Петр Михайлович, 1867 г.р.) был арестован 23 октября 1944 по 58-й статье (шпионаж + антисоветская пропаганда). Вместе с ним были арестованы насельники монастыря: иеромонах Лин (Илья Никифорович Никифоров), рабочий монастыря Егор Петрович Петров-Костенков, трудившиеся в монастыре Татьяна Архиповна Хитрова и Эльза Аугустовна Грюнверк. Игумен Павел скончался 6 июля 1950 (Сиблаг, Баимское отделение, причина смерти: декомпенсированный кардиосклероз).
Они, как другие миллионы заключенных, взошли на Голгофу ХХ века, на вершине которой не светился яркий блеск спасения.

По инициативе наместника Алипия были найдены сокровища и после долгих переговоров о возвращении сокровищ (из условий немецкой стороны – чтобы монастырь не закрывали и чтобы все было возвращено в монастырь) в 1973 году из 566 вывезенных предметов было возвращено 504 (остальные 62 пропали). Можно сказать, что эвакуация ризницы в 1944 году была промыслительным событием.


Окно и орнамент Лазаревской церкви (1792-1800)



Иван Михайлович Воронов (1914-1975) с 21 февраля 1942 по 25 сентября 1945 был на фронте. Гвардии рядовой Воронов прошел от Москвы до Берлина, награжден орденом «Красная звезда» (на сайте Память народа ). 28 августа 1950 года — пострижен в монашество с именем Алипий. С 28 июля 1959 до 12 марта 1975 наместник Псково-Печерского монастыря.
Это было тяжелое время для Русской Церкви. При Хрущеве взрывали церкви, в закрытых – устраивали склады. Закрывались высшие духовные учебные заведения. Советская власть, истребляя священнослужителей, изолируя их в лагерях и тюрьмах, хотела ликвидировать Церковь. Но она выжила, в том числе, благодаря о. Алипию. Почти все монастыри были разогнаны, только два монастыря осталось – Троице-Сергиева Лавра и Псково-Печерский монастырь. Это была витрина свободы совести, свободы отправления религиозных культов. Нужно было показать всему миру, что никаких притеснений верующих в стране нет. В монастырь привозили иностранные делегации со всего мира посмотреть на резервацию «опиума народа».
Привозить – привозили, но из кожи вон лезли, чтобы найти повод для закрытия монастыря. А если повода не находили, то устраивали мелкие пакости.
«Советский архимандрит» стойко держал оборону. Судя по тому, что о нем говорили, он был человеком практического склада ума, за словом в карман не лез, был поразительно находчив и выдержан. Но один в поле не воин. Монастырская братия была ему подстать: часть прошла фронт, часть вернулась из лагерей и ссылок, а были такие, кто был и там и там.

Зимним вечером в кабинет отца Алипия вошли несколько человек в штатском и вручили официальное постановление: Псково-Печерский монастырь объявлялся закрытым. Наместнику предписывалось уведомить об этом братию. Ознакомившись с документом, отец Алипий на глазах у чиновников бросил бумаги в жарко пылающий камин. Остолбеневшим посетителям он спокойно пояснил:
— Лучше я приму мученическую смерть, но монастырь не закрою.

У меня половина братии — фронтовики. Мы вооружены, будем сражаться до последнего патрона. Посмотрите на монастырь — какая здесь дислокация. Танки не пройдут. Вы сможете нас взять только с неба, авиацией. Но едва лишь первый самолет появится над монастырем, через несколько минут об этом будет рассказано всему миру по «Голосу Америки». Так что думайте сами!
.


Дом настоятеля, 1883 год:



Однажды у монастыря отобрали пастбища – пасите коров, где хотите. Через несколько дней привезли большую делегацию коммунистов со всего мира, приказали провести экскурсию, показать пещеры, накормить. Приезжают пролетарии всех стран и видят, что в монастыре коровы пасутся внутри монастыря на клумбах. Бык забодал никарагуанского марксиста. В тот же день монастырю были возвращены все пастбища.

В советское время все должны были принимать участие в выборах (еще один демократический фасад). И монахи тоже. Урну для голосования всегда привозили в монастырь, где и проходил обряд «таинства голосования». Новый секретарь обкома возмутился, с какой стати монахам такая честь, и распорядился «прекратить безобразие, пусть сами приходят голосовать».
В назначенный день после литургии монахи с духовными песнопениями под звон колоколов отправились через весь город на избирательный участок. На участке монахи начали служить молебен. Чиновники пытались протестовать, но о. Алипий ответил, что у монахов так принято, потому что голосование – дело государственной важности. Проголосовав, тем же порядком, с песнопениями через весь город, вернулись в монастырь. На следующие выборы урну снова принесли в монастырь.

Сейчас, когда хрущевская «оттепель» уже далеко, эти истории кажутся смешными, что на самом деле никакой опасности для монастыря не было, что духовные подвиги были возможны только в древности. Архимандрит Алипий фактически был «бескровным мучеником». У Алипия было два инфаркта, после третьего он скончался.






В 1812 году наполеоновские войска заняли Полоцк. 7 октября русские войска отбили Полоцк, Псков оказался вне опасности. В память этого события по инициативе Петра Христиановича Витгенштейна в Печерском монастыре был воздвигнут храм в честь Святого Архистратига Божия Михаила:




О жизни монастыря в первой половине ХХ века есть информация на монастырском сайте .

Рядом с монастырем была деревня Пачковка, которую основал на своей земле вышеупомянутый Иван Дементьев. Со временем деревня разрослась, объединилась с другими деревнями и превратилась в город Печоры.
Немецкие войска оставили Печоры 30 ноября 1918, 4 февраля 1919 город заняли эстонские войска. По Юрьевскому (Тартускому) миру в 1920 года большевицкая власть отдала Печерский уезд Эстонии. Печоры превратились в Пецери (Petseri). Началась эстонизация края, были переименованы названия улиц. Если до революции население Печор было в основном русским, то потом примерно половину жителей составляли эстонцы, приехавшие из других районов Эстонии. В 1930-х полностью прекратилось обучение на русском языке. Монастырь не закрывали, но практически всю землю конфисковали.

Эстонский период оставил свой след в архитектурном облике города:
new-1

В 1944 году большая часть Печорского района вошла в состав РСФСР. В 1990-е годы в Печоры приезжали эстонские эмиссары и раздавали жителям направо и налево эстонские паспорта. Для получения паспорта достаточно было показать, что предки жили в Эстонии до 1940 года. Никаких экзаменов на знание языка сдавать не требовалось. Таким образом, сейчас почти половина жителей Печорского района имеет эстонское гражданство. Эти «эстонцы» имеют все права – голосовать, бесплатно учиться в эстонских университетах и т.д.
Понятно зачем все это делалось. В эстонской конституции сказано, что граница с Россией должна проходить в соответствии с Тартуским договором. В свое время необходимо было денонсировать этот договор. Большая глупость, что этого не сделали. А теперь имеем спорную территорию, заселенную «эстонцами», которым в любой момент может понадобится эстонская «помощь».
У России нет пограничных договоров только с Японией и Эстонией. Договор о российско-эстонской границе был подписан в 2011 году, но до сих пор не ратифицирован. Эстонские националисты продолжают утверждать, что Изборск и Печоры – это исконная эстонская земля.
Нам со своей стороны следует помнить, что не весь Печорский район был возвращен в 1944 году, примерно четверть его до сих пор находится в Эстонии.

Tags: Псков
Subscribe

  • Изборск

    7 октября 2017, 16:00-18:00 Известно, что древний Псков, богатый и людный, окружил себя когда-то целым кольцом пригородов для защиты от врагов;…

  • Слобода Тобале́нец

    8 октября 2017, 9:15-14:30 История слободы Тобаленец восходит ко второй половине XVI века. В 1547 году тут на, так называемых, Синичьих горах,…

  • Кемь. Храмы

    25 июня 2016, 15:35-16:00 Западная сторона Белого моря называется Русское Поморье. Побережье от Кандалакши до Кеми называется Карельский берег, а…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments